Я не знаю, что меня заставило взять в руки книжку, написанную председателем колхоза имени XXII партсъезда Михаилом Ивановичем Мамоновым, с казенным названием «Глубокие корни». И уж тем более не знаю, что заставило читать ее. Потом читал, не отрываясь, и испытал то же чувство, которое испытал когда-то, читая «Остров Крым» Аксенова. Чувство неизвестного и фантастического прошлого. Но в «Крыме» это был чистый вымысел, а здесь документальная правда.
Первые же выходные, и мы в самых-самых Сальских степях, на реке Средний Егорлык.
Под нами поселок с названием поэтичным и авангардным - "Сеятель Северный". Там, за горизонтом, на берегу Среднего Егорлыка, его младший брат - "Сеятель Южный".
А между ними самый привычный для нашего края пейзаж - лесополосы. Две улицы Южного Сеятеля в левом нижнем углу этого снимка.
Пейзаж привычный, но примечательный тем, что это первые в СССР ветрозащитные лесополосы, массовая посадка которых начнется в стране только в 50-х, 60-х.
А здесь на Егорлыке, в Сальском районе, их начали сажать еще в 1932-м. Сажали эти лесополосы члены сельскохозяйственной коммуны "Сеятель". Сажали трудно. Первые посадки погибли под жарким ветром. На следующий год посадки поливали, подвозя воду на телегах в бочках.
Сеть лесных полос расположена так, что ими окаймлены все поля. С севера на юг через каждые 480 метров шагают одинадцать рядов лесополос, а с востока на запад перпендикулярно им идут еще шесть рядов. Деревья в лесополосах выстроились в 13 ! линий: в трех - главные породы, в четырех - сопутствующие и в шести кустарниковые. Так создается ажурно-продуваемая конструкция. В качестве главных пород высаживались акации белые, ясень зеленый, дуб и гледичию.
Я глазам не верил, когда, сидя в уютной сельской библиотеке, читал эти строки. Мне кажется, я с детства брожу по лесополосам и не встречал более скучного природного объекта, чем они, состоящие из нескольких одинаковых рядов убогих акаций с подлеском из буйных сорняков. А тут "ажурно-продуваемая". Я что-то важное в жизни пропустил.
Дальше больше. В книге по истории сельского хозяйства Сальского района, изданной в 1952 г., нашел описание землеустройства в Сеятеле.
Осенью 1940 г. в артели было проведено полное внутрихозяйственное землеустройство. Колхоз ввел два бригадных паралельных 12-польных севооборота по 1560 гектаров в каждом, со средним размером поля 130 га. Чередование культур в этих севооборотах было установлено следующее.
1. Пар черный удобренный.
2. Озимая пшеница.
3. Ячмень с подсевом многолетних трав.
4. Многолетние травы.
5. Многолетние травы.
6. Яровая твердая пшеница.
7. Озимая пшеница.
8. Пропашные ( подсолнечник, кукуруза, бахчи)
9. Яровая пшеница.
10. Пар черный.
11. Озимая пшеница
12. Ячмень и овес.
Это полевой севооборот, а был еще кормовой. Его для краткости описывать не буду.
Я привык видеть на полях две культуры, пшеницу и подсолнечник, иногда больше похожый на ромашки из-за истощения полей. А тут 12-польный севооборот. Тут уже не я, тут уже страна что-то важное пропустила.
Что же за Сеятель такой? И откуда он взялся?
По-порядку.
В 1921 году на Советскую Россию обрушился голод, как результат всей ее предидущей истории.
В этой ситуации вождь мирового пролетариата обратился к зарубежным трудящимся за помощью. Больше не к кому было.
6 августа 1921 г. газета "Правда" опубликовала этот призыв.
"В России в нескольких губерниях голод, который, по-видимому, лишь немногим меньше, чем бедствие 1891 года.
Это - тяжелое последствие отсталости России и семилетней войны, сначала империалистской, потом гражданской, которую навязали рабочим и крестьянам помещики и капиталисты всех стран.
Требуется помощь. Советская республика рабочих и крестьян ждет этой помощи от трудящихся, от промышленных рабочих и мелких земледельцев.
Массы тех и других сами угнетены капитализмом и империализмом повсюду, но мы уверены, что, несмотря на их собственное тяжелое положение, вызванное безработицей и ростом дороговизны, они откликнутся на наш призыв"
И нашлись люди, которые откликнулись. Прежде всего, это были граждане САСШ из города Сиэтла и Финляндии. Некоторые из них были эмигрантами из Российской империи, у некоторых не сложились дела в Америке, которая в то время стояла на пороге большого кризиса.
Как бы там ни было, 13 октября 1922 г. 88 коммунаров 11-ти национальностей прибыли и обосновались в открытой степи между Сальском и Целиной. Жилья не было никакого, женщин и детей оставили на станции Целина, и начали обустраиваться.
А спустя 42 года и 17 дней, 30 октября 1964 г. коммуне "Сеятель", которая в то время уже называлась колхозом им. XXII партсъезда, было присвоено звание Коллектива коммунистического труда. Первому в нашей области. При всей ущербности и идеологизированности системы социалистического награждения этот успех невозможно переоценить. Тем более по сравнению с другими колхозами, выросшими на базе столетиями существовавших станиц и поселков.
Местные краеведы утверждают, что коммунары приплыли из Америки на пароходе "Эстония". Кстати, бухгалтерская документация в первые годы в коммуне велась на английском языке.
Я здесь должен сделать отступление и поблагодарить тех людей, которые встретили в поселке бродячую копанию Меотиды и, отложив все дела, рассказывали и рассказывали нам историю своей малой родины, показали все, что есть в библиотеке, в школьном музее, а потом поехали с нами на кладбище, к памятнику трактору, в колхозные мастерские и к другим достопримечательностям поселка.
Благодарим:
Директора школы Анжелику Михайловну, ее заместителя Марину Анатольевну, библиотекаря СДК Ирину, казаков, собравшихся возле нас у клуба, рабочих в мастерских, строгого сторожа в бригаде и всех, кто нам встретился в этот день.
После общения с жителями поселка я изменил свое мнение по поводу источников успеха этой сельхозартели.
А прежде, прочитав все, что смог найти в ДГПБ, я пришел к выводу, что у коммунаров сложилось все так хорошо, прежде всего, благодаря поддержке властей и умело организованной системы подсобных производств, приносивших в хозяйство живые деньги.
Еще до войны в колхозе появилась своя мельница и крупорушка. Организованы виноделие, колбасное производство, хлебопечение, сушка фруктов и т.д. Были открыты колхозная столовая, прачечная, сапожная и портняжная мастерские.
Подсобные предприятия обслуживали крупное колхозное строительство и перерабатывали некоторые виды сырья, удовлетворяли личные нужды колхозников.
