Уголок старого Сельмаша

   Обдумывая, с чего начать данное повествование, я решил не мудрствовать лукаво и вернуться к фотосвидетельству, с которого когда-то всё началось, а именно, к фотографии старой сельмашевской пивной, располагавшейся в первой половине 70-х годов ушедшего столетия на пересечении улиц 1-й Конной Армии и Матросской (http://meotyda.ru/node/983). Сейчас это перекрёсток улиц 1-й Конной Армии и Веры Пановой и приблизительно на этом самом месте располагается очередной лабаз (какой именно в данный момент – не скажу, не был здесь уже довольно давно).

 

   Это тем более уместно, что сейчас, в начале разговора, самое время выразить благодарность человеку, предоставившему мне когда-то подборку снимков об этом уголке Сельмаша (моё знакомство с которыми своим исходным пунктом имело всю ту же фотографию пивной), значительно, а кое-где и необратимо, видоизменившемся впоследствии. Огромное спасибо Андрею Станичнику за его помощь в подготовке нашей школьной фотокниги в части, касающейся краеведческих материалов! Без его снимков наш сборник был бы менее интересным, это очевидный факт.

 

   Так вот, как оказалось, существует несколько фотографий улицы Матросской (ныне – Веры Пановой) середины 70-х годов, появление которых, предположительно, было связано с возведением многоквартирного 9-этажного кирпичного дома для работников завода «Ростсельмаш» и их семей (как тогда говорили: «Цех Парзяна, "серый чугун", строит!..»). Допускаю, что снимков было больше, чем попало в руки Андрею Станичнику, а затем и мне. Но уж, как говорится, чем богаты – тем и рады. Тем более, что и эти фотки – уникальны.


   Итак, следующий снимок – поворот трамвая 1-го маршрута с улицы Образцовой на улицу Матросскую. На снимке справа угадывается балка, к тому времени уже частично засыпанная, за которой располагались дома чётной стороны улицы Клубной (один из них виден на фото) и капитальные гаражи автовладельцев (их на фото не видно, но они уже были там в то время). Сейчас на месте этих гаражей стоит построенный в конце 80-х годов многоэтажный кирпичный дом (ул.Веры Пановой, 32/1). Кроме того, виднеется территория детского садика. 

 

   Это финишная прямая трамвая к конечной остановке, которая тогда располагалась на пересечении улицы Матросской и проспекта Сельмаш (где в те годы на постаменте возвышался юбилейный, миллионный комбайн СК-4).

 

   Пройдёмся по улице Матросской от её пересечения с улицей 1-й Конной Армии (от упомянутого пивняка) в сторону 1-го посёлка Орджоникидзе. Минуем здание, предположительно, котельной, существующее и сейчас. 

 

   Далее проследуем мимо здания водолечебницы Медико-санитарной части завода «Ростсельмаш» (этот снимок 60-х годов я позаимствовал из материалов, любезно предоставленных мне в прошлом году Зинаидой Алексеевной Панкратовой, председателем профкома ОКБ-2).

 

   Пройдём мимо банно-прачечного комбината, звавшегося и тогда, и сейчас, просто – «Баня». Чуть поодаль слева виден башенный кран, работавший на строительстве нового здания детско-юношеской спортивной школы.

          

 

   И выйдем к невзрачному, с зарешёченными окнами, строению – пошивочному цеху №4 швейной фабрики №1.

 

   И вот, миновав уже достраивающееся новое здание детско-юношеской спортивной школы №6 (ДЮСШ-6), мы вышли на пересечение улицы Матросской с улицей Образцовой, где трамвай №1 делал поворот к своей конечной остановке. С этого поворота в отдалении, в левой половине снимка, видны высящиеся, словно крепостные, стены 75-й школы.

 

   И, наконец, мы видим строящиеся спортивную школу (слева) и возводящийся 9-этажный дом для рабочих "Ростсельмаша" и их семей (справа). Ныне адрес девятиэтажки таков: ул.Веры Пановой, 32; в ней, как и ранее, находится Первомайский райотдел (ныне ОП-6) и объединённый военкомат Первомайского и Пролетарского районов (это уже нововведение, раньше здесь был только Первомайский РВК).

 

   На завершающем снимке видно, как трамвай №1 уходит с конечной остановки в город и (любопытное совпадение!) его местоположение почти совпадает с расположением трамвая на предпоследней фотографии, где вдали едва виднеется трамвай, проходящий мимо 5-этажки по улице Матросской (ныне Веры Пановой), на первом этаже которой находилась тогда (и находится сейчас) женская консультация Первомайского района.


