Известно, что Архимед чертил чертежи своих бессмертных изобретений палочкой на песке.))
Но очень вероятно, что именно во времена Архимеда люди изобрели такое нехитрое приспособление для черчения, как рейсшина. Слишком она проста и удобна. Чертежная доска и две рейки, скрепленные под прямым углом, позволяли делать довольно точные чертежи. Через 22 века после Архимеда, в середине 20-го, книги «Умелые руки» все еще рекомендовали своим читателям изготовить самодельную рейсшину или пантограф, если они выбрали себе стезю, связанную с черчением.
А в крупных конструкторских бюро в те же времена настольные рейсшины или просто чертежные доски, были главным инструментом конструктора. Кульманы отечественного производства были редкостью и стояли только у ведущих специалистов (фото 50-х годов).
Революция в черчении произошла после массового появления этого инструмента конструктора. Его рождение связывают с немецким инженером Францом Кульманом и фирмой Franz Kuhlmann KG. Другие источники называют изобретателем кульмана другого немецкого инженера – Карла Кульмана. Дату изобретения кульмана, в которую бы можно было поверить безоговорочно, я не нашел. Называются даты от второй половины XIX в до начало XX. Думаю, что такая неопределенность происходит от того, что кульман рождался постепенно, в результате творческого совершенствования
процессов черчения. И если его появление на конкретном рабочем месте можно назвать революцией, то сам он продукт эволюции.
С появлением кульмана вид конструкторских учреждений резко изменился. И содержание труда конструктора тоже. Каждый инженер-конструктор получил свое индивидуальное пространство, ограниченное своей чертежной доской и обратной стороной доски соседа, которая обычно использовалась для размещения календарей, таблицы чемпионата по футболу или календаря клева рыбы. Конструктор теперь стал наголову важнее и солиднее всяких технологов и экономистов, продолжавших сидеть за конторскими столами с арифмометрами и счетами.
А с появлением кульманов «Robotron», выпускавшихся в братской ГДР, жизнь конструктора стала раем)). Легко и равномерно двигающийся пантограф с прозрачными линейками делали этот аппарат удобным и незаменимым.
Я помню то благословенное, но очень короткое время, когда я левой рукой взялся за круглую, приятную рукоять роботрона с удобно расположенным подпружиненным фиксатором под большим пальцем, держа в правой остро заточенный Koh-i-Noor.
Нет такого хорошего качества в человеке, которое бы не развивало творческая конструкторская работа. Внимательность, аккуратность, умение мыслить логически и способность к анализу, усидчивость, хорошее упорство и постоянное самосовершенствование, требовательность к себе и умение уважать чужой труд. Не буду продолжать. Будь моя конструкторская карьера чуть длиннее, может быть человеком стал.
Не сложилось.
И когда в одном заброшенном помещении я лицом к лицу столкнулся (именно так) с одиноким, забытым кульманом, я глубоко вздохнул. Много разных чувств было в моем вздохе. На таких досках рождалась вся индустрия страны, от ракет и подлодок до детских игрушек.
Я не смог быстро найти производителя этого ветерана. Буквы на рукоятке поворота линеек «ОЗВ Москва» пока не рассказали ни о чем. Но, наверное, его делали люди, совсем недавно производившие танки. Наш кульман!
Я уже заметил с иронией, что с появлением кульманов, обозначившим личное пространство инженера, конструкторы стали выглядеть солиднее других групп ИТР. Но что точно, так это то, что конструкторские бюро и отделы были душой и ядром любой инженерной службы. В канун Первомая, 7-го ноября и Нового Года, в одном из КБ, сдвинув кульманы к стенам и свалив рулоны чертежей на подоконники, накрывали стол на весь коллектив.
Веселились, танцевали, повесив верхнюю одежду на кульманы.
И на субботниках и воскресниках, коих в те времена было множество, коллективы конструкторов были в авангарде.
Это мой будущий коллектив на благоустройстве территории в районе Сурб-Хач. Фото уникальное, все вокруг еще голо. Большая часть СЖМ еще в проекте.
Слева с пучком саженцев сидит и улыбается удивительный и замечательный человек, с которым меня однажды свела судьба. Конструктор и человек с большой буквы, и одновременно скромный, тихий и интеллигентный Юрий Васильевич Шкоков.
Это чудом сохранившаяся карточка с доски почета отдела, в котором работал Юрий Васильевич.
