Меня это здание на окраине поселка Мясниковань интересовало давно.
Я еще застал на его стенах афиши киносеансов, писанные плакатными перьями.
О том, что здесь был кинотеатр, можно и сейчас догадаться по остаткам кресел в мусоре, покрывающем пол большого зала.
Да и окошки будки киномеханика не оставляют сомнений в последней профессии этого здания. Но остатки кирпичного орнамента наводят на мысль, что первоначально у него было другое предназначение.
Постепенно удалось узнать, что с 60-х здесь находился филиал ДК "Ростсельмаш" с библиотекой и кинозалом.
Но откуда перед главным входом здания остатки фигурной чаши фонтана? Фонтан не вяжется с простым рабочим клубом на окраине города.
Еще удалось узнать, что до и после войны в здании располагались контора и клуб отделения совхоза Ливенцовский. Именно после упразднения совхоза здание передали комбайностроителям.
Главный вход в здание подчеркнут каменными пилястрами, которые позже были густо оштукатурены. Такие архитектурные элементы вряд ли могло себе позволить правление довоенного советского совхоза.
На аэрофото военного времени это здание хорошо видно.
Какую-то тайну оно хранит.
Эту тайну мне открыл Эдуард Вартанович Вартанов, автор нескольких книг и обладатель безграничных познаний истории Ростова и Нахичевани.
Это необычно красивое здание на Буденновском известно всем ростовчанам - доходный дом братьев Дутиковых.
О династии купцов и промышленников Дутиковых известно гораздо меньше, чем об их собратьях по цеху, Парамоновых и других. Известно, что они торговали скобяными изделиями, имели механический и красильный заводы. Еще Дутиковы прославились известной на весь Ростов баней на Большом проспекте. Здание которой до сих пор украшает город.
И все. Немного. Но в книге Ф.И. Поташева "Град Ростов" упоминаний о Дутиковых: попечителях, купцах, промышленниках, почетных гражданах, гласных городской думы едва ли меньше, чем о других громких фамилиях.
Дутиковых помнят. На фасаде бизнес-центра "Купеческий двор" в числе прочих достойных висят лепные портреты двух из династии Дутиковых, отца и сына.
Так вот оказалось, это этот дом-загадка первоначально был их дачей.
Чтобы понять, почему именно здесь, у монастыря Сурб-Хач, построили дачу владельцы крупного торгового дома,
стоит почитать воспоминания известного Нахичеванского и Ростовского общественного деятеля Ивана Матвеевича Келле-Шагинова. Для многих жителей Ростова и Нахичевани с середины 19-го века окрестности монастыря были приятным местом отдыха.
«У нас был свой выезд - две лошади, из коих одна гнедая кабардинка служила отцу под верховую его езду и в запряжку. Экипажи были: рессорная бричка польского типа на стоячих рессорах, на которую вся семья умещалась. Были дрожки. Имея своих лошадей, мы летом по воскресениям ездили в Армянский сад в 7-ми верстах от Нахичевани, при монастыре Св. Креста. Брали с собой самовар, погребец с чайным прибором, провизию и ковер, на который, разостлав на травке, под тенью вековых деревьев, ставили самовар, кейфовали за чаем, фруктами и сластями, а иногда готовили и шашлык. Весь достаточный класс Нахичевани в эти дни с 2-х часов бесконечной вереницей тянулся в экипажах туда, а в сумерках - обратно».
«На преображении в "Вартевор", который приходился на 100-й день от Пасхи, приблизительно между 1-м и 20-м июля, в день престола “СурбХача” бывал особенный наплыв народа к монастырю. Кроме Нахичевани, прибывали на этот праздник из пяти армянских сел поселяне, заполняя весь двор монастыря и площадь за оградой. Всей семьей приезжают и два дня под открытым небом проводят. Все поселянки в самые яркие цвета наряженные, с навешанными на груди золотыми, а девушки - в шапочках, шитых золотом.
Нахичеванские богатые семьи устраивали под деревьями обширные палатки и шатры на случай дождя, чтоб было где укрыться, арендуя заранее места вдоль главных аллей, украшали стены коврами, привозили заранее столы и стулья, располагались на широкую ногу - и самовары, и шашлык - посылали прислугу, которая там же ночевала.
