У Лукоморья опять дуб зеленый

Я приехал в Морской Чулек в утренних сумерках, осенний туман медленно, волнами накатывался на берег с простора Таганрогского залива. Коротким путем пришел к молодому дубу в маленькой роще на крутом азовском берегу. На этой дубовой ветке минуту назад сидела русалка. Та самая, которую видел Александр Сергеевич Пушкин. Точнее, ее праправнучка. Я опоздал, ее уже не было.

Хутор Морской Чулек - Лукоморье из поэмы Пушкина Руслан и Людмила


Где-то здесь, где крутым изгибом заканчивается море и начинается степь, у поэта родились строки: «У Лукоморья дуб зеленый…»

Хутор Морской Чулек - Лукоморье из поэмы Пушкина Руслан и Людмила


Я обошел остальные дубы в роще.

Хутор Морской Чулек - Лукоморье из поэмы Пушкина Руслан и Людмила


Нет никого.

Хутор Морской Чулек - Лукоморье из поэмы Пушкина Руслан и Людмила


Вышел на открытый склон, как акварелью нарисованный в утреннем тумане. Светлая мгла за близким горизонтом – Азовское море – Меотида.

Хутор Морской Чулек - Лукоморье из поэмы Пушкина Руслан и Людмила


Дубы растут здесь всюду, но никого. Ни русалок, ни кота.

Хутор Морской Чулек - Лукоморье из поэмы Пушкина Руслан и Людмила


Успокоившись, обошел не торопясь всю удивительную рощицу с дубами.

Хутор Морской Чулек - Лукоморье из поэмы Пушкина Руслан и Людмила


Дело в том, что хотя Приазовье входит в ареал произрастания дуба, диких дубов по берегам Таганрогского залива нет. А здесь, на окраине Морского Чулека, их много  на маленьком лесном лоскутке.

Хутор Морской Чулек - Лукоморье из поэмы Пушкина Руслан и Людмила


И чувствуется, что здесь им неплохо.

Хутор Морской Чулек - Лукоморье из поэмы Пушкина Руслан и Людмила


За удивительно живописным холмом, как-будто созданным для наблюдения с него за морской далью,

Хутор Морской Чулек - Лукоморье из поэмы Пушкина Руслан и Людмила


спряталась остановка электричек, привозящих рано утром в хутор женщин с ночной работы в Ростове, да ранних дачников.

Хутор Морской Чулек - Лукоморье из поэмы Пушкина Руслан и Людмила


Место это – Лукоморье, известное всему миру  благодаря Александру Сергеевичу.

Хутор Морской Чулек - Лукоморье из поэмы Пушкина Руслан и Людмила


Сейчас об этом напоминает только табличка на правлении садоводческого товарищества.

Хутор Морской Чулек - Лукоморье из поэмы Пушкина Руслан и Людмила


Городские садоводы – люди, как правило, образованные.

Хутор Морской Чулек - Лукоморье из поэмы Пушкина Руслан и Людмила


Теперь по порядку. В 1777 г. квартирмейстер Осип Лукьянов основал хутор  на высоком берегу над заливом у впадения в него ручья Морской Чулек. В списках 1859 г. хутор называется Лукьяновым и числится в нем 97 человек. Сам Лукьянов носил звание атамана. Со временем вблизи вотчины Лукьянова возникают поселения старшин Щедрова, Чумкова, Дадонова, Шеремеева. Казаки были богатыми, владели землями. Казак Шеремеев имел на берегу залива рыбный завод. Впоследствии все эти хуторки образовали один поселок – Морской Чулек.
Современный Морской Чулек – вытянутая капля, зажатая между железной дорогой Ростов - Таганрог и берегом залива – Лукоморьем.

