Артиллерийский курган

Подвиг артиллеристов у Больших Салов 17-го ноября 1941 г.


У памятника "Артиллерийский курган" непростая судьба. Открыт мемориал 8 мая 1972 г. Известно единственное фото с открытия, из книги М. Котова и В. Лясковского "На Южном фронте"

Подвиг артиллеристов у Больших Салов 17-го ноября 1941 г.


В 1975 г., тоже 8 мая, была торжественно открыта вторая часть памятника, в виде куба, на передней стороне которого были выбиты слова из приветственного письма Л.И. Брежнева.

Подвиг артиллеристов у Больших Салов 17-го ноября 1941 г.


Бои за Ростов осенью 1941 года были историческими: здесь наша Красная Армия перешла от обороны в наступление. Воздвигнутый вами памятник будет напоминать новым поколениям советских людей о беззаветном героизме их отцов и дедов, посланцев всех братских народов нашей страны, по призыву партии Ленина грудью вставших на защиту нашей Родины от врага. Никогда не сотрется в памяти народной их подвиг, значение которого было громадным для нашей страны и всего человечества.
— Л.И. Брежнев

Леонид Ильич, служивший в войну на Южном фронте, во время своего правления несколько изменил приоритеты значимости наших военных побед в Великой Отечественной Войне. О "Малой земле" узнала вся страна. Да Бог ему судья. Но благодаря ему, первое освобождение Ростова-на-Дону значительно поднялось в иерархии сражений Великой Отечественной.
А монумент, который до этого был посвящен подвигу артиллеристов батареи лейтенанта Сергея Оганова, стал считаться памятником всем героям битвы за Ростов.

Подвиг артиллеристов у Больших Салов 17-го ноября 1941 г.


На пилонах, расположенных за кубом, нанесены названия частей, участвовавших в сражении за Ростов в 1941 г.

Подвиг артиллеристов у Больших Салов 17-го ноября 1941 г.


Перечислим.

Подвиг артиллеристов у Больших Салов 17-го ноября 1941 г.


317, 343, 347, 353-я стрелковые дивизии.
230-й конвойный полк.
6-я танковая бригада.
68-я кавалерийская дивизия. 


Это фото начала 80-х.

Подвиг артиллеристов у Больших Салов 17-го ноября 1941 г.


И это. На нем памятник на могиле погибших артиллеристов в Больших Салах.

Подвиг артиллеристов у Больших Салов 17-го ноября 1941 г.
 

Еще один памятник батарее Оганова расположен на пересечении улиц Оганова и Таганрогского проспекта. Фото Веры Волошиновой.

Подвиг артиллеристов у Больших Салов 17-го ноября 1941 г.


Вы обратили внимание, что на кургане стоит ЗИС-5, а на памятниках в Ростове и Больших Салах - изображено орудие 76,2 образца 1927 г. Есть еще одно фото из упомянутой мною книги. На нем ,по -моему, гаубица.

Подвиг артиллеристов у Больших Салов 17-го ноября 1941 г.


Я бы не стал обращать на это внимание. Не очень это важно, какие пушки стоят на памятниках, хотя желательно, конечно, историческую достоверность соблюдать.

Подвиг артиллеристов у Больших Салов 17-го ноября 1941 г.


Гораздо важнее, что до сих пор  существуют  разные точки зрения о месте подвига артиллеристов. Причем значительно разные. 

Подвиг артиллеристов у Больших Салов 17-го ноября 1941 г.


Это неудивительно. Начатое немцами 17-го ноября наступление на Ростов-на-Дону было мощным и внезапным. Напомню, что 20-го ноября передовые части Вермахта уже были на железнодорожном вокзале Ростова-на-Дону.
Еще три с половиной года назад  я написал заметку со схематическим описанием тех событий. И хотя за это время вышли очень солидные книги, посвященные тем событиям, я все же порекомендую ту мою заметку  для начального знакомства с боями под Ростовом осенью 1941г.

Первое освобождение Ростова
 

Подвиг артиллеристов у Больших Салов 17-го ноября 1941 г.