Колхоз получал от подсобных предприятий большие денежные доходы.
Они повышали производительность труда колхозников, укрепляли общественное хозяйство, в значительной мере способствовали повышению материального и культурного уровня жизни колхозников.
Следующие цифры по трудодням я приведу без комментариев. Мне не с чем сравнивать и я не совсем понимаю, что такое 465 трудодней в год?
Средняя выработка колхозника в 1940 г. составляла 465 трудодней. Денежный доход колхозника в 1940г. составил 2603 р.
На каждый трудодень в 1940 г. было выдано по 5 р. деньгами и по 5,5 кг. зерна, 100
граммов овощей, 40 граммов вина, мед, шерсть и другие продукты
Тракторист Анатолий Корнеев везет домой продукты, полученные им по трудодням
Важнейшее значение для колхоза имела электростанция. Она давала энергию для подачи воды, для многочисленных подсобных предприятий, бытовых и культурных учреждений и для освещения всех административных, культурно-бытовых, производственных помещений и квартир колхозников.
Мельница и другие производственные помещения «Сеятеля» и сейчас выглядят достойно.
А в мастерских,
Где как в музее.
Бережно сохраненные, стоят два станка, привезенные еще из Америки. Не просто стоят – работают. Это сверлильный. Дядюшка Скрудж хранил, как талисман, свою первую добытую монету. Те, кто живет трудом, берегут другие вещи.
Я стоял и не дышал от восторга возле этого чуда 19-го века.
Всего одна скорость вращения сверла. Но три скорости автоматической подачи шпинделя, регулируемый стол и высота шпиндельной бабки.
И фрезерный. Нам включили оба станка. Работают, тихо, ровно, как положено. Не просто станок сберегли, а и делительную головку к нему.
Это фото из 50-х.
Еще строки из истории коммуны. (в 30-х годах коммуна была переименована в колхоз им. Сталина)
Наряду с с основными отраслями сельского хозяйства колхоз имени Сталина организовал и построил ряд крупных подсобных предприятий. В первую очередь был построен механизированный кирпичный завод, продукция которого использовалась для колхозных строек. Была оборудована механическая и полностью механизирована деревообделочная мастерская с лесопильной рамой.
Построить кирпичный завод и полностью механизированную деревообделочную мастерскую с лесопильной рамой без решения властей в то время было невозможно. То есть, поддержка государства была, и была она достаточно сильной.
В послевоенные годы колхоз имени Сталина значительно расширил садоводство и виноградарство, полностью восстановил и расширил подсобные предприятия: кирпичный завод, механические и деревообделочные мастерские, мельницу и крупорушку, маслобойку, винодельческий подвал, плодосушку и др. Электростанция колхоза выработала в 1948 г. 193,5 тыс КВТ.ч электроэнергии. Освещались все общественные здания и дома колхозников.
В 1948 г. было построено 30 домов для колхозников.
Какой колхоз без тракторов? Они главные герои на селе. И трактора в колхозе были и, как я понял, пользовались любовью. Первая сельхозтехника должна была прибыть вмести с коммунарами, но если люди быстро добрались до своей новой родины, то техника трагически опоздала. Много времени заняла доставка ее из портов до станции Целина. С этим связан один из трудных моментов в истории коммуны – в первый год посеяться не успели и некоторые члены покинули коммуну.
Но когда техника пришла, думаю, такому парку позавидовал бы любой другой колхоз.
В центре села стоит этот памятник. Я видел много подобных, но по техническому состоянию этот, несомненно, лучший.
И этой надписи веришь безоговорочно.
И памятник первой борозде в коммуне есть.
Обратите внимание: коммунары прибыли на голое место в степи 13 октября, а первая борозда была проложена 14-го. Иные бы неделю отдыхали и обмывали бы новое место. В этом секрет успеха?
Даже горельеф первого трактора.
Мимо школьного музея мы, конечно не прошли.
И встретили там несколько чудесных экспонатов.
В одной из витрин заметил ключ.
Он из Америки. Мог приехать только с первой сельхозтехникой в 20-х.
А это устройство для посадки кукурузы нас удивило. Чего проще – бросил зерно в лунку и жди. Оказывается, нет.
Главное достоинство музея – множество старых фотографий. Я сельских музеев видел много. Отсутствие старых фото – их главная беда. То же можно сказать и по истории Великой Отечественной, мы ее во многом по немецким фотографиям знаем. Поздно фотоаппарат попал в руки простых людей у нас в стране. Да еще излишняя секретность и шпиономания свою роль сыграла.
Здесь много. Неужели из Америки привезли Кодаки?
Причем много фотографий именно 20-х годов.
Хата - лаборатория, оцените.
Если там на радиаторе буква "S", то это Катерпиллер. Такому трактору могли позавидовать даже крупные стройки того времени.
Сельский магазин. На дальнем прилавке в правой части снимка, глазам не верю, стойка с кранами для продажи пива. Вот это "Сеятель".
Кто-же им в 20-х годах в такой глухомани лошадей фотографировал, когда в то время даже в городе фотоаппараты были только у профессионалов, державших ателье.
Простор до горизонта, лесополос еще нет. Значит, 20-е. Некоторые из персонажей этого снимка явно первый раз в жизни взяли в руки тяпки.
Я когда про два драмкружка прочитал, ничему уже больше не удивлялся.
А когда узнал про эстрадный и духовой оркестры, понял, что не удивлюсь больше ничему и никогда.
Глядя на это фото, вспомнил про двух учеников 11-го класса в сегодняшней школе.
И главное, был поражен, как в селе помнят и берегут память о первых коммунарах.
Нас повели на кладбище и показали там их ухоженные могилы. Перечислю тех, кому удалось поклониться.
Гендриксон Оскар Германович
Гендриксон Софья Яковлевна
Девис Тимофей Павлович
Биондич Матвей Данилович
Биондич Прасковья Егоровна
Маттила К.А.
Саулит Ю.Г.
Рыжикова Эльси Арневна
Пихлаяниеми К.А.
Вилениус Арви Иосифович
Тархала Айли Оскаровна
Нисканен Вилхо Элиевич
Дробот Никанор Николаевич
Дробот Анна Михайловна
В тихом читальном зале сельской библиотеки, который когда-то был таким,
поспорили, в чем "глубокие корни" успеха коммуны. В поддержке влиятельных кругов в САСШ, в то время позиции левых сил там были достаточно сильны, в поддержке Советского правительства, которому было остро необходимо показать всему миру успех переселенцев, или в высокой сплоченности, взаимовыручке и трудолюбии коммунаров, или во всем вместе. Не решили. Да и надо ли?
