Предъявите билет!

- Граждане, предъявите билетики за проезд.
- Вот мой билет. Пожалуйста.

Из Истории ростовского трамвая


Вру. Это не мои билеты. Я родился уже после денежной реформы 1961г., и на память о ней в моем детстве были трехкопеечные монеты, которые, как и одно- и двухкопеечные, не обменивались.
Но это была главная "денюжка" моего детства. На неё можно было купить стакан газировки с сиропом. Или проехать на трамвае.

Из Истории ростовского трамвая
 

А до реформы поездка в трамвае стоила 30 коп. Как сохранились эти два билета, напечатанные на папиросной бумаге? Чудо.
Стал искать самую простую информацию о ростовских трамваях времени реформы.
В 1957 г. в Ростове действовало 12 маршрутов трамваев.

No 1  Вокзал – Сельмаш
No 2  Сельмаш – Новое поселение
No 3  «Красный Аксай» - Новое поселение
No 4  Мясокомбинат – площадь Дружинников
No 5  Вокзал – Рабочий городок
No 6  Старый базар – Рабочий городок
No 7  Лендворец – Ленгородский трампарк
No 8  Старый базар – Рабочий городок
No 9  Северный поселок – Площадь Дружинников
No 10  Лендворец – Сельмаш
No 11  Рабочий городок – Сельмаш
No 12  Рабочий городок – «Красный Аксай»

В 1959 г. маршруты No 4 и No 9 укоротили. Они стали ходить только до Старого базара. А ходили оба до площади Дружинников.

No 4  Мясокомбинат—Старый базар
No 9  Северный посёлок —Старый базар

И добавилось три маршрута.

No 13  Старый базар — посёлок Чкалова
No 14  Рабочий городок — Северный посёлок
No 15  Проспект Карла Маркса — Улица Осипенко (Красный город-сад)

Обратите внимание, в названиях маршрутов фигурирует "Старый базар". Словосочетание "Центральный рынок" тогда не знали.

Самая замысловатая трамвайная сеть была на Сельмаше. Сюда приходили четыре маршрута: NoNo 1,2,10 и 11.
Сейчас трудно представить себе трамвай на пешеходной ул. Сержантова  или забитой пробками ул.1-й Конной. На Сельмаше в то время трамвайные маршруты делали два больших кольца.

Из Истории ростовского трамвая
 

На этом сайте нашел подборку фотографий ростовских трамваев, сделанных как раз в год денежной реформы, в 1961 г.

Я хорошо помню такие дребезжащие вагоны-сцепки. С дверьми, которые открывались с огромным трудом. И кондуктором, переходящим из вагона в вагон на остановках.
Если кондуктор задерживался в одном вагоне, то в другом пару остановок можно было проехать зайцем.

Из Истории ростовского трамвая


Татры, которые появились в городе, если верить википедии, в 1957, были значительно комфортнее. Помню в разговорах на остановках  люди делились желаниями: "Вот бы Татра приехала".

Из Истории ростовского трамвая
 

Такие отечественные вагоны КТМ-1 были тоже комфортнее старой серии Х. Но их, как и Татр, было немного.

Еще радостью для пацанов были частые соскакивания троллей с проводов контактной сети. Было интересно наблюдать за водителем, который ловким движением, стоя на земле, скидывал с крыши трамвая "вожжи", и натянув их всем весом своего тела, напоминая в этот момент только что приземлившегося парашютиста, водворял токосъёмники на место. Трамвай отзывался на это событие веселым стрекотом ожившего электродвигателя.

Из Истории ростовского трамвая
 

Здесь, давно выставлял схемы трамвайных линий еще с Темерника.

 

Бывалый (11.03.20 22:23)

Добавлю, что Северный посёлок это не СЖМ.) Это район от Ларина до Нариманова по проспекту Нагибина (сейчас напротив "Горизонта"). На Нариманова было трамвайное кольцо, остановка называлась "Диспетчерская".

Stanichnik (11.03.20 22:24)

Он и сейчас так называется.

Бывалый (11.03.20 22:37)

Этого никто не знает. Если таксисту сказать "Северный посёлок", он, не задумываясь, повезёт в СЖМ

Гость (11.03.20 22:36)

Просматривая фонд Ольгинского с\совета встретился трамвайный билет 1924 или 1925 года. Ещё подумалось, может кто-то разыскивает?

Heach (11.03.20 23:27)

Опубликуйте фото в комментариях, пожалуйста.

Крикунов Александр (12.03.20 16:30)

В ГАРО, в то время, с копированием напряжёнка была, и фотографировать - дело муторное. Сделай заявку, оплати, принеси фотоаппарат... Так и остался он в листах дела никому не интересный, только где-то я у себя пометку делал с номером дела.

Heach (12.03.20 17:27)

Понятно. Мне подумалось у вас есть.

Бывалый (11.03.20 22:49)

Еще вспомнилось детское развлечение. На рельсы мы клали монетки и гвозди. Монеты превращались в тёплые металлические лепёшки, а гвозди в "маленкие мечи". Это вам не в Айфон пальцем тыкать))

Stanichnik (12.03.20 20:27)

Все это надо было делать с поездом. Трамвай слишком легкий. Мы под поезд клали гвозди 150 мм длиной. 

Heach (12.03.20 20:47)

Да, да! Именно поезд, мы залегали как партизаны на насыпи на посёлке Орджоникидзе, и ждали когда поезд проедет.  

Бывалый (12.03.20 20:48)

Поезд далеко, а трамвай рядом с домом. Среди нас малышей ходила байка, что наши старшие товарищи положили на рельсы ж/д костыль, и трамвай сошел с рельсов :-(

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 8 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.