Листаю ростовские газеты 1943 года. Ищу следы истории одного завода, но как обычно бывает, попутно нахожу много интересного.
В этот раз взгляд просто приклеился к фотографиям американской военной техники. Не ожидал вообще её увидеть на страницах провинциальной газеты только что освобожденного от врага города.
Что интересно, сообщаются характеристики техники, сведения о вооружении и прочее.
Думал, что подобные данные во время войны – строго секретные. Оказывается, нет.
Видимо американцы считали, что пропаганда своей силы важнее секретности.
Даже скорость военного транспортника указана.
Те фото, где технические характеристики не указаны, не менее открыты.
Наши фотографии – прямая противоположность. На них прежде всего люди и их подвиги. Что, конечно, очень правильно.
Но техника если присутствует, то только как фон.
О ней ничего конкретно не говорится.
А между тем, именно в 43-м рождались или поступали на вооружение очень многие достойные образцы. Но секретность была превыше всего. Даже названия не упоминаются.
В связи с этим вспомнил очень хороший роман писателя Николая Чуковского «Балтийское небо». Это одно из лучших военных произведений, написанных в нашей стране. Герои романа – летчики, сражавшиеся в небе над Ленинградом. Читал роман давно, но до сих пор в памяти два эпизода – описание боевых качеств английского «Харикейна», полученного по Ленд-Лизу и нашего нового самолета. Один из главных героев романа летал на обоих, и писатель сравнивает его впечатления.
Если в отношении «Харикейна» автор не стесняется разбирать все тонкости его боевых качеств, то наша машина описана как некое мифическое существо БЕЗ НАЗВАНИЯ.
Это про «Харикейн»:
"Харрикейн" легко оторвался от земли и взлетел хорошо. Лунин взял ручку на себя, задрал нос самолета и, как говорят летчики, "свечой пошел вверх". "Харрикейн" поднимался не хуже, но и не лучше, чем "И-16". Гм, значит, вертикальный маневр у него не лучше, чем у "И-16", а у "Мессершмитта" вертикальный маневр лучше. Следовательно, это преимущество за "Мессершмиттом" остается… На высоте двух тысяч метров Лунин выровнял самолет и ввел его в крутой вираж. Нет, вираж, пожалуй, не так крут, как вышел бы на "И-16". Желая себя проверить, Лунин делал круг за кругом; он старался поворачивать круто, чтобы диаметры этих кругов были как можно меньше. Сомнений быть не может: горизонтальный маневр у "И-16" лучше, чем у "Харрикейна". Это обидно. Лунин вспомнил, сколько раз они сбивали "Мессершмитты", используя огромные боевые возможности, заложенные в горизонтальном маневре. Впрочем, чем больше скорость, на которую способен самолет, тем, естественно, слабее его маневренность в горизонтальной плоскости. А преимущество в скорости важнее любых других достоинств…
…Он проделал над аэродромом несколько фигур высшего пилотажа. Потом вошел в пике и вышел из него. Потом опять мертвые петли, бочки… Самолет слушается, но неточность, безусловно, есть. Тут, вероятно, дело как раз в бесхарактерности, безличности конструкции. Незначительная неточность — доли секунды, сантиметры. Однако жизнь и смерть в воздушном бою зависят от долей секунды, от сантиметров.
Наконец Лунин приступил к испытанию скорости "Харрикейна" и пришел к самым неожиданным выводам.
Оказалось, что, вопреки всем ожиданиям, обычная скорость "Харрикейна" нисколько не больше скорости "ишака". И только с помощью особого приема так называемого "форсажа" — скорость его можно было увеличить незначительно, всего на несколько десятков километров в час. Этот "форсаж" мог, к тому же, продолжаться всего несколько минут и потреблял огромное количество горючего, что в результате приводило к резкому сокращению пребывания самолета в воздухе.
Нет, это слишком дорогая цена за две-три минуты полета со слегка повышенной скоростью.
Теперь Лунину всё было ясно. Сделав круг над аэродромом, он пошел на посадку.
А это про наш истребитель:
Двадцать второго октября эскадрилья Лунина совершила свой первый боевой вылет на самолетах новой конструкции…
…Он еще не привык к своему новому самолету — он всего несколько дней назад впервые поднялся на нем — и теперь наслаждался тем, как он удобен, послушен, стремителен, точен, устойчив, как умны и бдительны на нем приборы. Вообще вся эта изящная, могучая машина казалась ему таким воплощением разума, что он невольно чувствовал к ней уважение, словно она живая. И в то же время эта машина была как бы продолжением его самого, повиновалась только ему, превращала его в сказочного великана, увеличивая его силу в тысячу раз. И сейчас, когда он в помощь себе получил такую разумную силу, ему не терпелось встретиться со своими давнишними испытанными врагами — "Мессершмиттами". Посмотрим, как они будут вести себя теперь… если только они осмелятся вылететь в такую погоду…
Вот вопрос: можно ли воспитать патриотизм только лозунгами, или цифры нужны тоже.
- Категория: Великая Отечественная | Просмотров: 174 | Автор: Stanichnik | Дата: 26.09.2019 | Комментарии (2)
Ну американцы сказочники,у транспортного самолета,характеристики,как у Ил-76,в 43 году и при двух моторах по 2000л.с.
Дезинформация - тоже оружие.
Оставить комментарий