- Категория: Хутора, станицы, слободки | Просмотров: 4264 | Автор: Stanichnik | Дата: 02.04.2018 | Комментарии (86)
TWENTY ONE INCH DRILL
350 килограмм веса, в другом месте в смутные 90-е давно бы на металл сдали...
http://vintagemachinery.org/mfgindex/imagedetail.aspx?id=3067
Спасибо. Я по станкам хотел отдельную статью написать.
Собственными глазами видел в ремонтном цехе Селивановской маслофабрики (я там работал в 1977-78 гг. зольщиком и сварщиком) два немецких станка – токарный и фрезерный – со свастикой. И это не трофеи. Отец рассказывал (он в 60-е работал на маслофабрике главным механиком), что станки появились ещё до войны. И ещё. Леса у нас начали насаживать ещё в 1924 году. Саженцы и поливали, и пропалывали.
Леса или лесополосы? Это все же разные вещи. А импорт германского и другого оборудования был всегда, больше или меньше. ,Перед моими глазами сотни таких станков прошли.
Станки великолепны!) Испытываю некоторое сакральное чувство к подобным вещам, как большой почитатель старых станков, где чугун в обилии)
Про то как немецкие станки в немалых количествах появились в СССР, есть очень хорошая статья Ю.Мухина, только вот не могу вспомнить как она называется.
Лесополосы должны быть продуваемы. Заросшие ветрозащитные полосы, не выполняют своё предназначение и более того - способствуют выдуванию плодородного слоя. Ветер, при встрече с заросшей лесополосой, не снижая скорости огибает препятсвие и резко опускается за ним, образуя завихрения и, стало быть, еще большую ветровую эрозию.
Ветровая эрозия и невозможность севооборота в условиях мелколоскутного земледелия, вели к необратимой деградации почв.К началу 20-х урожали были мизерны. Не займись Советская власть упорядочиванием полей, насаждением ветрозащитных полос, внедрением научного севооборота, плодородного слоя мы бы лишились. Те кто постарше и жил на селе, наверняка помнят, что такое сугробы из пыли.
Благодаря системе земледелия разработанной Вильямсом, удалось естественным путем, за счет травопольного севооборота и ветрозащитных насаждений, значительно, на порядки улучшить состояние почвы. До сих пор проедаем наследство, постепенно переходя от выращивания продуктов питания на естестественных почвах к гидропонике. Гидропоника не способна дать качественный - вкусный и полезный продукт.
Андрей, думаю ты ошибаешься на счет товарищей с тяпками. Найти человека не умеющего ловко орудовать инструментом, было проблематично. На борьбу с "зеленым пожаром" поднимался весь сельский народ от председателя до рядовых колхозников. Доставалось и кузнецу и воспитателям в детском саду и учителям и даже библиотекарям) Доводилось сидеть дома, когда воспитателей детского сада забирали на фронт)
Спасибо за такое интересное добавление. И особенно, за то, что напомнил выражение "зеленый пожар". Помню, как пропаганда поднимала городское население на борьбу с ним. И стояли каждое утро автобусы у заводских проходных.
Похоже сеятели ленинского призыва были протестантской общиной.
Эдуард Вартанович, это сенсация. Мне такая мысль даже в голову не пришла, потому, что нет ни каких признаков. Может быть в надгробиях что-то зашифровано? Поделитесь.
Так половина фамилий прибалтийско-немецкие...
И церкви у них нет, хотя здание винодельни очень напоминает костел.
Сальскую степь издавна поднимали общины протестантов, Сальск и сегодня мощный их центр в регионе.
Кое какую конкретику видим на фото. За винодельней не костел, а молитвенный дом. Рядом с Буденным староста общины - пресвитер. Все в кепках – похожи на адвентистов. Хотя, судя по фото с музыкой, скорее баптисты. Большевики с 18 года под хорошие посулы изловчились заманивать их к себе. И пользовались до 29 года усердием сектантов как в труде, так и в борьбе с православием. А далее перемололи и их в жерновах ГУЛАГа.
Эдуард Вартанович, все, что вы говорите, вполне логично. Действительно так было. Не соглашусь только с тем, что за винодельней молитвенный дом. Есть другое фото этого здания, с противоположного ракурса и видно, что это надстройка. И построен цех был в 1950-м, тогда с сектантами уже ни кто не заигрывал. Хотя соглашусь, стиль надстройки вызывает вполне определенные ассоциации. И еще одно сомнение. Сейчас принято что называется поднимать на флаг такие истории. Сектантство, гонения на церкви, репрессии. А в Сеятеле нам рассказали об одном репрессированном - изобретателе устройства для посадки кукурузы, и то, он оставался убежденным большевиком и в лагере и когда вернулся. Повторяю ни каких намеков на религиозную принадлежность коммунаров я не встретил. Эх, зря я не зашел в маленькую церковь-новодел в поселке, может быть там, что-то знают. Сейчас буду писать тамошним краеведам.
Поясню: мой глаз в теме зацепило слово «коммуна». В этой истории что – то не так. Как говорили главреды былых лет, тема заявлена, но не раскрыта. Далее - тезисы.
Для совместного труда с целью получения конечного продукта коммуна – наиболее вредное и совершенно излишнее образование. Объединенный труд хорош в товариществах, артелях, цехе и т.д., хотя, по теории «малых групп», внутри их тоже должны возникнуть точки напряжения.
Но было и бывает так, что люди одного, или обоего пола, окуренные религиозной (или иной) дурью, сходятся в коммуну и обобществляют стол, постель, детей. Для большевиков 20-х годов они оказались – но ненадолго - попутчиками, поскольку жизнь коммуной, пусть и сектантской, с отказом от семьи, частной собственности и капитала, двигало человечество в одном с ними направлении: к коммунизму (замечу к месту: который не получился, потому что не смог разрушить семью).
Необременительный «по способностям» труд в секте, когда он скреплен и скрашен ритуалами, обрядностью и религиозным (или иным) экстазом, не позволяет каждому участнику объективно измерить и оценить свой личный вклад в конечном продукте и тем обнуляет конфликты. Но с интенсивным трудом на земле, совсем не так. Тем более, когда он физический и его всегда можно измерить, взвесить и оценить. Поэтому он не может стать скрепой в коммуне. Духовно свободные и не зомбированные страстями мужчины и женщины, случись им объединиться в коммуну только на основе совместного труда, не смогут избавятся, а загонят внутрь свои человеческие слабости, эмоции и страсти, как греховные, так и праведные, которые будут тлеть недолго и неминуемо испепелят всякий стимул к производительному труду, и коммуна развалится.
(по данной теме исключительно хороша книга Ф. Путинцева 1935 г.).
Я не изучал сектантство. Его психологические корни для меня не понятны. Но знакомясь с историей коммуны, я не находил ответ на простой вопрос: как можно было решиться на переезд за океан, на пустое суровое место в компании случайно собранных людей, объединенных либо общим неуспехом на американской земле, или еще более общим поклонением социализму? Это невозможно. Решаясь на такой шаг, надо быть уверенным в тех людях, от кого ты будешь зависеть. Разгильдяйство или слабость одного, может дорого обойтись остальным.Значит переселенцев объединяло что-то еще. Чего мы не видим за давностью лет.
