400 трудных лет Волго-Дона

На строительстве Цимлянской плотины
Картина бригады художников: Я.Е. Гуслистый, С.А. Сухоруков, А.М. Чернышев, Н.М. Замковой, И.И. Соколов, Ф.И. Баранов.

История строительства Волгодонского канала


Я  к строителям судоходных каналов отношусь с уважением и… сочувствием. Сочувствие к их нелегкой, а иногда лютой судьбе у меня возникло после прочтения еще в юности  повести Андрея Платонова «Епифановские шлюзы».
Речь в повести идет об очередной попытке соединить Дон и Волгу судоходным каналом, предпринятой во времена Петра I. Герой повести – английский инженер Бертран Перри, по проекту и под руководством которого велось строительство, закончившееся не совсем так, как хотелось царю-реформатору.
Почитайте этот короткий отрывок – финал повести.

«В полдень Перри шел по среднерусскому континенту и созерцал встречные травинки. За спиной его был мешок, а рядом стражники. Дорога ожидала дальняя, и стражники были добры, чтобы не тратить зря душу на злобу.
Два стражника были родом из Епифани. Они сказали Перри, что завтра с утра начнут пороть в пыточной хате немца-остальца Форха. Царь будто другой никакой казни ему не назначил, а только дать дюжую порку и выгнать в неметчину.

Дорога в Москву оказалась столь длинна, что Перри забыл, куда его ведут, и так устал, что хотел, чтобы его поскорее довели и убили.
В Рязани епифанские стражники переменились. Новые стражники сказали Перри, что как бы войны с аглицкой державой не было.
   – А что так? – спросил Перри.
   – Петр-государь, сказывают, пымал у царицы на спальных снастях полюбовника, а тот аглицким посланцем окажись! Петр-царь ему голову отруби да царице ее в шелковом чувале и пришли!..
   – Неужели так? – спросил Перри.
   – А ты думал? – сказал стражник.– Видал нашего царя? Громадный мужчина! Сказывают, он тому посланцу руками голову оторвал, будто куренку какому! Шуточное ли дело! Только я слыхал, из женчины царь народ на войну не тронет...
Под конец дороги Перри не чувствовал ног. Они у него распухли, и он шел как в валенках.
Один стражник-старик на последней ночевке ни с того ни с сего сказал Перри:
   – И куды мы тебя ведем? Может, на мертвую казнь! Нонешний царь горазд на всякую лютость... Я б убег на глазах! Пора! А ты идешь цыплаком! Кровя, брат, у тебя дохлые – я б залютовал во как и в порку не дался, тем более в казнь!..

XI

Перри привели в Кремль и сдали в башенную тюрьму. Ничего ему не говорили, и Перри перестал пытать судьбу.
В узкое окно он всю ночь видел роскошь природы – звезды – и удивлялся этому живому огню на небе, горевшему в своей высоте и беззаконии. Такая догадка обрадовала Перри, и он беспечно засмеялся на низком глубоком полу высокому небу, счастливо царствовавшему в захватывающем дыханье пространстве.
Перри проснулся сразу, не помня, как он заснул. Проснулся он не сам по себе, а от людей, которые стояли перед ним и негромко говорили, не будя заключенного. Но он сам проснулся, почуяв их.
   – Бертран Рамзей Перри,– сказал дьяк, вынув бумажку и прочтя имя,– по приказу его величества, государя императора ты приговорен к усечению головы. Больше мне ничего не ведомо. Прощай! Царство тебе божье! Все ж ты человек!
Дьяк ушел и задвинул снаружи наглухо двери, не сразу управившись с железом.
Остался другой человек – огромный хам, в одних штанах на пуговице и без рубашки.
   – Скидывай портки!
Перри начал снимать рубашку.
   – Я тебе сказываю – портки прочь, вор!
У палача сияли диким чувством и каким-то шумящим счастьем голубые, а теперь почерневшие глаза.
   – Где ж твой топор? – спросил Перри, утратив всякое ощущение, кроме маленькой неприязни, как перед холодной водой, куда его сейчас сбросит этот человек.
   – Топор! – сказал палач.– Я без топора с тобой управлюсь!
Резким рубящим лезвием влепилась догадка в мозг Перри, чуждая и страшная его природе, как пуля живому сердцу.
И эта догадка заменила Перри чувство топора на шее: он увидел кровь в своих онемелых, остывших глазах и свалился в объятия воющего палача.