А это он с коллегами в центре снимка, стоит, облокотившись на кондиционер. Вы уже разбираетесь в кульманах и поняли, что это уже эпоха роботронов.
Как это, увы, очень часто бывает, о многих достоинствах настоящих людей мы узнаем после их смерти. Так и случилось. О том, что Юрий Васильевич прекрасный художник, многие, и я в том числе, узнали после выхода альбома его рисунков, который он сам не увидел.
Прежде чем показать вам несколько рисунков из альбома, хочу поблагодарить всех, кто причастен к его появлению. Спасибо вам огромное. Выбрать из большого альбома рисунков несколько штук так, чтобы они рассказали об их авторе – мука. Вообще мне всегда трудно рассказывать о талантливых людях. Они талантливы во всем, а рассказ не может быть бесконечным.
Решил выбрать наиболее ранние рисунки, относящиеся к 60 - 70-м годам, чтобы вместе с мастерством художника вы увидели ушедший Ростов.
Хотел авторские названия рисунков сопроводить своими комментариями, рассказывающими о Юрии Васильевиче, но потом решил, что лучше привести здесь одну фразу из предисловия к альбому, написанному автором.
"Ростов, спасибо, обожал, и теперь, хотя на склоне лет, хочется, как могу , долг свой ему отработать."
Это исчезнувший рыбацкий поселок Чемордачка. Исчез он под напором баз отдыха и
сохранился только в названии улицы на левом берегу Дона.
Донская зорька.
Домой с уловом.
Так начинался СЖМ
В жаркий полдень
Проспект Ворошиловский обновляется.
На перекрестке проспекта Буденовского с улицей Красноармейской.
Водица донская
Ростовский дворик.
Острая ситуация.
Бывший особняк Хатранова.
На едином подворье.
Ростовский колорит.
Бывший торговый дом С. Кастанаева.
Привет. Ростов!
Еще хотел поместить здесь несколько чертежей и эскиров выполненных Юрием Васильевичем. Что бы показать насколько они были хорошо организованы, насколько было удобно пользоваться ими тем, кто работал по этим чертежам. Да многим непонятно будет и статья громоздкой получится.
Если кого-то заинтересовало творчество Юрия Васильевича Шкокова, то экземпляр этого альбома есть в ДГПБ, а еще совсем недавно, эти альбомы были у людей взявшихся его распространять. Желающим сообщу контакты.
- Категория: Люди | Просмотров: 816 | Автор: Stanichnik | Дата: 15.02.2018 | Комментарии (14)
Альбом великолепный! И за статью, Андрей, спасибо! В Сети о художнике, увы, совсем немного данных...
Правка: "...особняк Хатранова" (хатран - деготь по арм - кипч)
Спасибо, исправим.
Эдуард Вартанович, абсолютно вам доверяю, но у автора рисунка именно так, первая буква "К". И главное, что в списке памятников архитектуры это дом значится как дом Катранова. Пусть ваш комментарий будет пояснением для тех, кто разбирается в истории до тонкостей.
Соглашаюсь, если уберете второе "а" в фамилии хозяина особняка "КатАранова".
Все исправил. Действительно в большинстве источников первая буква Х
Да, так правильно для донской Нахичевани. Хотя замечу, что фамилия Катранов тоже правильная, тоже вышла из кипчакского «дёгтя», имея хождение в среде болгаро-венгро-румынских кипчаков, а у нас были только Хатрановы.
Начало очерка пробудило в памяти строки ростовского поэта-инженера С.Константинова:
Вот моя кульмана,
Вот ватман родной,
Вот качу линейкой
В белизне немой.
Вот упал мой кульман,
Вот упал и я.
И скучает стульман
В тишине стоя.
Кульман - немец, а в стихотворении - азиат. Неправильно.
Кьулме – «рабство» по кипчакско – половецки, совсем не чужом языке для Меотиды.
Я думаю, совсем не случайно в стихотворении "кульман" обыгрывается дважды - первый раз по-азиатски, второй раз - по-европейски.
Так начинался СЖМ - пр.Космонавтов?
Вопрос интересный. Автор пояснений не остаил. Надо поспрашивать сторожилов, где были первые девятиэтажки.
Или можно идти другим путём - копаясь в кадастровых документах. Мне как-то в Сети попадался сайт с информацией относительно недвижимости. И, среди прочих характеристик домов, там присутствовали годы сдачи домов в эксплуатацию.
Оставить комментарий