Да ладно, вспомните декларативные лозунги комунизма и социализма. Некоторые до сих пор верят. Кстати, сектанские лозунги созвучны.
Интересная деталь - мужик с первой трактористкой в бейсболке. И интересна ориентация по сторонам света винокурни, может они в ней втихоря просвиры ели и "кровью христовой" запивали? Я имею ввиду, что они тщательно скрывали, что они секта.
В 85 г. с семьёй приехали жить и работать в к-з им.22 Партсъезда.В заявлении писали,обязуемся выполнять любую работу.Работал зав. клуба Сеятель Южный,электрик,культ массовик,поисковик музейных экспонатов.В 2000 задал вопрос одному из потомков и сейчас здравствующему.Что заставило приехать в голодную Россию американцев.Ответ был таков,крайне тяжёлые условия жизни в США,на грани голодной смерти.Собрали средства,купили станки .Выработавшие свой ресурс.После капитального ремонта.До 58 г. выполнявшие повышенный класс точности.Расточку блоков двигателей.Религиозной подоплёки не встречал.Похоже это наши русские финны.Возвратились на родину в Россию.Изгнанные за коммунистические убеждения из Финляндии после 1919 г.
Спасибо Александр Николаевич! Я очень надеялся на то, что откликнется кто-то из Сеятеля.
О чем умолчала МЕОТИДА: Как погибал «Сеятель»
Очередная «горячая точка» в Сальском районе — поселок Сеятель. Базовое и некогда гремевшее на всю страну хозяйство с одноименным названием за последние два десятилетия пришло в полный упадок. А тут появился очередной заезжий арендатор. Будет ли он таким же, как предшественники, которые лишь выжимали из «Сеятеля» все соки? Когда-то процветающее хозяйство с лучшими в области плодородными землями несколько раз переходило из рук в руки. Не радевшие за общее дело инвесторы старались лишь выжать из хозяйства максимум. В итоге оно фактически распалось. Поля зарастают бурьяном, в полный упадок пришла инфраструктура поселка. ... и т.д. газета «НАШЕ ВРЕМЯ» №301 от 28 июня 2013 г.
Меотида об этом не умалчивала. Это за рамкими наших поисков. История после 70-х меня мало интересует.
При всем уважении к Меотиде, но по истории до 70-х тоже запишите ей в дневник тройку. Лесополосы приехали не из Америки. К началу века их уже было в России более десяти тыс. га. т.н. «генковских».
Процитируйте, пожалуйста, тот фрагмент из Меотиды, где сказано, что"лесполосы приехали из Америки". И, кстати, первые лесополосы появились задолго до "генковских". И насчет "замалчивания" тех фактов, что Вы приводите из газеты "Наше время". Ссылка именно на эту статью приведена в моем очерке, который появился чуть раньше, чем обсуждаемый. И рассказали нам про эту публикацию сами обитатели "Сеятеля" во время нашего визита туда.
Кстати полей заросших бурьяном я там не видел. Наоборот, все распахано и ухожено. А в поселке построен новый консевный завод, на месте бывшей винодельни.
Уважаемый Ankol1, отвечаю: 1) в шапке темы; 2) в России л/п появились вместе с ж/д, сельскохозяйственные несколько позже. 3) в теме воспевается деловая преемственность и успешность «сеятелей», что не бьется ни с их прошлым в СССР, ни с нынешним в РФ (см. их тяжбы в арб. и общ. судах РО).
Может они приехали (лесополосы) и не из америки, но в Сеятеле и его окрястностях они были впервые посажены, очень быльшим трудом, именно коммунарами, в том числе и американцами, так что все здесь написано верно...
По Вашей логике, получается, что традиционная русская крестьянская община - тоже секта, и ее труд малоэффективен. Если экстраполировать логику до предела - то семья тоже секта замешанная на общем происхождении, интересах и целей.
В том и парадокс сеятелей. И вам, и мне он заметен. Объединившись в труде они должны быть нетерпимы к разгильдям и гнать их от себя. Но объединенные духовно в единой вере, скажем, во второе пришествие они, готовясь к жизни вечной, будут в коллективных молитвах, прощать свои и чужие слабости, по принципу: не согрешишь - не покаешься.
В Израиле до сих пор кибуцы (коммуны). Коммуна не секта. Объединялись близкие по духу и интересам люди, творцы, которые хотели и творчески реализовать себя, и обеспечить свои семьи. Я не слышал от отца, что в "Сеятеле" не было семей. Коммунары были коллективистами, сознательными, идейными. Отец очень хорошо отзывался о руководителе. Всю жизнь его помнил. Говорил, что коммуну разрушили перед войной чиновники, потому что им было завидно, что коммунары хорошо жили, гораздо лучше, чем крестьяне в ближайших селах. Говорил, что в коммуне была демократия, выборность, что начальник наравне с коммунарами работал днем, а потом вечером принимал посетителей и занимался бумажными делами. Не вина коммунаров, что их, по большому счету, предали и забыли. Как там у М.Шолохова: "Вот и отпели донские соловьи дорогим моему сердцу Давыдову и Нагульному, отшептала им поспевающая пшеница, вот и все...
Спасибо Алекс. С каждым новым комментарием под этой статьей, я все больше жалею, что не нашлось человека описавшего историю коммуны.
Алекс, ваша правда! Так и было! С одним уточнением: поскольку коммуна это была община собственников, которые со взносами с каждой семьи в 500 долларов, создала экономический фонд для развития своего хозяйства (на эти деньги приобреталась техника в США, станки, семенной материал и др.) Так сказать, ОАО в миниатюре. Реэмигранты (бывшие граждане Российской империи) привезли и внедрили американскую систему хозрасчета. Государство помогло наделом земли. Накануне войны, этим коммунарам на голову "посадили" ( считай, на халяву, без вступительных взносов) большое количество мобилизованных красноармейцев и выпускников детских домов. Ну вот время такое было! Справедливости ради надо сказать, что инородцы ( некоммунары) в процесс включились достойно и некоторые из них оказались и Героями Соцтруда и орденоносцами. Но в начале такая бесцеремонность сальских властей - насадить уйму голодных ртов на шею коммуны оказалось шоком. И коммунары, обиженные и в знак протеста, уехали на свои исторические родины- Карелию и Прибалтику, Финляндию. Это не мои фантазии, это исторические документы, засекреченные в областном архиве обкома КПСС. Я с ними работала и держала в руках.
Вы пишете "накануне войны" Может быть после?