Хутор Морской Чулек - Лукоморье из поэмы Пушкина Руслан и Людмила


Обращает на себя внимание дата основания хутора 1777 г., год начала переселения крымских армян на Дон. Очень вероятно, что квартирмейстер Лукьянов занимался переселением казачьего населения с земель, отведенных армянам, и Морской Чулек одно из таких казачьих поселений. Если верить летописи, которая говорит, что первые дома в Морском Чулеке были поставлены на высоком берегу над заливом, то таких мест в поселке два.
Обратите внимание на темную «чечевицу» запруды под насыпью железной дороги – это ручей, давший название поселку. Роща с дубами, точнее ее часть, – в правом нижнем углу снимка. Это первое и наиболее вероятное место основания поселка. Второе место - на дальнем от нас берегу ручья, там тоже виден массив рощи – это кладбище. Маловероятно, что хутор зародился там.

Хутор Морской Чулек - Лукоморье из поэмы Пушкина Руслан и Людмила


По-моему, вся история выглядит так. В 1777 г. атаман Лукьянов основывает хутор в том месте, где сейчас остановочная платформа электричек. И разводит вокруг своей усадьбы парк с дубами и другими декоративными деревьями. Место и вдохновенное, и доходное. С одной стороны бескрайняя дельта Дона с ее рыбными богатствами, с другой стороны залив  с богатствами не меньшими.

Хутор Морской Чулек - Лукоморье из поэмы Пушкина Руслан и Людмила


Совсем рядом в залив впадает Мертвый Донец и многочисленные ерики.

Хутор Морской Чулек - Лукоморье из поэмы Пушкина Руслан и Людмила


А почти полвека спустя  в 1820 г. в городе Екатеринославле живет фактически ссыльный гражданин А. С. Пушкин, который в ссылке страдает и болеет. Из этого несчастья его выручает генерал Раевский, проезжавший с семьей через Екатеринославль на Кавказ. Он, пользуясь своим влиянием и положением, забирает Пушкина с собой. Пушкин и Раевский никак не могли миновать хутор Лукьянова с дубами, и здесь на поэта находит настроение, вылившееся в строки:
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом;
Идет направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идет, бредет сама собой;
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русской дух… там Русью пахнет!
И там я был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил.
Одну я помню: сказку эту
Поведаю теперь я свету…

Как на таком просторе не прийти вдохновению.

Хутор Морской Чулек - Лукоморье из поэмы Пушкина Руслан и Людмила


Там лес и дол видений полны…

Хутор Морской Чулек - Лукоморье из поэмы Пушкина Руслан и Людмила


Там на заре прихлынут волны…

Хутор Морской Чулек - Лукоморье из поэмы Пушкина Руслан и Людмила


Вот эти самые волны.

Хутор Морской Чулек - Лукоморье из поэмы Пушкина Руслан и Людмила


А по этой дороге из моря выходили витязи, на брег песчаный и пустой. Сейчас дорогу накатали машины, а на обочине стоят поломанные футбольные ворота.

Хутор Морской Чулек - Лукоморье из поэмы Пушкина Руслан и Людмила


Избушка на курьих ножках «без окон и дверей» стоит на своем месте. Но курьих ножек не видно, они засыпаны дамбой. Меотида- суровое море, с ее наводнениями шутить нельзя.

Хутор Морской Чулек - Лукоморье из поэмы Пушкина Руслан и Людмила


А сам хутор вполне аккуратен и ухожен.

Хутор Морской Чулек - Лукоморье из поэмы Пушкина Руслан и Людмила


С улицами, выходящими прямо к морю.

Хутор Морской Чулек - Лукоморье из поэмы Пушкина Руслан и Людмила


В хуторской библиотеке,

Хутор Морской Чулек - Лукоморье из поэмы Пушкина Руслан и Людмила


Где ласточки лепят свои гнезда у энергосберегающей лампочки.

Хутор Морской Чулек - Лукоморье из поэмы Пушкина Руслан и Людмила


И помимо другой мебели стоит секретер почти времен Пушкина 

Хутор Морской Чулек - Лукоморье из поэмы Пушкина Руслан и Людмила


И висят часы, которые раньше висели в здании легендарного старого железнодорожного вокзала Таганрога

Хутор Морской Чулек - Лукоморье из поэмы Пушкина Руслан и Людмила


Приятная и гостеприимная хозяйка  открыла нам свои архивы записок об  истории хутора и края. В маленькой библиотеке было очень уютно и интересно.