Появились карты, на которых батарея Оганова помещена у Семи курганов в районе села Несветай на реке Тузлов.

Подвиг артиллеристов у Больших Салов 17-го ноября 1941 г.


И даже альтернативные памятники в этом районе. Есть версия, что не батарея Оганова, а другая батарея встретила 17 ноября наступление 14-й танковой дивизии немцев.
Все точки зрения на эти события имеют право быть. Я не могу сравнивать здесь и выносить вердикт по разным версиям тех событий. Но очень хочу помочь тем, кто ищет.

Подвиг артиллеристов у Больших Салов 17-го ноября 1941 г.


На этом фото долина Тузлова у Генеральского моста (справа). Правый крутой берег Тузлова прочерчен противотанковыми рвами.

Подвиг артиллеристов у Больших Салов 17-го ноября 1941 г.


Цифрой "1" я обозначил Артиллерийский курган, до которого от места съемки 8,5 км. Цифрой "2" - Большие Салы - узел нашей обороны, до которых примерно такое же расстояние. Цифрой "3" - село Несветай. "Гусеницей" - предполагаемое расположение батареи Оганова у Семи курганов, до которого 1,5 км.

Подвиг артиллеристов у Больших Салов 17-го ноября 1941 г.


Эти свои неуклюжие аэроопыты я привел здесь для того, чтобы понять, насколько разнятся версии места подвига артиллеристов.
Я очень надеюсь на поиски, которые организовал неравнодушный и увлеченный человек - Лусеген Хейгетов. Он добрался до журналов боеых действий (ЖБД) 14-й немецкой танковой дивизии. К сожалению, наши такие документы неизвестны. Или еще в архивах ждут своего часа, или утрачены из-за критической обстановки для наших частей в те дни. ЖБД, тем более немецкие, непростая вещь, их надо  расшифровать, привязать к местности, увязать с другими данными. 
Обязательно вернусь к этой теме и уверен, что   поиски, которые ведет Лусеген, поставят точку в этом вопросе.


 

Гость (09.05.17 20:32)

Квадрокопер на порядок повышает качество материала

Stanichnik (09.05.17 21:01)

Да, занятная штука.

Sergey_A (10.05.17 02:39)

Есть также мнение, что не было конкретно этого подвига. Таких батарей было много и имена героев вполне могли быть другие, просто мы их не знаем...
606 стрелковый полк выступил на позиции, занял высоты, чтобы контролировать дороги, идущие от Несветая и Генеральского, где-то на этом рубеже принял бой. Судя по всему командование полка, даже больше - командование дивизией, находилось в Больших Салах, поэтому и командир 606 полка, и комиссар 606 полка, и многие другие руководящие и штабные офицеры числятся погибшими или пропавшими в районе Больших Салов, а вот Оганова с его заместителем отмечают как погибших в районе Несветая. Должна же быть какая-то логика в таком разделении...

Игорь (10.05.17 12:46)

Интересно узнать, что Лусеген разыскал. Я знаю, он в этой теме давно, глубоко и плодотворно вместе с поисковиками "Миус-фронта".

Игорь (10.05.17 15:31)

А, да, нашел. Неожиданно. О_о

Ссылку даю безоценочно. http://lusegen-s.livejournal.com/2385.html

Sergey_A (10.05.17 13:18)

И еще, если предполагать, что мемориал установлен в том самом месте (Бербер-Оба), то с этой высоты более удобен контроль дороги Несветай-Султан Салы, а вот дорогу Несветай-Большие Салы удобнее контролировать с Семи Курганов. Надо понимать, что современного шоссе в то время не было, дороги были в другом месте. В любом случае дивизия должна была контролировать все направления в этом районе, поэтому батареи пушек, взводы ПТР были по возможности скорее всего на каждой высоте, возле каждой дороги, возле каждого перекрестка... Жаль там рядом с высотами нельзя походить с металлоискателем, курганы же, а то я бы составил кампанию/поучаствовал, прибор можно взять на время для такого дела

Serj (10.05.17 14:09)

Конечно, я обратил внимание, что на фото военных лет и на кургане - противотанковая  пушка ЗиС-3. А на памятнике на улице Оганова весьма реалистично изображена другая проивотанковая пушка -45-миллиметровая. Просто многочисленные поколения местных хулиганов со дня установки памятника неоднократно отламывали всё, что торчит: стволы винтовок, автоматов, ствол пушки, (об этом много писала газета "Вечерний Ростов"), что ствол пушки перестали восстанавливать в первоначальный вид.   

