Я продолжаю с помощью замечательной газеты «Вечерний Ростов» исследовать и раскладывать по полочкам 1961 год.
Очередной объект – ростовская реклама. Считал, что в начале 60-х её не было. Время было небогатое, экономика – плановая, чего тут рекламировать. А известный слоган «Всем попробовать пора бы, как вкусны и нежны крабы» воспринимал как своеобразную шутку.
Оказывается реклама была, и было ее немало.
Итак.
На первом месте по количеству рекламных объявлений в 1961-м году стоит, не удивляйтесь, реклама воздушных перелетов. Слова «Аэрофлот» тогда еще не придумали, вместо него пользовались аббревиатурой ГВФ – гражданский воздушный флот. Такая реклама встречается в газете ежемесячно и даже чаще.
И хотя в рекламе упоминается снижение цен на билеты, вероятно, для большинства граждан такие перелеты были не по карману.
Надо полагать, что избыток свободных мест в самолетах того времени был вызван еще и тем, что многие партийные и советские органы бронировали места на рейсы, на случай неожиданных вызовов в столицу, но вызывали их не часто.
На почетном втором месте – реклама продуктов питания. Но не спешите радоваться за наших предков.
Три раза за год газета прорекламировала мороженое Ростовского на Дону холодильника №1, и по одному разу селедку, кофе молотый натуральный и с цикорием и чай. Причем на пачке чая можно разобрать слово «грузинский». Этот чай народ не любил, предпочитая ему краснодарский и если повезет – цейлонский.
Надо сказать, что мастера рекламы того времени ни чуть не уступали современным. Почитайте рекламные тексты. Селедка, оказывается, способствует правильному кровообращению.
На третьем месте меня ждал сюрприз – фототовары. Удивлен и раздосадован. Любое фото нашего города из 60-х – ценность невероятная. Их можно по пальцам пересчитать. И оказывается, фототовары не были дефицитом. Ленились люди. Конечно, кто знает, что такое просидеть много часов под красным фонарем тот поймет, как это было нелегко. Фотографией в то время занимались или профессионалы, или сумасшедшие энтузиасты. Но все равно обидно.
Обратите внимание, одну и ту же рекламу помещают два недалеко расположенных магазина.
Еще обратите внимание на рамку для экспонирования на рисунке. Отец сделал такую сам. Дороговато все было. Храню как реликвию.
И совсем редкость для того времени - рекламная заметка о "Зенит-3"
И еще одну рекламу надо поставить на третье место по количеству объявлений – призывы к гражданам сдавать вторсырье. Причем из всего разнообразного вторсырья, особенно требовались стеклянные банки для консервных заводов. Вероятно, эти заводы задыхались без стеклотары. А я хорошо помню, как в каждой семье тщательно оценивалась каждая стеклянная банка, попавшая в хозяйство на предмет пригодности её для домашнего консервирования. Импортные банки с «винтовыми» крышками сразу отправлялись в мусор, а всякая другая тара рассматривалась как потенциальная емкость для домашнего донского салата, лечо, маринованных синеньких и прочих местных разносолов, коих не сосчитать. Трехлитровые баллоны во вторсырье мог сдать только сумасшедший или уезжающий в далекие края. Они еще были незаменимы при покупке пива. Банки емкостью от двух до 0,7 литра были самыми востребованными при домашних заготовках. Допущу, что кое-кто из горожан мох сдать во вторсырье пол-литровые банки. На них было жалко тратить остродефицитную крышку.
Хорошо помню старьевщика, несколько раз приезжавшего в наш двор на стареньком мотороллере с помятой алюминиевой будкой. Он принимал всякое тряпье в обмен на простенькие игрушки. Его сразу обступала галдящая толпа детворы, в которой каждый выпросил у мамы или бабушки какую-нибудь ненужную тряпку.
Обратите внимание на помещенное на одной из реклам предложение жаловаться на случаи отказа принимать стеклотару. Знали, когда писали рекламу, что работникам магазинов эта стеклотара - пятое колесо.
Очень удивила реклама, призывающая граждан сдавать пустые флаконы из под духов и одеколона.
Подозреваю, что реклама пластинок с записями классической музыки была гласом вопиющего в пустыне.
Такие нужные во все времена хозтовары упоминаются в рекламе всего два раза за год. Один раз реклама призывает горожан покупать хозяйственное мыло масложиркомбината «Рабочий». Это мыло производилось на новом оборудовании и отличалось от того, к которому привыкли ростовчане. Полагаю, реклама была призвана успокоить покупателей, не желавших покупать новое мыло.
А всем известный хозяйственный магазин на Центральном рынке проводил выставку-продажу товаров бытовой химии. Подозреваю, подзалежалых товаров. В перечне товаров остановился на колерах для побелки. Обои в те времена были не популярны, дороги, дефицитны, и под ними с удовольствием селились клопы, водившиеся тогда в изобилии, а тараканы любили на обед обойный клей. Поэтому стены своих жилищ горожане белили и украшали беленные поверхности рисунками ваз с камышом или колючками.
Игрушки всего три раза появляются в рекламе на газетных полосах. Один раз это елочные игрушки и два раза обычные. Но, кстати, с игрушками в то время было не плохо, в отличии от других товаров. Впрочем дело не в самих игрушках, а в воображении. Нам хватало того, что было, а немецкая железная дорога была презренным излишеством.
Подарки и украшения рекламировались в основном перед 8-м марта.
Реклама общепита посвящена вновь открывшимся заведениям. Интересно, что и на рекламе известного всем ресторана "Центральный" на Энгельса, и на рекламе малоизвестной домовой кухни изображен один и тот же повар. Но если в домовой кухне, разливая огромным половником щи и кашу по судкам, он выглядит органично, то размахивая этим половником над ресторанными блюдами он выглядит странно. Трудное было время, все рисовали руками.
А "Красный мак" закрылся, кажется, совсем недавно.
Бытовая техника, увы, представлена только швейными машинками. И только электрическими, неудобными в быту и дорогими импортными. Ни холодильников, ни стиральных машин в рекламе нет, как и в продаже.
Ружья - пожалуйста. Дымный порох и бамбуковые удилища - теперь экзотика и антиквариат.
Лотерейные билеты по 30 кап. давали на сдачу в магазинах, распространяли через администрацию и профсоюз и всучивали гражданам всеми возможными способами. Управдома из "Бриллиантовой руки" помните?
Вот неожиданная услуга - окраска и лакировка обуви. Тогда обувь носили по много лет. Сейчас, не знаю как у вас, у меня за год меняется почти весь обувной гардероб.
Канцтовары.
Слова "Комиссионка" тогда, наверное, не было. Были скупки. Скупали практически все. Все пользовалось спросом.
Но и в кредит предлагали. Уверен, что дорогое или залежалое.
Единственная реклама простой одежды
- Категория: Прогулки во времени | Просмотров: 369 | Автор: Stanichnik | Дата: 25.09.2019 | Комментарии (4)
Какая большая работа была проделана по сбору рекламных объявлений! Большое Вам спасибо. Очередная машина времени в прошлое!
Когда интересно - не тяжело)))
А ещё принимали битый хрусталь. Правда это было гораздо позже.
Совсем не помню.
Оставить комментарий