Хутор Морской Чулек - Лукоморье из поэмы Пушкина Руслан и Людмила


После библиотеки мы еще полюбовались разноцветьем дельты Дона.

Хутор Морской Чулек - Лукоморье из поэмы Пушкина Руслан и Людмила


И моря.

Хутор Морской Чулек - Лукоморье из поэмы Пушкина Руслан и Людмила


Побродили по берегу Лукоморья. По камышам.

Хутор Морской Чулек - Лукоморье из поэмы Пушкина Руслан и Людмила


По дамбе.


Местные жители рассказали нам, что до сильного наводнения в 2014 г., предыдущее было в 1914 г. Закономерность?
Прибрежные дома брошены людьми.

Хутор Морской Чулек - Лукоморье из поэмы Пушкина Руслан и Людмила

Хутор Морской Чулек - Лукоморье из поэмы Пушкина Руслан и Людмила


Там чудеса, там леший бродит… Как не поверить в эти слова в таком месте?

Хутор Морской Чулек - Лукоморье из поэмы Пушкина Руслан и Людмила


И в конце прогулки по хутору нас ждал сюрприз. У одного подворья  мы встретили свежепосаженный дубок. У меня у самого была такая идея – посадить дубок  где-нибудь на высоком берегу, на просторе. А когда бы дуб подрос, там обязательно завелся бы ученый кот и рассказал бы мне, как и Пушкину, что-нибудь интересное. Но я понимал, что без постоянного ухода саженец дуба не выживет в нашем климате. А бывать у хутора часто я не могу. Хозяйка усадьбы, посадившая дубок, рассказала нам, что сделала это с целью украсить и укрепить приусадебный склон. А саженец взяла в той самой дубовой роще, вдохновившей поэта.
Восторг.

Хутор Морской Чулек - Лукоморье из поэмы Пушкина Руслан и Людмила


Как эпилог, подарок всем читателям. Степная мальва, расцветшая на берегу Лукоморья в то время, когда уже камыш пожелтел. Сегодня Покров.

Хутор Морской Чулек - Лукоморье из поэмы Пушкина Руслан и Людмила
 

Ольга (24.10.17 22:36)

Красота... очень трогательно... Спасибо, Андрей!

Ankol1 (26.10.17 21:23)

Некоторые топонимические изыскания приводят к тому, что слово "Чулек" и может  означать "Лукоморье".

Вот: "Лук -- из праславянск. *lọkъ "лук", "кривой"...праслав. *lọkъ, lęka из и.-е. *lonkos "кривой", *lenk- "гнуть, сгибать" (ср. лит. įlanka "залив").  От лука "кривая"... образовано прил. лукавый первонач. "извилистый" (лукавая река)... Ср. рус. диал. ляка "собака с извилистым хребтом"....нем. Locke -- изгиб , завиток..."  в местности, где жили и тюрки, и славяне, достаточно надежно закрепилось слово "чулек". У которого есть и логические, и фонетические сходные корни с обеих сторон. Т.е. это слово можно рассматривать как имеющее равноправно двойное происхождение. Река, повторяющая изгибы ландшафта (как чулок повторяет очертания ноги!) -- для славян; источник утоления жажды при степном пастбище -- для тюрков." ( http://lingvoforum.net/index.php/topic,3009.25.html?PHPSESSID=4ee31bb4be...)

Stanichnik (26.10.17 21:55)

Вот, вот.

Игорь (26.10.17 21:47)

Гы, в любом городе через который проезжал Александр Сергеевич, особенно на стыках суши и воды, есть свой дуб с русалкой. Частенько слышу такие истории. Последний раз слышал в станице Натухаевской, под Анапой. В Аксае слышал - русалка сидела на тютине.

Stanichnik (26.10.17 21:55)

Но Лукоморье только здесь. И тютины у Пушкина нет. А в Анапе дубы не растут.

Stanichnik (26.10.17 22:00)

И Пушкин в Анапе не был, кстати.

