Нашлось интересное фото. 1924 г. Глиссер. Место определить легко. На другой стороне реки мельница на 29-й линии, возле которой еще нет известного всем элеватора. Далее вправо трубы завода «Красный Аксай». Значит, глиссер пришвартован в Яхт – клубе на Зеленом острове. Или, по-другому, в Нахичеванском яхт – клубе.
Заинтересовала история глиссера. Начал с мотора. Он с радиальным расположением цилиндров. Похоже, что восьмицилиндровый. Такие двигатели начали делать в СССР только в 1929-м году и то пятицилиндровые.
Фото из Википедии
Все первые советские самолеты строились с такими двигателями.
На фото из Википедии самолет АИР-5, 1933 г. Похоже, что тоже с восьмицилиндровым двигателем. Не нашел сведений, что восьмицилиндровые выпускались в СССР.
Значит, скорее всего, на ростовском глиссере мотор с какого-нибудь трофейного самолета.
Начал читать в сети статьи о строительстве первых советских глиссеров и погрузился в неповторимый мир энтузиазма первых пятилеток.
На сайтах
http://www.hobbyport.ru/ships/glissera.htm
http://korabley.net/news/glissirujushhie_suda_istorija_sozdanija/2013-06-16-1453
выяснил, что
- первые советские глиссеры были построены в 1923 г. Значит, ростовский – один из первых.
- при строительстве глиссеров с воздушным винтом использовались моторы фирм «Анзани» и «Сименс»
- постройкой гражданских глиссеров занимались общественные организации – Общество друзей Воздушного флота, Автодор, Освод, Осоавиахим, Досфлот и другие.
- Известный Авиаконструктор А.Н. Туполев приложил свою руку к постройке глиссеров.
Глиссер Г-2 готов к походу по маршруту Москва — Ленинград. 1927 г.
Фото из статьи
https://zen.yandex.ru/media/wtgame/gant1g1-gant2g2-pervye-glissery-tupoleva-5caa21bc7f648c00af195878
Но главная заслуга в деле распространения глиссеростроения в СССР принадлежит общественной организации «Автодор»
Советский глиссирующий катамаран «Автодор-10»
Самое интересное, что кроме эксплуатации глиссеров на регулярных линиях, Автодором проводились пробеги глиссеров.
Так, глиссер конструкции Туполева на предыдущем фото участвовал в пробеге Москва — Рязань — Нижний Новгород — Рыбинск — Лодейное Поле — Шлиссельбург—Ленинград. За 80 ходовых часов было пройдено без аварий около 3000 км.
Помните незабвенное «Все в Автодор!»
Самую подробную информацию нашел на сайте
http://www.barque.ru/
http://www.barque.ru/stories/1980/pre_war_glider_building
Это глиссер на финише пробега Москва – Астрахань.
А на этом фото стоянка глиссеров, участвующих в пробеге в Казани. Явно виден неподдельный энтузиазм и интерес зрителей.
Но, к сожалению, я нигде не нашел упоминаний о глиссерах в Ростове. Даже не нашел фото похожих. С натяжкой можно предположить, что на ростовском фото один из автодоровских глиссеров
А ведь где, как не в Ростове, городе у моря, развернуться глиссерам. Знаю, что среди читателей Меотиды есть кораблестроители. Надеюсь на их помощь.
Надо сказать, что глиссеры очень благодарный объект фотографирования.
Вспомнил свою старую зарисовку.
- Категория: Страницы истории | Просмотров: 225 | Автор: Stanichnik | Дата: 20.02.2020 | Комментарии (0)
Оставить комментарий