К нам летит Крокодил

Путешествуя по Ростову 30-х годов с помощью пожелтевшей подшивки газеты «Молот», хоть и трудно, но можно было оставить без внимания десятки диковинных и чуднЫх для современного человека тем и сторон жизни того времени, кроме одной – авиации.

Авиация в 30-х годах в Ростове и окрестностях по материалам газеты Молот
 

Авиационный энтузиазм 30-х не сравнить ни с чем, даже с космосом 60-х. Космос 60-х был именно космосом. А авиация 30-х была понятна, осязаема и смело входила в жизнь каждого советского человека.
Чего стоит эпопея спасения Челюскинцев. Эти лица и фамилии знала все страна и каждый ее житель. Мало знали – боготворили.

Авиация в 30-х годах в Ростове и окрестностях по материалам газеты Молот
 

Авиация того времени  со страниц краевой газеты представилась мне иногда достаточно неожиданными сторонами. Поделюсь некоторыми впечатлениями.
Во-первых,  надо понимать надежность тогдашних летающих машин. Вот заметка о пилоте-ударнике ростовского гражданского аэропорта – товарище Клокове. Обратите внимание –его хвалят за то, что он не имеет ни одной вынужденной посадки. Значит остальные, по крайней мере, большинство из них – имели. Я бы десять раз подумал, прежде чем лететь.

Авиация в 30-х годах в Ростове и окрестностях по материалам газеты Молот
 

Я так чувствую, что в те годы страну охватила мания авиастроения, и строить самолеты брались даже те, кому эта задача не очень подходила.
Этот самолет, названный в честь Бориса Шеболдаева (улица есть в Ростове), был построен в Новочеркасском индустриальном институте – дедушке нынешнего НПИ. Я напомню, что этот институт был образован в 1933 г. путем слияния геологоразведочного, химикотехнологического и энергетического институтов. А в 1935-м уже построили самолет.

Авиация в 30-х годах в Ростове и окрестностях по материалам газеты Молот
 

Строился самолет, как можно понять из заметки,  на деньги, собранные рабочими и колхозниками края. Сколько там было денег, собранных действительно добровольно, а сколько с тяжелым вздохом на общем собрании, не узнаем уже.

Авиация в 30-х годах в Ростове и окрестностях по материалам газеты Молот
 

Эта заметка развеселила и озадачила. 21 марта 1935 г. самолет «Финбанковец» вылетел в районы. Во-первых,  до этих районов «рукой подать» и незачем было самолет гонять  к ударникам по выполнению промфинплана в Кагальницкий и Семибалковские. Во-вторых, цели вылета не понятны. Воодушевить? Деньги привезти или отвезти? Загадка.

Авиация в 30-х годах в Ростове и окрестностях по материалам газеты Молот
 

Строящемуся воздушному флоту явно не хватало кадров. И для их подготовки применяли нестандартные методы. Например, эта заметка сообщает о шахтере – бурильщике, переквалифицировавшегося в пилоты.

Авиация в 30-х годах в Ростове и окрестностях по материалам газеты Молот
 

О том, что агитация и пропаганда – мощное оружие, большевики поняли еще в годы первой революции и в дальнейшем использовали это оружие во всю мощь. Существовала, оказывается, особая сводная агитэскадрилья имени великого пролетарского писателя Максима Горького. В нее входили десятки самолетов, носивших  в основном названия известных периодических изданий, в том числе «Крокодил» и «Пионерская Правда».

Авиация в 30-х годах в Ростове и окрестностях по материалам газеты Молот
 

«Крокодил в» нашем городе

Авиация в 30-х годах в Ростове и окрестностях по материалам газеты Молот
 

Цель агитационного облета 15-ти городов - некий конкурс на звание лучшего города страны. Из этой заметки понятно многое и непонятно ничего. Читайте сами.

Авиация в 30-х годах в Ростове и окрестностях по материалам газеты Молот
 

Но фото «Крокодила» на ростовском аэродроме – душевные. Кроме нарисованных зубов на декоративном носу, у самолета еще был гребень по верху фюзеляжа от крыльев до хвоста и обтекатели колес, раскрашенные как лапы животного.

Авиация в 30-х годах в Ростове и окрестностях по материалам газеты Молот
 

Далее идут многочисленные и разнообразные репортажи о работе авиации на колхозных полях. Кто бы мог подумать, что кроме ударников животноводов, полеводов и прочих известных профессий, были ударники-сигнальщики.