Лусеген С (10.05.17 17:10)

Андрей, до "семи курганов", от места съемки, не менее трех км.
Даже если от тузлова брать. А коптер висит над поймой.
Батарея Оганова была оснащена 76 мм орудиями образца 1927 года. Не самое лучшее орудие для борьбы с танками.
Существует аэрофотосъемка оборонительных позиций 56 армии, проведенная 22 ноября. Атмосфера была не самой прозрачной - качество так себе, к сожалению. Да и высота была не малая. И рыли в то время неглубоко, к когда до глины недорыто,траншею видно очень плохо. Но мне надо поучиться работать с фильтрами в фотошопе, попробовать и возможно что нибудь удастся увидеть.
Либо надо пробовать получить снимки из другого источника, который есть. Но они там пока систематизируют материал и думают цену.
Боев в районе кургана Бер-Бер Оба, 17 ноября не было. 18-го, немцы весь день отражали атаки на Большие-Салы и расширили занятую территорию лишь к вечеру и не в сторону Бер-Бер.
Для понимании картины боя 17 ноября, важно знать, что немцы били узким клином с участка южнее Генеральского в направлении Бабай-Оба. То есть южнее и вдоль семи курганов, не обращая внимания на передовые части 317 сд. Я сторонник того что батарея была, была на Бабай (журналисты, кстати, могли спутать Бабай и Бер-Бер, который, между прочим, Барбар на трехверстовке!!!)

Игорь (10.05.17 19:41)

Лусеген, на 60,3 и Бабай съездили? Результат есть?

Sergey_A (10.05.17 20:34)

Если не съездили, то когда едем? )))
Лопаты наточены, батарейки заряжены )))

Лусеген (10.05.17 23:33)

Путевой лист и согласование с владельцами земли тоже есть?

Sergey_A (11.05.17 07:06)

Сейчас все так сложно стало?

Sergey_A (10.05.17 21:03)

А что за старая дорога отмечена? У меня получается, что дорога шла иначе плюс отметил две дороги от Несветая

Ankol1 (10.05.17 21:49)

Тут с Бабаями путаница какая-то:

http://rslovar.com/content/%D0%B1%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B5%D1%8F-%D...

 

Игорь (10.05.17 22:19)

Да. Вот по рассказу Вартановский Бабай.

Sergey_A (11.05.17 07:17)

самое смешное - это позиции ростовского укрепрайона выдавать за позиции батареи Оганова.
"Когда мы взбираемся на небольшой придорожный холм, просто невозможно сдержать возглас восторга. Прямо под нашими ногами крутой обрывистый спуск в зеленую низину, по которой протекает речка Тузлов. Чуть левее - дома поселка Несветай и разрушенный армянский храм на пригорке. Это идеальное место для батареи 76-миллиметровых пушек. Площадь в десятки квадратных километров - под прямым прицелом.
Словно в подтверждение этой мысли, на краю обрыва мы видим полузасыпанные, заросшие травой, но отчетливо видимые ходы сообщения и капониры, где стояли орудия. Здесь явно стояла батарея. И эта точка совпадает по военной карте с месторасположением позиций Оганова."

Лусеген C (11.05.17 09:21)

Десяток квадратных километров это конечно минимум необходимый при выборе места для батареи полковушек)
Не знаю на какой военной карте батарея Оганова стояла на обрывистом берегу восточнее Несветая, но если место совпадает, то чего еще искать?)

Sergey_A (11.05.17 09:37)

Тоже верно, всё уже нашли до нас. Можно тогда просто поехать чаю/кофе попить, места-то красивые, особенно сейчас.

Stanichnik (10.05.17 20:39)

Надо ехать.

