Местные жители-славяне упорно называют эти поселения "колонками". А как их называют сами немцы, я не знаю. Да и нет у нас уже немцев, некого спросить. Колонки остались.
У них очень разная судьба. Некоторые, как Ольгенфельд, вполне благополучны. Этот поселок сменил название на Южный и удивляет проезжающих кирхой. Перестроенной и приспособленной под клуб, но не потерявшей достойного вида.
Другие, как Офенталь, медленно погибают.
Третьи, как Александровка, так сжились с местным бытом, что никто уже и не помнит, что это когда-то была немецкая колония.
А есть такие, и их больше всего, которые исчезли навсегда. Как Гохфельд, по главной улице которого я иду.
Многие ошибочно считают, что многочисленные немецкие поселения на нижнем Дону основали переселенцы, откликнувшиеся на манифесты Екатерины II от 1762 и 1763 гг., пригласившей иностранцев на жительство в Россию. Это не так. В 60-х, 70-х годах 18-го века здесь бушевали русско-турецкие войны, и никто по своей воле не селился.
Немецкие колонисты прибыли сюда позже, во второй половине 19-го века, из Поволжья и средней России, вместе с общей волной заселения южных земель.
Но немецкие поселки - это всегда одна прямая, как стрела, улица, и всегда возвышенность. В отличии от коренного населения, которое, как правило, селилось в низине у воды и, как правило, стремилось к скученности и компактности поселений. Разная история воспитала разные вкусы.
Я шел по главной улице Гохфельда и припоминал, какие льготы и привилегии посулила Великая императрица переселенцам.
Личная свобода. - Это при том, что крепостное право в России отменят ровно через 100 лет.
Освобождение от податей на 30 лет. - То есть, практически до конца жизни взрослого переселенца.
Свобода создавать органы местного самоуправления. - Это вообще фантастика. У нас этих органов, по-моему, до сих пор нет.
Свобода от воинской повинности. - Не постижимо, как императрица на это решилась. В то столетие едва ли несколько лет спокойных от войн найдется.
Свобода вероисповедания. - Это понятно.
Свобода выезда из России в случае нужды. – Дворяне должны были в то время разрешения испрашивать.
Как она на это все решилась? Потому Великая.
Ряд еле заметных бугорков – дома. Ряд еле заметных ям – подвалы. Трава по пояс, и птицы в небе, и ветер.
Сирень «под окошком»
Одного жителя Гохвельда нам все-таки удалось обнаружить. Но он общаться с нами не захотел, а стремительно бросился в высокую траву, и только мелькали черные уши. Но живет здесь.
Вспомнил Долину: ...Выучили казахский, выучили б и ненецкий, и все это по-хозяйски, и все это по-немецки...
- Категория: История Донского края | Просмотров: 724 | Автор: Stanichnik | Дата: 01.08.2018 | Комментарии (13)
Уж боюсь возразить, но на счет исключительно возвышенности, это преувеличение.
На вскидку, не глядя на карту - Мариенгейм, Майндорф, Бишлеровка, Новая Надежда находятся не на возвышенности. Скорее всего селились где можно было, а удобные места у воды, редко были свободны.
Дома был у меня список всех колоний с датой основания и количеством дворов, кажется.
На фото кладбище Бишлеровки. Немцы головой на восток, русские - на запад
Ново-Ильевка вообще со спутника является наглядным олицетворением немецкого поселения :)
Не буду спорить, но мне кажется характерна как раз одна длинная улица. И по поводу возвышенности не буду спорить. Но низин немцы избегали в отличии от местных.
Все хутора рубежа 19-20 века, как правило так и строились. Согласно утвержденного плана, видимо. И русские и немецкие. По мере роста населенного пункта, улицы искривлялись соответсвенно топографии. Если место было ровное, то ровные улицы можно было возводить сколько хочешь, или расти в длинну.
Ариянский Красный Крым (изначально), русские Бирючий, Николаевский, Дмитриенко, прочие подобные и немецкие Александрофельд, Вайцендорф, прочие подобные - братья близнецы.
Карты нет под рукой, а то можно было бы нарезать.
Исключение - старая казачья вольница - ставь курень где нравится.
