Человечество живет – как на качелях качается. Периоды восторженного интернационализма и глобализма сменяются периодами национализма и роста национального самосознания. Лозунги «Православие, самодержавие, народность» сменяются лозунгами «Пролетарии всех стран, соединяйтесь» И так по кругу, и так у всех народов. Только у одних народов эти процессы ярче, у других тусклее. У нас, понятно, не просто ярко, а особенно…
Вот в такой период тяги к отеческим корням, в начале второй половины XIX в., родился в России архитектурный стиль, названный русским. Его подразделяли на псевдорусский, неорусский, русско-византийский и еще не знаю какие, но это для специалистов. Суть одна: использование форм и стилей, присущих русской архитектуре в XV-XVI веках.
Яркий пример – Исторический музей на Красной площади. Архитектор Шервуд.
В нашем крае пересчитать сохранившиеся здания в этом стиле хватит пальцев одной руки. Один из этих памятников – четырехъярусная колокольня храма Преображения Господня в х. Обуховка. 1913 г., архитектор Григорий Николаевич Васильев.
Сам храм начал строиться в год отмены крепостного права, постоянно достраивался, и я не нашел определения архитектурного стиля, в котором он построен. И имен архитекторов не нашел.
Но колокольня – украшение плоской, как стол, дельты Дона. Когда-то вертикаль, преобладающая над всей округой. Теперь стала теряться в растущих вокруг линиях ЛЭП и портовых кранах.
И косметического ремонта, сделанного несколько лет назад, хватило не надолго.
Я перечислять названия архитектурных элементов колокольни не буду, потому как сам их знаю не твердо.
Но стоит посмотреть вблизи на это направленное в небо сооружение в стиле допетровской эпохи.
На первый взгляд не вяжущееся со скромной рыбацкой округой.
Стоит вспомнить, что дельта Дона когда-то давно была местом невообразимых рыбных запасов. Но построив такую колокольню, потратившись немало, и, несомненно, гордившиеся ею, местные жители в период нереста заставляли замолчать эти колокола, которые было слышно на много верст. Рыбу не пугать! Икру мечет.
Еще показалось, несмотря на дождь и хмурый день, что с колокольни хорошо просматриваются все главные судоходные пути в округе. И Главное русло Дона, и Каланча, и Кутерьма. Будет солнышко, обязательно покажу вам эти виды, а сейчас все серо, и капли дождя на объективе. Вероятно, колокольня строилась и с какими-то утилитарными целями.
Здесь людно. Многие приезжают из Ростова, хотя неблизко.
Теперь стоит сказать о том, что в этом храме, в числе очень немногих в нашем крае, не прекращались службы с момента его постройки. Это редкость.
И я вспомнил свой подсчет на эту тему, который сделал несколько лет назад.
Статья 2013г. Одна из первых на Меотиде
Взялся за как оказалось непосильный труд, посчитать, сколько было православных церквей на нижнем Дону перед 17-м годом. Сначала определил район, который буду условно считать «нижним Доном». Это район, ограничил с запада - берегом Таганрогского залива, с севера - рекой Тузлов, с юга - рекой Кагальник, с востока - юртами Бессергеневской и Багаевской станиц. Задача оказалась чрезвычайно сложной. Книга «Донская церковная старина», на которую ссылаются большинство исследователей, оказалась крайне не точной. Так в ней, например, в станице Аксайской, обозначены только Успенская и Троицкая церкви, тогда как к моменту написания этого труда, уже много лет действовала еще и Одигитриевская церковь. И это только один из многих примеров неточностей. Пришлось искать другие источники, в том числе и собственный багаж информации накопленный в течении многих лет бродяжничества в этом районе.
Пришлось масштабно осознать, что церкви были товаром. (знал я это давно). Так станишники, строившие в своей станице новую церковь, старую, как правило продавали в какую ни будь близлежащую станицу или хутор. Процесс этот был не скорым, что вносило неразбериху в учет церквей.
Пришлось решить для себя, что же считать церковью в архитектурном смысле этого слова. Так на Дону, как наверное и везде, существовало множество домовых, кладбищенских, тюремных церквей, церквей при атаманских и прочих дворцах, военных частях, богадельнях, училищах, и Бог еще ведает при ком. В каждом конкретном случае приходилось решать, является ли та или иная церковь самостоятельным архитектурным ансамблем или нет. А определить это по прошествии ста лет, да еще таких бурных ста лет, непросто.
Все это говорю не для того, что бы меня пожалели и зауважали, а только для того, что бы не судили строго если немного ошибся. В результате моих подсчетов, получилось, что в обозначенном мною районе, перед 17-м годом, действовало 82 церкви и храма православной веры, включая древлеправославные и единоверческие.
Вторая задача которую себе поставил, была посчитать, в которых из этих 82-х церквях, службы не прекращались до нашего времени. То есть которые из них сохранили само право называться церковью, на протяжении всех лихих лет. Это оказалось проще, таких церквей оказалось всего 8. Здесь стоит не только перечислить эти церкви но и поместить их фото.
- Ростовский-на-Дону кафедральный собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы
-Церковь во имя Святой царицы Александры в Нахичевани
- Церковь в честь Вознесения Господня на Братском кладбище Ростова.
-Церковь во имя Святого великомученика Георгия Победоносца в Новочеркасске.