Игорь (27.10.17 15:16)

Не был - а дуб есть. Точнее был. Водили меня лицезреть на огромный пень обхватов в пять ))). Я ж говорю - городские легенды.

Вообще искать сказочный персонаж - дело не благодарное. И если у дуба, русалки и бабы яги с избушкой эмпирически были прототипы виденные АС, то как быть с ученым котом, золотой цепью, витязями-аквалангистами и неведомыми зверями?

О дубе https://www.proza.ru/2011/03/03/652. Хотя форма повествования весьма скверна и местами обидна, но факты лежащие в основе - верны.

Stanichnik (27.10.17 19:41)

Так, так, стоило сделать краеведческое открытие, так сразу куча конкурентов. Ладно, выложу главный козырь. На окраинной, пустой и полузаброшенной улице хутора, я встретил ЕГО. И даже разговаривал с ним.

 

Игорь (27.10.17 21:21)

Ха! Пушкин с ним бухал))

Stanichnik (28.10.17 18:00)

Определенно. Я тоже хотел сбегать в хуторскую лавку, да вспомнил, что за рулем. Горькая ирония судьбы: раньше ямщики были самым пьющим сословием, а теперь их наследники, самые гонимые за пьянство люди.

Игорь (27.10.17 08:22)

Да я не спорю. Место подходящее. Но тютина и у Вас отметилась http://meotyda.ru/node/616

Stefan (27.10.17 18:50)

Слышал, что псковичи считают свой край Лукоморьем - связь с морем есть, но еще не совсем море. Дубов тоже хватает...

Stanichnik (27.10.17 19:44)

Считать они могут, но Черномора у них быть не может, потому как он живет в Черном море и окрестностях. А значит и всех остальных.

Серафима Аверина (28.10.17 21:54)

Красота то какая!!!

Эдуард Вартанов (29.10.17 07:58)

Уважаемые, виды моря впечатляли путешествующих от Мариуполя к Таганрогу, а от Таганрога к Ростову прибрежную красоту Пушкин видеть не мог, поскольку почтовый тракт шел бескрайней, безводной и пустынной степью, описанной и Раевским и Чеховым.

Stanichnik (29.10.17 09:09)

Уважаемый Эдуард Вартанович, категорически не согласен. Ссылаясь на Чехова, вы вероятно имеете в виду повесть "Степь". Я сам ее читал и перечитывл. У меня даже статья есть на Меотиде, как в фильме Бондарчука по этой повести, роль Ростова сыграл Новочеркасск.

Вот ссылка

Чехов во всех своих прозведениях удивительно упорно избегает привязки к географическим названиям. У него все образы населенных пунктов - собирательные. В том числе и дорога которой ехал Егорушка. Но обращу ваше внимание на письма Чехова. В одном из них он пишет о том, что в Морской ел зернистую икру по 70 коп. за фунт. Значит не по безводной степи шла дорога.

Вообще, в начале 19-го века движение в обход населенных пунктов, как вы пишите по "бескрайней, безводной и пустынной степью" было НЕВОЗМОЖНО. Повозки, упряж, все это требовало постоянного ремонта а люди и лошади при такой малой скорости движения - воды и отдыха. По многочисленным картам того времени могу сделать вывод, что дорога проходила примерно по тому же маршруту, что и современная. Логика дороги была такая: она проходила максимально близко к прибрежным селениям но максимально далеко от низовья многочисленных заболоченных балок.

Эдуард Вартанов (29.10.17 09:40)

И сейчас когда едут на машине из Таганрога в Ростов заезжают в Чулек чтобы узнать почем судак из первых рук. А во времена Пушкина с таким заездом был риск не доехать до Ростова засветло.

Stanichnik (29.10.17 17:34)

Про судака очень интересно. Я не пройду мимо продавца рыбы. Но склько не заезжал в Морской Чулек и другие хутора, следов рыбной торговли не видел. Полагал, что все везут в Ростов или Таганрог.

Ankol1 (29.10.17 23:00)

На базарчике в Мержаново рыбу часто продают.