 

Вадим (13.03.19 09:42)

Спасибо за статью! Приятно вспомнить детство.

Роман S. (13.03.19 09:51)

Вадим Николаич, рад слышать! Спасибо!..

Николай Пронин (13.03.19 10:11)

Как же счастливы мы были в этой разрухе! Реально город как во время войны. Не хочу говорить плохо о СССР, но что-то в головах у его руководителях было совсем неправильно.

Роман S. (13.03.19 11:22)

Николай Викторыч, Ты прав!.. Но для меня более приятно акцентировать первую часть Твоего посыла: "Как же счастливы мы были!.." 

Андрей Stanichnik (13.03.19 12:04)

Роман, отлично. Но должен сделать одно уточнение. По моему, в медицинском здании было не водолечебница, а физиотерапия. Меня водили туда на процедуры со странными названиями "УВЧ", "КУФ" и прочими. Мне кажется, что даже сейчас, проходя мимо, иногда чувствую запах этой лечебницы.
А у бани печальная история. Там был взрыв в 70-х. Взорвался котел на чердаке. Люди погибли. Кажется 3 человека, могу ошибаться. Отец работал в тот день во вторую смену, к ним в цех зашли люди и просто глядя на возраст работников показывали пальцем - "ты", "ты", "ты".... всех погрузили в автобус и повезли разбирать завалы.
Еще помню, когда только был заложен фундамент спортивной школы, нас, учеников 4-го класса, учитель физики вывел на стройку, что бы провести практическое занятие по вычислению объема твердых тел. Мы считали объем фундаментных блоков. Конечно больше носились по котловану и фундаменту. Сейчас такое представить - и учитель и прораб уже были под следствием.
А до стройки на этом месте был старый фруктовый сад.
Еще помню балку до того как ее засыпали. Сточные воды с завода текли без очистки и водилось огромное количество наглых крыс.

Роман S. (13.03.19 20:58)

Андрей, спасибо, согласен с уточнением-дополнением. Но водолечение - это часть физиотерапии как таковой и поэтому противоречия здесь нет. А откуда я взял именно такое ударение на "водолечебнице" - предоставленный мне оригинал этого снимка так и был подписан, тоже своего рода исторический документ...

Вот оборот оригинального фотоснимка. Нижняя приписка (о магазине "Солнечный круг") сделана, скорее всего, во время использования старых снимков 10-й больницы при подготовке юбилейного буклета к 50-летию ОКБ-2 (это было в 2007 году).

Насчёт "учеников 4 класса" и "физики" позволь не согласиться. Физика во время нашей учёбы в школе начиналась в 6-м классе. Допускаю, впрочем, что в 4-м классе учитель физики мог вести природоведение (у нас, например, природоведение в 4-м классе вела учительница химии). Или это был предмет "физика", но тогда уже в 6-м классе...

Роман S. (13.03.19 17:47)

Да, разговоры про "Ой, а вы знаете, баня взорвалась!" я помню. Особенно детское сознание будоражилось от соседских слов "руки-ноги валяются". Всезнайки и всепропальщики были всегда. Пытался найти в Сети какие-то упоминания об этой трагедии, но не нашёл. Видимо, надо искать в старых "Книгах учёта сообщений о происшествиях" (КУСП) за (....)год в соответствующих архивах...

А, вообще, здорово было бы найти фото балки и гаражей, что стояли вдоль чётных домов по Клубной; они простояли до начала строительства дома по адресу ул.Веры Пановой, 32/1 ...то есть, пожалуй, до 1985-1986 годов. Ходил в школу и обратно там каждый день, но не могу вспомнить, когда же их снесли...

vvd (15.03.19 10:34)

Еще дополнение для общей информации.

Первый кадр для привязки к местности — это обратная перспектива места, где сначала стоял комбайн.

Второй снимок — это часть карты Ростова 1977 года, на которой видно первоначальное расположение площади Комбайностроителей. Туда же первоначально переместили и постамент с комбайном.

А на третьем кадре часть карты Ростова 1979 года. Здесь уже площадь Комбайностроителей на известном всем сегодня месте.

 

 

Stanichnik (15.03.19 19:33)

Да, фото замечательное. Не помню там ларька "Книги". Но помню бочку с квасом. Люди, понятно ждут троллейбус №1. Не могу вспомнить, подземный переход когда построили. Точно раньше 1978 г.

