Тайны фотопленки

Сейчас часто появляются сообщения в различных СМИ о том, что при обследовании того или иного парохода – самолета - танка, когда-то затонувшего в море или реке, затерявшегося в джунглях или погрузившегося в болото, обнаружен полусгнивший фотоаппарат, в которым каким-то чудом сохранилась пленка с негативами. И специалисты одной широко известной в узких кругах лаборатории по крупицам восстановили изображение с этого негатива. И будоражат воображение читателей немыслимые снимки из прошлого.

Фотоапараты ФЭД и Лейка
 

Так случилось, что свет красного фонаря еще в детстве трансформировал мое зрение, и я вижу мир немного по-другому. Поэтому хочу поделиться с друзьями некоторыми своими соображениями по этому поводу.
Сразу оговорюсь. В чудеса верю! И ничего не отрицаю. Но.
Поскольку такие сенсационные находки часто относятся ко времени Великой Отечественной войны, то рассмотрим на предмет сохранения снимков  самую массовую модель фотоаппарата того времени.

Так случилось, что по обе стороны фронта  это была одна и та же модель. Дело в том, что в СССР с 1934 года в Харькове, в трудколонии имени Феликса Эдмундовича Дзержинского, созданной из бывших беспризорников знаменитым педагогом Антоном Семеновичем Макаренко, выпускался фотоаппарат ФЭД, являющийся копией немецкого фотоаппарата Leica II. 

Как говорится, найдите 10 отличий. 


 

У меня есть такой ФЭД. Выпущен он после войны, но это та же  первая модель ФЭДа. Даже объектив как у Leica II, - 1:3,5 f-50mm.

Фотоапараты ФЭД и Лейка
 

Разобрал его и попытался понять, может ли этот фотоаппарат  в течении длительного времени, даже неповрежденным,  сохранить в себе экспонированную пленку. 

Фотоапараты ФЭД и Лейка
 

Мы не делаем ошибки, рассматривая только эту модель фотоаппарата. Все дальномерные малоформатные фотоаппараты того времени строились примерно по одинаковым схемам.
Итак. В корпусе, в левой его части, находится кассета с пленкой (1), которая протяжным механизмом тянется по полозкам фильмового канала (3) и наматывается на приемную катушку (2)
Экспонирование снимка происходит как раз на полозках фильмового канала. Раздвигаются шторки, и свет через объектив попадает на светочувствительный слой пленки. Но нас интересует не это. Нам важно, что пленка в этом месте на защищена ничем. Она просто находится в негерметичном корпусе фотоаппарата. И обратите внимание, с кассеты пленка уходит по часовой стрелке, а наматывается на приемную кассету - против часовой. То есть,  намотанная еще на заводе и "заученная" в одну сторону, она на приемную кассету наматывается в другую, и наматывается не плотно.
Значит в центральной и правой части фотоаппарата уцелеть снимку даже при коротком попадании во влажную среду - невозможно. В этих частях фотоаппарата пленка защищена только от света и больше ни от чего.

Фотоапараты ФЭД и Лейка
 

Единственный шанс спастись у негатива есть только в кассете. 
Но во-первых, экспонированную и перемотанную обратно в кассету пленку  фотографы никогда не хранят в фотоаппарате. Ее сразу вынимают и заменяют «свежей» хотя бы для того, чтобы быть готовым  сделать новые кадры. Но это конечно не правило, в чрезвычайных ситуациях может случиться  что угодно, я просто говорю о том, что такая вероятность мала. 
Рассмотрим устройство кассеты. Эти сделаны, как и фотоаппарат, после войны, но по конструкции – довоенные, штампованные из тонкого металлического листа. От света такие кассеты защищают пленку отлично, а от воды – никак. Там зазоры шириной в миллиметр и больше, мелкое насекомое пролезет, не то, что вода.  

Фотоапараты ФЭД и Лейка
 

Теперь выясним, насколько сама пленка противостоит влаге. На эту засвеченную пленку я наношу каплю воды и держу меньше минуты. Потом удаляю воду салфеткой. Видно, что под действием воды  фотоэмульсионный слой, который в сухом виде имеет толщину около одной десятой миллиметра, стал толще в несколько раз и так распух, что даже деформировал жесткую подложку.
То есть  пленка поглощает влагу чрезвычайно быстро и хорошо. 

