В заглавии нужно бы поставить три вопросительных знака. Но делать это или нет, пусть каждый решит сам.
Взял в руки серенькую брошюрку довоенного издания с волнующим названием.
В ней кроме интересных сведений о столице хазарского каганата
и ранее неизвестных мне схем его расположения,
нашел упоминание о том, что Александр Сергеевич Грибоедов полагал местом расположения хазарской столицы совсем иное место, чем принято считать сейчас.
Сначала удивился. Увлечение Грибоедова историей известно. Но нигде не слышал и не читал о его глубоких познаниях в области истории хазарского каганата. А с другой стороны, Александр Сергеевич, несмотря на чудачества молодости, вошел в историю как человек, ответственно относившийся к своим словам и делам. И вдруг такое, на первый взгляд, беспочвенное заявление.
Задался вопросом: что и от кого мог узнать Грибоедов о расположении Саркела, чего не знают современные исследователи?
Прежде всего стал искать ответ на вопрос: кто из наших соотечественников, живших до Грибоедова, мог точно знать расположение легендарной столицы.
( Эта картина, на которой изображен Саркел, висит в областном музее краеведения)
Первым вспомнил князя Святослава Игоревича, который в 965 году разорил хазарский каганат, взял Саркел, и на его месте основал славянскую колонию «Белая вежа». Но он путевых записок не оставил.
Вторым вспомнил митрополита Пимена, который в 1389 г. путешествовал по Дону в Царьград. Вот на это путешествие стоит посмотреть внимательно. Дело в том, что на наше счастье в свите Пимена находился Игнатий Смольнянин, (Смолянин по другим источникам). Инок, паломник, книгописец, по приказу Пимена описывавший все путешествие.
Читать его записки – удовольствие безмерное.
«Нельзя вообразить ничего унылее сего путешествия. Везде голыя, необозримый пустыни: нет ни селения, ни людей: одни дикие звери, козы, лоси, медведи, волки, выдры, бобры, смотрят с берега на странников, как на редкое явление в сей стране: лебеди, орлы, гуси и журавли непрестанно парили над нами. Там существовали некогда города знаменитые: ныне едва приметны следы их...
... Оставив за собою реки Червленный Яр, Битюг и Хопер, в пятое воскресение после Светлаго миновали мы устье Медведицы и других рек, а во вторник Серклию (Саркел), город древний, а ныне только развалины. Тут в первый раз на обеих сторонах Дона показались татары Сарыхозина улуса и безчисленное множество их скота: овец, коз, волов, верблюдов, коней. Мысль, что мы уже вступили в землю сих варваров, приводила нас в трепет: но они не сделали никому обиды, а только спрашивали везде, куда едем, и давали нам молока. Таким образом проплыв еще мимо улуса Булатова Акбугина, мы накануне Вознесения достигли Азова, города фряжскаго и немецкаго: а в неделю святых Отцов перегрузились в корабль в устье Дона".
Игнатий точно знал, где Саркел. Но его записки сначала были отредактированы другими авторами в двух различных вариантах, а потом с этих редактированных текстов делались многочисленные списки, которых известно не менее 24-х. В приведенном выше отрывке написано, что путешественники в воскресенье миновали Медведицу, а во вторник достигли Саркела. В других вариантах описания эта хронология другая.
Мы уже никогда не узнаем, кто и зачем правил и переделывал «Хождение Игнатия Смольнянина в Царьград», но понятно, что искать Саркел по этим документам трудно. А оригинал «канул во тьме веков»
Начал искать сведения об Игнатии и обнаружил, что монашеский постриг он принял в Смоленском монастыре Спаса на Смядыне. Который был построен еще в домонгольские времена на месте убийства в 1015 г. князя Глеба.
Очень вероятно, что там в своей духовной колыбели он хранил путевые записки о путешествии в Царьград, или по крайней мере делал с них списки.
И тут сердце забилось. Дело в том, что предки Грибоедова появились в нашем государстве в смутное время. Но уже в 1614 г. получили от нового царя Михаила Романова земли в пограничном с Речью Посполитой Вяземском воеводстве. От их имения в селе Хмелиты до монастыря Спаса на Смядыне по прямой меньше ста верст.
Во время Смоленской войны 1632 – 1634 годов монастырь был взорван и более уже никогда не восстанавливался. Но к этому времени Грибоедовы уже плотно обосновались в этих краях и вполне могло быть, что в их руки попало что-то из монастырских архивов.
Так, например, известно, что в семье Грибоедовых хранилась древняя икона Смоленской Божией Матери, и в церковь она попала только после смерти последнего в роду.
Все поколения Грибоедовых были людьми общительными, их имение было своеобразным культурным центром в округе. Сохранилось описание библиотеки Грибоедовых.
«в библиотеке Хмелит стояли древнегреческие и латинские авторы (большей частью в переводах на французский); великие французские классицисты — Корнель, Расин, Мольер, Лафонтен, Ларошфуко; не великие, но приятные гривуазные авторы французского Регентства — Кребийон-сын, Мариво. Были и недавно изданные сатирические и весьма фривольные на первый взгляд сочинения Вольтера, Дидро, англичан Филдинга и Ричардсона (тоже в переводах на французский)».
