Вот в этой прекрасной глухомани, на берегу реки Чир, в начале ХХ века казак Тимофей Андреевич Каргин построил паровую мельницу-вальцовку. Построил по самому последнему слову техники того времени.
Таких мельниц в нашем крае была не мало, да повезло так хорошо сохраниться только этой. Дело в том, что в годы её строительства недалеко жил молодой человек, который в будущем станет нобелевским лауреатом по литературе.
Мельница с кинотеатром, который предприимчивый хозяин построил рядом, была в центре станичной жизни. И многие эпизоды биографии будущего известного писателя связаны с этой мельницей.
Я о мельнице расскажу скоро и подробно. А сейчас о кинотеатре и даже не сколько о нем, а об одном уникальном экспонате музейного подворья.
Три дня, прожитых мною на мельнице, в крошечной гостинице, где останавливались еще гости, платившие за все деньгами с двуглавым орлом, навсегда останутся в памяти.
Но сейчас гляньте на подворье. Ближнее, большое здание — кинотеатр. Оно едва меньше самой мельницы.
Кинотеатр "Идеал". Центр культурной жизни. По вечерам здесь собиралось все станишное общество и не только для просмотра фильмов, но и для общения и любительских театральных постановок.
Чтобы живее понять, чем в таком далеком от культурных центров месте был кинотеатр, почитайте материалы по истории кинопроката в нашей области. У меня получилось, что в Ростове-на-Дону первый кинотеатр был открыт в 1906 г, а это в Каргинской в 1911-м был вторым. Хотя могу ошибаться.
Но как бы там не было, этот гостеприимный и привлекательный фасад — чудо чудное.
Сотрудниками Каргинского мемориально-исторического комплекса восстановлена обстановка кинотеатра.
Простые лавки.
Но вип-ложа присутствует. Как без неё?
Стоят действующие кинопроекторы из 60-х.
Но меня, как магнит, притянул этот аппарат.
Оказалось, это кинопроектор немецкой фирмы Ernemann. Надо сказать, что и все оборудование мельницы сделано в Германии. Каргин, вероятно, оптом все покупал.
Мой восторг не знал границ. У этого аппарата нет электрического шнура! Это модель 1905 г. для 35 мм пленки с неэлектрическим источником света.
Обратите внимание, там кольцо на задней стенке, оно открывает дверцу в камеру, где стояла свеча или керосиновая лампада, или что-то подобное. Там сверху с полукруглой крышкой - "выхлопная труба" для отвода горячего воздуха.
Еще обратите внимание на ручку ручной лентопротяжки. Еще обратите внимание.... Дай мне волю, я бы этот аппарат разобрал до винтиков, чтобы понять, как инженеры того времени решали проблемы взаимозаменяемости, допусков и посадок, и многие другие.
Получается, что самое электрическое из всех видов искусств — кинематограф, становился на ноги без помощи электричества.
Я сидел на неудобной для современного человека лавке и смотрел фильм о несчастной персидской княжне.
Вдруг вздрогнул, показалось, что подошла моя очередь тащить с телеги тяжелые мешки с зерном к коробу для помола. Нет, не моя. Можно досмотреть фильм.
- Категория: Сельские, домашние | Просмотров: 219 | Автор: Stanichnik | Дата: 11.11.2019 | Комментарии (0)
Оставить комментарий