Японцы гордятся известной на весь мир серией рисунков художника Кацусики Хокусая «Тридцать шесть видов Фудзи».
Но наш край красивее всей Японии со всеми ее островами и Тихим океаном в придачу.
Восстановлю справедливость.
Выбрал из своих архивов 36 лучших снимков горы Пирамидальной, что на Северском Донце, и сделал из них фоторассказ. Я к этой горе неравнодушен много лет.
Итак: «Тридцать шесть видов горы Пирамидальной»
Откуда бы вы ни приближались к Пирамидальной, из левобережных песков станицы Краснодонецкой, как на этом снимке, или из горной страны у Двух сестер, или с равнины от хутора Чапаев, ее два распластанных конуса возникают на горизонте неожиданно.
И неважно: солнце, туман, дождь, она как нарисована.
Высота ее невелика, но притягивает,
а сама она повелевает округой,
и Северским Донцом.
С севера Пирамидальная опоясана небольшой горной областью, в которой самые известные, уже упомянутые Две сестры
и Качеровы горы.
Пирамидальная и Северский Донец неразделимы.
Так гора выглядит с левого берега.
Пирамидальная удивительно многолика. Если посмотреть на нее с Двух сестер поздней весной или летом, она представляется продолжением леса.
А осенью или ранней весной, с юга от балки Ясеневой, она кажется ощетинившейся каменными гребнями.
Это тюльпан Шренка, легендарный Лазоревый цветок. Окрестности Пирамидальной – одно из немногих его прибежищ. Сама Пирамидальная на этом снимке прикрыта облаком и кажется темной, распластавшейся птицей.
Но благодаря этому свойству – прятаться от солнца под облака, выглядит неповторимо.
А через минуту может слиться со степью.
Церкви не сохранились в окрестностях горы. Война. Единственную, в Богатове, разобрали на переправу. Стоит крест в буйной конопле.
Под горой проходили древние дороги. Великий шелковый путь в том числе. Эта, конечно, более поздних времен.
Пирамидальная – древний вулкан. Этому веришь.
Цветы здесь редкость. Место скорее суровое.
Но когда цветет степь, кажется, гора отражается в ней или наоборот.
Цветы в окрестностях горы всем своим видом стараются соответствовать местности.
И растут даже на камнях.
Пирамидальная и камни.
Уже говорил, что самые известные каменные гребни в окрестностях Пирамидальной – гребни Двух сестер. На этом снимке Пирамидальная смотрит на них с высоты.
Каменное ожерелье горы.
Гора с юга выглядит хищно, как-будто дракон обнажил каменные зубы.
И бережет свои сокровища.
С двух сторон гора окружена лесом, который особенно красив ранней весной. Прозрачный, цветной.
Гора притягивает грозы? Мне кажется, они здесь чаще.
Здесь часто ветрено, и горе редко удается посмотреться в Донец. Редкий случай.
Второе название горы – Перенятная, от слов "перехватить, преградить". Во времена Великого шелкового пути в окрестностях горы водились разбойники, грабившие караваны.
Впервые на вершину Пирамидальной я попал давно, вместе с туристическим клубом сайта «Темерник.ру». Было это 9-го мая, в День Победы. Поэтому георгиевская ленточка на вымпеле клуба.
Если подниматься к вершине Пирамидальной от ручья в Черной балке, протекающего у подножия горы, то это похоже на путешествие через несколько природных зон планеты.
А на вершине непередаваемо.
Здесь многое необычно.
Ближайший к горе хутор – Богатов. Но он на другой стороне реки.
А вокруг горы пустыня. Прекрасная пустыня.
- Категория: Дорожные впечатления | Просмотров: 820 | Автор: Stanichnik | Дата: 23.04.2018 | Комментарии (28)
Потрясно! Обожаю эти места.
Творческий процесс со стороны:
Пирамидальная хорошо получилась.
Гость - это я!
Какая красота! Просто потрясающие фотографии ! Спасибо большое за возможность увидеть эту красоту!
Да, 36 для таких видов явно мало, ведь и Хокусай планировал больше.И насчет "пустыня" в конце-?
Спасибо Светлана! Очень надеялся, что отзовуться те, кто тоже болен этой горой.