Кто поскромнее, располагались на травке. Оркестры обходили от одной группы к другой. Играют 2-3 пьесы, получат чаевые, отходят, тогда другая партия повторяет тоже, словом, музыка непрерывно все время играет. Отдельные музыканты, гармонисты и прочие органы, играют окраинам сада, где располагается более простой класс. Попы, в свою очередь, с крестами обходят тоже, получая свою мзду в пользу церкви также. Веселье, попойки пляски кругом на полном ходу. А тут, на главной аллее расположились в балагане и на столиках продавцы разных сластей халвы, всякой “ипище”, “кос-халва”, “мах-халва ”, “хитмук ”, ‘‘сусам-халва”, марафеты сахарные, леденцовые, пряники, печенья, фрукты всякие: груши, яблоки, сливы, абрикосы, вишни и пр., мороженое; тут же стоят бочки с квасами всякими, нардеком, бузой и проч., разносчики разносят холодную воду для питья из местного источника, отличающуюся своей прозрачностью и холодностью, его считают целебным. По всем аллеям полно гуляющих, в особенности молодых людей, приезжающих специально к этому дню из других мест выбирать невест, как на "хыдрылезе", барышни потому же гуляют в лучших своих нарядах.
Но бывает в иной год, откуда ни возьмись, поднимается гроза, начинает лить дождь, все аллеи наполняются ручьями воды, грязь, некуда деваться, начинается суматоха, женщины попроще снимают башмаки, идут по грязи босые, подняв на голову юбки, чтобы защитить платье, все празднество пропадает.
В церкви идет служба, сад соединялся мостом, перекинутым через реку Темерник. От моста поднимается длинная каменная лестница с площадками, ведущая на холм, на котором возвышается церковь. Публика идет бесконечной лентой: одни поднимаются по лестнице, к церкви, другие спускаются к саду, образуя красивый вид».
То есть был у нас в городе свой «дисней-ленд». Слово не нравится, но своего подобрать не могу. И богатые люди строили вокруг этого места свои дачи, чтобы, как выразился великий писатель, "праздник был всегда с тобой".
Еще известно, что в конце XIX века братья Михаил Матвеевич и Федор Матвеевич Дутиковы занялись торговлей земледельческими орудиями и машинами, затем устроили небольшой завод по производству плугов и другой сельскохозяйственной техники.
До сих пор считалось, что первым производителем сельхозтехники на Дону был завод Красный Аксай. Но случилось это уже в 20-м веке.
Так может быть Дутиковы были первыми сельхозмашиностроителями в крае? Как не вспомнить, что последним владельцем их дачи был Дворец культуры "Ростсельмаш".
- Категория: Страницы истории | Просмотров: 1137 | Автор: Stanichnik | Дата: 11.02.2019 | Комментарии (19)
Чрезвычайно любопытно! А не та ли это дача, в которой в октябре 1919 года проживала Великая Княгиня Ольга Алесандровна, известная как принцесса Ольденбургская: https://ankol1.livejournal.com/166698.html
Ух-ты!
Конечно та. Как иначе.
Положим, дача - та самая... А вот это где? Из дневника княгини: "Предполагали далее отправиться в Мелитополь, но так как там хозяйничали банды Махно, пришлось остаться в Ростове. Первое время семью приютили в доме вдовы табачного купца К. Дали, предоставив две большие комнаты." Где мог быть дом вдовы табачного купца К. Дали? Кто подскажет?
Пока ни чего не нашел. Определение "табачный купец" слижком общее. Среди фабрикантов такого не нашел.
Палас-отель, бывш табачн. ф-ка Кушнаревых на Таг. просп. (ныне Буд. 43. штаб СКВО)
А откуда, если не секрет, сведения о том, что Дали принадлежал Палас-Отель?
Паласом и особняком Вас. Сем. (по Пушкинск.) владело семейство Кушнаревых, оформленных как "Товарищество". Кем была "Дали", не знаю. Возможно это вдова Вас. Сем.
Меня терзают сомнения. Все-таки табачным купцом в Ростове был не один Кущнарев. Тут и Асланиди, и Асмолов и др. Да и табачным купцом мог быть не только табачный фабрикант, но и обычный торговец. Кроме того, Палас-Отель - это не столько дом, сколько гостиница. Хоть и останавливались там Император и его фамилия в 1914 году.