Через час в башне загремел железом дьяк.
   – Готово, Игнатий? – крикнул он сквозь дверь, притулясь и прислушиваясь.
   – Обожди, не лезь, гнида! – скрежеща и сопя, отвечал оттуда палач.
   – Вот сатана! – бормотал дьяк.– Такого не видал вовеки: пока лютостью не изойдет – входить страховито!
Зазвонили к «Достойно» – отходила ранняя обедня.
Дьяк зашел в церковь, взял просфорочку – для первого завтрака, и запасся свечечкой – для вечернего одинокого чтения.
* * *
Епифанский воевода Салтыков получил в августе, на яблошный спас, духовитый пакет с марками иноземной державы. Написано на пакете было не по-нашему, но три слова – по-русски:
Бертрану Перри
инженеру

Салтыков испугался и не знал, что ему делать с этим пакетом на имя мертвеца. А потом положил его от греха за божницу – на вечное поселение паукам.»

 
У кого первого возникла идея соединить Дон и Волгу, мы уже не узнаем. Но идея была заманчива.
Минимальное расстояние между реками – 52,5 км. А их притоки, донская Иловля и волжская Камышинка сходятся аж на 4-5 км. Издревле здесь существовала «Переволока». Сейчас это территория городов Камышин и Петровский вал в Волгоградской области.
16-й век, султан Селим II, исполняя завещание своего отца султана Солеймана Великого, начинает строить канал. Цель - вернуть Астрахань, отнятую Иваном Грозным. Персидский шах не давал туркам дорогу через Каспий, и у них был один путь подтащить осадные пушки к Астрахани – прорыть судоходный канал.
Весна 1568 г. Около 70 тыс. военных турок и крымских татар двигаются из Азова сухим путем к месту строительства канала. Туда же водным путем двигается флот, в котором около ста судов, нагруженных оружием и провиантом.

Упоминаются 200 тысяч пленных, рывших канал.

Неудача. Сухопутные войска турок терпят поражение под Астраханью, а русский корпус уже спешит на подмогу осажденной Астрахани.
В этой ситуации строительство свертывается. 
Это фото «турецкой канавы» из газеты начала 20-го века.

История строительства Волгодонского канала
 

Через 130 лет Петр I предпринимает попытку соединить две реки примерно в полукилометре южнее неудавшегося канала Селима II.
Под руководством адмирала Корнеля Крюйса были проведены изыскания и составлен проект «прокопа» из Иловли в Камышинку.

Крюйс войдет в историю благодаря составленной им карты под названием «Новая чертежная книга  содержащая великую реку Дон»
Страница из Атласа Крюйса со схемой канала между Иловлей и Камышинкой.

История строительства Волгодонского канала
 

Затем Петр, непонятно с какой целью, активно пиарит этот проект в Европе. Проект «прокопа» одобрен Парижской академией наук и представлен на рассмотрение немецкому ученому Лейбницу. Зачем это? Напугать европейцев перспективой быстрого выхода России в Черное море?
Для руководства работами в 1698 г. был приглашен немецкий полковник Бренкель. Первый построенный Бренкелем шлюз оказался нерабочеспособным и инженер, опасаясь царского гнева, бежит за границу.

И тогда Петр, находящийся в то время в Англии, приглашает для постройки канала капитана Джона Перри. 
Перри пересматривает проект, переносит канал немного к югу и энергично берется за работу. На строительстве работают от 10 до 15 тыс. человек. Закончить канал помешала война со Швецией, потребовавшая мобилизации всех ресурсов государства.

В сети нашел фото пользователя Viktoria310892. Запечатлены остатки Петровского канала в городе Петровский вал.

