Акварели Эберга. Часть четвертая.

Четвертую часть рассказа об акварелях Льва Леонидовича Эберга начнем с Белокалитвенской церкви, освященной в честь введения в храм Божией Матери.

На обратной стороне рисунка Эбергом проставлена дата ее постройки: 1894 г. Хотя интернет - источники сообщают о более поздней дате: 1904-1905 гг. А сама акварель написана в 1947-м.

Первая  деревянная церковь в станице Усть-Белокалитвенской была построена еще в середине 18-го века. При строительстве новой, каменной, ее по решению станичного правления передали в хутор Богураев, который недалеко, на другом берегу Северского Донца.

Когда я был в Богураево, мне показали внутри церкви, обложенной кирпичом, часть старой деревянной стены. Очень может быть, что это остатки первой Введенской церкви. В который раз убедился, что церкви часто были товаром. Их продавали, дарили и т.п.

Сейчас Введенская церковь выглядит так. Реки Калитвы, которая изображена на акварели, уже не видно, она заслонена постройками. Зато хорошо видна Караул-гора, которую Эберг на своей акварели не выделил.

Судьба у церкви обычная, трудная. Была полуразрушена еще в 30-х, после войны  одно время служила Домом пионеров. Восстанавливается с конца 80-х. Судя по всему, не мог Эберг ее видеть в 47-м. такой, какая она на акварели.  Значит, как и во многих других случаях, пытался при помощи рисунка  оставить ее образ в памяти для потомков.

А так церковь выглядит с Караул-горы. Аккуратный белый конус среди кутерьмы провинциального городка на Северском Донце.

Эта удивительная деревянная церковь еще стояла в хуторе Насонтов  на реке Быстрой   в 1971 г. Сгорела.

На этой фотографии – 1970 год, на заднем плане церковь, праздничный день - престольный праздник ,12 июля, день Петра и Павла.  

Эберг написал свою акварель в 76-м. Напомню, в 1971-м церковь сгорела. Все, что осталось, акварель и фотография.

Я не представляю, как Эберг рисовал эту акварель? Добраться до Насонтова и сейчас нелегко. Надо из Ростова доехать до Шахт, там дождаться автобуса до Краснодонецкой, а от нее до Насонтова пешком или на попутках. Машины у Эберга в то время не было, делаю такой вывод потому, как на двух акварелях из 50-ти  есть пометки: «Ездили на машине, с такой-то оказией». Могу предположить, что, узнав о сгоревшей церкви, Эберг решился на такое путешествие, чтобы сохранить ее вид для нас. Смог. Вероятно, расспрашивал хуторян, ходил по этим холмам, рисовал в своем воображении. Что сказать? Кто сейчас способен на такое?

Это крест на месте церкви.

Это остатки фундамента.

А на холмах у хутора можно стоять долго и смотреть на хутор и пойму Каялы – Быстрой.

На обратной стороне акварели, на которой изображена церковь Аменапркич (Всеспасителя) в селе Крым  Мясниковского района, Эберг не указал ни даты ее постройки, ни имени архитектора. Есть только приписка «Послевоенное состояние». Наскоро просмотрев интернет, я тоже не нашел сколько-нибудь значимой информации.

Очень интересно, что село Крым – ярко сельскохозяйственное. Сколько помню, вся сельская округа была занята фермами и пасущимися стадами. А на акварели – изящная городская публика.

И очередная загадка цвета. Сколько ни осматривал церковные стены, не нашел следов красной краски как на акварели. Но красавица!

Вокруг церкви небольшой сельский парк.

И, конечно, пур под навесом.

Атаманский дворец в Старочеркасской. Как и положено настоящему дворцу, много раз перестраивался и как минимум один раз, в 1848 г., сильно горел. Сейчас музей. Эберг рисовал его в мае 1977 г.

Мне показалось, что дворцу больше подходит февраль.

Станица Маныческая, церковь святой мученицы Параскевы. Построена архитектором И.П. Злобиным в 1904 г.

Опять загадки: на обороте написано «станица Мальчевская». Но в Мальчевской никогда не было церкви Параскевы, и существующая там церковь совсем не похожа на акварель. И главное, церковь изображена с луковичными куполами, а известны довоенные фото этой церкви, времен строительства маныческого гидроузла, на которых ясно видны шатровые купола, такие как сейчас.

Очень вероятно, что церковь сильно пострадала в войну, глубокие шрамы видны до сих пор, и Эберг, рисуя церковь в 1962 г., не видел никаких куполов, ни  луковичных, ни шатровых. Рисовал то, что подсказывало ему воображение.

Сейчас церковь трудно восстанавливается. Это фото сделано осенью.

А этому фото лет 5.

Следы войны

Табличка у входа.

Никакая другая церковь так органично не вписана в округу, как Параскева, несмотря на ее огромные размеры.

Будет время, пройдите по старинным валам вокруг станицы, подышите донским простором.