Авиация в 30-х годах в Ростове и окрестностях по материалам газеты Молот
 

Внесение удобрений с самолета! Прикинул грузоподъемность этого самолета и минимальное количество минеральных удобрений, вносимых на гектар. Получилось, что это агитационная «стрельба из пушки по воробьям». Впрочем, возможно, ошибаюсь.

Авиация в 30-х годах в Ростове и окрестностях по материалам газеты Молот
 

Но главной задачей авиации на селе были ранний аэросев и борьба с вредителями. Хотя если дадите себе труд прочитать эту статью, узнаете, что даже сперму возили самолетами.

Авиация в 30-х годах в Ростове и окрестностях по материалам газеты Молот
 

Засыпка рисовых семян в самолет.

Авиация в 30-х годах в Ростове и окрестностях по материалам газеты Молот
 

Эта заметка тоже развеселила. Зачем засыпать семена в самолет со скоростью 20-40 секунд? Это чуть медленнее, чем замена колес на Формуле 1.

Авиация в 30-х годах в Ростове и окрестностях по материалам газеты Молот
 

Редкий номер газеты обходился без репортажа об авиации.

Авиация в 30-х годах в Ростове и окрестностях по материалам газеты Молот
 

На этом снимке  начальник политотдела тов. Пушкарев, похоже, расстелил на поле свою шинель и считает, сколько зернышек на нее упало, там самым проверяя качество аэросева. Могу ошибаться.

Авиация в 30-х годах в Ростове и окрестностях по материалам газеты Молот
 

И в заключение. Нахичевань, рынок. Устроили авиакарусель. Краевая газета не обошла вниманием это событие.

Авиация в 30-х годах в Ростове и окрестностях по материалам газеты Молот
 

Эдуард Вартанов (18.10.18 11:54)

В НПИ авиастроение не прижилось. Всех студентов первого (31 года) набора перевели 35-ом году  в МАИ, где они год доучивались и, защитив дипломы, распределились в Иркутск.

Stanichnik (18.10.18 12:04)

Эдуард Вартанович, спасибо за интересное добавление. А есть ли у вас какая информация по первому Ростовскому аэропорту. Про него почти ни чего не известно, кроме одного фото сарая с надписью "Ростов-на-Дону" 

Эдуард Вартанов (19.10.18 11:04)

Гражданский до-платовский аэропорт возник летом 25 года для открывающихся трасс Москва – Тбилиси и Москва – Баку. В том же году появился военный и «строго секретный» аэродромом на Военведе. До того как порт и для аэро-зрелищ использовали ипподром - только его инфраструктура позволяла тотально обилечивать публику. Там же стояли два крайкомовских фоккера, которыми летал по СевКав краю тов. Микоян. После гибели Мясникова Сталин запретил ему перемещаться по воздуху.

Stanichnik (19.10.18 11:47)

А где он возник в 25-м? На военных снимках два аэродрома, привычный нам у новочеркасского шоссе и на месте Роствертола.

Эдуард Вартанов (19.10.18 15:43)

 Аэродром «на месте роствертола» никогда не имел статус аэропорта. Это продукт конца 30-х годов, когда местный ремонтно – сборочный завод (выросший из кустарных автомастерских времен нэпа) начал принимать в ремонт самолеты. С конца войны этот аэродром назывался ЛИСом: летно-испытательной станцией при авиастроительном предприятии.   

Stanichnik (20.10.18 17:20)

Я не могу спорить, но посмотрите на это фото. Авиапарад в Ростове в 1932 г. Когда был жив отец, я его подробно распросил и он рассказал, что каждый год, в день авиации, 18-го августа, на поле где сейчас Роствертол, проводился авиапарад. Отец спутать не мог, он родился и вырос на Дачном поселке.

Эдуард Вартанов (21.10.18 10:46)

Публика на фото вполне ипподромная, такую в чистое поле не заманишь. А вдали похоже на конюшни. 

Stanichnik (21.10.18 21:45)

Эдуард Вартанович, значит вы считаете, что это ипподром. Не скажу, что вполне с вами согласен, рельеф на фото сложный, не похож на ипподром. Да и понятие "ипподромная публика" мне не понятно. Оставим это фото. Интересно узнать ваше мнение по поводу следующего фото. Оно гуляет по сети как фото первого ростовского аэродрома.

Эдуард Вартанов (22.10.18 10:24)

Это главный ростовский «до-платовский» аэропорт, сфотканный в промежутке от 25 до 32 года, т.е. до постройки первого капитального терминала (в летописи Смирнова он есть).