-Церковь во имя епископа Тихона Задонского встанице Кривянской
- Церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы в хуторе Недвиговка
-Церковь в честь Преображения Господня в хуторе Обуховка
-Церковь во имя святого Алексея, митрополита московского в станице Бессергеневской
И тут меня ждало открытие. Из 82-х церквей действующих на нижнем Дону, всего 6 построил архитектор Г.Н.Васильев. Совсем не много в общей массе. А вот в число церквей в которых не прекращалось служение, попали три из шести построенных Васильевым. Таким образом, больше чем треть из всех церквей пронесших через тяжелые годы свою миссию, построены этим зодчим. Потрясающее соотношение.
Это Вознесенская церковь на Братском кладбище, Успенская в Недвиговке и Преображенская в Обуховке.
Чья же главная заслуга в том, что та или иная церковь не была приспособлена под склад химикатов или мастерскую? У меня сложилось стойкое впечатление, что главная заслуга принадлежит прихожанам. Конечно, и священнослужители часто играли свою положительную роль, хотя чувствую, что церковь в те годы часто занимала конформистскую позицию. А есть ли заслуга архитектора в счастливой или не счастливой судьбе церкви? Кто осмелится сказать нет? Ведь у зданий как и у людей есть душа. И закладывает эту душу архитектор. А что как не душа определяет наш успех или неуспех на жизненном пути.
О самом архитекторе Григорие Николаевиче Васильеве, известно не много. Неизвестно даже место его рождения. Вот, что сообщает о нем журнал «Зодчий» в 1914 году.
В 1901 году Васильев становиться городским архитектором Ростова-на-Дону. К этому времени у него уже сложилась успешная частная практика. По его проектам построены несколько купеческих особняков. Один из них, дом П.К. Массолитиной на углу Боготяновского спуска и Большой Садовой, украшает Ростов и сегодня.
Кроме упомянутых выше трех церквей, по проекту Васильева строятся еще четыре церкви в Ростове и станице Александровской.
- Церковь в честь Сретения Господня
Сейчас эта церковь стоит без звонницы которая была утрачены в 30-х годах.
Недавно у церкви появились позолоченные малые главки. Первоначальный вид церкви можно представить по эскизу из книги Е.И. Малаховского «Храмы и культовые сооружения Ростова-на-Дону, утраченные и существующие»
Следующим трем церквям построенным по проекту Васильева, повезло меньше. От Тороицкой церкви в станицы Нижнегниловской ни осталось ни чего. Она в числе многих других была разрушена в 30-х. В 1995 году, на месте Троицкой церкви установлен памятный знак. Что бы представить ее придется снова обратиться к упомянутой книге.
На фундаменте и части стен греческой церкви в честь Благовещения Пресвятой девы Марии, построен театр кукол. Она известна нам по нескольким дореволюционным фото.
О еще одной церкви построенной по проекту Васильева надо сказать особо. Это церковь во имя Святого Пророка Иоанна Предтечи, Крестителя Господня. Церковь была построена в 1915 году на месте сгоревшей деревянной церкви. А уже через 10 лет, в 1925 году, рядом с церковью, начинается строительство дворца труда им. Ленина, известного нам сейчас как Лендворец. Трагизм ситуации в том, что Григорий Николаевич Васильев, до 17 года занимая должность городского архитектора, и после революции остался на работе в управлении Донского окружного инженера и даже спроектировал и построил пятиэтажный жилой дом с аркой на ул. Большая Садовая возле Госбанка. Принимал он участие и в проектировании ансамбля дворца труда им. Ленина. Можно представить каких усилий и тревог стоило архитектору составить проект так, чтобы новый дворец не затронул существующую церковь. Последнюю из построенных Васильевым и наверное поэтому самую дорогую для него. Удалось это ему или нет, я не узнал. Е.И. Малаховский в своей книге пишет, что храм просуществовал 10 лет после своей постройки. И следовательно был разрушен в 1925-м. А Л.Ф. Волошинова, приводит сведения, что храм простоял до войны, мирно соседствуя с дворцом труда. Точно известно одно, что в 1932 году, архитектора оставившего после себя столько живых церквей, не стало. А церковь Иоанна Предтечи, известна нам сегодня по нескольким невнятным фотографиям.
- Категория: Люди | Просмотров: 1274 | Автор: Stanichnik | Дата: 23.12.2013 | Комментарии (8)
Нельзя сказать, что от Троицкой церкви не осталось ничего. Остался дом школы, в котором сейчас детский садик, да и фундамент, на котором построены пятиэтажные жилые дома, говорят, церковный...
Да, это так.
А ведь в Ростовском соборе Рождества Пресвятой Богородицы служба все-таки прерывалась. В нем до войны склад был, а на подворье - зоопарк.
Сейчас проверю. Я вроде бы серьезными источниками пользовался.
Даже если так, значит Васильев еще более счастливый архитектор.
Я помню,как восстанавливали колокольню кафедрального собора.Чертежи частично предоставил Андрей Петрович Зимин из личного архива.Он был нашим соседом и другом семьи.
Очень интересно. Ни чего о нем не знал.
Зимин-это отдельная и очень интересная история.Архитектор,друг и собутыльник Шолохова.)
Зимин был большой краевед. А про собор - это правда, так что, действительно, Васильев был архитектором-чудотворцем.
Оставить комментарий