- Граждане, предъявите билетики за проезд.
- Вот мой билет. Пожалуйста.
Вру. Это не мои билеты. Я родился уже после денежной реформы 1961г., и на память о ней в моем детстве были трехкопеечные монеты, которые, как и одно- и двухкопеечные, не обменивались.
Но это была главная "денюжка" моего детства. На неё можно было купить стакан газировки с сиропом. Или проехать на трамвае.
А до реформы поездка в трамвае стоила 30 коп. Как сохранились эти два билета, напечатанные на папиросной бумаге? Чудо.
Стал искать самую простую информацию о ростовских трамваях времени реформы.
В 1957 г. в Ростове действовало 12 маршрутов трамваев.
No 1 Вокзал – Сельмаш
No 2 Сельмаш – Новое поселение
No 3 «Красный Аксай» - Новое поселение
No 4 Мясокомбинат – площадь Дружинников
No 5 Вокзал – Рабочий городок
No 6 Старый базар – Рабочий городок
No 7 Лендворец – Ленгородский трампарк
No 8 Старый базар – Рабочий городок
No 9 Северный поселок – Площадь Дружинников
No 10 Лендворец – Сельмаш
No 11 Рабочий городок – Сельмаш
No 12 Рабочий городок – «Красный Аксай»
В 1959 г. маршруты No 4 и No 9 укоротили. Они стали ходить только до Старого базара. А ходили оба до площади Дружинников.
No 4 Мясокомбинат—Старый базар
No 9 Северный посёлок —Старый базар
И добавилось три маршрута.
No 13 Старый базар — посёлок Чкалова
No 14 Рабочий городок — Северный посёлок
No 15 Проспект Карла Маркса — Улица Осипенко (Красный город-сад)
Обратите внимание, в названиях маршрутов фигурирует "Старый базар". Словосочетание "Центральный рынок" тогда не знали.
Самая замысловатая трамвайная сеть была на Сельмаше. Сюда приходили четыре маршрута: NoNo 1,2,10 и 11.
Сейчас трудно представить себе трамвай на пешеходной ул. Сержантова или забитой пробками ул.1-й Конной. На Сельмаше в то время трамвайные маршруты делали два больших кольца.
На этом сайте нашел подборку фотографий ростовских трамваев, сделанных как раз в год денежной реформы, в 1961 г.
Я хорошо помню такие дребезжащие вагоны-сцепки. С дверьми, которые открывались с огромным трудом. И кондуктором, переходящим из вагона в вагон на остановках.
Если кондуктор задерживался в одном вагоне, то в другом пару остановок можно было проехать зайцем.
Татры, которые появились в городе, если верить википедии, в 1957, были значительно комфортнее. Помню в разговорах на остановках люди делились желаниями: "Вот бы Татра приехала".
Такие отечественные вагоны КТМ-1 были тоже комфортнее старой серии Х. Но их, как и Татр, было немного.
Еще радостью для пацанов были частые соскакивания троллей с проводов контактной сети. Было интересно наблюдать за водителем, который ловким движением, стоя на земле, скидывал с крыши трамвая "вожжи", и натянув их всем весом своего тела, напоминая в этот момент только что приземлившегося парашютиста, водворял токосъёмники на место. Трамвай отзывался на это событие веселым стрекотом ожившего электродвигателя.
Здесь, давно выставлял схемы трамвайных линий еще с Темерника.
- Категория: Прогулки во времени | Просмотров: 338 | Автор: Stanichnik | Дата: 11.03.2020 | Комментарии (11)
Добавлю, что Северный посёлок это не СЖМ.) Это район от Ларина до Нариманова по проспекту Нагибина (сейчас напротив "Горизонта"). На Нариманова было трамвайное кольцо, остановка называлась "Диспетчерская".
Он и сейчас так называется.
Этого никто не знает. Если таксисту сказать "Северный посёлок", он, не задумываясь, повезёт в СЖМ
Просматривая фонд Ольгинского с\совета встретился трамвайный билет 1924 или 1925 года. Ещё подумалось, может кто-то разыскивает?
Опубликуйте фото в комментариях, пожалуйста.
В ГАРО, в то время, с копированием напряжёнка была, и фотографировать - дело муторное. Сделай заявку, оплати, принеси фотоаппарат... Так и остался он в листах дела никому не интересный, только где-то я у себя пометку делал с номером дела.
Понятно. Мне подумалось у вас есть.
Еще вспомнилось детское развлечение. На рельсы мы клали монетки и гвозди. Монеты превращались в тёплые металлические лепёшки, а гвозди в "маленкие мечи". Это вам не в Айфон пальцем тыкать))
Все это надо было делать с поездом. Трамвай слишком легкий. Мы под поезд клали гвозди 150 мм длиной.
Да, да! Именно поезд, мы залегали как партизаны на насыпи на посёлке Орджоникидзе, и ждали когда поезд проедет.
Поезд далеко, а трамвай рядом с домом. Среди нас малышей ходила байка, что наши старшие товарищи положили на рельсы ж/д костыль, и трамвай сошел с рельсов :-(
Оставить комментарий