И присмотритесь к предыдущему фото: по современным нормативам, для обслуживания только той части публики что в кадре, организаторы мероприятия должны поставить не менее двух десятков биотуалетов. За истекшие годы у людей не изменились естественные потребности, достойно удовлетворить которые в Ростове 32-го года могла только инфраструктура ипподрома, мимо  которого ваш папа с пос. Дачный  (минуя балку и кладбище) хаживал в центр города за 30 мин.

Ankol1 (22.10.18 20:53)

В не таком уж и далеком прошлом "День авиации" отмечался на Западном, на Вертолетном поле. Тогда это действительно было поле почти без всякой "инфраструктуры". И это никого не смущало. Люди шли толпами.

Stanichnik (22.10.18 21:28)

И я в этой толпе стоял пацаном, задирая голову до боли в шее, наблюдая за полетами планеров или прыжками парашютистов. 

Игорь (23.10.18 12:10)

Если кому интересно, где было первое здание аэровокзала Ростов Дона, и некоторые сопуствующие строения.

Stanichnik (23.10.18 12:30)

На снимке, который есть у меня, этот аэродром фрицы обозначили цифрой 2, а аэродром на Роствертоле, цифрой 1)))

Игорь (23.10.18 12:56)

Да, так и есть. Но инфроструктура больше у второго)))

Игорь (23.10.18 13:26)

И еще, по первому снимку соглашусь с Эдуардом Вартановичем. Действительно очень похоже на ипподром. Но весьма сомневаюсь, что присутствовали "удобства", и сомневаюсь, что были билеты. Инфраструктура ипподрома тогда представляла собой конюшни и небольшую трибуну, ну может один клозет.

Stanichnik (23.10.18 20:16)

Будем надеятся, что дальнейшее чтение Молота позволит разгадать эту загадку. Пока доводы сторон не убедительны.))) Жалко отца, жалко, что не смог передать его воспоминания, человека родившегося и прожившего в этом районе 85 лет. 

Игорь (23.10.18 20:40)

Возможно вы не ошибаетесь, чем больше рассматриваю фото, тем менее могу сопоставть его с ипподромом. В правом верхнем углу виден огромный ангар, это точно не конюшни. Такие большие ангары были только на юго-западе ЛИС.

Stanichnik (23.10.18 20:46)

Надо искать информацию. Не может быть, что бы ее не было.

Эдуард Вартанов (23.10.18 22:16)

Игорь, ваше утверждение про убогость ипподромного сервиса ошибочно. Я близко знавал ростовских лошадников времен царя, а с 50-х и сам бывал и играл на ипподроме, и замечу: даже в самые голодные и репрессивные годы ставки на бегах, а затем на скачках были самым популярным увлечением ростовских обывателей. Азарт игры объединял и уравнивал пролетариев и  недобитых буржуа.                                                                                                                                             Теперь про сервис: со времен нэпа он был «фишкой» ростовского ипподрома. В мои годы заезды, особенно воскресные, длились по 6- 8 часов и публика много и охотно пила - ела, всюду были натыканы открытые и закрытые буфеты, пиво-раки и жаровни с горячими шашлыками. Простецкая публика обслуживалась в  крытом навесе с рядами лавок и касс, левее которого было отдельное строение для «М» и «Ж». Ближе к финишу была капитальная, с несколькими нисходящими рядами трибуна с номерными местами и ложами, под которой были кассы и ресторан, с отдельными удобствами. По верху трибуны тоже были кассы и тоже ресторан, но с вип – удобствами, к которому примыкал банкетный зал с, балконом и отдельной директорской ложей. Один раз я видел, как из этой ложи Буденный гонял своих холуев делать ставки при розыгрыше призов его имени.

Игорь (23.10.18 23:07)

Т.е. нужник всеж был один. А трибуна такая и была.

Эдуард Вартанов (24.10.18 07:26)

Игорю: нет, в мое время трибуна была иная. По ее низу, но выше роста человека был ряд лож, одну из них каждый год в начале сезона резервировали за собой мои дядьки – мясники с нахичеванского базара, они были фанаты – лошадники со связями на конюшнях. Выше этих лож шли вверх нумерованные ряды, за которыми были верхние ложи, далее кассы, ресторан и пр. мною ранее упомянутое. Спорный снимок своим ракурсом и постановкой кадра, освежил мою память 60-ти летней давности, когда я из ложи, смотрел поверх толпы на скаковую дорожку в ее финишной части. Припоминаю, что тут же обычно располагались фотографы и киношники, снимавшие поверх голов старты, финиши и раздачу призов.