Роман S. (15.03.19 23:38)

Андрей, скажу больше: в 1978-м году комбайн на постаменте (к тому времени это была полуторамиллионная СК-5 "Нива") уже находился на месте нынешней налоговой инспекции, напротив ДК РСМ. Дело в том, что маршрут 1-го трамвая сократили на один пролёт как раз перед тем, как началось разрастание территории 10-й горбольницы (тут я вспоминаю свои привязки: сестра родилась летом 1977-го, как раз демонтировали старую "гинекологию", вместо которой за два года возвели и сдали в эксплуатацию - в 1979-м году - новое здание роддома N1; кроме того, известно, что новая 5-этажная "терапия", что находится напротив дома с женской консультацией, сдана в 1980-м году. То есть, её тоже строили 2-2,5 года (она была сопоставима с новым роддомом этажностью и размерами, но перед строительством нужно было ещё убрать детский сад). То есть, можно утверждать, что трамвайный маршрут N1 урезали в конце 1977-го (максимум - в первой половине 1978-го) года, пустив по освобождённой от трамвайных рельсов проезжей части ул.Матросской (от ул.1-й Конной Армии до пр.Сельмаш) автотранспорт и троллейбусы (NN 1 и 5), которые до этого ходили по ул.Цумовской (чему есть подтверждение на одной из фотографий с комбайном СК-4).

Дополню ещё таким моментом: у меня есть оцифрованная кинозапись, датированная 1-м сентября 1978 года. Там соседская девочка, учившаяся на год младше, идёт с мамой в школу на линейку. И на пересечении ул.Образцовой и ул.Матросской (поворот трамвая N1) виден ремонт трамвайных путей. Предположу, что этот ремонт завершал работы по сокращению 1-го маршрута на один остановочный пролёт и переносу конечной остановки на пересечение ул.1-й Конной Армии и ул.Матросской (почти напротив злополучной бани).

Роман S. (15.03.19 11:32)

Валерий, спасибо, кадр отличный!

А нет ли у Вас снимка (автор Анатолий Топуз), который послужил основой для открытки 1972 года? Я полностью это фото нашёл на visualrian.ru, но скачать без водяных знаков не получается. Данный ресурс взаимодествует лишь со СМИ, но не с частными лицами.

А снимок хорош - на нём чётко видна улица Цумовская, по которой движется в направлении арки под железнодорожной насыпью "ГАЗон"...

Снимок с visualrian
vvd (15.03.19 20:51)

Из того, что нашлось.

Первый кадр из комплекта открыток за 1972 год.

Второй кадр из комплекта открыток за 1979 год.  (?)

Ну, и третий снимок по запросу.

 

 

Нет ни одного кадра с видом комбайна на пересечении улиц 1-й Конной Армии и Веры Пановой, в середине круга разворота трамвая первого маршрута.

 

Роман S. (15.03.19 23:41)

Валерий, огромное спасибо! С Вашего позволения я возьму эти снимки в свою коллекцию (собственно, два из них у меня уже были, только в чуть худшем качестве, а вот с "ГАЗоном" на ул.Цумовской - это новинка). Спасибо!

Однако комбайн не стоял на конечной остановке трамвая на пересечении улиц 1-й Конной Армии и Матросской (Веры Пановой), это ведь как раз то расположение, куда переместилась конечная остановка вскоре после переезда комбайна на постаменте на место теперешней налоговой службы и в результате сокращения 1-го трамвайного маршрута на один пролёт.

Разворот трамвая вокруг комбайна СК-4 был (до второй половины 1977-го или первой 1978-го года) на пересечении улицы Матросской (Веры Пановой) и проспекта Сельмаш (близ железнодорожного моста с арками для проезда направо (в сторону 2-го Орджоникидзе, аэропорта, пос.Чкаловского или СЖМ) и налево (в строну пл.Страны Советов, ул. Нансена или ул.Ленина).

vvd (16.03.19 22:44)

По поводу снимков в коллекцию — без проблем, снимки не мои, из Интернета. А у нас вообще все, что попало в Интернет все равно “пойдет в люди” со спросом или без него.

По поводу размещения комбайна, это мои личные воспоминания, я это сам видел, потому и дал два фрагмента карт, на которых видно разное расположение площади Комбайностроителей в 1977 и в 1979 году. А вот снимков по этому поводу мне не попадалось.

Где трамвай разворачивался сначала, я тож помню, спасибо. К тому, на снимке, выложенном Вами, виден угол общежития студентов, у которого верхние три этажа на сегодня балконов лишились, но следы их пребывания остались.

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 8 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.