В подшивке «Вечерки» за 1959 год, нашел эту фотографию троллейбуса – ветерана, служащего технической помощью.
С помощью сайта PASTVU, выяснил, что это ЯТБ-1, первый советский серийный троллейбус. Выпускался он в Ярославле с 1936 года.
В нашем городе было 28 таких машин и все они не пережили войну и были списаны в 1945 году.
Нашел всего две фотографии этих троллейбусов, на Энгельса.
И на Советской.
С помощью Википедии вспомнил коротко историю.
18 июня 1936 года — открыта первая троллейбусная линия от Сельмаша до Театральной площади. Трамвайные пути с ул. Энгельса (ныне ул. Большая Садовая) от Будённовского проспекта до Театрального проспекта были сняты. Ростов-на-Дону стал третьим городом в СССР (после Москвы и Киева), в котором появился троллейбус. К концу 1936 года в городе действовали два маршрута: №1 "Железнодорожный вокзал — Сельмаш" и №2 "Железнодорожный вокзал — площадь Карла Маркса".
В 1959 году в городе имелось 5 троллейбусных маршрутов: №1 "ВОКЗАЛ — РОСТСЕЛЬМАШ", протяжённостью 9,3 км; №2 "ВОКЗАЛ — ЗАВОД «КРАСНЫЙ АКСАЙ»", протяжённостью 7,4 км; №3 "РОСТСЕЛЬМАШ — ПОСЁЛОК ЧКАЛОВА", протяжённостью 5,5 км; №4 "УЛИЦА СУВОРОВА — КАМЕНКА", протяженностью 5,5 км; № 5 "ПРОСПЕКТ КАРЛА МАРКСА — РОСТСЕЛЬМАШ".
Значит небыли эти троллейбусы списаны в 1945-м, а как минимум до 1959, а может быть и позже, колесила эта «Техническая помощь» по городским маршрутам.
- Категория: Страницы истории | Просмотров: 374 | Автор: Stanichnik | Дата: 12.03.2025 | Комментарии (36)
"Трамвайно-троллейбусное управление посёлка "Сельмаш", как я понимаю было на 20-й линии. Где и сейчас.
После войны ростовский троллейбусный парк мог быть восстановлен и наполнен привезёнными б/у троллейбусами из других городов, например, из Москвы. Там этот троллейбус и перевез упомянутые сотни тысяч пассажиров.
Подобное происходит и сейчас. В Ростов перегоняются городские автобусы, уже побегавшие в Москве
На Паствукоме знатоки рассмотрели герб Москвы на ростовском троллейбусе (я выделил его красным квадратом).
У Москвы всегда было «право первой ночи».
О ростовской бедности и московской щедрости
Правительство Москвы передало Ростову-на-Дону 60 троллейбусов. Транспорт был доставлен в донскую столицу в течение июля 2020 года. После проведённого ремонта в условиях депо, часть троллейбусов распределены на действующие маршруты с контактной сетью. Большая часть переданного подвижного состава из Москвы требовала значительных затрат на их ремонт. Пригодными к эксплуатации на 2024 год оказалось всего 5 единиц от общего количества московских троллейбусов, остальные 55 машин списаны и утилизированы.
На тебе, боже, что нам негоже...
Надо быть благодарными. Оставшиеся пять бывших московских троллейбусов продолжают возить ростовских пассажиров, хотя, возможно, их уже стало меньше
Где то читал, что троллейбус до войны планировался из Ростова в ст. Аксайскую до Мухиной балки, где собирались разбить парк культуры и отдыха.
Трамвай, однако
https://pobeda-aksay.ru/2019/08/26/nash-aksajskij-pamyatnik-prirody/
ул.Энгельса/проспект Будённовсний, 1937 год
https://pastvu.com/p/1333894
Бабуля тоже благодарна за выселение из ветхого трёхкомнатного жилья в центре с выплатой в 900т.р.
Энгельса / Семашко, 1941
https://pastvu.com/p/207203
Небольшое дополнение.
Конечно, дополнить и прокомментировать статью по теме ростовского троллейбуса лучше бы получилось у Геннадия Леонидовича Беленького, но уже как год его нет с нами.
Начать нужно с того, что во второй половине тридцатых годов прошлого века в Ростове-на-Дону были не только троллейбусы ЯТБ (Ярославский троллейбус). Были еще и троллейбусы ЛК (Лазарь Коганович). Причем троллейбусы ЛК-5 (именно этой проработанной модификации) появились в нашем городе первыми. Причем сделаны были эти троллейбусы в Киеве в количестве 8 экземпляров в начале 1936 года.
“В мае 1936 года из Киева в Ростов прибыли первые три троллейбуса ЛК-5, и уже 18 июня 1936 года ростовчане, собравшиеся на Театральной площади у здания управления Азово-Черноморской железной дороги имени К.Е. Ворошилова, стали свидетелями пуска троллейбусного движения”.