А вот еще табачный купец на «К»: Евстафий Герасимович Кундури, купец 1- гильдии, к началу 1-й МВ вошел в ранг фактического, если не владельца, то управляющего всей табачной торгово – промышленной индустрии Дона, куда входили тов. Кушнаревых, АО Асмолова, бр. Асланиди и пр. и пр. Е. Г. Кундури был зятем Як. Сем. Кушнарева.
Остается неясным вопрос: а не умер ли Кундури в 67 лет к годам, описываемым принцессой Ольгой А. и не осталась ли у него «вдова Дали»?
У мемуаристов нередко случаются искажения имен и фамилий (дисграфия), когда их память четко удерживает лишь самую звучащую ее часть. В нашем случае «ДАЛИ» может быть произвольной интерпретацией «кунДУРИ».
Недавно я перечитывал восп. Мар. Шагинян и обратил внимание на имя «ЗУЛЕЙКО», упомянутое в тексте и понял, что это про семейную династию народных целительниц и целителей, чрезвычайно популярных в Ростово – Нахичеванском регионе в 19 в. и в 1- й пол. 20 в. Здесь М.С. Ш-ян подвела память: правильно – ЗДРЕНКО («сбор Здренко» до наших дней признан аптечным миром).
Думаю, что иначе.
В дневнике есть скупые строчки, характеризующие одну из заброшенных дач рядом с опустевшим монастырём, где пришлось жить принцессе: " Выбитые окна пришлось заделать старыми мешками с соломой На четыре комнаты топилась одна большая печь, которая неплохо обогревала жильё, создавая некое подобие уюта." Понятно только, что дом был четырехкомнатным. Печь, видимо была посредине. А окна были не очень большие, если их удалось заделать мешками с соломой.
Хорошая идея, поискать фундамент печи. Он должен был сохраниться при поздних перестройках.
В самом конце 60-х я бывал внутри этой быш. дачи и заброшенности не заметил. Большой зал, много комнат, окна - двери были вполне до-большевистские. Но, вот что меня удивляет в этом сюжете - зачем Ольга А. ютилась здесь, если совсем рядом, на Темернике в ту пору был преуспевающий "иверский" монастырь, вполне еще действующий и основанный в честь ее племяника - наследника Алексея Ник. Где Ольгу А. ждал вполне достойный для чл. имп. семьи "и стол и кров" и где за три года до того принимали ее царствующего брата.
Разумеется, в конце 60-ых бывшая дача была вполне ухоженной, послольку там было колхозное правление. Не думаю, что там сохранялись довреволюционные двери и окна, ибо пержить две войны( гражданскую и отчественную) деревянным деталям было весьма сомнительно. В пятидесятых двери и окна тоже делались вполне обстоятельно. В том что Ольга и ее семья поселились не в монастыре, а на заброшенной даче не вижу ничего странного. Ни монастрырю, ни Романовым-Ольденбургским-Куликовским не нужна была излишняя "реклама". Отсутствие таковой и помогло выжить .
Я перенесу сюда комментарий Эмиля Сокольского, который он написал в Фейсбуке.Эмиль Сокольский У здания все признаки эклектики (а пилястры вообще убивают наповал), т.е. сразу понятно, что это ещё до модерна возведено, т.е. в самом конце 19 - самом-самом начале 20 в.
Писец. Снесли. Нету больше дачи.
Не поверил, утром идя на работу, сделал крюк и зашел посмотрел. Действительно, снесли - как и не было. Только огромные стропильные фермы к большому дереву прислонены. Интересно, с какой целью? Возможно с антикриминальной. Не так давно ходил участковый и опрашивал население на предмет найденного там мертвого младенца. Возможно просто под гаражи место понадобилось. Меньше всего верится в жилой дом, там рядом болото и кладбище. Поживем, увидим. Но дачу очень жалко. А всю нашу общественность озабоченную охраной памятников похоже интересует только "короед".
Удивительно, с сентября по октябрь месяц 2019 года я проработал прямо подле этого места, попал туда аккурат после его сноса :(
Оставить комментарий