Лусеген (10.05.17 23:43)

Тусовка которую собирает Вартанов с Кожиным, перенсла дату на 14 мая. Я буду в качестве шерпа, как выразился Вартанов. Я не знаю...во первых нужна погода (а с ней кажется намечаются проблемы), а во вторых ко мне должен нагрянуть однополчанин. Может быть мы вместе, а может и вообще придется попросить перенести поездку.

Только вот, на всех исторических курганах моего района, я бывал. Зачем туда водить поклонников человека который призывал к атомной бомбардировке моей Родины (это я про Кожина) и человека уверенного что бойцов 56-й армии загоняли под гусеницы, потому как они не хотели воевать (Вартанов)....я не знаю! Но, что то я как то опрометчиво пообещал)

Другое дело с друзями)

Лусеген С (10.05.17 22:00)

Вартанов все и всех смешал в одну кучу) Не читал внимательно, но историю этой поездки знаю.
Позже напишу

Ankol1 (10.05.17 23:26)

Лусеген, посмотри свою эл. почту!

Лусеген (10.05.17 23:59)

Афанасенко, своей старой версии боя 17 ноября, пишет, что батарея была на Бер-Бер-Оба и в бою 17 ноября участия не принимала.

http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m7/0/art.aspx?art_id=155

В своей версии Владимир Иванович пишет о трех колоннах немцев ударивших строго с севера на юг в направлении Большие-Салы. Откуда такие данные с приведением точных сил, я не знаю. В немецких документах ничего подобного, мною не обнаружено.

Потом появилась версия Шелобода - "Семь курганов". Сергея Владимировича не смутила надпись "Семь курганов" приклеенная на карту явно позже. Надпись "Батарея Оганова" так же сделана явно позднее и скорее всего как иллюстрация к материалам статьи журналистов ЮжФронта.

Этой же версии, позднее стал придерживаться и Афанасенко.

У Вартанова сначала была версия, что журналисты спутали курган Байбачий, где действительно дрались курсанты и курган Бер-Бер-Оба. Якобы,Котов и Лясковский, что то слышали о подвиге каких то артиллеристов, но весной 42-го, до кургана не доехали и, либо действительно спутали, либо намеренно перенесли место действия поближе к проезжей дороге и гостеприимным жителям села Большие-Салы.

Потом появилась версия, что курсанты отдельно, Оганов отдельно. Оганова был, но в другом месте и вообще не 56 армии и погиб он в 42 году. Боя, как такового в районе Большие-Салы не было, а вся история чисто журналистская публицистика. 

У Вартанова было еще пару версий, но мне они не особо интересны и я их не удержал в памяти.

После того как я озвучил свою версию (догадку) с Бабай, оказалось, что про Бабай знает и Афанасенко и Вартанов. Только это тайна...видимо.

Наш общий с Вартановым, знакомый рассказал мне как они ездили искать Байбачий, где дрались курсанты, но то-ли не нашли, то-ли не доехали...А может быть он тоже все спутал) И искали они Бабай))) И получается что нашли? Или поездка описанная Оленевым другая? Только вот начерта известный своим метоположением курган надо было переносить к свалке Несветая????

В общем куча сырых, поспешных "Правд", да сплошные фантазии...

Фантазии на тему где был курган Бабай - там где он на карте или в районе свалки, более всего улыбают)

Меня тут недавно самого обвинили в фантазиях. Якобы в известной книге Афанасенко, Кринко, все подробно описано - как и откуда били немцы. Я сослался на другую, не менее известную книгу Макензена, которую мой оппонент, якобы, изучил не хуже...Только вот там направление главного удара идет южнее тузлова и вдоль оборонительной линии 317 сд. Не во фронт, а именно вдоль. не знаю как Афанасенко проигнорировал карту Макензена... 

У меня нет никаких документов касающихся батареи Оганова, но есть вполне осязаемый скелет реконструкции событий 17 ноября. Над ним еще работать и работать, но в целом картина ясная. Не буду приводить время, ибо тут есть некоторые противоречия в немецких документах (скорее всего кажущиеся) и надо еще поработать. 