Фотоапараты ФЭД и Лейка
 

И в этом нет ничего удивительного. Она специально так устроена. Экспонированную пленку  для получения на ней изображения  помещают в водные растворы проявителя и закрепителя. Эти растворы сначала переводят в стабильное состояние те частицы солей серебра, которые подверглись действию света и несут на себе изображение, а потом вымывают  из фотоэмульсионного слоя пленки те частицы, которые изображения на себе не несут.
То есть мы выяснили, что ни фотоаппарат, ни кассеты  пленку от влаги не защищают, а сама пленка впитывает ее, как губка. Так может быть нет ничего страшного в том, что пленка намокла? Ведь намокает же она в процессе проявления и фиксирования изображения.
Рассмотрим устройство фотопленки. Она состоит из двух слоев. Первый- это подложка, сделанная из ацетилцеллюлозы, вещества довольно безразличного к воде. Второй слой называют фотоэмульсионным. Он содержит кристаллы галогенидов серебра - они формируют изображение под действием света. И связующий коллоидный слой, который в основном состоит из желатина. Это не совсем обычный желатин, он особого качества и называется необычно -  «Фотографи́ческая желати́на». Но это вещество, как и обычный желатин, добывают из хрящей животных. 
Главное свойство желатина, благодаря которому он популярен в пищевой индустрии, это  подвергаться гидролизу под действием воды. Благодаря этому свойству желатина из него получаются многие очень вкусные вещи.

Фотоапараты ФЭД и Лейка
 

Но главное, что нам надо знать, что желатин- это белок, и как любой белок – не вечен. Сколько может намокшая пленка сохранять изображение? Я нигде не нашел таких сведений. Если знаете - поделитесь. Известны случаи, когда сухая  экспонированная, но не проявленная пленка, хранимая пару десятков лет, сохранила изображения. Ужасного качества, но сохранила. А намокшая?
Нам теперь понятно:
- что ни фотоаппарат, ни кассета не могут защитить пленку от влаги не в малейшей степени.
- сама пленка впитывает влагу, как губка
- впитав влагу, она превращается в белковый студень. Примерно такой.

Фотоапараты ФЭД и Лейка
 

Может этот студень сохранить изображение, например, с середины 20-го века? Я.....верю – может.))) Верить всегда приятней. Как сказал великий поэт: "Ах обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад". А вы думайте, когда увидите очередную сенсацию.

Фотоапараты ФЭД и Лейка


Рисунок из New Yorker 17-4-17 Автор  
 

Stefan (22.11.18 18:27)

А фото "Лейки" откуда? Хотя, меня терзают смутные сомнения - боюсь, что это может быть и не "Лейка" вовсе. У меня в 90-е - начало 2000-х был знакомый, занимающийся скупкой старых камер типа "ФЭД-Зоркий". Потом отвозил их в Москву, а там из них "лейки" делали. (Помните фразу Шарикова, что из котов будут белок делать?) Эти "псевдо-лейки" втюхивались иностранцам-коллекционерам, многие покупали. Даже те, которые понимали, что это - подделка, часто платили небольшие, в общем-то, для европейца деньги, чтобы получить для коллекции качественную "игрушку".

Что меня смущает, это свастика с орлом и надпись "люфтваффе". Немцы такой хренью, как правило, не страдали. Через мои руки когда-то прошло немало немецких камер времен войны, в основном "Ретины", "Юбилетты" и их копии (это довольно симпатичные малоформатные "гармошки"), но ни разу не попадалась камера с нацистской символикой. И никому из моих знакомых.

А вот наши "умельцы" такой фигней и выделялись - спиливали советские названия и номера с верхних щитков, гравировали название и всякие надписи по-прикольнее. И "фашистский" крест обязательно!

Самое забавное, что делались и "советские" подделки из "ФЭД"ов - позолоченный "Сталинец" (держал это "чудо" в руках), "ФЭД - ВВС", "ФЭД - Полярный" и т. д. Ну и поддельные "ВООМП"-ы и "ФАГ"-и.

P.S. Недавно на московском Арбате, в антикварной лавке видел две "лейки", со свастиками и знаками "электриков", сделанные из "ФЭД-5"! Видимо, ранние камеры и даже "двойки" уже стали редкостью - клепают уже и из ТАКОГО! И цена на лоха - аж 34 000 р. :))) У меня тушка ФЭДа-3 валяется, хотел кому-нибудь подарить, может стоит попридержать на перспективу? :)))

Stanichnik (22.11.18 23:12)

Сергей, во-первых спасибо за такое интересное добавление. Я многого не знал. Фото лейки из интернета. Но там на самом деле много отличий в мелочах. Именно поэтому я думаю, что на фото лейка. 