История строительства Волгодонского канала
 

Петр Алексеевич не оставляет попыток связать Волгу и Дон. И в 1702 г. начинаются работы по устройству канала в районе Иван-озера, соединяющего Дон с Шатом – притоком Упы, впадающей в Оку, – приток Волги. Этот канал строился по проекту самого Перри и получил название Епифановские шлюзы.
На канале предполагалось соорудить 33 каменных шлюзов, общая длина шлюзовой части 229,4 км. Работы продолжались до 1707 г., было сооружено 24 каменных шлюза. 
Пишут, что несмотря на недостроенность канала, по нему прошли около 300 судов. 
После поражения  от турок в 1711 г. и отдачи им Азова и Таганрога работы были остановлены. Выход в мировой океан южным путем становится не актуальным надолго.
В исторических описаниях  в качестве строителя канала упоминается Джон Перри. У Платонова Перри – Бертран. Не знаю где путаница, но не верю, что один канал строили два англичанина с одинаковой фамилией. 

В 1806-10 годах при Александре I работы возобновились, и было построено еще 3 шлюза. Затем последовал новый перерыв, и уже в 1839 г. при Николае I  последовало распоряжение об упразднении канала и распродажи оставшихся материалов.
Надо понимать, под какие суда проектировались и строились каналы того времени в мелководных верховьях.
Основным судном того времени, как бы сейчас сказали – класса «река-море», были галеасы. Водоизмещение этих судов было всего 700-800 пудов, то есть 11-12 тонн. Катера в современном понимании. Самые крупные речные суда тех лет были водоизмещением не более 80 тонн. Известно так-же, что 42-х пушечный, двухпалубный прам  имел осадку всего 1,5 метра.

С удивлением обнаружил, что об идее соединения двух рек  много писали в начале 20-го века  задолго до начала его строительства. В руки попала интересная подборка книг, вышедших до и во время строительства.

История строительства Волгодонского канала
 

Так представляли себе наши предки шлюзы Волго-Дона.

История строительства Волгодонского канала
 

В одной из этих книг нашел уникальную хронологию возникновения идей и маршрутов устройства каналов.

1. 1757 г. Академики Паллас и Бюффон указывают на возможность соединения по долине Манычей
2. 1830 г. Картмазов и Деволянт намечают соединение: Дон - Полный Воронеж – водораздел – Челновая – Цна – Ока - Волга
3. 1806 г. Труссон предлагает достройку Епифановского канала по схеме Пери
4. 1816 г. Демидов предлагает соединение: Дон – Кочура – водораздел – Ранова – Проня – Ока - Волга
5. 1822-32 гг. Крафтом были предложены 4 варианта по среднему направлению: 
- Дон х.Вертячий – Волга Сталинград (сплошным тоннелем 50 км.)
- Дон – Тишанка – водораздел – В.Пичуга – Волга (38 км. тоннелем)
- Дон – Сахарка – водораздел – Н.Пичуга – Волга (42 км тоннелем)
- Дон – Карповка – водораздел – балка Отрада – Волга в 13 км. ниже  Сталинграда
6. 1826 г. Загоскин выдвигает соединение: Дон – Хопер – Савала – водораздел -  Цна – Ока – Волга
7. 1826 – 32 гг. Крафт проектирует соединение по направлению: Дон – Иловля – водораздел – Камышинка – Волга
8. Яниш предлагает соединение: Дон – Хопер – Воронеж – Сырая Панде – Цна – Ока – Волга
9. 1834 г. Мажоров предлагает соединение: Дон – Воронеж – Рясь – водораздел – Хунта – Ранова – Проня – Ока – Волга
10. 1857 г. ДеВиллерс проектирует соединение: Дон – Карповка – Яблоновка – водораздел – балки – Волга
11. 1857 г. Шишов намечает соединение: Дон – Тишанка – Осокорка – водораздел – балки – Волга
12. 1858 г. Фрюстон предлагает каналом 1100 км соеденить Азовское и Каспийское моря.
13. 1859 г. Бергштрессер выдвигает постройку канала по Манычу и Гейдуку
14. 1871-79 гг. Блюм предлагает постройку Кумо-Маныческого канала
15. 1877 г. Гамалицкий проектирует соединение: Дон – Карповка – Червленая – Сарпа – Волга
16. 1879 г. Данилов проектирует соединение по Манычам с двумя питательными ирригационными каналами из Терека и Кубани;
17. 1887 г. Леон Дрю проектирует соединение: Дон – ст.Пятиизбянская – Карповка – Короватка – Ягодная – водораздел – Прудовая – Волга;
18. 1900 г. Лохтин и Артемов намечают шлюзованный канал от Кривой косы на Азовском море до Ростова-н-Д – Дон – Маныч – Бахтемировский рукав Волги с питательным каналом из Терека.
19. 1901 г. Юстус проектирует открытый мосткой канал по трассе Данилова (п.16)
20. 1906-11 гг. Щербатов и Лыжин предлагают соединение: Дон – х.Кумовский – Карповка – Короватка – Угодная – водораздел – Прудовая – Волга;
21. 1911 г. Пузыревский намечает три варианта выхода на Волгу (у Сталинграда, Отрадного и у Красноармейска);
22. 1917 г. Техническое бюро проектов водных путей при Управлении внутренних водных путей разработало несколько вариантов: Дон у ст. Трехостровянской или Качалинской – р.Паншинка – или р.Ерзовка – водораздел – Пичуга – Волга.