Сейчас работаю над дневником времен войны, где автор в шоке от наших старых Верхнедонских станиц, после дисциплинированных улиц сёл Белоруссии и Укранины.
Если Вы имеете виду план, утвержденный где нить в городе, то их не было. Строили как на душу ляжет. Разрешение на капитальную застрой нужно было только от владельца земли. Решалось все внутри самого сельского общества.
Про казаков ничего не могу сказать, не занимаюсь ими. Крестьянский слободы и поселки отличаются хаотичностью застройки. Там барин что похуже и поменьше выделил крестьянам, так и тулились на той земле. Немцы отличались прямолинейностью и аккуратностью застройки - ну эти их национальная черта. И верхи немцы выбирали потому, что удобнее планировать и строить ровно.
Это все тоже немецкие хутора? Я не исключаю, что возможно некоторые таки да, но далеко не все. Прямолинейность характерна для хуторов рубежа 19-20 века.
С баринами у нас проблемы. А колонисты были в том числе и иногородние (по донской терминологии). Думаю что поселения в рамках Столыпинской реформы и движения колонистов, были похожи.
Столыпинские и немецкие отличаются по внешнему виду. Столыпинские отличаются конечно меньшей хаотичностью, но она есть. Они на новом месте селились крайками, кутами, землячествами. И них хоть и в 100 дворов хутор, но отдельно обязательно , по краям будет, с одной стороны Прычипыловка, с другой Пятихатки какие не будь. А у немцев все по линейке, весь хутор. И дворы, и сады, и общие поля.
Я так понимаю, это картинки с Таг.Округа? Я по нему занималась парой-тройкой колоний. Так, что простите, не сильна в местной географии. А вот колонии Дон.Округа я очень хорошо учила. Составила карту. И есть у этихколоний общие черты- это расположение на горе и строгая прямолинейность улицы и дороги.
И если даже изучая спутниковые снимки , я видела ну очень ровную, не характерную улицу и дорогу, и даже если в общедоступных источниках не было свеений, что на этом месте была колония. То потом в ГАРО обязательно находились данные, что на этом месте была колония.
прямая дорога\улица - это прям как маячок-указатель -> ищи колонию на этом месте.
И еще советую почитать статью в Приазовском крае №39 от 11.02.1897 г."Колонии как экономический тип деревни".
и это http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m2/2/art.aspx?art_id=83
А вот например в Списке населенных мест Северо-Кавказского края за 1925 среди прочего посчитаны и колодцы. И немецких поселениях их количество почти всегда равнялось количеству дворов. Для местных, коренных поселений это не характерно, колодцев там в разы меньше. Это говорит о том, что немцы были передовые и организованные, и имели в каждом дворе колодец и еще парочку общественных, и им водоносная низина была не нужна. Об этом написано и ниже в статьей на картинке.
У немцев не было в крови традиции сельской общины. Формации гораздо более жизнеспособной, кстати, в условиях крайне рискованного земледелия и агротехнологий средних веков. Немец по природе единоличник и я не вижу ничего хорошего в НЕОБХОДИМОСТИ рыть свою шахту (загляните как нибудь в колодец примиусья). Русским было проще иметь общественные колодцы, немцу важно иметь свой. Все это имеет мало общего с передовыми методами хозяйствования.
Даже в долине Тузлова, колодцы менее 10 метров это редкость. В ДНРовской Степановке 26 метров, допустим. У меня дома вода на 27 метрах, у родителей на 16. Иметь в такое в каждом дворе, в то время...ох уж эти немцы..
Ну посмотрите например Ново-Хрещатик (ТагОкр.): 53 двора и 53 колодца. Рыли же.
Я же не спорю, что рыли. Но я бы не стал бы называть это организованностью и передовизмом. Видимо была необходимость иметь каждому свой, личный
Ну, то что немцы вели свое хозяйство более передовыми способами, про это везде написано. И урожайность и достаток у них выше были. А удобно организованное ведение хозяйства - это разве не признак организованности, передовитости? Удобнее же сходить за водой рядом во двор , а не в балку под гору? И руки и время высвобождаются для другой работы или отдыха.
Оставить комментарий