“Во время оккупации в Киеве и Ростове-на-Дону ЛК пришли в полную негодность: немцы использовали их в качестве сторожевых будок на подступах к городу”.
Троллейбусы ЛК-5 на улицах нашего города выглядели вот так: https://pastvu.com/p/1056389 , https://pastvu.com/p/1260574 , https://pastvu.com/p/262191 , https://pastvu.com/p/1542863 .
Троллейбусы ЯТБ появились в нашем городе позднее открытия троллейбусной линии произошедшей 18 июня 1936 года, т.к. серийное производство ЯТБ-1 началось с июля 1936, и до 5 сентября 1936 года завод ЯАЗ выпустил только 7 троллейбусов. В самой Москве первый троллейбус ЯТБ-1 начал работать 5 августа 1936 года. Так что предположение, о передаче из Москвы в наш город троллейбусов ЯТБ, вполне правдоподобное.
Троллейбусы ЯТБ-1 на улицах нашего города выглядели вот так: https://pastvu.com/p/811898 (с эмблемой Моссовета), https://pastvu.com/p/207203 , https://pastvu.com/p/1371114 .
Во время войны, как было сказано выше, троллейбусы в нашем городе пришли в полную негодность: https://pastvu.com/p/762295 , https://pastvu.com/p/1527567 . Хотя в Сталино (Донецке) оккупанты запустили троллейбусную линию: https://pastvu.com/p/1043280 .
После войны по улицам нашего города начали курсировать троллейбусы МТБ-82 Д: https://pastvu.com/p/646860 (МТБ — Московский троллейбус). Но встречались и довоенные модели троллейбусов ЯТБ-4А: https://pastvu.com/p/241538 , https://pastvu.com/p/704265 .
На проекте pastvu.com, был еще один снимок довоенного троллейбуса ЯТБ-4А, и располагался тот снимок возле этой фотографии: https://pastvu.com/p/687985 , а выглядел вот так . Но, видимо, после “падения” несколько лет назад проекта pastvu.com и затем его длительного восстановления, упоминаемый снимок был “утерян”.
Еще один послевоенный снимок троллейбуса ЯТБ-4А: https://pastvu.com/p/1154390 .
И по снимкам в статье Андрея.
Троллейбус-ветеран из газетной вырезки с очень большой долей вероятности — ЯТБ-4.
А троллейбус, который изображен на улице 1-й Советской (Советской), это ЯТБ-2.
Хотя в Интернете нет ни одного упоминания о троллейбусе модели ЯТБ-2 в нашем городе.
Ниже для сравнения даны снимки троллейбусов ЯТБ всех распространенных модификаций. Название файла снимка соответствует модели троллейбуса ЯТБ. Буквы “лен” в названии файла это не модификация, а выделенные таким образом послевоенные троллейбусы Ленинграда, восстановленные и внешне несколько модифицированные ЯТБ-4 (у них вид передней части несколько отличается от стандартного вида ЯТБ-4). Вероятно, именно такие троллейбусы продержались в Ленинграде до конца пятидесятых годов прошлого века. Троллейбус-ветеран из газетной вырезки выглядит скорее, как стандартный ЯТБ-4, т.е. это не Ленинградский вариант восстановления.
Троллейбусы ЯТБ-5, это встречающееся в Интернете обозначение первого варианта троллейбуса МТБ — МТБ-82 А.
Спасибо Валерий. Я конечно не собирался писать на основании одного газетного снимка, целое исследование на тему ростовского троллейбуса. У меня была маленькая и скромная цель, выяснить, помню ли я этого ветерана или привидилось?
Ну, полагаю, Андрей, хуже не будет )).
Для полноты картины еще и ближний вид троллейбуса ЛК-5. Снимок не ростовский, но по нашим улицам “бегали” точно такие. Отличительным признаком этой модели от других были низко расположенные фары на передней стороне. Для сравнения можно посмотреть этот снимок .
Еще ростовский послевоенный ЯТБ-4
Есть мнение, что это таки ЯТБ-1. Но зуб не дам. А ЯТБ-2 в Ростове не было, согласно тому же Беленькому.
На снимке — ЯТБ-4 А.
Для тех, кто пропускает буквы при чтении, повторю:
“Выше для сравнения даны снимки троллейбусов ЯТБ всех распространенных модификаций. Название файла снимка соответствует модели троллейбуса ЯТБ. Буквы “лен” в названии файла это не модификация, а выделенные таким образом послевоенные троллейбусы Ленинграда, восстановленные и внешне несколько модифицированные ЯТБ-4 (у них вид передней части несколько отличается от стандартного вида ЯТБ-4). Вероятно, именно такие троллейбусы продержались в Ленинграде до конца пятидесятых годов прошлого века. Троллейбус-ветеран из газетной вырезки выглядит скорее, как стандартный ЯТБ-4, т.е. это не Ленинградский вариант восстановления.