Обратите внимание на п.21. Нестор Платонович Пузыревский – выдающийся русский инженер-гидротехник, спроектировавший систему шлюзов по Северскому Донцу, которая работает до сих пор. Именно в его варианте устройства канала  впервые прозвучало название города Красноармейск (тогда он носил другое название), к которому в результате построят канал.

Все эти варианты нанесены на эту карту. Она, к сожалению, черно-белая. Но можно представить, что самые северные варианты расположения каналов были где-то у Тулы и Рязани, а самые южные, если рассматривать и питающие каналы, у Терека. Такой широкий был разброс мнений. Так хотелось людям соединить две реки. 
Еще обратите внимание, что один из вариантов канала начинался западнее Ростова-на-Дону.

История строительства Волгодонского канала
 

Интересный факт, что в 1918 г. под Царицыным  велись изыскательские работы, начатые еще при царе. В то время уже было понятно, что идея соединения двух рек в верховьях по малым протокам – несостоятельна, надо строить глубоководный канал в низовьях.
Осенью, в период острой схватки между красными и белыми в этом районе, красная мобилизация коснулась работников изыскательской партии. Ее руководители обратились в Реввоенсовет с просьбой об освобождении изыскателей от мобилизации. На что получили ответ: «Канал пророем после утопления кадетов в Волге и Дону. Члены Военревсовета – Сталин и Ворошилов, 22 сентября 1918г.»

Описать историю борьбы мнений и решений, происходившую вокруг идеи соединения двух рек в 20-м веке, очень сложно. В дело вмешалась большая энергетика, и резко возросло водоизмещение всех судов.

Обращу ваше внимание только на несколько дошедших до нас карт.
На этой карте показаны три «финальных» варианта устройства канала. Победит в итоге самый южный вариант.

История строительства Волгодонского канала
 

На этой карте еще нет водохранилища. Большая энергетика еще не вступила в игру. Переход из одной реки в другую  обеспечивается только шлюзами. Один из которых – у устья Маныча. То есть идея Багаевского гидроузла уже тогда обсуждалась.

История строительства Волгодонского канала
 

А на одной из карт, кроме Багаевского, обозначен шлюз ниже Ростова-на-Дону. Жили бы сейчас ростовчане на берегу запруды.

История строительства Волгодонского канала
 

Первоначально  водохранилище должно было располагаться много выше по течению Дона. У Вешенской и Качалинской. Страшно представить затопление памятников природы - пойменных озер у Вешенской и Казанской. 

История строительства Волгодонского канала
 

А город Волгодонск должен был располагаться немногим ниже Калача. А сам Калач попадал в зону затопления.

История строительства Волгодонского канала

История строительства Волгодонского канала
 

Как бы там не было, вариант был выбран и канал начал строиться.
Лето 1951. Подготовка к перекрытию старого русла Дона

История строительства Волгодонского канала
 

Художник В.Г. Лень. Монтаж портального крана.

