В отделе краеведения ДГПБ в эти дни проходит выставка книг и других печатных изданий под названием «Театр и Время»
На полках нашел несколько очень интересных статей об истории ростовского театра. Начал листать. И вдруг как обухом по голове эти строки из 1912 года:
«Въ общемъ мѢстная публика не таровата на культурныя начинанiя и въ этомъ отношении уступаетъ сосѢднимъ Таганрогу и Новочеркасску, хотя въ послѢднее время здѢсь и стали открываться ученыя и просвѢтительныя учредженiя: библiотека, музей, общество артистическое, общество изящных искусствъ, о-во естествознанiя, о-во исторiи, древностей и природы, о-во знанiя, женский клубъ, о-во садоводовъ, доно-кубано-терское сел.-хозяйственное о-во, отдѢленiе Имп. русскаго техническаго о-ва, отдѢленiе Имп. музыкальнаго о-ва, клуб моряков и др., но всѢ эти учрежденiя въ общемъ тянутъ жалкое существованiе, служа ярким доказательством того, что ростовская публика собственно еще глуха къ подобнаго рода начинанiямъ.»
Вот так, уважаемые земляки. Барыги мы в окружении культурных соседей.
Но, смирившись с обидой и стараясь повысить свою, а следовательно и общегородскую культуру, попытался составить для себя краткую историю ростовского театра. В этом же издании нашел этот список.
1. Первый театр въ частн. помѢщенiи въ 1840 г.
2. Деревянный Гайробетовскiй въ 1864 г.
3. Деревянный Ткачевскiй въ 1873 г.
4. Каменный Асмоловскiй въ 1883 г.
5. Деревянный городск. въ городск.саду въ 1895 г.
6. Каменный въ саду Новаго поселенiя въ 1901 г.
7. Деревянный Машонкинскiй въ 1906 г.
8. Каменный Машонкинскiй въ 1907 г
Стал читать.
Первый театр в Ростове построил ставропольский купец Садомцев. Сведений о нем почти нет. И даже вывод о том, что он и его наследники жили в Ставрополе, я сделал на основании того факта, что когда после его смерти дела у наследников пошли плохо, ростовская городская управа обращалась к помощи ставропольской полиции для взыскания недоимки с его наследников.
Как вы понимаете, театр Садомцева пережил своего основателя.
Но тем не менее, когда в 1857 году ростовский купец Смирнов обратился к властям с предложением построить театр рядом с театром Садомцева, он получил отказ на том основании, что два театра рядом – плохо.
Из текста этого же отказа можно понять, что театр Садомцева находился на территории нынешнего парка имени Горького, рядом с исчезнувшей Ротондой.
Вероятно, театр Садомцева виден на этом снимке, взятом мною из книги Я.А. Ребайна "Ростов шагает в будущее". В ближнем к нам углу Городского сада видны две крыши. Одна из них - первый ростовский театр Садомцева. Сохранилось очень короткое описание этого театра: «Лож было 12, кресел до 70 номеров, партер и галерея.»
Последнее упоминание о деятельности театра Садомцева относится ко 2 мая 1858 г., когда в нем начались спектакли Таганрогской труппы, приехавшей на очередную весеннюю ярмарку.
После чего театр, вероятно, прекратил свое существование по причине обветшалости.
Историю строительства второго ростовского театра, известного как Гайрабетовский, можно читать как детектив. Создавались и распадались акционерные общества, давались обещания, велись споры с городскими и губернскими властями. Архитекторы жаловались на строителей, а городская дума выдвигала требования к акционерам. И все это продолжалось 4 года.
На этом снимке правее театра виден шатер цирка братьев Годфруа
В январе 1865 г. появляются упоминания о первом антрепренере, державшем труппу в Гайрабетовском театре, им был штаб-ротмистр Григорий Вальяно. Он сразу включается в многосторонний спор и выяснение отношений вокруг театра. И главное – в борьбу за субсидии. Судя по всему, борьба была яростной. Городское самоуправление выступало за выдачу субсидий первой ростовской театральной труппе. Министерство внутренних дел - против. Спорили три года. В конце концов, субсидии выплатили.
Другие источники называют первым антрепренером, а, соответственно, и первым руководителем постоянной труппы театра – Недлера. И называют дату первого спектакля его труппы – 23 июня 1863 г.
Фото Гайрабетовского театра известны, но только на выставке в отделе краеведения я нашел это описание.
И это замечательное фото.
Значит, если рассмотреть участок от Таганрогского проспекта (Буденновского) до Николаевского переулка (Семашко), получится, что площадь от проспекта до нынешнего входа в парк отдавалась под ярмарки, заезжие цирки и прочие балаганы. Петровское училище занимало площадь, где сейчас стоит памятник Байкову, торгуют картинами, и всю ширину Думского проезда.
Гайрабетовский театр стоял «под западным фасадом» здания городской думы, а далее до Семашко располагались армянские лавочки.
