Желанный берег

Слева, в мареве на горизонте - простор Меотиды. Голубая лента полноводного в этом году Мертвого Донца - северная граница дельты Дона. Правее реки, на высоком берегу, вытянутые к нам улицы хутора Недвиговка. Голубая капелька в центре хутора - купола Успенской церкви. От восточной, ближней к нам окраины хутора, вправо, на север уходит государственный заповедник – «Каменная балка». На западной, дальней от нас окраине хутора - всемирно известный древний город Танаис.

Поселения в Каменной балке и Недвиговке


Я приехал фотографировать это место с воздуха понимая, что здесь не будет захватывающих видов. Но мне очень интересно понять, почему именно сюда, 20 000 лет назад пришли люди, обосновались, прижились и живут здесь до сих пор.
Надо сказать, что Дон во времена появления здесь первых поселений, был совсем другой. Он заменял собой и Таганрогский залив, и все Азовское море.

Поселения в Каменной балке и Недвиговке


Склоны Каменной балки когда-то были берегами огромной реки. 

Поселения в Каменной балке и Недвиговке


А болотистые берега Мертвого Донца – мелководными заливами. 

Поселения в Каменной балке и Недвиговке


Может быть благодаря этому, прогретому солнцем и кишащему рыбой заливу и обосновались здесь первые жители? Поселения каменного века существовали на этих берегах очень долго. Первые из них возникли, как я уже говорил 20 000 лет назад, а последние из найденных датируются 13 000. Напомню, что нашей технологической цивилизации, которая условно началась с изготовления первого бронзового топора, всего 6 000 лет. То есть время существования системы поселений в Каменной балке сравним с возрастом нашей машинной цивилизации.
Археологи даже придумали специальное название для существовавших здесь поселений: «Каменнобалковская верхнепалеолетическая археологическая культура».  Это раскопки одного из поселений каменного века.

Поселения в Каменной балке и Недвиговке


Сейчас кстати, этот живописное болото – Синявское газовое месторождение. 

Поселения в Каменной балке и Недвиговке


Много веков разные племена и народы жили на этом месте. В основном мирно жили.

Поселения в Каменной балке и Недвиговке


Людей каменного века сменили скифы и сарматы, потом пришли греки, затем на весь край навалились гунны, их сменили половцы, потом хазары. Славяне начали не торопясь осваивать эти места. Монголам здесь очень понравилось и наконец, казаки и турки схватились в полуторавековой борьбе за эти благословенные берега. Память тому – крепость Лютик у устья одноименного ерика.

Поселения в Каменной балке и Недвиговке


И наконец в 1793 г. переселенцы из Малороссии основали здесь хутор Недвиговку.

Поселения в Каменной балке и Недвиговке


Я не нашел твердых сведений о том, что люди на этом месте жили всегда. Но мы знаем историю по ярким вехам, таким как гибель городов и падение царств.

Поселения в Каменной балке и Недвиговке


А люди живут себе веками на насиженном месте и часто не оставляют о себе следа. Или мы не видим этих следов.

Поселения в Каменной балке и Недвиговке


Тем более если им многие годы приходится прятаться в пещерах от жадных захватчиков, или переселятся с места на место. 
Это один из укромных уголков Каменной балки.

Поселения в Каменной балке и Недвиговке


Достаточно внимательно осмотреть экспонаты музея в Танаисе, или почитать что ни будь о истории народов живших здесь. Вывод сделать легко – люди жили здесь всегда. Возможно намного раньше найденных следов. Почему здесь? Не знаю. Но сюда тянет необъяснимо. 


Эту схему я сделал давно, что бы наглядно было видно, насколько скачкообразно вдруг начало развиваться человечество.

Поселения в Каменной балке и Недвиговке


- Делать каменные орудия люди научились около 3-х миллионов лет назад. Эти три миллиона лет я нанес на шкалу и поставил на ней деления через каждые 1000 веков.

- Наша техническая цивилизация (40 веков до Р.Х и 20 после) поместилась в тоненькую красную полосочку на самом краю шкалы.

- Каменнобалковская культура датируется периодом 20 000 - 13 000 лет назад. То есть, просуществовала на 1000 лет больше технической цивилизации. (Надеюсь пока) Ее красная полосочка потолще.

- Еще стоит помнить, что первые поселения первобытных людей появились на нижнем Дону и в Приазовье 150 000 лет назад.

- Следы костров стали появлятся на стоянках древнего человека около 425 000 лет назад.

 

В материале использована картина А.С. Исакова "Меотида. Эллада. Скиф"

 

Лусеген (03.07.18 10:30)

Красиво.

Над рисовыми чеками, хорошо бы, полетать в апреле - поснимать феерию птичей радости весне. И осенью тоже интересно, когда лысуха сбивается в большие черные стаи. Рисовые чеки - птичий рай и я там любил бродить, когда-то.

