Где эта улица, где этот дом? А где подземный переход?

На Меотиде уже много раз появлялись снимки, сделанные в 1937 году фотографом Михаилом Прехнером в Ростове.  В объектив его фотоаппарата попали в основном Ростсельмаш и ул. Энгельса.  Можно предположить, что Прехнер был командирован на завод и останавливался в гостинице Московской. Почти все места на фотографиях узнаваемы, но есть и загадки.  Для меня осталась непонятной фотография, которая на Pastvu.com подписана «подземный переход у проходной Ростсельмаша».

 
Подземный переход у проходной в 1937 году?  Я давно не был в том районе, но мне кажется, что в сельмашевских подземных переходах своды не такие низкие и покатые, а вполне обычные прямые. Что это, где это?  Ростов ли это?  Интересно узнать мнение матёрых сельмашевских краеведов.

Для погружения в атмосферу довоенного Ростова я добавлю другие интересные фотографии из этой серии.


Живая река трудового народа смело пересекает ул. Менжинского и вливается в проходную завода. Автомобилей было совсем мало, необходимости в подземных переходах не было.

Википедия пишет, что строительство подземных переходов в центре Ростова на ул. Энгельса началось только в 1969 году. Когда же были построены сельмашевские переходы?


Про вышку здесь



Ростовские поливальщики не оставили фотографа равнодушным.


Поливальщика у ЦУМа обсуждали здесь


Театр-трактор в ночных огнях


«Ветер в харю, а я шпарю…» :-)



Думаю, что гостям Ростова было интересно выйти на балкон гостиницы Московской и обозреть главную улицу города.

И всё же что запечатлел фотограф на первой фотографии?

Роман S. (18.01.21 22:16)

Насколько я помню по двум годам производственной практики на заводе "Ростсельмаш", которую мы проходили еженедельно в 9-10 классах (по средам в 9-м классе и по четвергам - в 10-м), такая галерея вела на территорию завода непосредственно из помещения главной проходной. Переход по ней занимал около 5-и минут, если мне не изменяет память. Не уверен, что она была в буквальном смысле "подземной" (я сейчас поймал себя на мысли, что никогда не имел понятия - а как же она выглядит снаружи), но изнутри она была именно такой.

В какое место мы попадали, пройдя по ней - не скажу, ибо никогда не интересовался топографией территории завода и особенно точно ничего с тех пор не помню.

Проход на территорию РСМ
Бывалый (18.01.21 21:50)

Спасибо за разъяснение. Вся интрига развалилась)

Роман S. (18.01.21 21:52)

Тут, как в старом анекдоте: "Знаете ли, ну всё-таки!.." :-)

Heach (18.01.21 21:52)

Ах, Евгений, вы, наверное ни разу не заходили на завод. Проходная, самая что ни на есть. 

Бывалый (18.01.21 21:53)

Увы. Не посчастливилось (

Роман S. (18.01.21 21:58)

Нам в этом смысле повезло. Были очевидцами славы завода-гиганта.

Бывалый (18.01.21 21:56)

Только заглядывал через забор со стороны "военной кафедры", которая была в довоенном здании РИСХМа (напротив парашютной вышки)

Heach (18.01.21 22:03)

Это место мне тоже хорошо знакомо :)

Heach (18.01.21 22:02)

Я с времён практики тоже там не бывал. Проходная действительно необычная.

Роман S. (18.01.21 22:05)

Раньше не задумывался, а сейчас пришло в голову: такое строение этой галереи не было случайным. Скорее всего, какой-то потенциал в смысле гражданской обороны у этого сооружения был.

Так что элемент интриги тут всё же присутствует...

Бывалый (18.01.21 22:17)

Своды выглядят серьёзно. Что было над галереей?

Роман S. (18.01.21 22:25)

Чуть выше я этого момента коснулся: не знаю, что над ней было. Для того, чтоб это понять, нужно было в те годы об этом задуматься. Я не задумывался, ходил по галерее бездумно на завод и обратно, болтая с кем-нибудь из одноклассников... :-(

Может быть, Андрей что-нибудь пояснит на этот счёт.

Stanichnik (18.01.21 22:26)

Сейчас эта подземная галерея, такая-же как на довоенном снимке.Только цвет другой. Между довоенной галереей и нынешней, есть одна разница. Сейчас охрана стоит на главной проходной и подземная галерея это полностью территоия завода. А до войны охрана стояна на выходе из галереи и она была территориенй города.Поскольку завод работал в три смены и большинство работников были жкенщины, то их мужья и друзья приходили встречать девчат выходивших поздно ночью. И галерея была своеобразным клубом. Стояли лавочки, звенели гитары, звенели стаканы.

А усиленные конструкции свода обусловлены тем, что в этом месте над галереей проходит железная дорога.

Построили этот подземный переход в 30-х. Потом в 40-х, пленные немцы делали над ним гидроизоляцию. Еще первоначально, в своде галереи было несколько свето-аэрационных фонарей. Сейчас их нет.

Роман S. (18.01.21 22:29)

Внутризаводские железнодорожные пути смутно припоминаю...

Heach (18.01.21 23:43)

В мою бытность можно было свободно зайти в здание проходной и увидеть этот переход, открывающийся после контролёров. А сейчас как?   

Heach (18.01.21 22:58)

А если говорить про переходы вообще, то их всего два - один к заводоуправлению от вокзала, другой от кольца к проходной. Оба ни чета центральным мозаичным. А вот проходная - интересное сооружение. Ну и сейчас новый от парка к автовокзалу, чуть не забыл.

Бывалый (18.01.21 23:30)

В заводских переходах я бывал многократно, помню их. Поэтому старая фотография и вызвала у меня "резкие сомнения".

Википедия описывает историю постройки ростовских центральных переходов, но почему-то совсем проигнорировала заводские.  

Андрей Stanichnik (19.01.21 06:22)

Здесь про первый подземный переход в городе

https://www.meotyda.ru/node/910

Бывалый (20.01.21 13:44)

Поискал в интернете еще картинки галереи-перехода с похожими сводами. Не нашел. Но попался эффектный кадр из фильма «Кафка» 1991года. Атмосфера – жесть, «загнивающий запад».

Heach (20.01.21 15:56)

Эх, Евгений :) А здесь смотрел?

Бывалый (20.01.21 17:20)

Посмотрел. Да, в сельмашевской галерее уютнее чем у Кафки)

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 100 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.