Давным-давно жило-было Боспорское царство. Жило долго. Еще в VII веке до нашей эры переселенцы из Греции начали основывать города – полисы по берегам Азовского и Черного морей. Постепенно эти полисы объединились в Боспорское царство. Было оно достаточно обычным государством того времени. Расширялось, сжималось, воевало с соседями и кочевниками, и находилось в постоянной вассальной зависимости то от Греции, то от Понтийского царства, то от Римской империи, то от Гуннов.
История царства закончилось в VI веке нашей эры, когда вся его территория попала под прямое управление Византией.
Где-то в самом дальнем, северо-восточном захолустье Боспорского царства, у Лукоморья, затерялся то ли городок, то ли деревня Танаис. А еще восточнее, на самом краю Ойкумены, к Танаису прилепились десяток сельских поселений народа, называвшего себя Меотами. Несколько из этих поселений стали предтечей нашего благословенного города Ростова-на-Дону. Два из этих поселений сейчас активно раскапываются, приводя ростовчан в трепетное волнение от таинственности и глубины истории нашего города.
На этом фото из интернета – гора Митридат в самом центре современного города Керчь. Эта гора и есть столица Боспорского царства – город Пантикапей
Если вы будете подниматься на гору Митридат, то лучше идите от центральной улицы города.
Через старые кварталы Керчи. Вы почувствуете дух города, которому много веков.
Таким был город в период своего расцвета.
Таким дошел до наших дней.
На руинах бывшей столицы сохранились колонны древнего храма.
Вход в храм смотрит куда-то на другую сторону бухты. Не зря. Мы побываем там.
Но пока осмотримся на руинах Пантикопея.
Недавно в СМИ промелькнула информация, что среди этих стен есть фрагменты, сложенные в VII до нашей эры. А до сих пор самыми древними строениями на территории нашей страны считались стены Дербента, сложенные в VI.
Но больше всего в древней столице поражает мощный слой битых амфор.
Даже не слой, а многослойные залежи.
Эти залежи битых амфор не похожи на мусорную яму, характерную для древнего города. Кроме амфор в этих массивах нет ничего другого.
И главный вопрос: Что было в этих амфорах? В античное время в них перевозили и хранили самый разнообразный товар: масло, зерно и многие другие продукты. Но амфоры с таким содержимым должны были находиться внизу, в хранилищах и на кухнях. А эти амфоры свалены в огромные кучи на самой вершине горы Митридат, где жили и проводили досуг самые знатные люди Боспорского царства, на вершине горы с видом на бухту, пролив и оба моря, Азовское и Черное.
Виды здесь завораживающие. (Супер-крепость Керчь и новый Крымский мост)
Значит, нет другого объяснения. В амфорах было вино, и мы видим следы многочисленных царских пьянок
Вековых пьянок, вероятно.
Да и как не выпить в таком вдохновенном месте.
Самым известным Боспорским царем стал Митридат IV Евпатор.
Великий полководец, участвовавший во многих войнах, выдающийся правитель, ценитель искусств и коллекционер, знаток более чем 20 языков и свойств трав. Это не полный список достоинств царя. Неудивительно, что в поздние века у него было много почитателей.
Наши императоры Александр I, Николай I и Александр II отметились в столице Великого Боспорского царя. И явно почитали его. Иначе как можно объяснить строительство грандиозной Митридатской лестницы в период царствования Николая I. Без высочайшего соизволения такие вещи в России не делаются.
Эта лестница, поднимающаяся от подножья горы до самой ее вершины, где когда-то стоял дворец Митридата, должна была символизировать связь времен. Это действительно чувствуешь, когда смотришь на гору и лестницу с улиц Керчи.
А еще я почувствовал связь времен, когда у ног грифонов – символов Боспорского царства,
Обнаружил сообщество котов,
Явно претендующих на роль наследников.
Вылитый грифон
Надо сказать, что имя Митридата IV Евпатора на территории нашей страны носят три объекта: географический объект - гора Митридат, объект культурного наследия - Большая Митридатская лестница и город Евпатория. Какой из поздних правителей может таким похвастаться? (Ленина упоминать здесь не к месту)
А теперь вернемся к руинам храма и перенесемся на другой берег керченской бухты, в ту точку, куда смотрит главный вход в храм.
В этом месте огромный курган, названный Царским. Но какой-то он обгрызенный, хоть и Царский.
Идем в приятный музей у входа в усыпальницу царя. Волны перемен пронеслись над этим местом. Символично.
