Про мельницу в селе Куйбышево известно немногое. Известно, что работала она еще совсем недавно, но как и многие производства, не выдержав конкуренции с более эффективными, закрылась.
Но мы начинаем осмотр местности с плотины на Миусе, расположенной рядом. В описаниях мельницы в сети часто встречал упоминания, что эта мельница была водяной.
Изучив расположение мельницы и плотины, приходим к выводу, что они не имели никакого отношения друг к другу. И если остатки водяной мельницы (кроме плотины) сохранились, то это почти невидимые фундаменты.
А героиня этого рассказа сразу строилась с приводом от паровой машины (что маловероятно) или от двигателя внутреннего сгорания, что более вероятно.
Пытаемся разгадать вторую загадку мельницы - надписи на фасаде. Первая часть надписи хорошо читается "Мельница №...", а вторая часть почти не видна. Невороятно, чтобы строители мельницы с разным усердием выполнили разные части надписи. Значит, вторую часть надписи специально уничтожили. А это могло быть, только если там была фамилия хозяина. После долгого разглядывания под разными углами, расшифровываем фамилию хозяина "Афонькин". И если в названии присутствует нумерация, значит мельниц у господина Афонькина было много.
Входим в мельницу, двигаясь как по минному полю, рискуя то провалиться, то опасливо глядя на свисающие конструкции.
То в темноте.
То в свете окон.
Сначала попадаем в цех, где стоят мельницы-вальцовки. По их деталям определяю, что сделаны машины где-то в 60-х-70-х.
Но сама мельница намного старше. И тут же нахожу подтверждение ее почтенного возраста - общий трансмиссионный вал, смонтированный под потолком. Такие стояли в цехах 19-го века.
А это еще одно подтверждение того, что мельница построена на рубеже прошлого и позапрошлого веков. Эта колонна отлита на заводе братьев Мартын. Помните особняк на углу Большой Садовой и Крепостного?
Учим новые слова.
Выходим на балкон и любуемся Миусом. Ну зачем мельнице балкон? Орать с него на бестолковых возниц, в сутолоке сцепивших свои телеги, или любоваться закатами над Миусом? Не узнаем.
Идем дальше.
Вся технология практически цела, но уже не заработает никогда.
Поднимаюсь выше и еще раз с удовольствием разглядываю трансмиссию. Плоские ремни от нее идут на этаж ниже и на этаж выше.
Хотя в целом представляю технологию помола зерна, назначение многих машин до конца не понимаю.
С удовольствием фотографирую многоэтажное производство. Как хорошо здесь было, когда все работало.
На каждом шагу встречаю механизмы разных эпох.
Это точно 19-й век.
Вероятно, мельница постоянно модернизировалась и ремонтировалась. И в условиях скудности средств заменялось самое необходимое.
Спускаюсь.
Взгляд на Миус.
На сита, покрытые белым налетом муки
И я из царства света, как я его назвал из-за светлого мучного налета, попадаю в царство тьмы, где все покрыто толстым жирным слоем почерневшего подсолнечного масла.
Здесь делали наш национальный продукт. Прозрачный, остро и приятно пахнущий и шкворчащий на сковородке.
Пытаюсь разобраться в хитросплетении механизмов.
Под ногами все покрыто шелухой подсолнечных семечек. Отходы отжима масла выглядят не так. Вероятно, на мельнице оставались семечки, и их доедали мыши.
Все в шелухе.
Опять трансмиссия, передающая вращение от первого этажа до третьего. Приходит мысль, что мельница изначально строилась с несколькими электрическими приводами, а плотина на реке служила для выработки электроэнергии. Но это надо проверять.
Изучаю ремни трансмиссии. Плоскоременная передача - ненадежная и трудная в обслуживании. Как тут приходилось ремонтникам?
Хожу по множеству мельничных помещений, пытаясь понять их назначение
и находя следы еще недавно бурлившей здесь жизни.
Но самое интересное -рассматривать старые механизмы мельницы, пытаясь понять работу мысли их создателей.
Все эти фланцы, втулки, муфты, рычаги и другие детали о многом могут рассказать. Но все покрыто толстым липким слоем закоксовавшегося масла.
Заканчиваем осмотр конторой служащего. Здесь когда-то сидела толстая, крикливая, но добрая тетка, или педантичный старичок в кепке и очках, и скурпулезно заносили в толстую амбарную книгу результаты труда всего коллектива мельницы.
На выходе заглянул в колодец. Запас воды хранился?
И выходим на свет. Будете осматривать мельницу снаружи, обратите внимание на заднюю стену - каменная музыка.
И старинную оконную решетку и лестницу. На лестницу обратите внимание особо, она сделана в "до сварочную" эпоху - на болтах.
Вот и все. Я не строю иллюзий, эта мельница никогда больше не заработает и не станет памятником технической культуры. Исчезнет постепенно. Жаль. Очень.
Такой вид открывается из окон мельницы на село.
- Категория: Памятники старины | Просмотров: 1478 | Автор: Stanichnik | Дата: 22.02.2016 | Комментарии (2)
Эта мельница - настоящая сокровищница! И столько всего сохранилось внутри... Фото, где в масляном цеху Андрей смотрит на пресс(или что это такое?), просто шикарно - распечатать и на стену, выглядит будто картина.
Сегодня там был. Да это действительно удевительное и красивое место. Получилось так: Рядом возле мельницы стоит дом, там живёт человек местный житель. Вышло так что он очень хороший знакомый маего знакомова. Так вот он и рассказал мне историю этого места. Уточню что этому человеку за 60 а то что он рассказывал было ещё при его отце, в смутные революционные времена. Когда были красные и белые. Так вот эта мельница была изначально водяная, о чём говорят остатки стены которая досихпор частично перекрывает Миус. Эта стена была плотиной, которую взорвали красные, когда отступали, очём сегодня говорят промоины у левого и правого берега. Вообще как мне рассказали это место оказалось переходным рубежом, оно переходило то к одним то к другим. После чей-то победы на крыше мельницы устанавливали флаг. История нам известная красные победили. Дальше пришла модернизация к мельнице провели электричество установили оборудование. Какое-то время у неё была вторая жизнь. Пока наша власть опять не стала делить себя на красное и белое. Всё было заброшено,разграблено ,здано на метал. К чему я это? Да всё просто не дай бог жить в эпоху перемен....
Оставить комментарий