Школа-гигант в лицах. Школа 20, годы учёбы 1956 - 1966.

С книгой Геннадия Беленького "Промчались зимы с вёснами", посвящённой двойному выпуску 1966 года 20-й школы, читатели Меотиды немного знакомы по этой публикации  https://meotyda.ru/comment/11850#comment-11850 . Но тираж книги был крайне невелик - всего 100 экземпляров, поэтому она разошлась по конкретным адресам. Мне понадобилось личное знакомство с автором и разрешение на публикации на Меотиде, что и произошло. Геннадий Леонидович - очень приятный, общительный и неравнодушный к судьбе нашей школы человек. Необходимо отметить, что в этом многочисленном выпуске было много учеников 75-й школы, которые перешли в 9-й класс для продолжения учёбы и окончания средней школы, ибо в те годы 75-я была восьмилеткой. Страницы книги полностью сканировать было бы некорректно по отношению к издателям книги, поэтому я публикую здесь рассказ Г.Беленького о том...

   

Откуда взялся двойной выпуск?..

                Сейчас уже далеко не все помнят (а младшие поколения и не знают), откуда в 1966 году взялся так называемый «двойной выпуск» - когда одновременно окончили школу десятые и одиннадцатые классы, и, таким образом, получили аттестаты о среднем образовании почти вдвое больше юношей и девушек, чем обычно.

                Дело в том, что в декабре 1958 года, когда все мы были учащимися ещё только начальной школы, правительство СССР приняло ряд принципиальных решений о реформе системы народного образования. В наибольшей степени коснулось нас решение о переходе от семилетнего к восьмилетнему обязательному неполному среднему образованию и от десятилетнего – к одиннадцатилетнему полному среднему образованию. При этом «лишний год» давался с учётом того, что в школах вводилось так называемое производственное обучение, ориентированное на потребности государства в более квалифицированной и образованной рабочей силе.



 

                Один из дней в неделю в девятых, десятых и одиннадцатых классах отводился теперь на производственное обучение, которое велось на базе предприятий и организаций города или района. За три года старшеклассники проходили теоретический курс и производственную практику, позволяющую по итогам обучения в школе получить не только аттестат зрелости, переименованный тогда же в звучавший как-то слишком уж буднично «Аттестат о среднем образовании», но и свидетельство о присвоении профессии и рабочего разряда – как правило, первого или, как исключение, второго. Предъявив это свидетельство, можно было сразу после выпускного вечера в школе устраиваться на соответствующую полученной специальности работу. Предприятия должны были в результате этих нововведений получить более образованных рабочих, чем из школ ФЗО (ФЗУ), примерно тогда же переименованных в профессионально - технические училища, которые тогда среднего образования не давали.

                Крупнейшим базовым предприятием для школ нашего Первомайского (бывшего Сталинского) района оставался все эти годы «Ростсельмаш», где и проходили производственное обучение, в том числе старшеклассники 20-й школы. Основные специальности, по которым велось обучение – станочники, слесари-сборщики, лаборанты механических испытаний. Для девушек велось также обучение основам профессии воспитателя детского сада (его вели преподаватели Ростовского педагогического училища). Прошедшие через эти спецгруппы девушки могли по окончании школы освоить ускоренную программу непосредственно в училище и получить там полноценный диплом о среднем специальном образовании – и этой возможностью воспользовались многие.

                В целом свой резон в производственном обучении старшеклассников, безусловно, имелся. Но, как и всякое нововведение, оно имело две стороны. Ведь крен на получение рабочей специальности входил в противоречие с тем, к чему ранее многие десятилетия готовила своих выпускников советская средняя школа – то есть к последующему поступлению в вузы и получению там высшего образования. Родители многих старшеклассников, сами имевшие высшее образование, были отнюдь не в восторге от теперешней ориентации школы на, прежде всего, рабочие профессии. Это приводило даже к определённым конфликтам родителей с руководством школы. Впрочем, само это руководство, выполняя, конечно же, директивы органов власти, в глубине души поддерживало недовольных нововведениями родителей своих учеников. Тем более двадцатой школе, всегда отличавшейся практически стопроцентным поступлением своих выпускников в вузы, вовсе не хотелось терять свои передовые позиции в этом негласном соревновании с другими школами района и города. Вот почему в большинстве своём у выпускников 20-й школы свидетельства о присвоении рабочей специальности так и оставались своеобразными «сувенирами». А сами выпускники сразу шли в институты и университеты и при этом, как и ранее, поступали туда с первого «захода» - ведь уровень преподавания теоретических дисциплин, и прежде всего математики, физики, химии – в школе отнюдь не снижался. Такие процессы, конечно, происходили и во многих других школах. Становилось ясно, что решая одни проблемы, наша система среднего образования теряет свои завоёванные позиции в других направлениях – и прежде всего в подготовке качественного пополнения для вузов.

                Вскоре после того, как в 1964 году сменилось высшее руководство страны, и в отставку был отправлен Н.С. Хрущёв, инициировавший в своё время школьную реформу, производственное обучение непосредственно в школах было отменено, а 11-летнее обучение вернулось к более «классическому» варианту – десятилетнему. Последний выпуск одиннадцатиклассников и первый выпуск десятиклассников «сошлись» в 1966 году, и мы попали именно в этот мощный «водоворот», который, конечно, создал определённые проблемы для выпускников – ведь число мест на первых курсах вузов тогда почти не изменилось, а конкурсы заметно выросли. Но полученный нами в родной школе багаж знаний позволил успешно справиться и с этой проблемой. Ну, разве что несколько ребят и девушек поступили тогда в вуз спустя год, когда конкурсы немного уменьшились.

                Спустя более сорока лет, в 2007 году, в школах России было вновь введено 11-летнее обучение, при этом обязательное. Но это произошло уже на совершенно ином этапе социально-экономического развития страны, и объяснялось возросшими требованиями к качеству знаний вступающих во взрослую жизнь молодых людей, а также появлением современных информационных технологий, без хорошего владения которыми невозможно справиться с вызовами времени.

Беленький Г.Л.

Можно немного не согласиться с автором, ибо 11-летнее обучение было введено ещё в 1987 году, а в 1989 году уже все "перепрыгнули", но автор прав, что с 2007 года оно стало обязательным. 






История первой жизни школы близка к финалу, оформим эту историю вместе с вами...

Роман S. (14.01.20 10:31)

Странное чувство возникает, когда видишь на фотографиях этих выпусков лица учителей, которые спустя двадцать с лишним лет приняли участие и в нашей судьбе.

То есть, мы тогда ещё даже не родились, а эти учителя уже вовсю трудились...

Юрий Ю (14.01.20 21:27)

Есть учителя, учившие и детей и родителей - такое бывает ;)

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 100 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.
Анти-спам проверка