Андрей Станичник (03.07.18 11:14)

У меня в мечтах попробовать поснимать птиц или на Беглицкой косе или на Глафировской. Там их много и разных.

Sergey_A (04.07.18 11:43)

А ко мне повадилась щурка золотистая, каждый день прилетают и сидят возле дома, я таких красивых птиц раньше у нас не видел

Эдуард Вартанов (03.07.18 19:32)

Уважаемый Андрей, взгляните на  проблему с «другой стороны» и, определяя вехи заселения нижнедонской меотиды, подумайте: а кто кормил в 16 - 18 веках десятки тысяч донского народа, презиравшего труд на земле и считавшего его «мужицким»? Или: кто был производителем и поставщиком с/х продуктов для ежедневного пропитания многотысячной команды крепости Св. Димитрия в первые десятилетия ее основания?

Stanichnik (03.07.18 23:04)

Уважаемый Эдуард Вартанович, не перестаю удивлятся ходу выших мыслей. Вы намекаете на то, что казачество расцвело здесь имея под собой оставшееся в тени истории, исконное местное население? Если вы считаете, что исконное местное население будучи потомками всех племен и народов живших здесь, сначало "выкормило" казаков, а потом растворилось в них, я с вами соглащусь. 

Лусеген (04.07.18 09:00)

Какая то альтернативная история. У меня возникла ассоциация с Тартарией.

Эдуард Вартанов (04.07.18 19:27)

    Нет, не «растворилось». Производительные силы (истмат) покинули Меотиду, когда она начала утрачивать мощную и системную защиту турецкими сторожевыми постами, Лютиком, Каланчами и тп., и местные ремесленные и с/х производства предпочли перемещать самих себя и свои производственные отношения в те регионы Причерноморья, которые оставались под охраной турецкого ятагана.                                                                                                           

К 70-м годам 18 века Россия выдавила-таки турок с Нижнего Дона, но не могла и не знала как дать его товарным хозяйствам равную туркам защиту от разбойных посягательств, и чтобы спасти регион от надвигающейся гуманитарной катастрофы, начала спешно завозить сюда крымских армян, греков, малороссов и пр. колонистов.

Игорь (04.07.18 21:26)

Вы зря смеётесь. Высказанная мысль ЭВ весьма вероятна. Но доказать это, испльзуя только русскоязычные источники - невозможно. Одно однозначно, византийско-итальянская Тана а позже турецкий Азак был основой цивилизации нижнего Дона с 10 по 18 век. Пришлые казаки вряд-ли смогли ассимилировать в себя столь большую массу народов. Чт говорит о том, что эта производственная масса ушла...

Stanichnik (04.07.18 21:25)

Мы совсем не смееемся. Мы согласны, что историю знаем в упрощенном варианте. Но и вы упрощаете. С конца 14-го по конец 15-го веков тут не было ни кого значимого и Азов лежал в развалинах. В том-то и особенность края, что один город не мог здесь быть основой цивилизации. При Золотой орде он играл роль посольства и порта, не более. 

Игорь (04.07.18 21:43)

Андрей, а посмотрите, что копает Масловский. Производственные отношения и силы в Тане 10 века намного превосходили ПО ПС Ростова 18 века. Он даже не парится турецким периодом. Где-то карту раскопок видел, она чуть ли не больше современного города. Это был мегаполис. 

Stanichnik (04.07.18 21:54)

Ну я считаю, что 10-й и 18-й сравнивать нельзя. Разные системы ценностей. То, что Азов 10-го века мог быть больше современного, вполне понятно. Тогда жили вольно, многоэтажек не было. Вообще считаю, подход неправильный. Он производственные силы каким мерилом мереет? 100 тысяч рабов ого-го-го какая производственная сила. 

Игорь (04.07.18 22:01)

"Ну я считаю, что 10-й и 18-й сравнивать нельзя" - Конечно))) Это образное преувеличение. Но количество производств поражает.

Stanichnik (04.07.18 22:57)

Что с того, если в Азове 10-го века было 300 гончарных мастерских, а в Ростове 18-го только 30. 

Игорь (05.07.18 09:50)

Это говорит о том, что спрос и соответственно количество народа было в 10 раз больше. А потом он куда-то исчез.

Андрей Stanichnik (05.07.18 17:11)

С такой трактовкой я согласен. Мы представляем себе историю так, что сидели отважные казаки в Азове, многотысячная армия турок их штурмовала, а вокруг была пустыня. Если почитать популярную историю, именно такая картина складывается. А на самом деле вокруг был густо населенный край, жители которого, не исключаю, призывали чуму на обе воюющие стороны.