Stefan (23.11.18 17:05)

Увы, это не "Лейка". Есть одгно явное отличие от ранней "Лейки-2". Про дурацкую свастику я уже писал... А есть еще такой момент - обратите внимание: покрытие головок взвода, обратной перемотки, изменения выжержки подтерты, а покрытие верхнего щитка - почти идеальное. Чудо?

Если был еще вид спереди - можно было бы еще одну "бяку" разглядеть. 

Вот, например, образец гораздо более качественной подделки. Даже состарена прилично - не придерешся! Сегодня нашел в интернете. Продается в Москве за ... не помню, но точно несколько тысяч УЕ.

Stefan (23.11.18 17:22)

А вот ЭТО - пример грубой подделки. Расчитано лишь на полного дур..., простите дилетанта. Хотя бы синхроконтакт убрали - в военное врямя его еще не существовало. :)))("Зоркий-С")

Stefan (23.11.18 17:16)

А вот эти две - похоже, настоящие. (Хотя "желтая" - не факт). Обратите внимание на отсутствие резьбы на спусковой кнопке. Применялась специальная гайка для спускового тросика. Такая форма кнопки была только на первых 7 000 ФЭД-ах. А они очень редкие и ценные - нет смысла уродовать.

И на боковой приливчик сбоку от окуляра видоискателя посмотрите. 

Stefan (23.11.18 17:14)

И никаких орлов со свастиками! ;))

Stanichnik (24.11.18 20:15)

Я решил убрать все комментарии, а вместо них расскажу вам одну историю. Небольшая, но счастливая часть моего детства  прошла в одной степной станице, в гостях у тетушки, где я со своими двоюродными братом и сестрой, в компании соседских детей, проводил летние дни, каждый из которых был равен году. Мы бегали купаться и ловить рыбу на ставок, ловили тарантулов в огороде, посещали колхозный сад, где ногу нельзя было поставить, не наступив на яблоко, и сидели в кинотеатре с фанерными креслами, смотря "Волгу-Волгу" и "Веселых ребят".

В положенный час тетушка звала нас обедать. Тут у нас отключался слух,и мы превращались в глухонемых, но очень занятых людей, которые никак не могли бросить запускать кораблики в речке, в которую превращалась улица после дождя. 

И тут кто-то из нас вдруг срывался с место и несся в дом. Двое других  через секунду соображали, что произошло и мчались следом. Забежавший в кухню первым  хватал в выдвижном ящике... аллюминиевую вилку с орлом и свастикой. Ее оставил какой-то немецкий солдат при отступлении. Так она и осталась валяться среди разнокалиберной, повседневной посуды в небогатой семье. 

Если бы я сегодня увидел такое поведение детей, у меня бы сжались кулаки от негодования. Но себя тогдашнего  не обвиняю ничуть. Война для нас была всего лишь частью детских игр. Мы ее не понимали, не могли понять своим детским умом.

Мир устроен так, что пропаганда и распространение всего мерзкого и зверского - дело легкое и для кого-то приятное. Контрпропаганда и противодействие - дело тонкое и трудное. И не всякий возмется и не у всякого получится. 

Сергей Остриков (26.11.18 22:01)

А как же совсем недавний случай, найденный фотоаппарат политрука на Военведе?

Андрей Stanichnik (27.11.18 06:50)

Сергей, я ничего про этот случай не слышал, но эта статья написана как раз для того, чтобы каждый мог сам оценить вероятность тех или иных событий.

Сергей Остриков (27.11.18 14:06)

Было много публикаций и в газетах и на тв. https://rg.ru/2018/10/26/reg-ufo/na-donu-proiavili-fotoplenku-pogibshego...

Stanichnik (27.11.18 21:27)

Спасибо. Значит пропустил.

