Прокат автомобилей в СССР


Нет такого явления в современном мире, какое не было бы изобретено, опробовано и забыто в СССР. Шучу? Отчасти.

Мудреное слово «кершеринг» приходится слышать все чаще и чаще. Автомобиль на прокат становится привычным делом. И многие считают, что появился этот сервис не так давно.
И я так считал, пока в одном из номеров газеты «Вечерний Ростов» за 1961 г. не увидел эту заметку.

Оказывается в начале 60-х в нашем городе существовал прокат легковых автомобилей. В этом пункте проката к услугам клиентов было 84 автомобиля. Что для 1961 г – огромная цифра.

Прокат автомобилей в Ростове в 1961 г.
 

Заметка сообщает о самых привычных в то время вещах — половина машин стоит сломана, запчастей нет, купить не за что, сделать самим не на чем, на те машины, которые на ходу — большая очередь.
Если уметь читать между строк, а это обязан был уметь каждый человек в СССР, то из заметки можно понять, что автомобили использовались в основном для отдыха граждан в теплое время, и, наверное, не простых граждан, а руководящих или приближенных.

Располагался ростовский пункт проката автомобилей в этом старинном доме по Красноармейской между Газетным и Семашко.

Прокат автомобилей в Ростове в 1961 г.
 

Меня существование пункта проката автомобилей в то время очень удивило. Я хорошо помню, какие титанические усилия предпринимали в 70-е, 80-е мои старшие товарищи, чтобы не подохли их стальные кони.

Они сами изготавливали запчасти, проявляя удивительную изобретательность. Менялись, доставали, заказывали в другие города и, как дети, радовались, раздобыв нужную шестеренку.

По выходным собирались компаниями в гараже у поломанного автомобиля. Советовали, помогали попавшему в беду товарищу. Потом такой ремонт часто заканчивался "обмыванием".

Отпрашивались с работы, толкались по толкучкам, экспериментировали. И часами могли рассказывать друг другу случаи на дороге.

Осваивали профессии сварщика, рихтовщика, маляра, электрика и другие.

Ездили до рассвета пересчитываться в очереди на резину.

Передавали друг другу пакетики с волшебным порошком, повышающим октановое число бензина или продляющее жизнь дефицитному аккумулятору.

А гараж у автолюбителя того времени должен был быть с многочисленными полками по всему его периметру, не считая ворот. И эти полки должны были заставлены имуществом так, чтобы не видно было стен. Только тогда вы были застрахованы от мелких неприятностей, и ваш автомобиль ездил.

Каждый автолюбитель постоянно решал для себя трудную задачу комплектования возимого перечня запчастей и обязан был обладать приемами первой помощи заглохшему автомобилю. Иначе — беда.

Какой прокат??? Я подозреваю, что он умер очень быстро.

А вообще прокат в то время был делом обычным. Свои первые километры на велосипеде я делал на прокатном двухколесном.
В этом объявлении из той же Вечерки — дыхание того времени.

Прокат автомобилей в Ростове в 1961 г.
 

Карбофос (10.10.19 13:23)

В 1961году телевизор был такой же диковиной как и автомобиль!

Читатель (14.10.19 12:38)

Вот еще реклама ростовского проката авто.

фото рекламы проката
Stanichnik (14.10.19 16:20)

Что-то дешево. У меня еще окрепла мысль, что этот прокат был блатной лавочкой для своих.

Читатель (17.10.19 14:53)

Да наверняка. Где-то читал, что необходимо было разрешение получать и совсем не удивился )))

Stanichnik (17.10.19 15:02)

То, что за этими автомобилями быле не живая очередь, это очевидно.

Саня (31.10.19 17:38)

Вот, что рассказал спасённый (найденный на помойке) старый путеводитель по Ростову-на-Дону 1959 года издания. Упоминаются 2 прокатных пункта: на ул . Текучёва 153 – прокат музыкальных инструментов, бытовой техники,  велосипедов и мотоциклов;  на ул Октябрьской 6 (теперь Шолоховский проспект) – прокат автомашин.

титульный лист путеводителя
страницы раздела "Справочные материалы"
страницы раздела "Справочные материалы"

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 8 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.