Утром 17 ноября боевая группа «Фалькенштайн» 14-й тд, завязала бой за село Генеральское. Это был отвлекающий удар. Основные силы прорыва сосредоточились южнее Тузлова с намерением ударить в стык 317-й и 353-й сд. Задумка заключалась в том что бы, ударом на Генеральское отвлечь силы и внимание командира 317 сд и нанести кинжальный удар в левый фланг дивизии. Главную ударную группировку составляли - главные силы 14 тд, большая часть лейбштандарта и усиленный танковый полк 13 тд. Концентрация, со слов хрониста 14 тд, была невероятная. Ударив вдоль линии обороны 317 сд, оставляя на своем левом фланге главные силы дивизии стянутой к Тузлову, немцы, судя по всему не нанося больших потерь в живой силе и лишь внося дезорганизацию и рассеивая обороняющихся, устремились к первой цели наступления - кургану Бабай-Оба. Достигнув кургана к 15:00, танки и подвижная пехота повернули на юг - на Большие Салы. Далее в жбд 14 тд появляется следующая запись "Во время атаки танки уничтожили вторую батарею противника и взяли одну позицию позади другой.." Вторую с утра или в районе Бабай, пока не понятно, так как утром уже были упоминания про уничтоженные разнотипные орудия. Если огановцы были в районе Бабай, то конечно же это не значит что они сидели прям на вершине. Они вполне могли быть на обратном скате, допустим между Бабай и Большими Салами. Тем более если вспомнить чем батарея была вооружена. Далее бой за село и зачистка тыла в сторону Несветая....

 

Sergey_A (11.05.17 07:02)

если не ошибаюсь, помимо 13 и 14 танковых дивизий, там еще и 60 пехотная дивизия участвовала. А вот лейбштандарт я думал с запада на Ростов заходил.

Лусеген (11.05.17 10:00)

Нет. 60-я была ввдена позднее. В момент кризиса в бою за Большие Салы. 

Лейбштандарт развивал наступление на юго-запад, с целью окружить совместными действиями с основной группировкой 13-й тд, наши 343 и 353 сд. Соответственно в город части СС, заходили со стороны Красный Крым - Ленинаван

 

Игорь (11.05.17 18:23)

Про три волны и 18 число Афанасьев взял информацию из наградного листа Оганяна.

Sergey_A (11.05.17 18:40)

мне всегда было интересно, почему Оганян, если во всех документах Оганов? И с отчеством опять же...

Игорь (12.05.17 18:16)

Эдуард Вартанов считает, что это разные люди. Вот его слова http://www.rostovbereg.ru/publ/nashi_puteshestvija/po_kraju_donskomu/pam...

и здесь http://rslovar.com/content/

Лусеген (12.05.17 20:42)

Ага, Вартанов сказал, что его никак не могли звать Саркис и ЯН он не мог быть потому что жил в Грузии.

Видимо там все армяне немедленно русеют) Но, может он пошутил. Надеюсь

Игорь (12.05.17 21:47)

Фиг знает... Ни подтверждения не опровержения такой оказии с Фамилией и Именем и Отчеством не встречал. В списках выбывших 606 полка есть и позаковыристей ФИО и на захоронении в Салах, однако, вроде, не изменены.  Темновато с ФИО, и мне интересно. История явно необычная.

Лусеген (12.05.17 22:08)

С такой оказией я встречаюсь регулярно) Как только не коверкали и фамилию и имя. Причём даже переписывая.

В то время ЯН на ОВ переделать, считалось чуть ли не соответствием правил написания фамилий в русском языке. Оганян по одной из версий был Саркисом. И это очень может быть ибо Мамбре, имя Сергей мог не знать вообще. Паспорта у Оганова могло и не быть и вполне возможно в документах он мог проходить под именем которое ему и его друзьям было удобнее, или услышалось писарю...а фамилия просто записана более благозвучно.

Мой дед будучи Лусегеном Хугасовичем, в половине грамот записан как Лукьян Власович. Прапрадед был ОВ, потому как все население села было записано с окончанием ОВ, потом стал ЯН, прадед в единственном своём документе был ОВ, на собраниях подписывался как ЯН. Дед наследовал ОВ, его родной брат - ЯН. Мой отец он и Сергей, и Саркис и не все кто зовут его Сергеем, знают что он Саркис. 