Эдуард Вартанов (29.10.17 21:58)

Да, да, в Синявке и в Чулеке я двух, а бывало и трех судаков в 5 кг и с икрой брал за две бутылки по 3,62. Это называлось брать «у знакомых рыбаков», именно «брать», а не покупать у торгующих рыбой. Охотно верю, что в наши дни все не так. Мои слова «И сейчас …» сказаны сгоряча чтобы оторваться от пушкинских времен. В любом случае в Морской Чулек А.С. не заезжал.

Stanichnik (30.10.17 12:24)

Ваша категоричность удивляет. Сейчас подниму старые карты, по моему есть 1833г. И посмотрю так ли далеко от берега проходила старая дорога на Таганрог.

Эдуард Вартанов (30.10.17 14:38)

От Таганрога до Чалтыря дорога та же. Далее были варианты: тяжелые фуры цоб-цобе поворачивали влево и в обход балки сухой Чалтырь, шли в направлении Б.Салы, и по воронежскому тракту  въезжали в Ростов. Конные фуры и экипажи спускались к мосту через балку, но в мокрую погоду тоже не рисковали.  

Ankol1 (30.10.17 19:50)

Тут вот еще версии рассматриваются:   " Рассмотрев две крайние версии - западную (Ялта) и восточную (Самбек) - и убедившись в их бесперспективности, вспомним,  что истина, как правило, находится посередине. Справедливости ради надо отметить, что еще в конце 30-х годов молодой доцент  Ростовского пединститута А. Линии в книге «Пушкин на Дону» сделал предположение о возможности встречи Пушкина с морем в  районе современного г. Новоазовска или Лакедемоновки. Во втором (посмертном, 1946 г.) издании его книги на странице 7 читаем: «Путь к Таганрогу шел на близком расстоянии от моря. В одном месте - это могло быть у той части берега, где потом была  выстроена станица Ново-Николаевская, или дальше, вблизи от «буйной Лакедемоновки», экипажи пошли вдоль самого берега».      В этом небольшом абзаце несколько принципиальных ошибок: первая - Таганрогский тракт в указанных местах не приближался"

http://my-sedovo.narod.ru/BEREZHNOJ3.html

Stanichnik (30.10.17 20:58)

Любопытно.

Stefan (30.10.17 19:58)

Довольно подробная карта 1855 года. Тракт проходил не слишком далеко от моря, примерно, как современная трасса, но все же... И там еще хутор Солдатов обозначен. 

Stanichnik (30.10.17 20:58)

Тохе самое примерно, на карте 1835 г. Разместил.

Stanichnik (30.10.17 20:50)

Для того, что бы определить где проходила дорога Ростов – Таганрог, а уже из ее расположения сделать вывод, мог ли Пушкин с Раевским заехать в Морской Чулек, нашел карту «Земли войска донскаго 1833 г». масштабом 24 версты в одном английском дюйме. Самая «ближняя» карта к дате путешествия. Скачивайте, она большого размера.

Фото1

Сделал из не вырезку и увеличил. Морской Чулек, точнее место где стояли первые дома хутора, обозначил стрелочкой. Дорогу Ростов – Таганрог обвел красным.Сколько там от дороги до хутора? Карта мелкая, примерный масштаб переведенный в современные единицы 1: 1600000, но грубо можно определить расстояние от хутора до дороги в полторы – две версты. (Еще не ясно какие точно версты брал составитель)

Фото2

Современная дорога расположена от дубовой рощи на расстоянии полтора км. По прямой.

Фото3

Ясно, что старая дорога была дальше от хутора чем современная. На сколько? На этот вопрос карта 1833 г. ответа дать не может, слишком примитивные были методы составления карт того времени и велики погрешности.Но если посмотреть на всю долину ручья Морской Чулек, то везде она представляет собой широкое болото, вплоть до верховий. Сам я прошел эту балку по берегам много раз и в прямом и в обратном направлении, вплоть до поселка Халыбо-Адабашев, и знаю только одно место, где берега ручью сходятся так близко, что можно подумать о переправе.Это место расположено не так далеко от современной дороги. Два холма с двух сторон двумя языками сжимают болото. Больше удобного места для переправы нет ни вверх ни вниз по течению.

