Теперь я надеюсь, что про самый старый аттракцион в городе – карусель моего детства, мне придётся написать еще не раз.
Да, её в очередной раз разобрали. И получается, что этот снимок, который я сделал летом, последний в этой её инкарнации.
И я бы не очень обратил на это внимание и не очень печалился по этому поводу. После многих ремонтов и реконструкций она не очень похожа на ту карусель, на которую меня приводили родители за руку. А по нынешним временам, так вообще скучна. Время идёт, и это хорошо.
Но то, что я увидел на месте разобранной карусели, привело меня в восторг.
Это двухступенчатый, ремённый редуктор, приводивший карусель в действие. Я с юных лет «обтираю животом» всякие станки и механизмы и вдоволь насмотрелся на всякие трансмиссии. Но такое вижу впервые.
Шестерёнка - вещь мудрая. Её не сделаешь просто так. До войны наша промышленность делала их в очень ограниченном количестве. Образно говоря, для танков и тракторов. На карусели шестерёнок не оставалось.
Вот и придумали умельцы такой простой, но надёжный механизм.
Он сделан очень рационально. На сварной раме установлен электродвигатель и два вала на четырёх подшипниках со старинными тавотницами. Два больших шкива, одинаковые. Два малых, похоже, тоже. Вращение на саму карусель передаётся колесом от тележки или тачки. Сцепление этого колеса с каруселью обеспечивается весом электродвигателя, так как рама всего редуктора на шарнире.
Очень остроумно и экономно. Муками, которые несут каждому изобретателю знание инженерных наук, таких как сопромат, создатели этой конструкции явно не мучились. Но смекалка помогла. Всё получилось отлично и служило долгие десятилетия.
Стоял и аплодировал в душе.
Дома перебрал фотографии старых комбайнов с выставки в музее Ростсельмаша.
Очень вероятно, что основные детали этого чудо-редуктора взяты с комбайнов. Флагман отечественного сельхозмашиностроения всегда шефствовал над парком.
Но на скорую руку ничего не нашел.
А ниже моя старая заметка об этой карусели «Каждой твари по паре».
Сергей Медведев на своем портале «Кто главный» предпринял попытку найти самый старый аттракцион в Ростове и почти нашел. Почти.
Но в любом случае, прогулка по ростовским аттракционам у него получилась интересная. Вот ссылка, почитайте.
Почему я говорю «почти»? Дело в том, что такого понятия, как самый старый аттракцион Ростова, не существует с инженерной точки зрения. Все они постепенно и постоянно модернизировались. И модернизировались, как правило, по частям.
Возможно, какой-то новый аттракцион стоит на фундаменте 30-х годов. А в каком-то крутятся шестеренки от довоенного редуктора фирмы «Даймлер». Но все это не дает право этим объектам называться самыми старыми аттракционами города.
И та карусель, которую автор называет самым старым аттракционом, ссылаясь на слова работников парка им Н. Островского, да, стояла на этом месте похожая в начале 60-х. Но много позже, на моих глазах её полностью демонтировали и смонтировали из новых конструкций.
Поэтому это только реплика той карусели.
Но именно на ней остались звери, которые стояли в начале 60-х на той первой.
И старая, и новая карусель имеет 8 граней, на каждой грани старой карусели стояли по паре животных для путешествий. То есть их было 16.
Из тех 16-ти лошадей, оленей, верблюдов и слонов сегодня осталось 11. Остальные места или пустуют, или заполнены новоделом.
Так вот эти 11 зверей и являются самыми старыми… нет, не аттракционами, а выжившими тварями, сбежавшими с разбитого ураганом Ноева ковчега.
Слонов нет ни одного, видно климат суров), верблюдов и оленей осталось по паре, причем один олень со спиленными рогами.
Но это именно те звери, которые несли меня в дальние страны, когда я еще на ногах некрепко стоял. Эти ручки и подножки я не забыл.
Думаю, что эти звери или из самого начала 60-х, или даже из конца 50-х.
Где-то было фото, на котором я сижу на олене, едва дотягиваясь руками до его рогов. Бог даст, найду.
- Категория: Страницы истории | Просмотров: 444 | Автор: Stanichnik | Дата: 22.01.2020 | Комментарии (15)
Ностальгические звери! Но все-таки самый старый аттракцион - это детская железная дорога!
Я под аттракционом понимал исключительно развлекательный предмет. А ДЖД все таки была больше учреждением образовательным.
Ccылка что-то не работает
Исправил
Когда-то этот аттракцион работал от человеческой тяги. Наверху была площадка типа карусели, за неё становились дядечки и толкали карусель. Иногда, мы пацанами приходили, тоже толкали. Нас было человек 10 . А я как самый маленький младший сидел в центре болтал ногами. А мужики в это время отдыхали. И так сеанса три. Потом нас один сеанс катали бесплатно.
Анатолий, вы удивительные вещи рассказываете.
А о каких годах речь?
Примерно начало 60- х годов. 1961 примерно. Я в школу пошел в 61. Живу до сих пор на Мира. Меня одного родители не пускали тогда в рощу, мы так парк называли,а со старшими я ходил. У меня брат старше меня на четыре года. И если мы шли в рощу, то была компания, человек десять. Я самый младший.
В школу нашу, Анатолий? Может поделитесь фотографиями класса? Я их могу скопировать.
Школа 21
21 тоже заслуживает, чтобы её вспомнили, но нужна инициатива.
Наверное, все школы этого заслуживают, да только не всем такая задача по плечу... ;-)
Смотря какая задача, если сделать публикацию, к примеру, многим это по плечу, я уверен, а инициатива нужна, если на что-то других подбить, чтобы они свои архивы стали поднимать.
А кто помнит несчастный случай на первое мая? Когда установили аттракцион самолеты. Самолеты были без защиты на винтах. И садились в самолеты по приставкой лестнице. И один умник решил раньше времени, при замедление хода, спрыгнуть с самолета. Ну спрыгнул и пошел по ходу. А следующий ему по башке винтом. Тогда говорили, что забрали в больницу. Так после этого установили защиту на винты и построили посадочные площадки. Дело было это на 1 мая, буквально в первые дни. А аттракцион силомер. Там кулаком или кувалдой, кто как хочет, били по подставке и должен был взрываться капсулы от патрона охотничего. Но часто были осечки и капсуль слетал на землю. Ставили новый капсуль. Так мы в понедельник ходили и старались найти потерянные капсул. А потом на рельсы под трамвай. Такой грохот был
Я про случай с травмой от винта слышал.
Оставить комментарий