Все, кто бывал в станице Кагальницкой, обязательно обращал внимание на старый мост через Кагальник в центре станицы.
Он расположен в сотне метров ниже по течению реки от нового моста, по которому сейчас идет оживленное движение по направлению на Ставрополь. Старую дорогу можно угадать и сейчас.
Но мост давно отслужил свое и превращен в пешеходный.
Рядом с мостом стоит новая церковь Покрова Пресвятой Богородицы.
Основана станица Кагальницкая в 1808 году вместе с другими станицами, призванными обеспечивать движение по Кавказскому тракту. Место,где первоначально располагалась станица, находится в трех верстах выше по течению Кагальника от центра нынешней станицы.
Постепенно станица "переползла" на нынешнее, более удобное место. Так в середине прошлого века выглядела дорога Ростов - Сальск. В самом низу видна насыпь - это и есть наш мост.
Исторические фото, здесь и далее, взяты из альбома "Кагальницкой 185 лет", составленного в 1994 г. Альбом хранится в читальном зале Кагальницкой межпоселковой библиотеки. Документы и материалы для альбома собрал старожил станицы Кагальницкой Яков Гаврилович ЖИБЦОВ.
Так выглядел мост.
Не знаю точной даты этого фото, но мост уже пешеходный.
Строился этот мост вероятно в спешке и в условиях дефицита материалов. На мощные стальные конструкции уложили бревна или шпалы, а сверху накатали толстый слой асфальта.
Асфальт, по которому ездят, - плохая гидроизоляция, тем более река внизу.
Я видел этот мост и ходил по нему много раз, фотографировал церковь и уток на реке, но по-настоящему меня этот мост заинтересовал, когда я обнаружил, что несущие пролеты моста сделаны из железнодорожных платформ.
Но и этот факт впечатлил не сразу. Настоящее удивление пришло, когда я разглядел этот огромный тарельчатый буфер, сохранившийся на одной из платформ.
17 дюймов. Такие большие, да еще подпружиненные, ставили на паровозах, которым приходилось не только тащить, но и толкать тяжелые составы.
Но мост построен не из платформ паровозов. Платформа паровоза имеет специальный проем под зольник и ложементы для котла. А это плоские, рамные конструкции. Мощные, но не паровозные.
Я бы так и оставил этот вопрос без ответа, но в ДГПБ мне случайно попалась книга по истории Батайска с этой картинкой. Бронепоезд!
И я стал смотреть на мост внимательно. Он состоит из восьми платфом. По краям две и две, сваренные попарно. А в центре четыре, сваренные не только попарно, но одна над другой.
Самым необычным элементом конструкции платформ мне показались кронштейны обрезанных или тяг, или талрепов.
Таких точно нет на паровозах.
Все такие кронштейны расположены вокруг конструкций, способных держать что-то вращающееся. Посмотрите внимательно.
Сегментные башмаки, служащие для опоры какого-то вращающегося механизма, и кронштейны тяг, удерживающие этот механизм или само поворотное устройство. Это мог быть мирный подъемный кран на железнодорожных колесах, но могло быть и орудие.
Этот литой кронштейн в днище платформы держал какое-то мощное вращающее вокруг своей оси устройство. Что это было? Кран для укладки рельс или зенитка? Надо сказать, что все железнодорожные краны, с которыми мне приходилось иметь дело, были устроены по другому.
Не понял, для чего часть кронштейнов расположены на днище платформ. Но они опять вокруг неких поворотных устройств.
Я надеюсь, что специалисты по истории железнодорожного транспорта точно определят по моим фотографиям, чем был этот мост в своей первой жизни. Но пока для меня это неизвестный бронепоезд.
Есть возле моста один памятник несомненный. В землю вкопан рельс с этой маркировкой.
Прокатан в первый месяц войны.
- Категория: История Донского края | Просмотров: 501 | Автор: Stanichnik | Дата: 15.12.2018 | Комментарии (2)
Если этот мост, действительно, бывший бронепоезд, то это потрясающее открытие!
Надеюсь)
Оставить комментарий