 

Я уже упомянул, что церковь оказалась в зоне тяжелых боев. Валерий Нагонный  в своей книге о истории станицы  приводит такой трогательный эпизод военного времени:

«Немцы уже входили в Маныческую, когда с одной башни церкви, на которой находился наблюдательный пункт, сбежали вниз советские бойцы – наблюдатели. Один из них, молоденький офицер, подбежал к группе жителей, спасавшихся в церкви, и что-то положил на ладонь девочки – подростка. Это было золотое кольцо. «Мне некогда говорить, - сказал он – но я обязательно вернусь сюда, в Маныч». И побежал вслед за товарищами, успев добавить только, что ему 24 года. Долго хранила кольцо девочка, ждала, что придет за ним хозяин, молоденький улыбчивый офицер. Стала девочка девушкой, женой, матерью, бабушкой и стала для Марии Ивановны Бондаревой, частицей ее прошлого, случайная мимолетная встреча.

Где он, славный защитник донской земли? Почему такой долгой оказалась его дорога, его обещанное возвращение? А может он никуда не уходил… Прервалась и окончилась его дорога у Маныча?»

Станица Мечетинская.

Церковь построена в 1895 году по проекту П.С.Студенкина, известного архитектора области Войска Донского,  в честь Рождества Пресвятой Богородицы. У церкви было два придела: во имя Святых Правоверховных Апостолов Петра и Павла и Святого великомученика Георгия Победоносца.

В 1971 году Храм был разрушен и на его месте был построен магазин.

Сохранилось единственное фото этой церкви.

Маленький кусочек моего детства прошел в этой станице. Где-то здесь она стояла, но  я ее не помню.

Сюда мы бегали в кино.

Носились вокруг этого памятника.

И на велосипедах по главной станичной улице.

На этот ставок на Мечетке ходили ловить себеля,

На этот мосток. За высокими деревьями должны были быть видны церковные купола.

Все это церковная округа, все так, и все иначе. За отступление не по теме извините. Нет, еще, на этой неизвестно как сохранившейся конструкции  видны буквы «КИН.». Здесь висели писанные от руки афиши «Веселых ребят» и «Волги-Волги». Детский билет на дневной сеанс стоил 5 коп. Где-то на этом месте была церковная ограда.

Кагальник  на старых картах гордо звался Морской станцией. С какого времени стоит здесь Покровская церковь, мне выяснить не удалось. На оборотной стороне акварели тоже нет никаких дат, что скорее исключение для Эберга.

Сейчас церковь сильно перестроена, я нашел фото 2009 г.  

 

 

Часть первая

Часть вторая

Часть третья

Сандата

  

Ankol1 (18.04.16 23:28)

Каменное здание Покровской церкви в Кагальнике построено в 1842 г. В 30-ых годах разрушена и из ее кирпичей построен клуб рыбоколхоза. Сохранилась только караулка. Нынешнее здание построено заново в 2000-ых годах.

Stanichnik (19.04.16 05:12)

У меня сложилось впечатление, что основной корпус здания - старый. Пристроен вход со звонницей. Второе фото в статье - твое, обратил внимание?

Ankol1 (19.04.16 21:55)

То-то я смотрю, фото какое-то знакомое!) А про здание церкви я почерпнул сведения из книги Шадриной "Храмы Азовского района Ростовской области".

Stanichnik (19.04.16 21:59)

А есть в этой книге, что ни будь о истории этой церкви в 20-м веке?

Ankol1 (20.04.16 10:18)

Есть

Stanichnik (20.04.16 10:58)

Так помести здесь короткую справку.

Ankol1 (20.04.16 18:23)

Не думаю, что поименное перечисление духовенства церкви представляет широкий интерес. Разве что добавить можно:  постановление о ликвидации церковной общины было принято 2 октября 1938 года. Община возобновила богослужения во время немецкой оккупации в помещении клуба рыбоколхоза. С 1944 года община перешла в уцелевшую бывшую караулку храма, а в 1978 по 1988 караулка была отремонтирована и достроена. Остальное уже - про 21 век. Впочем, судя по приведенному описанию того, как выглядела церковь в 1910 году, а именно, что у нее было две главы и двухъярусная колокольня, и по тому что здание караулки было двухэтажным, можно сделать вывод, что Эберг изобразил молитвенный дом-караулку, подвергшуюся в 40-ых годах перестройке, в том числе были пристроены приделы с северной и южной стороны.

Stanichnik (20.04.16 21:20)

Вот ты загадал загадку: Двухэтажная караулка. Надо ехать.

Гость (19.04.16 22:27)

Интересно написано, легко читается, свободно дышится, глядя на ваши снимки донских просторов.

Stanichnik (19.04.16 22:31)

Спасибо!

Сергей (04.09.16 17:01)

Негаданно наткнулся на эту статью, сам из Белой Калитвы и вызвал большой интерес рисунок нашего Введенского храма. На самом деле в 47г храм так и выглядел с одним большим отличием - главный купол был полукруглый. В остальном всё сходится, остаётся догадываться почему был нарисован именно такой купол? Ведь купол изначально был полукруглым, и только в наше время при реставрации стал конусным.

Введенский храм начало века.
Храм в 50х.г.
Stanichnik (04.09.16 19:11)

Загадка. Надо подумать.

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 100 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.
Анти-спам проверка