Прямо впереди у горизонта – станица Кагальницкая, что расположилась по обеим сторонам дороги на Ставрополь. Слева, где элеватор - поселок Малиновка и железнодорожная станция «Кагальник» при нем.
А под нами место любопытное и красивое – Осадная гора. Ее пологий горб нависает на крутым изгибом Кагальника и хорошо виден на этом фото. С горой связана одна легенда.
В обобщенном виде легенда выглядит так: отправились казаки «в поход за зипунами» на юг, в ногайские улусы. Пограбили удачно. Но, видимо, возвращались медленно и здесь, на Кагальнике, их настигла погоня. К счастью казакам подвернулась эта гора на правом берегу реки. Используя ее склоны и обрывы, казаки успешно оборонялись от нападавших и дождались подмоги из донских станиц.
Более легенда не сообщает ничего. Ни имени атамана, ни года, в который произошли эти события.
Я перелистал известных донских историков: Савельева, Краснова и Сухорукова и, как и ожидал, не нашел у них прямого упоминания об этом походе. Видимо на фоне других это событие было не слишком знаменито.
Но у Сухорукова нашел такой эпизод:
"...мурзы Малого Ногая просили казаков заключить с ними мир и во уверение того дали присягу и атаманов, потом, соединились с донскими казаками, пошли для разорения улусов Большого Нагая.
5 октября 1636 г., казаки напали на улусы Янмамет-мурзы и других согласных с ним мурз, близь Темрюка кочевавшие, разорили оные... ...и пошли обратно, но прочие мурзы Большого Ногая, узнав об этом, соединились поспешно, догнали победителей, дрались четверо суток с равным ожесточением и с равным успехом с обеих сторон.
Янмамет и прочие мурзы БольшогоНогая, видя, что пленных захваченных у них мурзами Малого Ногая, отнять не в силах, прислали к казакам, бывшим в этом походе, просить о заключении мира. Предложение это принято охотно, и Янмамет-мурза за всех мурз и за весь народ Большого Ногая дал присягу на верность подданства российскому государю, и чтобы идти к Астрахани на старые кочевья, а казаки, отдавши им весь плен, возвратились на Дон.
Но присяга эта скоро была нарушена..."
Очень похоже, что в этом эпизоде описаны как раз события на Осадной горе.
Первое - более нигде не встречал упоминаний о том, что казаки были настигнуты погоней ограбленных ими и бились в окружении.
Второе - если проложить путь от Темрюка к донским станицам, в обход топких низовий рек, впадающих в Азовское море, то он как раз пройдет через эти места.
Третье – место действительно удобное для того, чтобы держать многодневную оборону. С трех сторон Кагальник, овраги, балки. Слабо защищенным остается один небольшой участок с северо-запада.
В левой части снимка хорошо видна и сама «гора», и окружающие ее обрывы.
В некоторых местах гора достаточно полога.
В некоторых неприступна.
Но везде красива.
Часть горы выглядит как хищный клюв
Конечно, главная защита горы – петляющий вокруг нее Кагальник.
С горой связан еще один непонятный эпизод истории. Известно, что станица Кагальницкая была основана в 1809 г. на Кавказском тракте, напротив урочища Осадная гора. И в числе других станиц (Ольгинской, Мечетинской, Егорлыкской) она должна была обеспечивать движение военных частей и грузов на Кавказ и обратно.
На снимке – это за рекой. Где-то у нынешней Малиновки и элеватора.
Но по официальной версии место оказалось неудачным из-за глубокого залегания пресной воды и необходимости копать глубокие колодцы. И станицу перенесли на нынешнее место в нескольких верстах ниже по течению Кагальника.
Никак не поверю, что эти земли на левом берегу – маловодны или соленая вода близко к поверхности.
Тем более не поверю, что власти сжалились над простыми казаками и переселенцами из Малороссии, вынужденными копать глубокие колодцы. И тем более, что сам атаман Платов в это время уже несколько лет строил Новочеркасск на горе, где воды не было в принципе. За что горожане будут его «благодарить» лет полтораста или даже больше.
Но как бы там ни было, станица переехала, и за ней «переехала» главная дорога на Кавказ. Посмотрите на карту. Взял ее 50-х годов, на ней лучше видно. Желтым оттенил Задонско-Кавказский почтовый тракт. Наши предки с проектированием дорог не заморачивались, и обычно строили их по прямой. А синим оттенил прыжок, который сделал этот тракт на юго-восток вслед за переехавшей станицей. Должны были быть очень веские основания для такого переноса. Наверняка сам государь следил за строительством, и ему объяснять надо было такие прыжки.
У меня одно объяснение этого события: место это было для казаков памятным. Казаки очень неохотно селились на местах, где погибли их товарищи. Многие городки, Монастырский например, вообще не восстанавливались после разорения их супостатом. Может быть и здесь властям пришлось принять во внимание особенность этого места. А может быть просто переселенцы упорно селились ниже по реке, а дорога перекочевала вслед за ними. И не было никакого специального плана.
Почтовый тракт перекочевал к востоку, построенная позже железная дорога нашла свое место к западу, а здесь осталась Осадная гора.
С яблонями дикими, но с крупными плодами.
С полянами земляники.
С сенокосами.
С полевыми цветами.
И рыбачьими угодьями.
Какие еще тайны хранит Кагальник?
- Категория: Страницы истории | Просмотров: 896 | Автор: Stanichnik | Дата: 14.06.2018 | Комментарии (2)
Бывал на этом месте лет 20 назад.Земляника была обалденная по всему сколну горы .А еще немного выше по течению за поворотом русла был заброшенный сад,груша дичка и мелкая слива похожая на тёрен.Но судя по пасположению деревьев сад когда то был культурным.
Сады сейчас на левом берегу.
Оставить комментарий