Вход в усыпальницу. После похорон царя он был надежно спрятан и замурован.
Но судя по всему, грабители нашли его быстро. Построена усыпальница была в IV веке до н.э., а в начале нашей эры первые христиане уже использовали это сооружение для культовых собраний. Значит, к началу эпохи Христа этот могильник был разграблен полностью. Но думаю, что гораздо раньше.
Стоит восхититься архитектурой входа в усыпальницу. Изысканно.
Тем более вход сконструирован таким образом, что дорога в потусторонний мир кажется очень короткой (см. предыдущие фото), а дорога назад кажется бесконечно далекой. Этот эффект достигнут не постоянной толщиной блоков, из которых выложен вход. Тем не менее, подогнаны блоки идеально.
Это купол усыпальницы.
Выходишь из кургана под сильным впечатлением.
Но оно не самое сильное. Самое сильное я получил, когда еще раз обошел курган и убедился, что он не просто изрыт, а как-будто перевернут.
А в маленьком музее под виноградными листьями,
где собрана вся история открытия и исследования кургана, я обнаружил серию фото и картин, запечатлевших разные этапы «раскопок». Здесь курган просто вспороли.
Тут подрыли со всех сторон.
А это самое замечательное фото показывает курган в виде куска сыра. Рыли все кто мог, и приезжали за находками на повозках.
Причем в музее показаны документы, говорящие о том, что такое варварское и алчное отношение к кургану было почти на государственном уровне. Требовали: искать, находить и все отправлять в столицу ко двору. Сохранились слова: «стараться разрывать такие курганы, в которых можно надеяться скоро и с малыми издержками найти древние вещи».
Стоит сказать добрые слова в адрес открывателя Царского кургана в 1837 г., первого директора Керченского музея древностей, археолога сербского происхождения, Антона Ашика.
Кроме этого кургана на Керченском полуострове их сотни.
Не смотря на то, что большинство из них было разграблено еще в древности, в Керченском музее древностей была собрана уникальная и лучшая в нашей стране коллекция материальных памятников Боспорского царства. Все разграбила армия Евросоюза, захватившая Керчь в ходе Крымской войны 1853-1856 гг. Их помянем недобрым русским словом.
И еще недобрым словом, но без злости, стоит помянуть швейцарского художника Карло Боссоли, который написал картину «Могила Митридата». Эта картина вошла в изданный в Лондоне в 1856 г. альбом «Пейзажи и достопримечательности Крыма». На ней усыпальница царя изображена в несколько раз больше, чем она есть на самом деле. Такой ее увидел мир. Ну да Бог простит.
И главное, мы не знаем, кто был похоронен в этом кургане, как и в тысячах других. Хотя этот чаще всего связывают с Митридатом. Много веков человеческая цивилизация развивалась так, что умерших в могилах сопровождало большое количество бесценных предметов культуры. И много веков происходило циничное и энергичное разграбление могил. Иногда, читая археологические очерки, кажется, что, пока одно племя хоронило своего вождя, другое племя караулило невдалеке, чтобы кинуться грабить могилу, как только осядет пыль от копыт соплеменников умершего.
Исчезла память о целых эпохах.
- Категория: Дорожные впечатления | Просмотров: 1724 | Автор: Stanichnik | Дата: 21.10.2017 | Комментарии (11)
Спасибо за путешествие!
Здорово, опять хочется побывать в Крыму, а Керчь понравилась особенно за обилие исторических памятников.
вот в керчи по уму положили новую плитку и деревья оставили а у нас шаром покати не одного дерева только какая то порнография в кадушках а что насчёт множества амфор то скорее всего в них масло перевозили а так как тогда их отмыть было не возможно просто выбрасывали
Спорить про масло не буду. Но почему эта свалка у порога царског дворца?
Вот отсканировал фотографию из семейного архива одного из первых памятников войны- обелиска на горе Митридат. Фото должно быть годов 50-х, может это открытка такая, сейчас уже не узнаю, отец - крымчанин не рассказал в своё время.
Глядя на фото, кажется, что до Тамани рукой подать.
В этом ракурсе противоположный берег - это не Тамань, а продолжение Керчи через бухту
На вашем фото выше "да и как не выпить в таком вдохновенном месте" то же направление, только чуть левее
Вот нашёл у себя ещё одну открытку, датируемую 1957 годом
Очень с любовью. Теперь уж Керчь не проскочу...
Спасибо. Обязательно остановитесь в Керчи.
Оставить комментарий