«Еще Хмелиты славились на всю Смоленскую губернию замечательным крепостным театром. Владелец вкладывал в него все силы, вкус и средства. Крепостные актеры по-французски не говорили и ставили, как правило, балеты или оперы, разученные со слуха по-итальянски или даже по-русски, а иногда драмы на родном языке. Трагедии писали тот же Сумароков, Майков, Херасков, Княжнин; последние двое писали и комедии, и комические оперы, и музыкальные мелодрамы. Все это было подражательно и не вполне хорошо, но зрители оставались довольны.»
Юный Александр Грибоедов проводил в Хмелитах каждое лето, в гостях у своего дяди. И невозможно представить, что в Хмелиты не попало что-нибудь из архивов Спасского монастыря, и до этих изданий не добрался пытливый и живой молодой человек. Будущий писатель и дипломат.
Надо помнить, Александр Сергеевич бывал и в наших краях. О чем память – мемориальная доска на здании бывшей почтовой станции в Новочеркасске.
Не исключено, что в добавок к сведениям из записок Игнатия Смолянина, он почерпнул что-то из местных источников. А бывал он у нас на Дону не один раз.
Главные источники: Е Цимбаева "Грибоедов", Хрестоматия по истории Дона и Приазовья. Росиздат 1941г. Б.В. Лунин "Саркел" 1939 г.
- Категория: Страницы истории | Просмотров: 475 | Автор: Stanichnik | Дата: 27.02.2019 | Комментарии (9)
Про Саркел действительно вопрос очень интересный. Скачал с сайта какой-то вариант летописи, какой общепринятыз на текущий момент. По нему нашёл интересный разбор :полная версия и краткая.
http://www.hagahan-lib.ru/library/poloveckaya-step3.html
http://hutor-don.ru/history-ZO-Pimen.htm
С точки зрения логики, вполне адекватно строит крепость на переволоке.тут логика совпадает с описанием путешествия. Однако, у цимлы,ниже по Дону, действительно, найдены значимые арх. находки. Может это были разные укрепоения/поселения. И что то из нех Саркел, а что то-нет. Изучая летопись, сопоставив картинку с написанным-действительно изображение напоминает крепость,которую видно с реки. Стоит на правом берегу Дона.
Вспомнилось, под новый год заходил в Ростовский фирменный магазин цимлянских вин-там аккуратно стояли и "крепость Саркел, и" хазарское") названия интересные у них)
Вспомнилось, что про отсылку к Саркелу, как считают учёные ребята, писал и плано-карпини, путешествуя к монголам в 1248.
Там он описывает про уничтож. Монголам города Бархим(великую булгарию), ианкинт(саркел) и некий орнас(наверное тот же Ахас). Кроме того, есть предположение что знаменитый бродник Плоскыня-это Влас из хина. А ханский хин - это тот же саркел у Гази Бараджа.
https://cyberleninka.ru/article/n/gorod-rusiya-v-otechestvennoy-istoriog...
Вот ссылка, если интересно. Это 4 лист pdf. Разбор городов.
В путешествии гильом де Рубрука к монголам в схожий период особо о городах не говорится. Однако, он пересекла Дон, как я понимаю, на переволоке и неск дней жил у кого-то, напоминающий бродников(хозяином бродов)
-они осуществлял переправу через Дон.
О тягостях, которые мы испытали, и о могилах Команов
https://www.hist.msu.ru/ER/Etext/rubruk.htm
Но если верить этой карте, рубрик пересекла Дон выше переволоки. Потому и не видел никакой саркел.
https://runivers.ru/upload/iblock/306/127576.png
Константин, спасибо за ссылки, тем более некоторые великолепно иллюстрированы. Я лично, сторонник официальной версии, меня впечатляет исполинская для тех времён стена, которая была раскопана перед строительством водохранилища.
Да, вроде бы не должна крепость там быть, но она реально есть и против археологии не попрешь.) потому и думаю, что у переволоки было что то иное, по типу форпоста/городища(по дороге и Пимена) .
А вот скрин того, что писал Карпини про города . А вот полная версия с оглавление выпалающим
https://ru.m.wikisource.org/wiki/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1...(%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%BF%D0%B8%D0%BD%D0%B8%3B_%D0%9C%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%B8%D0%BD)
Легенда о перекрытой речке и затопленном городе кочует из страны в страну из эпохи в эпоху. И это точно не про наш край. У нас половодья и так всё затапливали.
Я сам очень хочу, что бы Саркел оказался не на дне. Но пока даже слабых предпосылок нет, что это не так.
Всегда когда речь заходит о путанице в названиях, я вспоминаю привязку фотографий на совремённых гугл и яндекс картах. Некоторые авторы умудряются "посадить" свои фотографии, на много десятков километров от того места, где они были реально сделаны. А что говорить о людях 13-го века.
Еще раз перебрал в памяти все свои походы по хазарским городищам в нашем крае и в Белогорье. Ничего сравнимого с Саркелом, нет даже близко.
Оставить комментарий