Точно до войны! Обещаю вам, что в марте вернусь к архивам своих публикаций ( он в другом городе) и по возможности сделаю доступ к ним на эту тему.
Понятно. Значит на коммунаров возложили тяжелое наследие гражданской войны.
По поводу коммуны. Кибуцы в Израиле вполне себе оправдали. А движущей и объединяющей силой, мне кажется, была возможность получить бесплатно землю и урожай с нее. Ведь и в Российской Империи были национальные и интернациональные колонии иммигрантов. Кроме того, всякие льготы. Вот еще интересный советский документ: http://istmat.info/node/56181
Статья оставляет в тумане начальный статус Сеятеля: артель, коммуна, колхоз, община. Смыслы перемешаны, свалены в кучу, смена титулов не разнесена по годам. Наверное, было ошибкой начинать краеведческую экспедицию с винодельни. Полагаю, от нее и пошли в разнос поиски мотиваций первых переселенцев, к которым уже через год НАРКОМЗЕМ прислал «латышского стрелка».
Статус "Сеятеля" затронут здесь: https://ankol1.livejournal.com/193605.html Наши очерки не претендуют на научность, но последовательность была такая: вначале коммуна, потом - сельхозартель, потом - колхоз. Как обобщающий лирический термин применяется "коммуна".
Еще о статусе "Сеятеля" с фрагментами из книги МАРКА ПОПОВСКОГО:
"Колхозы могут быть либо большевистскими, либо антисоветскими. И если мы не руководим в тех или иных колхозах, то это значит, что ими руководят антисоветские элементы. В этом не может быть никакого сомнения" (И.В.Сталин. "О работе в деревне", М., 1933, стр.14.)
"Небольшевистскими" были объявлены и коммуны.
Как уже говорилось выше, в 1919-1922 годах сотни сельскохозяйственных коммун возникли на волне послереволюционного энтузиазма. Коммуны эти были объявлены тогда высшей формой организации сельскохозяйственного труда.
В марте 1921 года в Москве проходил первый и единственный в истории страны Съезд сектантских сельскохозяйственных и производительных артелей. Власти разрешили его только потому, что собирались в это время с помощью наиболее верных земле верующих мужичков - толстовцев, сектантов и старообрядцев - поправить свое разоренное земледелие. Председателем съезда был избрал Владимир Григорьевич Чертков.
Среди коммунаров было много верующих крестьян, но в 20-х годах это большевиков не только не шокировало, но даже привлекало. В 1931-1935 годах все эти коммуны обязаны были превратиться в колхозы. Официальное объяснение звучало преднамеренно туманно: "для существования коммун еще не назрели подходящие экономические предпосылки".
Пропагандистам партийным в те годы дана была команда показывать, что коммуны себя не оправдали (особенно коммуны религиозных крестьян, крестьян-сектантов) и распадаются сами по себе.
К началу 30-х годов было забыто - как будто никогда его не бывало - обращение Наркомзема (1921 г.) к сектантам, которых советская власть просила объединиться в коммуны и привилегии давала именно за то, что верующие, трудовые мужики соединились бы в коммуны и подняли бы запущенное и разоренное российское земледелие. Но в 1931-1934 коммунары уже были не "передовой отряд социализма", а "кучка шкурников с кулацким душком"
Из бумаг Черткова видно, что уже осенью 1929 года 10000 крестьян-духоборов и 5000 крестьян-молокан обратились во ВЦИК СССР с просьбой разрешить им эмигрировать из Советского Союза. Подобные же заявления крестьяне-сектанты подавали в Москву в марте 1930 года, в январе 1931. На все свои заявления получали они категорические отказы. Выпустить за границу такую массу свидетелей "советского образа жизни" Сталин конечно не хотел.
Между тем, у молокан и духоборов, населявших главным образом Сальский округ Северо-Кавказского края, было достаточно резонов, чтобы покинуть страну. При образовании очередного совхоза "Гигант" у единоличников-сектантов отрезали половину земли, на которой они вели свое животноводческое и зерновое хозяйство. Но главная причина была даже не в этом, а в том, что крестьяне-сектанты не желали идти в колхозы. "Так как мы... живем общиной-коммуной и все имущество у нас - общее, то, значит, у нас уже есть колхоз, - резонно писали крестьяне-духоборы и добавляли: - Но в предлагаемый нам колхоз мы не можем войти потому, что мы люди религиозные и любим трудиться с мыслью о Боге и молитвой на устах..." (Заявление от 18 марта 1931 года. Архив В.Г.Черткова.)
В Канаде в это время духоборы (потомки тех, что с помощью Льва Толстого выехали в конце XIX века из России из-за преследования царского правительства) уже купили для своих братьев участок земли и готовы были оплатить их проезд на пароходе от Новороссийска в Америку. О выезде из страны в 1929-30 годах просила также секта менонитов и 10000 украинских крестьян-малеванцев. В фонде В.Г.Черткова сохранился анонимный очерк об этих крестьянах:
В ответ на мирные просьбы этих мирных людей власти принялись отнимать у них хлеб и скот, арестовывать кормильцев семей. Аресты, высылки и угрозы стали настолько обычным делом в районах, населенных сектантами, что авторы очередного письма - молокане - обратившиеся во ВЦИК от имени 10000 своих единомышленников, вынуждены были заявить: "Мы дошли до такого состояния, что вынуждены будем тронуться гужевым транспортом за границу... пусть стреляют в нас среди пути... Мы готовы помереть за веру и любовь к Богу" (Заявление от 20 октября 1930 года. Архив Черткова.).
Вместо разрешения на выезд сектантов в Сальский округ была послана правительственная комиссия во главе со старым большевиком А. Д. Шотманом.
На сектантов обрушены были новые кары. В частности, арестован и расстрелян был выбранный миром общественный Переселенческий комитет, занимавшийся выездом духоборов и молокан в Америку. Заодно разорили и перестреляли несколько сот и так называемых "рядовых" сектантов. Аресты и раскулачивания продолжались до тех пор, пока некому уже было писать писем во ВЦИК и некому выезжать.
Сальский округ Северо-Кавказского края, один из богатейших районов страны, был превращен в пустыню, в 1931-32 гг. там начался массовый голод с тысячами жертв.
:
В голове не укладывается. Хотя все логично.
Бегло просмотрел с десяток дел, завершившихся ликвидацией ОАО «Сеятель». Впечатляет ярость интересантов, разоривших и обанкротивших свое детище и то, что среди нескольких их десятков (колхозники – пайщики – учредители – акционеры) нет ни одного потомка сеятелей 20-х годов. Вывод крайне редкий для села: первые коммунары не оставили потомства.
Когда мы были в селе, нам рассказали о ныне живущих потомках комунаров. Да их не много, они очень преклонного возраста, но они есть.