Для меня эти места родные, помню как в начале 70-х годов возле паромной переправы на другой стороне от х.Богатов было жилое подворье и отец говорил что раньше там жил бакеншик. Он зажигал керосинки на бакенах по вечерам, тогда еще не было шлюзов и донец был узкий. Дедушка мой бал паромщиком, помню как стоял там трактор и вместо заднего колеса приспособление для тяги канатов, каждый раз при необходимости переправы он запускал стартер котрый громко трещал и у меня закладывало уши, а затем вместо педали газа там был длинный деревянный держак от лопаты (я так думал) и этой палкой он давал газ и паром приходил в движение. Через несколько лет установили электрический мотор, как мне казалось, огромных размеров. Бабушка складывала обед в корзинку и мы носили его со старшей сестрой дедушке. Удивительно простой была система наращивания оборотов электродвигателя. В моторном помещении стояла железная наливная емкость с колодезной водой приблизительно 1,5 х 1,5 метра и неё погружались треугольные лопасти закрепленные на оси, с одной стороны оси был приделан железный рычаг, а на нем одета толстая резиновая перчатка с растопыренными пальцами "дающая пять", с другой стороны на эту ось подавалось 380в. Дедушка залазил на резиновое сидение в сапогах и включал рубильник, затем рукой в перчатке начинал поворачивать рычаг и лопасти погружались в воду, мотор начинал крутиться и толкать паром по канатной системе, при полном погружении лопастей в воду ход парома максимальный. Когда паром приближался к другой стороне, напарник на пароме днем стучал в колокол и махал перчаткой, а ночью фонарем. стоимость переправы была 5коп. с человека, 10коп. с легковой, 15коп. с грузовой. С дежурства дедушка часто приносил канастру бензина АИ-72, масло сливочное, семечку и т.д., вобщем все что возили с колхозов в город. У паромщиков была своя левада(огород) там росли арбузы, дыни и отправив паром на другую сторону, дедушка унучикам подбирал арбузик и дынку. Дорога каменная была от города и уходила далеко за донец, местные называли её 'профиль'. Если точнее то прохвиль и когда не приходил автобус до города №107, что было довольно часто, то шли на прохвиль на попутку.
Большое спасибо за такое теплое добавление. Читал и представлял себе деревенский паром со всеми подробностями. Правда как работал "регулятор скорости", так до конца и не понял, хотя прочитал три раза)))
Ну не деревенский, а хуторской паром! На Дону нет деревень. К тому же, в деревнях не растут гарбузы с дынками! )))
Паром был интересный, зимой на приколе, паромщики ходили ставили вехи, указывающие дорогу по льду через Донец, да занимались подготовкой к сезону. Весной два дырявых понтона заливали бетоном изнутри, хрен его знает где вода подтекает. Помпа всегда была наизготове. Теперь про регулятор тока. Если представить конденсатор от старого лампового радиоприемника в котором половина пластин неподвижны, а другая половина при повороте колеса входит внутрь первой меняя при этом площадь перекрываемых пластин. Так вот у паромного регулятора бак с колодезной(проводящей ток) водой был неподвижной частью и заземлен, а 380в. 3 фазы подавались на мотор и затем на пластины с рычагом. В отключенном состоянии все пластины подняты над водой и одетая на рычаг перчатка дает пять. Паромщик садится на изолированное от земли кресло и начинает тянуть рычаг на себя при этом пластины погружаются в воду. Чем больше угол поворота рычага тем большая площадь пластин входит в воду меняя проходящий на землю ток. Обороты двигателя, размером по высоте с 7-ми летнего мальчика, меняются в зависимости от поворота рычага из вертикального положения в горизонтальное. На рычаге закреплена возвратная пружина, если моторист бросит рычаг, последний вернется в вертикальное состояние, пластины выйдут из воды и цепь разорвется. Сколько интересных историй было с этим паромом, как то поймали ракету Каменск-Ростов, канаты у парома крепкие с руку толщиной, один ли два были неподвижными для удержания парома, другие для движения. Когда вырубали "свет" а плысть надо, люди опускались на площадку к канатам, им давали рукавицы и по команде паромщика те тянули канат и паром потихоньку двигался. Как то ночью поймали мужика с бабой на прогрессе 4 (модель моторной лодки). Разнос постоянных и движущихся канатов был приличным, лодка мотором зацепилась за дальние канаты и ближние были ближе к носу лодки. Дали команду остановить паром, но он по инерции двигался и лодка из воды в горизонтальном положении по канатам поднялась на паром, при этом женщина с визгом перепрыгнула с лодки на паром. Со слов паромщика женщина с перепугу немножко обделалась. Откатили паром назад и лодка в горизонтальном положении опустилась на воду, мужик так и не покинул судно. Высота от поверхности реки до пола парома была метра два.
Очень интересно.
Я думаю, что стоит смоделировать эту установку. Уникально. Я сейчас посоветуюсь со специалистами-электриками, по поводу параметров этой установки.
Как то раз на паром зашел брат паромщика, паром пошел, паромщик начал собирать деньги, подходит к брату и говорит, плати! А тот отвечает, ну ты же мне брат или как. Братка паромщик ему в ответ - да, ты мне брат, а паром тебе не брат, так что плати.
Вот, вот.
Очеь интересный рассказ, сам в детстве часто переправлялся с родителями по дороге в хутор Чапаева. А не осталось ли случайно с тех времён фотографий переправы?
К сожалению я таких фотографий не встречал. Есть один путь - листать подшивки старых газет в Белой Калитве.
Может Колькя откликнется.
Снимок с противоположной хутору Богатову стороны Донца
Это тот самый уникальный паром?
Он самый, Богатовский. Вместимость около 6 транспортных средств.
Вчера был на горе. Шикарный закат! Внесу свои 3 копейки в вашув коллекцию.
Да уж, отлично!
Ох! В субботу не удержусь, поеду на гору.
Вид на балку Пирамидную
Вид на хутор Богатов
Вид на Две Сестры с Пирамидальной
Александр, спасибо за ваши великолепные фотографии.
Оставить комментарий