А сам театр имел наружный балкон с лестницей, откуда, возможно, был вход на внутренний балкон зрительного зала. Вход в партер был, вероятно, прямо с Большой Садовой.
История театра заканчивается тем, что Гайрабетов становится единоличным его владельцем, а позже право собственности переходит к его наследникам, которые ввязываются в очередную тяжбу с администрацией города.
Сохранились описания Гайрабетовского театра, сделанного современниками. «Он был деревянный, бревенчатый. Состоял он из двадцати двух рядов кресел, двух ярусов лож и третьего яруса – галереи. А всего в зрительном зале было свыше четырехсот мест. Галерея представляла собой «загон», в котором из-за давки и тесноты всегда происходили скандалы – места не были пронумерованы, и навести порядок не могла даже полиция.
В 1873 году местный домовладелец Ткачев в своем саду, вблизи Гайрабетовского театра, выстроил летний деревянный театр на 1200 мест. Про этот театр больше ничего не известно. Ни точного его местоположения, ни условий, на которых он был построен при монополии Гайрабетовых. Известно только, что он неоднократно сгорал и неоднократно восстанавливался.
В 1882 году на ростовскую театральную сцену выходит новое лицо – табачный король, купец 1-й гильдии В.И. Асмолов. Он просит разрешения построить на его собственной земле «концертное зало». Театр строить нельзя, Гайрабетовы – монополисты.
В конце концов Асмолов выкупает все права у Гайрабетовых и улаживает все конфликты с администрацией, пообещав ей вернуть землю, занимаемую Гайрабетовским театром, который к тому времени совершенно обветшал и был опасен в пожарном отношении.
В 1883 году Ростов украсило это "Концертное зало" в мавританском стиле. Театр был трехярусным: первый ярус – бенуар (ложи и места партера); второй_бельэтаж (ложи и места амфитеатра); третий ярус – балкон и галерея. Всего в зрительном зале было 800 мест.
19 мая 1889 года городская управа просит бывших владельцев Гайрабетовского театра «ускорить очисткой и приведением в надлежащий вид места на театральной площади, освобожденного из-под построек принадлежащего вам здания деревянного театра» и еще «внести в городскую кассу причитающуюся с вас согласно контракта на место под театр деньги за пользование означенным местом по 60 рублей в год»
Городская управа торопится начать строительство здания, которое больше века служит главным архитектурным украшением города.
Несмотря на то, что Асмолов быстро продал свой театр капиталисту, инженеру Б.А. Гордону, он остался в истории Ростова театром Асмолова.
28 ноября 1920 г, уже нося имя Луначарского, театр сгорел дотла. Напомню, что Первая Конная армия вошла в Ростов и Нахивань на рассвете 8-го января. На следующий день в театр вошла группа красноармейцев во главе с политкомиссаром.
- Вот, - сказал политкомиссар, передавая актерам какую-то пьесу, напечатанную на пишущей машинке, - нельзя ли организовать так, чтобы завтра был спектакль. Забота о зрителе – наша.
И 10 января 1920 года состоялся первый спектакль: шла агитационная пьеса «Красная правда» на тему гражданской войны, автором которой был красноармеец А.А. Вермишев.
Пьеса шла несколько дней подряд и заканчивалась пением Интернационала. Местная газета писала: «Переполненный театр, чуткие и любопытные лица и не единого звука, только бурные аплодисменты после каждого акта вознаграждали артистов за их ответственную работу.»
Напомню, сгорит театр 28 ноября.
За Асмоловским театром, ближе к Большой Садовой, находился клуб приказчиков, построенный в 1902 г. После пожара, уничтожившего Асмоловский, в него переехала труппа театра Луначарского. Потом в этом здании размещался мюзик-холл, а затем ТЮЗ.
Но вернемся в век 19-й.
В 1895 г. на месте первого в Ростове театра Садомцева некто Е.В. Лобов построил деревянный театр на 1500 мест. Ничем выдающимся этот театр в истории города не отметился, кроме того факта, что 1896 г, в эпоху зарождения воздухоплавания, с площадки этого театра некий г. Андре поднялся на аэростате, который был отнесен к Батайску.
В 1891 г. Ростовское на Дону артистическое общество, «сознавая настоятельную потребность в здоровых и разумных развлечениях для окраин города», построило летний деревянный театр на 820 мест в саду на Новом поселении.
Что подвигло мастеров сцены на этот поступок: желание срубить легких деньжат, давая представления непритязательной публике или действительно благородный порыв - нести свет на пролетарские окраины, неизвестно. Опыт говорит, что часто «это две стороны одной медали».
Но, так или иначе, этот театр вошел в историю как веха в пролетарской культуре. Видя плачевное положение театра, городские власти разрешили продавать в его буфете «виноградное вино и пиво». Не помогло. В 1903 г. общество распалось, а здание после этого использовалось разными труппами, творческими кружками и организациями. В 1909 оно сгорело, но было восстановлено. Последним его владельцем был клуб табачников имени А.Микояна.