Троллейбусы ЯТБ-5, это встречающееся в Интернете обозначение первого варианта троллейбуса МТБ — МТБ-82 А”.
Мой комментарий что-то вырвался из контекста, я про троллейбус на 1-й Советской. Но согласен, сейчас пригляделся — комментаторы на Паству неправы, это действительно ЯТБ-4(А).
В таком случае, мои комментарии тоже вырвались из контекста. Если бы вы коллега уточнили сразу, что ваш коммент относится к третьему снимку в статье Андрея, т.е. “троллейбус на 1-й Советской улице” (или по ссылке: https://pastvu.com/p/1166884 ), то там действительно, у некоторых случаются сложности в определении типа троллейбуса.
Троллейбус ЯТБ-1: https://meotyda.ru/sites/default/files/yatb-1_i.jpg и троллейбус ЯТБ-2: https://meotyda.ru/sites/default/files/yatb-2_i.jpg спереди отличаются внешне только оформлением нижней части вагона. И над лобовыми стеклами водителя у ЯТБ-1 присутствует окно указателя номера маршрута, у ЯТБ-2 такого нет.
ЯТБ-4А это тот троллейбус, который изображен на снимке выложенном Евгением https://meotyda.ru/sites/default/files/screenshot_3_19.jpg и который дан в тексте моего комментария ссылкой: “ выглядел вот так ”. Для сравнения, в комплекте выложенных мной снимков троллейбус ЯТБ-4А вот такой: https://meotyda.ru/sites/default/files/yatb-4_a_i.jpg .
Надеюсь на правильное теперь понимание, несмотря на то, что снимки даю ссылками. Не хочется перегружать базу данных проекта meotyda.ru лишними килобайтами.
“… согласно тому же Беленькому”, а точнее согласно книге Геннадия Леонидовича Беленького (в которой он, кстати, был соавтором) — “…в Ростове таких машин (ЯТБ-2) не было”.
А согласно третьему снимку в статье Андрея (или по ссылке: https://pastvu.com/p/1166884 ), такой троллейбус в нашем городе был. Сравнить можно с двумя снимками из представленного выше набора: https://meotyda.ru/sites/default/files/yatb-2_i.jpg , https://meotyda.ru/sites/default/files/yatb-2_ii.jpg .
Всё это конечно всё замечательно, но мне куда интереснее было бы узнать о человеке воевавшим в Отечественную. Он воевал шофером на полуторке. Так вот, самое главное в том, что он сохранил машину и впоследствии работал на ней на табачной фабрике что на красноармейской. Думается что этот человек заслуживает внимания и памяти людей.
Ну, так вам и “карты в руки”. Если вы знаете что-то о человеке, раз об этом написали, так расскажите нам об этом.
В "этих ваших инторнетах" есть упоминания о попытках троллейбусостроения в Ростове. Напр, https://vk.com/wall-195052988_190?ysclid=m8lt3ri0a9290306111
И еще помню корпус, похоже, от МТБ-82, который еще в середине 80х стоял на электроподстанции вертолетного завода в качестве, скорее всего, сарая. Его было видно неплогхо с трамвая 6го маршрута, когда на Северный ездил.
Я его не знаю. Мне было тогда лет 10 и я видел его на полуторке несколько раз, а подробности мной изложенные поведал мой отец. Отца давно уж нет.
Тоже не был знаком с водителем той полуторки, хотя мне было не 10 лет. Как помню, принадлежал автомобиль столовой табачной фабрики. Окрашен автомобиль был как ЗИС-5 на этом снимке .
Ну вот, тоже кое-что. Просто интересен человек и его судьба.
Полуторка табачной фабрики выглядела вот так https://pastvu.com/p/1274294 . Других грузовиков подобной модели в городе на тот период не было.
На 40 лет победы в Великой Отечественной войне, эта полуторка также курсировала по улице Ф. Энгельса (Б. Садовой).
Да. Я помню этот момент. Это была та самая машина и за рулём её был тот самый дядька.
Как никто из краеведов ещё не разработал эту тему?
Беленький Г.Л., Редьков Н.Н., Политика И.В. "Троллейбус - родом из Ростова".
Книгу можно бесплатно скачать здесь
Спасибо
Из вышеупомянутой книги:
"Актвное поступление новых машин позволило уже в 1954 году списать последние оставшиеся машины марки ЯТД-4А. Две из них были переоборудованы в служебные и работали ещё около десяти лет, время от времени появляясь на городских улицах".
Оставить комментарий