Игорь (13.05.17 08:24)

Хе-х! Убедили. 

Лусеген (13.05.17 08:45)

Недавно была история с бойцом с фамилией Бабиян у которого в медальоне было написано Возибов. Казалось бы где Бабиян, а где Возибов. Но, нашлись документы где записано Бобиян, Бобиев, Вобиев и видимо до  Возибова были ещё промежуточные, ошибочные варианты. Ошибка накапливалась при переписывании, у бойца каждый раз фамилию не спрашивали - переписывали, а сам боец, русской грамоте обучен не был и медальон не сам заполнял. Хорошо хоть остальные данные не "плавали"

Игорь (13.05.17 10:26)

То есть с Оганяном еще легкий случай...

Виктор. (05.06.17 15:13)

У меня друг был, Алексей Вернигоров. Трансформация: Вернигоров-венигрет-паштет-Паша. 2\3 людей и не подозревали что он не Паша, а Леша.

Лусеген (11.05.17 20:10)

Армянин значит Оганян. Людей с окончанием фамилии "ян" частенько записывали с окончанием "ов".

Мамбреевич, в документах вполне мог стать Андреевичем. Обычная история.

Лусеген (11.05.17 20:12)

 Игорь, вы спутали три штурмовые колонны начального этапа наступления 17-го, о которых пишет Афанасенко и три волны-атаки на батарею из наградного листа. 

Игорь (11.05.17 21:49)

Да, точно. Но про три колонны начального наступления я тоже встречал. Поищу.

Поискал... Это тоже Афанасенко. "56-я армия в боях за Ростов. Первая победа Красной армии. Октябрь-декабрь 1941"

Игорь (13.05.17 17:00)

А, он наверно имел ввиду эти три колонны.

Лусеген (13.05.17 19:56)

Я не вижу ничего общего.

Лусеген (14.05.17 23:01)

Вспомнил я про три колонны. Материалы по ростовской операции.Ф56А, Оп.10282, Д.10

Игорь (11.05.17 13:55)

Афанасьев, говоря о событиях 18 ноября ссылается на Макензена. (рис 1,2). И полагает, что огановцы стояли на Бер-Бер-оба, во время и после наших контратак на Большие Салы. (чтож, и здесь батарея полковушек стояла (рис5)) Но Макензен невероятно скуп на описание 17-18 ноября. (рис 3,4)

Но где-то, в воспоминаниях Балесты, я встречал, что он полз в Салы, раненый в ногу, НЕ ЗНАЯ, что они заняты немцами, где и попал в плен. Т.е это было вечером 17 ноября, того дня которого они приняли бой. В таком случае - тактическая карта, (рис 5), верна. Если бы он был на Бер-Бере, то 18го он знал бы, что в Б.Салах немцы (хотя я и не доверяю свидетельским показаниям). И полковая батарея Оганова стояла где-то между Семи курганами и Бабай-оба. (Где Миусовики и накопали много гильз 76,2мм и части 76,2 полкового орудия [художественно->] http://mius-front.livejournal.com)

В воспоминаниях, я так же не встретил того, что ожидал. Курганов. Даже упоминаний возвышенностей. Полковушки стояли в поле в копаных капонирах (направленными на север и заглубленными назад для повышения дальности)  и при атаке с левого фланга их пришлось выкатывать из них. Упоминание курганов появляется с комиссией особого отдела уже после боев (и наклейкой на карте).

Так что, местоположение героической батареи уже найдено Миусовиками. 

Лусеген (11.05.17 14:15)

Я бы не стал называть это ссылками на Макензена.

Где Вы прочитали, что полковушки Оганова стояли именно таким образом вкопанные? 

Вы для себя окончательно закрыли вопрос? Точно где то между семи курганами и Бабай? А где точнее производились столь важные раскопки? С  чего Вы или товарищи поисковики взяли, что гильзы и останки орудия, оставлены именно в 41 году и именно легендарной батарей?