Фото4

Вероятно, здесь и проходила старая дорога Ростов – Таганрог. С холмов хорошо видно Лукоморье - дух захватывает. И вполне могли Пушкин, и Раевский завернуть в гостеприимное место. Совсем не далеко.Поверить в версию о том, что Раевский, с семьей, больным Пушкиным, прислугой, двигался по водоразделу, где нет ни нормального водопоя, ни пристанища, ни помощи, не могу. Согласен с Эдуардом Вартановичем, по водоразделу двигались тяжело груженные фуры запряженные терпеливыми волами и погоняемые суровыми и выносливыми возничьими.

Ankol1 (30.10.17 21:15)

Граф Безбородко, двигавшийся со стороны Ростова в 1812 году писал: "Выехав из Ростова, в 5 часов прибыл на станцию Чалтырь - 17 верст. Станция Шулек - 20 верст, куда прибыл в 12 часу и завтракал. Станция Сумбек - 14 верст. Город Таганрог - 18 верст."

Игорь (30.10.17 23:26)

А почтовый тракт не всегда там шел. Проходил и непосредственно у берега. Возможно тракт ушел севернее после постройки ЖД.

Эдуард Вартанов (04.11.17 08:43)

Ваша догадка, что дорога местами была у воды, абсолютно верна. Танаисцы за тысячи лет до наших дней вытоптали ее в зарослях прибрежного леса и камыша, затем сотни лет ее укатывали рыбаки - хуторяне, а далее по ней легли рельсы. Но фишка в том, что такие дороги в южной России не были столбовыми. Они не могли иметь и не имели титул почтового тракта, где прогоны от станции к станции обязательно просматривались на версту по обе стороны.  Для глаз путешествующих это была «унылая, пустынная и бескрайняя» степь, но именно в таком качестве она минимизировала внезапность разбоя, давала шанс уйти от нападения вскачь, занять оборону, зарядить – перезарядить пистолеты и т. п… 

Эдуард Вартанов (04.11.17 08:49)

От екатерининских времен до реформ и земства чалтырьцы  ремонтировали таганрогский тракт, его мосты,  чистили снег, рубили кустарник и травостой  до Самбека, но не как бремя повинности, а с нехилой оплатой из казны.

Игорь (04.11.17 14:50)

О как! Очень интересно о столбовых дорогах. Благодарю.

Эдуард Вартанов (31.10.17 06:23)

Путешественникам в те годы давали серьезный документ на гербовой бумаге - «подорожную», гарантирующую безопасность и сервис «по чину» в пути и на придорожных станциях. Из записей Н. Н. Р – ст. видно, что в дороге от Таганрога он не рисковал отклоняться от предписанного маршрута. … Когда – то и Недвиговку пытались ввести в пушкинистику, отчаянно поэтизировали Танаис и убеждали картами, что нынешние жд. рельсы лежат на бывшем таганрогском тракте, что шел кромкой берега поросшего лесом. И именно тут на А.С. – с ранней юности не обделенного гормонами, нашла дремота с видением русалки, спустившейся с ветвей к нему в коляску.

Эдуард Вартанов (31.10.17 07:05)

Впрочем, каюсь - я излишне категоричен. Лукоморий с дубом, русалкой и котом на цепи по России найдено множество. Они как-то уживаются и не соперничают в той части пушкинистики, где и акын Джамбул Джабаев пел  вместе с Пушкиным про закат на Арале. Соглашаюсь взять туда же и Морской Чулек, отныне и во веки веков! 

Stanichnik (01.11.17 21:01)

Договорились! Но я буду настаивать на том, что Морской Чулек должен быть главным из всех Лукоморий )))

Эдуард Вартанов (01.11.17 22:14)

Умоляю не останавливаться на этом! Шлите заяву на открытие в ПУШКИНСКИЙ ДОМ, пусть вносят в ПУШКИНСКУЮ ЭНЦИКЛОПЕДИЮ.