Гость (05.07.18 17:13)

А по поводу азовской цивилизации, я уже не помню когда впервые услышал теорию о том, что в Азове до российской экспансии существовала высокоразвитая и главное глубоко гуманная цивилизация художников и поэтов, славившаяся высоким развитием технологии и наполнявшую всю Евразию невиданными образцами культуры и техники. А Россия навалилась на этот край, гоня вперед толпы каторжников и негодяев всех мастей, алчных и несущих разорение и смерть.
С тех пор эта теория в разных вариациях всплывает то тут, то там. У этой теории есть корни. В Азове действительно постоянно находят уникальные предметы быта и культуры.
Но я глубоко убежден, что причина этих находок в том, что Азов в те времена был мировым перекрестком на котором всех убивали и грабили. Прятали награбленное, потом опять убивали и грабили и перепрятывали награбленное. А публика читает об уникальных артефактах и не читает о сотнях останков с рубленными следами найденных рядом.

Игорь (05.07.18 18:30)

С цивилизацией художников и поэтов вы явно перегнули))), а с убивали и грабили не очень((( Судя по раскопкам, азовское поселение было вырезано начисто несколько раз.

Да и "каторжники и негодяги" бежали подальше от России, жить вольно, и лишь в последствии присягнули царю.

Игорь (05.07.18 18:13)

Так вроде об этом говорит Эдуард Вартанович?

Лусеген (05.07.18 18:19)

А я вот не понимаю в чем вопрос. Известно всё и описано порядком. И довольно таки густонаселенный край за кагальником и местносить по Дону и торговые связи и экономический потенциал с его изменениями и население региона - все относительно неплохо изучено и фундаментальных проблем, нестыковок  нет. 

Игорь (05.07.18 18:53)

Вопрос, как я понимаю в том, кто кормил казаков и крепость Дмитрия Ростовского сельскохозяйственной продукцией. И куда они потом делись? Кстати, картошку, кукурузу, рис, гречиху и помидоры здесь ели уже? Не рыбой же единой питались.

Игорь (06.07.18 19:27)

Ага, выясняется, что гречка и кукуруза была. Кукуруза и кукурузная мука - привозная из средней Азии и поволжья. Картофеля и томатов еще не было. Зато казаки пили привозной чай и турецкий кофе "по праздникам". Муки пшеничной все время не хватало, но много была ржаной и достаточно ячневой. Бахчевые были летом в изобилии. Рыба - казачье всё. Диким мясом, дикой птицей и дикими фруктами, медом, грибами, рыбой обеспечивали зимовщики, отставные казаки в специальных хуторах. Крупнорогатый домашний скот был, много делали кисломолочной продукции, по рецептам горцев. Баранину закупали у иновецев, сами не разводили. Синину употребляли с удовольствием, особенно сало, отголоск Сечи. О разведении свиней - неизвестно. Чеснок и лук обильно клали практически во все блюда, вероятно выращивали сами. Главными в рационе были каши и изделия из муки, и конечно рыба. Рыбы было более чем в изобилии, и летом и зимой, зимой в основном сушеная и соленая. Солили и вялили и мясо по турецки. Про домашнюю птицу и яйца ничего не нашел. Промежуток примерно16 век.

Эдуард Вартанов (06.07.18 12:05)

Андрей, у вас опять неправда. Приазовские с/х производители никак не могли звать чуму на турок. Зайдите в любой современный супермаркет и присмотритесь к развалам овощей выращенных потомками меотидских греков, некогда ушедших с низовьев Дона вместе с турками. Теперь они называются понтийскими греками и кормят своей продукцией всю Европу вместе с Россией.

Андрей Stanichnik (06.07.18 15:45)

Эдуард Вартанович! Уважаемый! Вы считаете меня неправым когда я говорю о том, что во время Азовского осадного сидения, местное мирное население о котором мы ни чего не знаем, но только подозреваем его существование, посылало проклятие в адрес обоих воюющих сторон?
То есть вы считаете, что 120-ти тысячное войско турок, татар, нагайцев, черкесов, валахов и еще десятка национальностей, собранное у Азова в июне 1641 г. исключительно мирно и вежливо, по договорным ценам закупало у местного населения петрушку и укроп?
Если вы так считаете, мне сказать нечего.

Игорь (06.07.18 16:41)

Б-гг-гы-гы. А я думаю, что в основном, да)))  С их точки зрения обывателя, они были освободители))) Вы же не думаете, что турецкие подданные были за казаков?

Лусеген (06.07.18 17:09)

Андрей, ну почему ничего не знаем про население? Обилие поселений и стоянок рядом и южнее Азова известны и культура населения не является загадкой. И кажется никто не делал сенсацию из торговых взаимотношений русской, относительно пустынной стороны с довольно населенными окресностями Азова. Естественно продвижение России на юг не радовало тюркскую среду. Естественно относительно налаженный микроклимат ломался и даже казаков, я так думаю, это не радовало. Далековато стало по зипуны ходить.