История строительства Волгодонского канала
 

Такие земснаряды работали на строительстве.

История строительства Волгодонского канала
 

И такие люди.

История строительства Волгодонского канала
 

Знатные электросварщицы-комсомолки.

История строительства Волгодонского канала
 

И просто знатные.

История строительства Волгодонского канала
 

Водолаз-отличник

История строительства Волгодонского канала
 

Инженер арматурного завода. 

История строительства Волгодонского канала
 

Строителям Цимлянской ГЭС посвящен один из выдающихся памятников в нашей области. О нем в этом рассказе.
Еще шагающий экскаватор в апокалипсическом пейзаже.

История строительства Волгодонского канала
 

Это фото тронуло. Такие деревья могли расти только в сказке Пушкина о Руслане и Людмиле. В царстве Черномора. Наверное, оно здесь и было.

История строительства Волгодонского канала
 

Эпилог: Прочитав все, до чего добрался об истории Волго-Дона, пришел к печальному выводу: за 400 лет попыток устроить судоходный канал между Волгой и Доном, это получилось только у Перри в самом начале 18-го века. И потом уже в середине 20-го. К его бы памятнику цветы носить, а ему яйца оторвали.

История строительства Волгодонского канала
 

*Sergey_A (23.04.19 14:07)

если книжный Перри рассказывал о России то же, что и настоящий, то палача можно понять )
"Предоставляю читателю судить: даже страшный грех содомский в этой стране почти не считается преступлением; в пьяном виде они очень к нему склонны. Ничего нет более обыкновенного, как во время русской Масленицы, и в другие дни утром после великих праздников, слышать о совершенных убийствах и видеть ограбленных и убитых людей, лежащих на улицах Москвы. Русские очень редко не убивают тех, кого они ограбили, придерживаясь варварской поговорки: "Мёртвые не болтают".

Мимо ходом (23.04.19 14:19)

Какая-то весенняя у вас ахинея! Какой палач, причём тут именно только русские, ведь Советский Союз был многонациональным? В Ковалёвку, в добрый путь! Пока ещё не поздно....а может быть и поздно!

*Sergey_A (23.04.19 19:57)

сразу видно человека, который мимоходом зашел картинки посмотреть, а чтение оказалось непосильным...

Карбофос (23.04.19 14:22)

Андрей,спасибо Вам за очередную публикацию. Очень интересно и на позитиве! Нас ещё пытаются тут развлечь разные весенние обостренцы!

Андрей Stanichnik (23.04.19 18:40)

Спасибо Карбофос!

Эдуард Вартанов (24.04.19 09:35)

Похоже, что на кону стояла судьба МЕОТИДЫ. Докопанная «турецкая канава» унесла бы все воды с Дона и его притоков в Волгу (- 40 метров).

Андрей Stanichnik (24.04.19 12:03)

Эдуард Вартанович, я думаю, что не все так страшно. В худшем случае, пересохла бы Иловля, и то до середины течения. Прорыть канал до уровня Дона тогда было невозможно.

Эдуард Вартанов (27.04.19 11:01)

Про -40: я хорошо помню, как на уроках географии нам рассказывали о ходе строительства и рисовали мелом на доске каскад запоров нисходящих от Дона к Волге с отметками уровней воды. И объясняли, что если не так, то половина Азовского моря перетечет в Каспийское.

Stanichnik (27.04.19 12:51)

Я думаю, что ваш учитель, что называется драматизировал ситуацию, что бы легче донести материал до учеников. 40 метров - это разность высот. От водораздела - Волга - 80, Дон - 40. К этим цифрам надо добавить разнось высот Дона в районе канала и Азовского моря. То есть, что бы Меотида перетекла в Волгу, нужно прорыть канал около 60-ти метров глубины.

Леа (26.04.19 08:34)

Можно спросить, где Вы нашли картину ростовских художников ( в самом начале статьи)?

Андрей Stanichnik (26.04.19 11:38)

В одной из трех книг, которые на фото. По моему в правой.

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 8 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.