Stanichnik (05.11.17 08:15)

Общими усилиями, в комментариях собрался очень интересный материал. 

Эдуард Вартанов (05.11.17 20:15)

Замечу вдогонку: в начале девяностых в одной из московских редакций я участвовал в обсуждении с акад. Панченко из ИРЛИ версии посещения «группой Раевского» Недвиговки 31 мая 1820 года. На стол были выложены карты, ссылки на источники и т.д и т.п. Но попытка одухотворить Танаис тогда не удалась: хронометражем и логистикой путешествия акад. не дал А.С. ни единой возможности отклониться от тракта чтобы, если «не поесть икру ложкой», то поклониться «Дону – батюшке».

Эдуард Вартанов (08.02.18 19:33)

А вот еще одно свежайшее ЛУКОМОРЬЕ от Ерохина

Игорь (09.02.18 09:07)

Вот эо поворот))))

Sergey_A (09.02.18 09:17)

А мы то, неучи, думали, что в честь Дмитрия Ростовского город назвали...

Андрей Станичник (09.02.18 09:53)

Я с одним согласен - Ростов это свет и тьма одновременно.

Эдуард Вартанов (09.02.18 11:15)

Мало того, из ерохинского псевдо-ведического бреда про «бермудский многогранник - незакрытый пуп Земли!» следует, что именно в ростовском Лукоморье располагалась та Древняя Греция, что известна нам по Балканам. 

Игорь (09.02.18 17:01)

Мракобесие всегда будет присутствовать в тех или иных проявлениях, пока есть такая часть психики, как магическое мышление. Слава богу [))))], мы банки с водой перестали заряжать перед телеком. Но иногда, эти проявления сбивают смехом под стол.

Эдуард Вартанов (09.02.18 19:56)

Смех смехом, а эта книжка к наплыву в Ростов гостей ЧМ по футболу.

Ankol1 (09.02.18 20:25)

Что за ерунда! Все посвященные знают, что Ростов на Дону основан в 1749 году Дмитрием Ростовским: https://ankol1.livejournal.com/87650.html

Stanichnik (10.02.18 20:14)

Это же общеизвестно. Зачем повторять?

Эдуард Вартанов (11.02.18 10:12)

http://licey11-rostov.ru/sites/default/files/PaxHeader/stan.pdf

повторение - мать учения.

Игорь (11.02.18 11:15)

Эдуард Вартанович, случаем не подскажите, где можно лицезреть столь прекрасную репродукцию Нахичевани-Полуденки использованную в заголовке статьи в большем разрешении?

Эдуард Вартанов (11.02.18 16:37)

А я с натяжками усматриваю здесь сходство с Полуденкой. Ну, разве что, Извилистая по центру, частью Червонная, где не одну сотню лет находят червонцы. Сомневаюсь что это репродукция. Надо бы уточнить у адм сайта лицея.

Сергей (19.02.19 16:37)

Эдуард, вы имели в виду улицу Искусственная ?..... Извилистая как бы на Западном находится

Эдуард Вартанов (23.02.19 11:53)

Сергей, за правку спасибо. Извилистость в Полуденке делалась сотнями лет затейливого стока вод. 

Эдуард Вартанов (12.02.18 17:47)

Игорь, еще раз присмотревшись к картинке, я вспомнил откуда она. И впал в замешательство. Давайте разбираться. Для начала определимся с куполами в центре: это собор в Нахичевани или Покровский крепостной собор? Я, полагаясь на Малаховского считал второе, но теперь сомневаюсь. А сама картинка взята из его книги о храмах, здесь она много лучше.

Игорь (12.02.18 18:51)

Точно, читал же книгу. Мне пказался третий вариант - в центре каменый сурб Геворг. Вытянул картинку на максимуме. 

Эдуард Вартанов (12.02.18 20:13)

Если это с. Геворк, то ломается извилистая Червонная, что и в наши дни ведет к площадке бывш. полуденской церкви. Ее предельно четкая прорисовка  + купола арм. собора, делают общий вид Ростова – Полуденки – Нахичевани  правдоподобным. Иные варианты сводят ее к художественной фантазии акварелью. 