Читая историю купцов Мошонкиных, которые в 90-х годах построили на своей земле по Таганрогскому проспекту цирк-театр, летний театр и кафе-шантан «Буфф», я понимал, что читаю историю зарождения торгово-развлекательных центров.
И судьба у них была одинакова, что в 19-м, что в 21-м. Горели.
Подцензурная пресса того времени скупо рассказывает о трагических событиях. Остались только краткие упоминания «о пожаре Машонкинского и страшного по своим жертвам екатеринославского театра».
Интересен следующий факт. Предприниматель Злобин, арендовавший у Машонкиных цирк-театр, обратился к городским властям за разрешением на установку в театре локомобиля, для отопления и освещения оного в зимнее время. В тексте отказа администрации есть такие слова «если можно и должно о чем говорить, то только о сломке этого костра, ежеминутно грозящего соседним постройкам.»
Тем не менее, купчиха Машонкина в 1905 г. получает разрешение на строительство рядом с цирком-тетром летнего деревянного театра. Который в 1907 г. сгорает, но после восстанавливается, опять сгорает и уже навсегда.
В 1906 году Машонкины сносят деревянный цирк-театр, а на его месте строят огромный каменный театр на 1500 мест. По современной терминологии это заведение надо назвать концертно-цирковым комплексом. Оно было предназначено для всех видов театрального искусства, но в этом был и главный недостаток этого театра, у которого за два дня театральную сцену можно было переоборудовать в цирковую и наоборот.
В 1920 г. после пожара, уничтожившего Асмоловский театр, это здание становится главным городским театром и переименовывается в Большой театр.
1 октября 1935 г здесь был дан последний спектакль, и труппа театра имени Луначарского (Асмоловские погорельцы) переселилась в только что построенный театр им. Горького.
Я для краткости остановлюсь на этом месте. Историю ростовских театров советского периода легко найти в сети. Но настоятельно советую всем побывать на выставке, побродить по книжным полкам. Будет время, пролистайте эти книги.
Конечно, рассказывая о театре, надо говорить не о скандалах и пожарах, а о постановках, ролях и судьбах. Но, мы не тароватые.
Искренняя благодарность и поклон работникам отдела краеведения ДГПБ
Не менее искренняя благодарность и поклон активу сайта https://pastvu.com
- Категория: Прогулки во времени | Просмотров: 827 | Автор: Stanichnik | Дата: 04.04.2019 | Комментарии (6)
Асмоловский театр сгорел 28 ноября 1920 года.
Да, вы правы. Исправил.
Театр Садомцева был совсем в другом месте, на этом участке сегодня находится здание мэрии. Посмотрите хотя бы план Ростова-на-Дону, составленный в 1845 году.
Про купца Александра Садомцева дореволюционный историк Чалхушьян пишет, что из всех купцов 1-й и 2-й гильдий, торговавших в Ростове в 1842 году, Садомцев - единственный "природный ростовец". Причём здесь Ставрополь и обращение к тамошней полиции?
Сценический псевдоним Ефима Васильевича Шнейдера, владевшего театром, который находился примерно на месте будущего кинотеатра "Россия" - Любов, а не Лобов.
Театр доктора Ткачева находился во дворе его имения, на месте которого сегодня располагается корпус бывшего Дворца пионеров (не здание банка на углу Большой Садовой и Газетного, а корпус, построенный рядом с ним в советское время). Это к вопросу о "неизвестности" его местоположения. Хоть бы работы Перлина (Анненского) почитали для общей эрудиции.
Опять это "концертное зало" Асмолова... Откуда вы берёте эту чушь? Почитайте журналы ростовской городской думы за 1883 год, публикации в "Донской пчеле" того же года, посвящённые проектированию и строительству Асмоловского театра. Там чётко написано про "концертный зал". Нет, прочли у каких-то полуграмотных краеведов и тиражируют эту глупость.
И насчёт Машонкиной Пелагеи Дмитриевны. То она одна что-то строит, то вместе с супругом, то они названы "Машонкиными", то "Мошонкиными". Вы уж определитесь... А по факту собственницей участка, на котором были построены и упомянутые в статье здания, и не упомянутые, была только купчиха Машонкина. Её супруг владел имением в другом месте и занимался другим бизнесом.
В общем, автор для начала должен знать то, о чём он пишет, а потом уже писать.
Фёдор, сайт "Меотида" тем и хорош, что здесь вы можете поделиться своими знаниями с нами, но важно это делать в спокойном тоне, не распаляясь в эмоциях. Тогда такие же спокойные собеседеники откликнутся, и вы не заметите, как вам самому станет интересно посещать сайт...
Спасибо Фёдор. Приятно читать профессионала обладающего глубокими знаниями.
Интересно, спасибо
Оставить комментарий