Недавно, после опубликования на Меотиде рассказа о Морском Чулеке и посещении Александром Сергеевичем Пушкиным Лукоморья, в очередной раз возник спор о том, в каких местах на Дону Пушкин бывал, а в каких не бывал.
Я новых версий путешествий Пушкина по Дону выдвигать не буду, я покажу одно место, где он точно был.
Объясню.
Продвижение России на Кавказ началось еще во второй половине 16-го века, но в то время оно не носило системного характера и осуществлялось в основном одиночками - купцами и путешественниками.
Потом был перерыв, связанный со Смутным временем, и возобновилось оно уже при Петре Каспийским походом в начале 18-го века.
А в конце 18-го века с присоединением Крыма это движение России на юг набрало полную силу.
Но только во второй половине 19-го века через болотистое левобережье нижнего Дона была построена Ольгинская дамба, действующая и по сей день, вдоль нее и далее на юг были основаны четыре станицы - Ольгинская, Кагальницкая, Мечетинская и Егорлыкская, а через Дон был построен постоянный плашкоутный мост. Вот он.
А ранее долгие годы единственным путем, которым можно было преодолеть топкую долину Дона по его левому берегу, была река Черкасская - малый приток Дона.
Вот она извивается под нами. А на горизонте высокий правый берег Дона и станица Аксайская, последнее прибежище путешествующих на Кавказ на Европейском берегу.
На этом месте, помолившись Богу в Троицкой церкви, путешественники с волнением смотрели в даль левобережья и, погрузившись в лодки и на плоты, пускались в путь.
Фото начала 20-го века. Более ранних нет.
На горизонте большой остров Межонка у самой Аксайской станицы. Ниже по течению остров Шишловский, а прямо под ним в Дон впадает Черкасская.
Именно так, по узенькой речке, столетиями двигались на Кавказ и обратно наши предки. И Пушки, и Толстой, и Лермонтов, и декабристы, и все остальные.
Приводит Черкасская к ближайшей возвышенности, на которой угнездился хутор Махин, и много лет была почтовая станция.
Вот он, хуторок на бугорке, в центре. Справа вдали станица Ольгинская, заложенная в середине 19-го века вместе с началом строительства Ольгинской дамбы.
Все остальное пространство на многие километры вокруг было непроходимой топью большую часть года.
Очень советую по ссылке прочитать рассказ военного писателя Владимира Богдановича Броневского (1784—1835), который проделал путь по Черкасской и оставил нам очень яркое описание этого путешествия.
Река Черкасская
А это статья о двух почтовых станциях, многие десятилетия связывавших две части света - Европу и Азию.
- Категория: Страницы истории | Просмотров: 612 | Автор: Stanichnik | Дата: 09.12.2017 | Комментарии (4)
В.Б.Броневским был ярым казакофобом. Во всех его произведениях связанных с казаками, сквозит ненависть ко всему казачьему. Казаки у него с "азиатскими хмурыми лицами, клянчащие на водку", а русские "румяны добры-молодцы". Кстати в своих путевых заметках "Путешествие из Триеста в Санкт-Петербург" он сквозит ненавистью к французам и евреям. В целом, его можно охарактеризовать, как нациста. Именно Броневский придумал гадостную версию происхождения казачьего народа - от беглых крепостных крестьян. Эту версию развенчивают не только историки, но даже сами исторические документы. Поэтому, не рекомендую читать его писательский мусор, чтобы не забивать голову хламом.
Спасибо за интересное мнение. Но читать всё-таки стоит, что бы представить как действовала переправа.
место, где Черкасская с Доном встречается
такая она, Черкасская, за 20 метров до встречи с Доном, снято 18.09.2021
Оставить комментарий