Справка для Станичника: авиа - праздник 18 августа проводился с 1933 г., а до этого авиа – шоу в Ростове давались в первые майские дни одновременно с открытием скакового сезона. В правой части фото видно как выезжают лошади и похоже что скаковые.

Игорь (24.10.18 07:53)

Я так понимаю, трибуны ростовского ипподрома весьма менялись на протяжении времени.

1. Немецкая кинохроника 1918г. https://www.youtube.com/watch?v=8HljsV3cdPI

2. 193?  ??

3. 196?  ??

Эдуард Вартанович, можете идентифицировать?

Эдуард Вартанов (24.10.18 10:38)

Игорю: фотки не про Ростов, а на хронике 18-го года  именно то: публика, трибуны и шикарный ипподром, где постоянными посетителями были мои нахичеванские родственники. В мои годы (я с 56 г. начал ходить на скачки) трибуны были другими, и проще и как-бы в один ярус.  Они хорошо видны в сюжете с ростовскими скачками  в киножурнале «по Дону и Кубани» 1963 года  (я тогда был в армии). Он есть в интернете, но я не умею копировать и вставлять.

Станичнику: в сюжете кинохроники тоже видна труба, похоже химзавода.

Игорь (24.10.18 11:04)

Снимки с официального сайта нашего ипподрома.

Хроника с 5 минуты https://www.youtube.com/watch?v=QXb0E-P0i9E  Труба одна.

Эдуард Вартанов (24.10.18 17:18)

Это кадр из того же киножурнала №21 за 63 г. с трубой химзавода.

Игорь (24.10.18 17:55)

Ну да, по Вашей наводке нашел киножурнал, показал всем. Ведь интересно-же!

Андрей Stanichnik (24.10.18 07:10)

Ключ к разгадке - в заводских трубах, которые видны над крылом ближнего самолета. Одна видна явно, а две другие под сомнением. Если труб действительно три - то это Ростсельмаш, и действие происходит на ЛИС. Если труба одна, то это может быть труба химкомбината. По моему там она была одна. Но и вариант Ростсельмаша на исключается. Возможно две другие еще не были построены. Дома рассмотрю фото в при большом увеличении и попробую построить схему.

Игорь (24.10.18 10:05)

Трубы четыре и какой-то артефакт (градирня? купол церкви?). Я думал это антенны на самолете.

Игорь (24.10.18 12:06)

Есть интересная панорама с обратной стороны, с Сельмаша(1) и со стороны Горизонта(2). Думаю положение труб не особо изменилось. http://airgorod.ru/rostov/#/pano19/ Ангар только подрос))) и свою трубу вырастил.

Игорь (24.10.18 17:33)

А, Андрей, прелесть какая http://airgorod.ru/rostov, не могу оторваться, а Вы  так могёте?

Stanichnik (24.10.18 21:17)

Я могу гораздо лучше. Но над городом не летаю. По многим соображениям. 

Игорь (24.10.18 21:34)

У вас чудесные фото с вашего НЛО. А панорамы он снимает, и чтоб также их глядеть на сайте? Я понимаю, что это достаточно сложная техническая задача для вашего сайта. Но результат будет сногсшибательным.

Stanichnik (24.10.18 21:34)

Да, снимает. Но я не пробовал еще. И видео снимает, тоже не пользуюсь. На Меотиде панорамы не выставить, поэтому и не снимаю.

Эдуард Вартанов (25.10.18 11:50)

Игорю: я тоже в восторге и, полетав над современным ипподромом (в последний раз там я был в 1975 г), я отзываю свое утверждение: "фотки не про Ростов ..." (24.10.18. 10.38)

Андрей Stanichnik (24.10.18 15:14)

Вот этот "артефакт"

Игорь (24.10.18 07:32)

Какого цвета крокодил? Угадали?

Андрей Stanichnik (24.10.18 15:08)

Я был уверен, что самолет был зеленым, пока сам не нашел в сети эти картинки.

Nгорь (25.10.18 17:15)

"Он ведь с нашим знаменем цвета одного"

Stanichnik (25.10.18 21:33)

Когда готовя статью, я увидел в сети какого цвета был на самом деле самолет, я удивился, как быстро пролетарские, революционные представления сменились во мне мелкобуржуазными. Я представлял самолет зеленым. 

Nгорь (26.10.18 07:19)

)))

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 8 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.