Serj (17.02.19 01:55)

Ничего удивительного в сохранении негативов в пригодном для проявки состоянии нет. В фотоаппаратах типа "Лейка" и ФЭД негативы могут сохраниться только на приёмной катушке, после экспонирования, но не в кассете! При взведении затвора и перемотке плёнки на кадр, она перемещается  со значительным натягом и наматывается очень туго и плотно. Это предусмотрено самой конструкцией камеры для более плотного прилегания к кадровому окну. При попадании в камеру влаги, верхние полтора-два слоя эмульсии разбухают, слипаются и предотвращают дальнейшее поступление влаги и кислорода. Конечно, если камера не в реке. такая же ситуация и с широкоплёночными камерами, там ещё и слой специальной очень плотной бумаги слипается с желатином и превращается в кокон. Ну а размочить эту "капсулу времени" -дело техники, ничего мудрёного тут нет. А что касается подделок- в Китае этим заняты целые фабрики. при довольно хорошем качестве.

Stanichnik (17.02.19 19:33)

Serj, я не уверен, что на приемную катушку пленка наматывается очень плотно. Да, взведение затвора делается с определенным усилием, но это не означает плотной намотки пленки. Впрочем могу ошибаться. ФЭД у меня под рукой, пленка тоже есть. Сейчас поэкспериментируем.

Володя (12.06.19 16:34)

Ребята, кто помнит способ определения времени проявки ч/б плёнки точнее, чем я? Я помню, что надо кратковременно окунуть кусочек засвеченной плёнки в проявитель, вытащить и засечь время (сек) до выравнивания цвета. По-моему, это и будет временем проявки, но в минутах. Я не помню, надо удваивать или делить на два время в секундах. Может, ничего не надо? Я спрашиваю, потому что меня попросили проявить плёнку, снятую в 1962 и бывшую всё это время в аппарате.

Stanichnik (12.06.19 16:49)

Нет, не помню. Но очень интересно будет узнать, что у вас получится. Сообщите. Случай уникальный.

Serj (12.06.19 18:45)

У вас есть шансы на успех. Время проявки плёнок чб было в те годы от 6 до 8 минут в проявителе Ст-2. никогда не слышал о вашем способе проверки по засвеченной плёнке. Я бы посоветовал пожертвовать первыми 2-3 кадрами. с тем, чтобы получить хорошее качекство остальной плёнки. Для этого посмотрите в фотоаппарате, на какое расстояние при зарядке засвечивается плёнка, и отржьте и выбросьте этот кусок. Потом в фоторукаве   отрежьте кусочек в полкадра и зарядите его в фотобачок. Температура проявления указана на проявителе, время возьмите 10 минут. Если кадр будет густо-чёрный, значит, вы проявляли ещё засвеченный участок. Чтобы подстраховаться, посмотрите его на свет, если не будет никаких следов изображения, а только равномерная чернота- засвечен. Нужно отрезать следущий. Главное-терпение. И обязательно записывайте время, температуру проявителя  и режим вращения катушки, чтобы вносить коррективы в нужную сторону. Ещё посоветую не работать свежерастворённым проявителем  (даёт крупнозернистость) Дайте ему отстояться несколько дней в плотно закрытой бутылке. Не торопитесь, даже если пять- шесть раз будет чернота, плёнка может быть засвечена и наполовину, зато остальной кусок вас вознаградит. Если  плёнка девственно прозрачна, не отчаивайтесь! Если технические цифры и буквы на перфорации насыщенно-чёрные - вы на верном пути.Некоторые по забывчивости снимали иной раз по полплёнки с одетой на объектив крышкой. Если фотоаппарат был незеркальным. Так что отрезайте в дальнейшеи куски по два -три кадра и так до конца плёнки.Фиксирование - как обычно.

Stanichnik (12.06.19 20:24)

Толково

Илья (02.01.21 12:06)

Как в рукаве в слепую отрезать именно кадр, точно по границе?

Бывалый (04.01.21 15:13)

От экспонированной, но непроявленной плёнки отрезать один кадр точно по границе между кадрами можно только случайно, т.к. кадры не видны.  Serj предлагает отрезать кусочки плёнки и экспериментировать на них до тех пор, пока на проявленном кусочке не проявится негативное изображение удовлетворительного качества. Уже затем проявить остаток плёнки. При таком подходе первые найденные кадры будут порезаны и испорчены неудачным проявлением, но появляются шансы спасти экспонированные кадры на оставшейся части плёнки.

Андрей Stanichnik (03.01.21 16:33)

Вот этого не делали. Резали уже экспонированную пленку

Андрей Stanichnik (04.01.21 11:48)

Я неправильно выразился. Резали на эпизоды конечно экспонированную пленку. Но после проявки и закрепления.

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 8 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.