 

 

Игорь (11.05.17 15:31)

Логично. Фактов нет. Всё - воспоминания очевидцев обработанные художественным образом. Поднятый материал, поисковиками, вряд ли как-то обрабатывался. Пока не найден ни один медальон в этом районе, медаль, номерной знак или еще что-то, что можно связать с расчетами орудий - стопроцентно связать батарею не удасться. Да и после этого остануться вопросы и появятся ноые.

Но по косвенным признакам, с Вашей помощью, с примерным местом и временем я определился.

Игорь (11.05.17 15:21)

Это не я ссылаюсь, а Афанасьев. У него под абзацем текста прописан источник под № [11]

Лусеген (11.05.17 15:29)

Это список использованной литературы и источников. Конкретная ссылка, на мой, не профессиональный взгляд, это чуть другое, но не суть.

Так а где Вы прочитали, что батарея окопалась именно таким образом? 

Игорь (11.05.17 15:38)

Честно - не помню. Возможно в худ. литературе по Огановцам. Знаю о проблеме бобиков с углом возвышения, по этому запомнилось.

Ankol1 (11.05.17 23:38)

Бывали в тех местах. Возле кургана явственно проступают следы позиций. А расположенная неподалеку в/ч постаралась добавить военно-мусорного антуражу..

 

Sergey_A (11.05.17 19:42)

Вот такая еще есть информация:
Наступление на Ростов-на-Дону возобновилось 17 ноября, когда морозы немного ослабли. III моторизованный корпус (13-я и 14-я танковые, 60-я моторизованная дивизии и моторизованная бригада СС «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер») наступал на Ростов с севера и северо-запада. 14-я танковая дивизия наступала на левом фланге корпуса из района Генеральский Мост. В 8 часов утра при 20 градусах мороза танки боевой группы капитана Лангкейта , командира II-го танкового батальона, быстро переправились через речку Тузлов и начали движение, сопровождаемые близко идущими за ними несколькими бронетранспортерами, грузовиками, перевозящими стрелков, и мотоциклами с ручными пулемётами. Их встретил плотный огонь из советских позиций.

В состав боевой группы Лангкейта (Kampfgruppe Langkeit) входили все боеготовые танки 36-го танкового полка, сведенные в две танковые роты. Группа Лангкейта вместе со 108-м стрелковым полком и II-м батальоном 103-го полка под командованием полковника фон Йессера должна была прорвать советские позиции у пос. Несветай и продвигаться на Большие Салы (боевая задача на день) и далее на Ростов. I батальон 103-го стрелкового полка под командованием командира 14-й стрелковой бригады полковника Ганса фон Фалькенштейна должен был наступать через Генеральский Мост.

Танки боевой группы Лангкейта преодолели три линии траншей, при этом советские противотанковые пушки продолжали вести огонь с флангов. Затем появились советские танки. Произошёл танковый бой. Два лёгких танка T-26 выстрелили в танк Лангкейта . Их снаряды рикошетировали. Первый советский танк взорвался от прямого попадания. Второй T-26 развернулся, чтобы отступить, но наводчик Лангкейта попал ему в борт, и тот начал гореть. Остальные советские танки начали отход, и Лангкейт преследовал их со своей группой. В рано наступавших зимних сумерках после напряженного боя боевая группа Лангкейта захватила Бол. Салы. Она заняла круговую оборону (тактическое построение «ёж»). Ночью её непрерывно обстреливала советская артиллерия, поэтому танковые экипажи были вынуждены оставаться в своих машинах.

Бригада СС «Лейбштандарт СС А Г» и 4-й танковый полк 13-й танковой дивизии пошли на прорыв советской обороны северо-западнее Султан-Салы. Они прорвали первую линию обороны советской 56-й армии и в 13 часов захватили поселок Могила Бедка-Оба.

Лусеген (11.05.17 20:04)

Лучше всего сопровождать текст ссылкой, а не просто копировать. 

Я знаю каким документом пользовался автор текста...только вот непонятно откуда взялось "быстро переправились через речку Тузлов..."

Ну и так, есть неточности. Насколько я знаю.

 

Страницы

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 100 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.
Анти-спам проверка