Потомство оставили и ныне здесь живут не только старики, но и их внуки и правнуки, Матвей Тархало сын первых коммунаров из Финляндии, ему уже за 90 лет, здесь же проживают его дочь, внучка и правнук, и он такой здесь не один. А на счет сектантского происхождения коммуны, полнейший бред, может где-то по стране так и было, но только не у нас в Сеятеле, тут больше от слова и понятия "коммунизм", так как, тут в лучшем своем виде был он представлен.
Да что вы говорите. А как же мой отец,Девис Валерий Тимофеевич,ныне здравствующий,прямой потомок одного из первых коммунаров Девис Тимофея Павловича.И заверяю вас,никакого сектанства там и в помине не было.Уж отцу своему я верю на 100%.
Спасибо всем, кто не забывает эту тему. Очень хочется еще раз побывать в Сеятеле.
Побывайте в Сеятеле! Накануне Нового года там восстановили электрическое освещение в поселке, кроме в центре ( проводов не хватило! ). Добьем вопрос и заставим доделать! Весной вернемся к вопросу облагораживания уличных дорог. Сейчас внимательно следим за ситуацией с очередным вандализмом на сельском кладбище. Если опять спустят на тормоза, включим связи в Москве и додавим сальских дорожников и полицию.. Делается все тяжело, месяцами и при полном равнодушии селян. За исключением единиц. В поселке нет лидера и народ боязливый, ленивый и равнодушный. У меня много к ним претензий и вопросов. Но они мои земляки и мне их очень жаль, что живут в таких некомфортных условиях. Больше я вам ничего не напишу. Ответила в знак благодарности за память о моей малой родине и искренний интерес к ее истории. Спасибо.
Полнейший бред, где вы брали эту информацию, у нас не было и нет никаких сектантов, а новая церковь построена в 2000 годах, для жителей, чтобы можно было детей крестить, службы заказывать и т.д, на месте, а не ехать в Целину и Сальск.
Все, что вы пишите полнейший бред, никого здесь не арестовывали, и не угнетали, как раз перед ВОВ поселок процветал, и никто никуда эмигрировать не собирался, вы с какими то другими коммунами путаете Сеятель, никаких сектантов здесь не было, принимали всех трудящихся, только чтобы работали единственное условие было. Никакого голода здесь не было а пустыня была до прихода коммунаров.
Уважаемый библиотекарь! К сожалению, у вас недостаток информации о том, как преобразовали коммунну в колхоз. Это очень трагичная история. В свое время я в период гласности( время Горбачева) мне повезло попасть по связям ФСБ в областной секретный архив, где хранились недоступные документы о коммуне Сеятель и я документально подтвердила, что репрессии были (Нисканен и сам мне рассказывл), доносы тоже. На основании этих документов я написала очерк в газете "Молот" о неизвестной и неприятной истории в Сеятеле на целую полосу. Сектанства не было, а гонения от районных властей были. К слову, этот материал и его автор стал лауреатом Первого шолоховского литературного конкурса на Дону.
К сожалению, я не могу вспомнить название этой полосы- она в моем архиве и в другом городе. По моему, "Была такая коммуна..." вроде. Может на сайте в архивах газеты "Молот" вам повезет найти. К сожалению, в свое время местный партком ( покойный Колесников В В) проигнорировал эту статью и в музее ее не было. Потому что это была не удобная правда для сальских коммунистов. На этом раскланиваюмь, ибо надо читать целую полосу, а не расписывать здесь. Удачи!
Обидно Вы говорите про пустыню.Ещё в конце 19 века и в начале 20-го, как раз между Широкими Нивами и Южным Сеятелем, мой прадед занимался коневодством в соседстве с другими конезаводчиками.Земли эти сохранялись от вспашки правлением Войска Донского и использовались для разведения лошадей. При этом применялось множество ограничительных мер для сохранения природной ценности земли. Это уже Советская Власть решила у земли взять всё и сразу, для скорейшей победы Мировой революции.
О каком фрагменте вы говорите?
библиотекарь (11.04.18 09:51)
Спасибо Андрею Соколову, что рассказал о нашем поселке, о его славном прошлом.... Надеюсь у него еще есть будущее!!!
… Бабочкин В.С., Кушнарев А.П., Новикова Т.В., Кушнарева Л.М., Кураченко М.Д., Молодых Т.Т., Шавырина В.М., Фунтова О.Ю., Чирухин А.В., Турченко З.С. Турченко В.Г., Тищенко Т.В., Тарасова В.А., Сивак В.В., Сивак Л.А., Соловьева А.С., Середенко Н.И., Сопельняк Н.Д., Смыкова И.И., Сопельняк И.С., Парваткина Г.П., Парваткин Н.А., Помарев Е.Г., Пономарев Д. А., Поляков А.А., Печенкина Г.И., Лапик Е.С., Лапик З.Н., Малинина Г.С., Макагонова А.И., Марченков В.Н. Ключник В.Д., Крэчун Н.В., Колодезнева Ж. А., Кондратенко В.В., Костычева О.М., Климентьева Р.Д., Иванов ВВ., Иванова В.П., Ильченко П.А.,Емельчев М.И., Емельчева Р.И., Зенина Р.А., Забудько В.Н., Дрей М.А., Дрей Ю.М., Дендиберя В.Т., Дендиберя Г.В., Голованова М.Н., Гаринова Е.В., Громоклицкая В.В., Демьяненко В.С., Губайдулина Е.Л. Воробьев А.Н., Воробьева А.И., Безуглова Л.М., Булавина Л.Т., Бабаянц Е.И. в лице представителя по доверенности Степакова Е.В., обратились в суд с иском к ОАО «Сеятель»,…
Вопрос библиотекарю: а среди этих нынешних сеятелей – банкротов есть потомки первых коммунаров?
есть, и это как раз произошло уже в 90х, когда начали землю делить и межевать. И если вы тут не видите иностранных фамилий это еще совмсем не значит, что это не потомки
Ира спасибо. Очень рад, что вы появились на Меотиде.
Вам спасибо, у вас тут очень интересно, нам к мероприятиям о Ростовской области кладезь информации, спасибо за то, что делаете такое нужное дело!!!!
В Целинском районе были коммуны старобрядцев-молокан,но коммуны были не только религиозные.Все забыли,что в рамках борьбы с беспризорностью создавались не только детские дома,но и трудовые коммуны,фильм"Путёвка в жизнь" многие помнят.Так вот,недалееко от Сеятеля в Песчанокопском районе находилась коммуна "Идея Сталина",туда как раз попала моя бабушка с сестрой,как дети,оставшиеся без родителей.Бабушка говорила,что там были дети,которых собирали с улиц,занимавшихся воровством и бродяжничеством.Бабуля знала девочку,которая могла на ходу подмётки у прохожих отрывать.Были дети,промышлявшие карточными играми,она у них научилась виртуозно играть,потом её часто называли "ростовским жуликом",тк выиграть практически было у бабули невозможно.Это я к тому пишу,что в этой коммуне и близко нет было намека на сектантство и проч.Детей и подростков не только кормили,хотя и скудно ,но и приобщали к труду,особо талантливых направляли на курсы для овладения профессией. Работа была разная,например,сусликов собирали,ТК те наносили огромный вред посевам;ухаживали за коровами,таскали телеги с землёй.
