Попала в руки интересная книжица - путеводитель по Дону и Северскому Донцу, изданный в 1931 г.
В то время по Дону еще ходили такие парусники, как в рассказах Джека Лондона.
Очень обрадовался, найдя фото старинной землечерпалки. Явно паровой привод, маховик, вращающий наклонный конвейер с ковшами. Куда девался выбранный грунт, не совсем понятно, но все равно интересно. Путеводитель сообщает, что такие землечерпалки работали у Ростова.
А в остальном все привычно. Порт завален мешками с зерном,
а на берег перекинуты многочисленные мостки для переноски арбузов.
Но больше всего впечатлило расписание движения пассажирских пароходов от Ростова до станицы Цимлянской (в путеводителе множество интересных расписаний).
Вверх по течению пароход шел почти 32 часа! Со скоростью не более 9,5 км/ч. Это примерно равно скорости передвижения лошади шагом.
Вниз по течению пароход шел со средней скоростью 12,5 км/ч. Это примерно скорость велосипедиста.
Причем если дать себе труд посчитать, то скорость парохода в районе Николаевской, Мариинской, Романовской заметно падала. Дон там петляет.
И других, более быстрых вариантов передвижения для простых граждан в то время не было.
32 часа. До Цимлянской. Другой мир.
- Категория: Страницы истории | Просмотров: 461 | Автор: Stanichnik | Дата: 17.03.2019 | Комментарии (15)
Кстати, название станицы в расписании указано БОгаевская. Сейчас встречается только БАгаевская. А в старых документах встречается и А, и О.
Я больше скажу. В названии, на титульном листе, Северский Донец назван "Северным"
В 19 веке его так и называли почти все "русские" (не "казаки"). Даже такие исследователи-гидрографы, как П.Белявский и А.Ермолаев.
Правильно: ст. Багаевская (ранее Багай с уд. на второе а) от бага, багай - baha, bahay – лягушка, лягушки (хаз. – кипч.)
Это ладно, этимология - вещь спорная. А вот нет ли сведений, где именно на правом берегу находилась станица до 1806 года? Все найденные в инете карты с очень мелким масштабом - просто точка на правом берегу и все. Должны же быть какие-то схемы, описания и пр.
32 часа - это с остановками. А их, остановок, в сумме наберётся почти на 4 часа.
Да, об остановках я не подумал. Некоторые по полчаса. На пристанях в те времена наверное было людно. Можно было семечек купить, арбуз, бычков жареных. Со станишниками погутарить. Развеяться вобщем.
28 - тоже не быстро!
Даже 4,5 часа - посчитал точно. Самая долгая остановка в Константиновской -70 минут! Это если туда. А обратно - в Багаевской. Там ещё дольше стояли - час двадцать. Интересно, почему? Что так долго делали? Заправлялись топливом?
Покупали огурцы)))
И хлебное вино?))
Без него ни как.
Да просто движение было грузо-пассажирское. Сгружались и грузились небольшие партии груза, продукты для ресторана, почта. Всё это и требовало времени. Да и пассажиры ехали не только с чемоданчиком, кто-то вёз и тяжёлый багаж, что тоже требовал времени для оформления и разгрузки-погрузки.
Выбранный грунт (как и сейчас) грузился сразу на пришвартованную к землечерпалке баржу, которую меняли по мере заполнения. Баржи с грунтом (песком) после слива воды, буксирами тут же отправлялись потребителям.
Я тоже так думал.
Оставить комментарий