Stanichnik (12.02.18 22:11)

Я с благоговеянием слежу за вашим спором. Но не вижу ни чего кроме крепости в разрезе, с профилями крепостных валов по краям. 

Эдуард Вартанов (12.02.18 23:38)

Если доминантой показана на картине колокольня Покровского собора, надо снять с обсуждения что четко прорисованная на картинке улица от берега вверх и вправо - современная извилисто-червонная. 

Однако при всем моем старании мне не удается увидеть здесь крепость в разрезе. И всего полгода назад еще была возможность уточнить у Евгения Ивановича подробности про эту картинку.

Игорь (13.02.18 17:57)

Нда, жаль.

Вообще-то, в конце 19 века, (моя кочка зрения) было в Ростове 3 места, где сочетались большие храмы и организованные набережные строго под ними. Они уже названы.

Чашу весов в строну Нахичевани качают следующие элементы - 4 культовых сооружения, равноудаленных от собора, удивительный забор, паралельные широкие проспекты рядом с собором, явная симметрия относительно центра композиции, ну и конечно извилистый спуск Червонной.

В пользу Ростова, точнее крепости, говорят явные валы и бастионы соединенные забором, площадка, очень похожая на Богатяновский спуск и место родника, и блин, название картины ))).

В пользу Говнярки - опять же извилистый спуск (в этом случае близко к ул.7Февраля), спуск Чувашский, широкие проспекты и шпиль каланчи Николаевской больницы.

Возможен еще вариант, что это ПЛАН крепости или Нахичевани, так и не введенный в эксплуатацию.

Интересно, не могу определиться. Надо по возможности по рельефу еще сопоставить.

 

И простите, Андрей, мы круто съезжаем в оффтоп.

Эдуард Вартанов (13.02.18 22:04)

а) с тем чтобы склонить уважаемую адм быть снисходительнее к нашему обсуждению нагорного фасада  Р. н/д, прилагаю доказательство его ведения строго в рамках темы, вынесенной в ее заглавие.

см. замену вставки

б) Станичник и Игорь, пож. пометьте маркером (но раздельно) Западную и Восточную грань крепости, так как вы их видите на картинке. И сравним. Я при всем моем старании этого не смог сделать.

дополняю вставку, взято "у Ерохина"
Игорь (13.02.18 21:27)

Потер)))

Игорь (13.02.18 21:36)

Не удержался, все таки покажу))). Пазл сложился. Евгений Иванович был прав. Это крепость. Прошу прощения, мне казалось, что это Полуденка. То что я принял за культовые сооружения - нижние кузня и печь, верхние - колодезы. И в центре приходская церковь. Войскогого собора не видно.

Stanichnik (13.02.18 21:28)

Я соглашусь. Можно поспорить о деталях, но в целом и я так представлял.

Игорь (13.02.18 22:20)

А интересно, кривой красный спуск - это будущий Университетский?

Эдуард Вартанов (13.02.18 22:23)

Остается понять - это фасад крепости как он виделся в натуре с левбердона по полному завершению постройки? Или эта картинка есть часть "документа середины 18 в." т. е. до начала постройки и потому названного Е.И. "проект плана крепости Святого Димитрия" сфотканного им в РГИА в 2005 г. Иными словами: это вид с натуры, или "проект".

Игорь (13.02.18 22:51)

Это наверно и то и другое. На планах, обычно, кривых дорог не рисуют

Игорь (13.02.18 22:06)

Как правильно называть-то? Лукосейские поля или Елиморские? Rostom-ana-Don тоже доставляет)))

Эдуард Вартанов (13.02.18 22:31)

Игорь, а вы не шибко смейтесь. Эту книжку будут раздавать футболистам ЧМ, чтоб они в своих странах славили наш Ростов как столицу той Греции где зародились Олемпийские игры. 

Игорь (13.02.18 22:45)

Я понял Вас, ЭВ, но думаю, что иностранные коллеги тоже будут ржать)))

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 8 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.