Спасибо Алина за интересное добавление.
Интереснейшая статья и комментарии к ней. Тема не совсем меня интересующая, но прочла на одном дыхании. Добавлю от себя: да, люди и их деяния на заре советской власти были разными, но всегда находились те, кто хотел честно строить новое трудовое общество, верил, что сообща можно построить если не коммунизм, то просто хорошую жизнь для себя и других.Они и строили.
Уважаемая Любовь Григорьевна, билиотекарь и Пока Аноним! Ни один поселок в нашем крае не вызывал здесь столько горячих и противоречивых мнений. Жил бы я чуть поближе, обязательно взялся бы за написание истории коммуны. Явно существует какая-то тайна. Очень надеюсь, что в поселке найдется человек, который возмет на себя такой труд. Помогу, чем смогу.
Уважаемый станичник! А никакой тайны нет! Все обо всем написано и разрознено по источникам. Если бы в школе не просто собирали прялки и хранили остатки от сгоревшего музея в старой школе, а еще проводили бы исследовательскую и следопытную работу, то все бы сложилось в единое интересное панно истории Сеятеля. Тайна только в том, что же случилось в современной истории поселка, что шаткими стали нравственные ориентиры в традициях самоотверженной жизни Сеятеля? Почему живущие на этой земле люди не смогли защитить себя от этой некомфортной жизни без освещения, нормальных дорог, без нормального дома культуры, с разгромленным ни единожды местным кладбищем? Почему у них нет вожаков, лидеров и нормальных крепких местных бизнесменов? Вот что удручает меня и удивляет! Нет ответа. Молчат земляки... Я в них разочарована.
Отлично. Соберите эти источники или дайте ссылки. Если у вас нет времени, я готов все обработать. Надо начинать, а не ждать от кого-то. Время уходит. И не могу не спросить ваше мнение по ключевому вопросу раннней истории. Была секта?
Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, возможно ли связаться с автором статьи и фотографий, прикрепленных к тексту? Я бы хотела обсудить вопрос о заимствовании некоторых фотографий с указанием ссылки на "Меотиду", разумеется. Заранее спасибо.
Здравствуйте, спасибо большое за вашу проделанную работу!
Я на кладбище у родственников никогда не была, живу в Финляндии. Узнала как звали моих прапрадедов-основателей Сеятеля.
Здравствуйте Евгения! Большое спасибо за теплые слова и внимание к нашей работе. Кланяйтесь от нас стране Suomi.
Доброго времени суток и привет из Финляндии!
Видимо родственники Евгении и мои родственники жили в коммуне одновременно.
Пишу книгу о финнах, основавших коммуну Сеятель. Мой дед, Клас Коллан, был тем, кто искал эту землю в поисках коммуны в 1922 году. У меня есть список имен финских жителей Сеятеля. Я не очень хорошо говорю по-русски, но тем не менее. Я буду рад предоставить больше информации о Сеятеле, но я не читаю это обсуждение активно. Меня очень интересуют фотографии 1920-х годов. Приветствую всю информацию о коммуне 1920-1930-х годов. Я был у Сеятеля в 2018 году и очень ценю небольшой музей, за которым с теплотой и любовью ухаживают.
Если я могу помочь, то: адрес электронной почты: MainosH.Vanhala (at) Trustivapaa.fi (+358)400-773-273
Harri
Спасибо за этот отличный сайт!
Уважаемый Harri Vanhala, спасибо за добрые слова! Буду рад помочь вам, рекламируя вашу книгу на этом сайте. Если вам будет нужно, готов поместить здесь материалы о Сеятеле и его жителях.
Андрей
Прекрасная идея! Можно главы книги разместить здесь, и тогда круг читателей выйдет за рамки Финляндии.
Немного пояснительной информации. Финляндия получила независимость в 1917 году. После кровопролитной гражданской войны многие «красные» перебрались секретными путями в Россию, особенно в Карелию. По оценкам, в 1937-1938 годах в Карелии было казнено 10-15 тысяч финнов. Когда Финляндии исполнилось 100 лет, начали изучать, как финны жили в России и Советском Союзе в 1917-1964 годах. Этот проект изучает финнов и никоим образом не считается антироссийским или антисоветским, и я его не нашел. В Советском Союзе в тяжелые времена страдали намного больше людей других национальностей, чем финнов. Трудные годы истории обычны!
Мои посевные исследования напрямую связаны не с этим, а с тем, что мои дедушка и бабушка жили в Сеятеле с 1922 по 1925 год. Дедушка приехал из Америки и весной 1922 года основал фермы, на которых был основан Сеятель. Бабушка приехала прямо из Финляндии, чтобы стать медсестрой. Малярия прогнала их, как и многих других.
Я бы хотел использовать Фото на этом сайте памятника первой выемки (Гришкевич). У меня есть фото памятника, но гораздо более низкого качества, чем это. Фото должно содержать информацию об источнике. Могу я дать ссылку на этот сайт?
Простите за плохой русский язык. Мне удается быть туристом, но я использую Google Переводчик, чтобы помочь в этом, но я проверяю, есть ли хоть немного смысла в тексте.
Harri
Конечно, вы можете использовать фото с этого сайта.
Harri, если вы поделитесь с сайтом своими фотографиями "Сеятеля", то это будет прекрасным ответом на ваш интерес к фото Меотиды.
Всем привет!
Я люблю делиться фотографиями, но не могу поделиться самыми старыми фотографиями. Они получены из Ростовского музея, и у меня есть договор не использовать их, кроме как в моей книге. Музей предоставил мне отличный сервис, еще раз спасибо им. Также с большим удовольствием вспоминаю людей Сеятеля. Спасибо Марина, Анжелика, Алексей, Анжела. Мы, финны, не используем отчества, поэтому я не могу их здесь поставить.
Тем не менее, я включу пару других картинок (если смогу). Первый снимок моего деда в Америке в 1921 году. Через полгода он уже был в донских степях.
На другой фотографии мои бабушка и дедушка уже вернулись из Сеятеля зимой 1925 года. Моя бабушка была медсестрой, но она постоянно болела малярией и выздоровела только через несколько лет. Малярия не процветает в снегу!
На третьем снимке изображен «последний финн» Матти (Матвей) Тархала в 2018 году. Его мать Айли Тархала (Гендриксон) была первой жительницей Сеятеля. На этом сайте изображены надгробие Айли, а также надгробие Гендриксонов. Я сам на этой картинке.