Российская империя, устраняя пятисотлетнюю угрозу, продвигалась на юг и конечно те кто мирно выращивал укроп под стенами Азова, насылали на супостатов хулу и поругание.

Игорь (06.07.18 17:46)

Спасибо, Лусеген. Идеально дипломатично. У меня так не получается. :{ Простите, Андрей.

Эдуард Вартанов (06.07.18 21:56)

Андрей, опять вы неправы перескочив в другую эпоху (ее тоже можно обсуждать, но отдельно). А мой спич был про спрос на овощную и ремесленную продукцию для гарнизона Св. Димитриевской крепости, и про то как этот спрос, ответно и к взаимной выгоде, был сбалансирован предложением с турецкой стороны Темерника. Да, эта эпоха была короткой, турецко - подданные овощеводы ушли с Дона вместе с привычкой выкладывать на рынке только мытую морковь. С тем, на 250 лет, в России установилось правило торговать морковью обваленной в грязи. В наши дни морковь мытая из туретчины вернулась.

Stanichnik (06.07.18 22:09)

Я утверждал, что местные жители призывали чуму на обе воюющие стороны во время азовского сидения. Вы сказали, что я говорю не правду. Я уточнил свою позицию, говоря все о той же эпохе. Вы обвинили меня в том, что я перескочил в другую эпоху. Но в другую эпоху перескочили вы!!! А я все время говорил об одной и той же. Это не спор. Я его прекращаю.

Эдуард Вартанов (07.07.18 12:39)

 Андрей, вы излишне обидчивы. Будьте объективны и отрекитесь от утверждения, что азовчане в годы «азовского сидения» могли насылать чуму на турок. Решительно не могли, как не могли москвичи в 1812 году  насылать чуму на армию Кутузова, или ростовчане в ноябре 41-го на 56 ОА - своих защитников. Полагаю, что ваша ошибка постулируется убеждением, что Азов (Азак) был вольным городом и стоял как бы в стороне от схватки, в то время как он, как и вся Меотида, был частью османской империи, для защиты и благоденствия которой турки не жалели ни сил, ни средств. К примеру, Персия в ту же эпоху считала волжский низ зоной своих интересов, но никак и ничем его не защищала, позволяя разинским ватагам успешно и безнаказанно ходить сюда «за зипунами» - по Лусегену.

 Извините за мой заход ранее в другую эпоху, это у меня от увлеченности темой.

Эдуард Вартанов (07.07.18 13:03)

 

Эдуард Вартанов (05.07.18 21:08)

Браво, Игорь! Спрос первичен, поскольку рождает предложение. Если на продукт труда гончара спрос растает, и к его горшкам выстраивается очередь, то не только старший сын гончара, но и все последующие его сыновья станут к гончарному кругу. Так было и так будет во все времена. И если семья гончара не поспевала за спросом, она расширяла производство горшков, ставила новые крутильные станки, печи, разнообразила свой продукт. А когда 10 гончаров не успевали насытить спрос, то к ним добавлялись еще 10, затем еще 10, и так пока спрос и предложение не уравновешивали друг друга. 

Если от горшков перейдем к овощам, мы легко определим потребность в них на российской сторонке Темерника, скажем в 60 годы 18 веке, где уже было до 5 тыс. солдат и офицеров. Для расчета возьмем только команду при крепости, т. к. их спрос был обеспечен жалованием в золотой и серебряной монете, чрезвычайно привлекательной для приазовских греков и иного местного турецккоподданного народа не склонного к меновой торговле. Посчитав потребность в овощах по каждому виду отдельно, можно определить и земельные пространства под бахчи и огороды на турецкой стороне Темерника, и условное число овощеводов. По той же схеме можно посчитать ремесленников по видам производимого ими продукта.

Лусеген (04.07.18 09:07)

Андрей, а с какой высоты снимки? В свойствах фото отображается?

Stanichnik (04.07.18 19:21)

Нет, в свойствах фото, которые можно просмотреть в фотошопе, этих данных нет. А специально я не искал. Попробую поискать, у коптера есть функция записи маршрута.

Лусеген (05.07.18 10:45)

Знать высоту очень интересно. Время снимка, координаты и высота должны быть в вкладке "Подробно".

Какую максимальную высоту допускает закон? 

Андрей Stanichnik (05.07.18 17:18)

У нас законы по коптерам до сих пор не приняты. Точнее закон принят, но нет подзаконных актов обеспечивающих выполнение закона, поэтому он пока не действует. Что касается параметров снимка, то те, которые записаны на кадре и открываются в фотошопе, содержат стандартный набор информации: выдержка, фокусное расстояние и т.д.

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 8 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.