Я прочитал в газете, что в Ростовской области сложная вирусная ситуация. Желаю всем крепкого здоровья.
Harri
Видимо фотки прикрепить не смог, хоть и пробовал?
«Выбрать файлы» means choose the photo
«Закачать» means upload
«Сохранить» means publish your comment with your photos uploaded
Try again please.
Best Wishes from Meotida!
Это не сложно, попробуйте ещё, пожалуйста.
Ошибка заключалась в том, что я не понял кнопку «удалить», но использовал ее. Фотографии пропали! Я снова выучил новое слово. К сожалению, мы не можем пересечь границу. В прошлом году я был в Выборге, Санкт-Петербурге, Рыбинске 12 раз. Языковые навыки начинают ухудшаться.
Уважаемый Harri, очень рад, что вы освоились на Меотиде. Готовы оказать вам любое содействие и разместить у себя те материалы по "Сеятелю", которые вы сочтете нужными.
А по этим фото, хотелось бы прочитать пояснения, кто это и где?.
Он же выше описал :)
Просмотрел)))
Здравствуйте.Помогите, пожалуйста ,хоть что-то узнать о своих родственниках.Может кто-то их еще помнит,или есть в поселке какие-то записи.Они жили в "Сеятеле" после войны.Стефан Иосифович Фееш(венгр,умер в 1958г. ,похоронен на пос.кладбище),Фееш Софья Макаровна(его жена,моя бабушка,в 1975 г.уехала из поселка).Ее родители:отец Макар(украинец)....не знаю ни отчества,ни фамилии и мать Агнесса(полячка),тоже больше ничего не знаю(оба похоронены на посел. кладбище).Еще был брат Матвей,его жена Елена Капуста(украинка).Второго младшего брата,когда ему было где-то 16 лет задавил поезд(уснул на рельсах,ждал девушку).Все они приехали из Америки в1936 году.Там было голодно и они собравшись несколькими семьями приплыли строить коммунизм.Но в дальнейшем "венграм"(дедушкиной родне)не понравилось у нас (они поселились в Ленинграде) и они ,собравшись,уехали в Венгрию, а его родной брат назад в Америку.Потом началась война и после блокады их вместе с заводом эвакуировали в Барнаул.После войны они приехали в совхоз(дед,бабушка и сын),в котором уже жили ее брат Михаил с женой Еленой Капустой и ее родители Макар и Агнесса.Больше я о них ничего не знаю,т.к. сама родилась в 1971 г.,кроме бабушки Софьи Макаровны Фееш никого не видела.Но она меня растила и до 5 лет я жила с ней в поселке,ходила в садик и библиотеку тоже помню,а также баню.Конечно воспоминания все очень смутные, но я даже помню как мне было страшно,когда мы шли через какой-то лесок,приехав на автобусе с тетей из Ростова вечером,а теперь прочитав про насаждения все вспомнилось.В общем это все что я знаю о них.Дружила бабушка с Надеждой Бартковской,Верой Петровной Новиковой,финами Тархал Айли и Арви,Рыжиковы.Нашла их открытки с поздравлениями.Из прочитанного поняла что еще живой Матвей.Мой отец Леонид Стефанович Фееш(1946г),его брат Роберт Иосифович Фееш.Откликнитесь пожалуйста если помните хоть кого -нибудь!
Здравствуйте Инга. Рад бы вам помочь, но у меня нет постоянной связи с "Сеятелем". Знаю точно, что жители поселка иногда заходят на Меотиду и читают эту тему. Надежда, что кто-то из них отзовется. Я бы еще на вашем месте попытался связаться с местным Домом культуры или библиотекой. У них есть электронные странички и возможно они вам помогут.
Если я буду в этом году в "Сеятеле", а хочется мне туда вернутся часто, то обязательно постараюсь что-нибудь узнать про ваших родственников.
СПАСИБО большое!
Привет из Финляндии!
Я мало чем могу помочь Инге и ничего не знаю о ее родственниках. Я составил список из 250 имен людей, которые жили в коммуне до 1930 года. Имена в списке - финны, переехавшие из Америки. Финны уехали, когда в 1930-х годах началась широкомасштабная коллективизация.
Хотя я не знаю о родственниках Инги, я знаю довольно много об Айли Тархала (Aili Tarhala) (Тархала, а не Тархал) и ей муже (Арви Вилениус, Arvi Vilenius), о которых Инга упомянула. Арви был третьим мужем Айли. Первым мужем был Аарне Коскинен (Aarne Koskinen), погибший в результате репрессий. За Аарне последовал Матти Тархала (отец Матвея). Он погиб на войне.
Айли приехала в Америку под именем Айли Хендриксон (Aili Hendrickson) в 1923 году.
Родители Айли (Оскар и София), а также Айли и Арви похоронены на кладбище коммуны. Если хотите, могу отправить фото могил.
Могу рассказать даже больше, но я ничего не знаю о родных Инги. Они пришли в 1936 году, когда в коммуне было более 500 человек. Многие люди присоединились к коммуне после 1932 года.
Я не слежу за этим обсуждением регулярно, поэтому предоставлю свой адрес электронной почты (MainosH.Vanhala на Trustivapaa.fi) на случай, если вам понадобится дополнительная информация. Русский язык мне дается нелегко, но я надеюсь, вы понимаете, о чем я пишу.
Харри
Спасибо огромное. Я счастлив когда Меотида используется для поиска людей потерявших связи. Написал Инге на почтовый адрес.
Этот сайт чрезвычайно интересный. Я родился в Сеятеле в 1941 году,с 1954 года бываю там только наездами. С Матвеем Тархала мы вместе пошли в 1 "А" класс школы № 84. У него на портфеле мелом был написан этот номер для фото.С Пока Анонимом совершенно согласен. немецкие фашисты не сделали того, что сделали с посёлком и людьми нынешние руководители. Мне очень очень жаль (приехал я на родину, а родины той нет).но я помню наш визит к пожилым коммунарам (был такой дом для них). Мы читали им стихи "Гордо реет буревестник..." а они нам подсказывали. а вот сектантов у нас не было. В Ростове на Дону их полно.
Здравствуйте Victor, я думаю, что все читатели сайта будут благодарны вам за воспоминания. Спасибо за теплые слова.
Огромная и убедительная просьба ознакомить меня если есть такая возможность или найти в каких то документах указывая на ссылку о комунарке посёлка северный 01.05.1915 года рождения постоянно проживающая и умершая в посёлке сеятель 26.01.1991г работавшая бригадиром и рабочим и умершей и похоронен ой на кладбище посёлка
Уважаемый luce, я точно знаю, что эту заметку читают местные жители "Сеятеля", нажежда на них.
Оставить комментарий