Ростсельмаш-90. Как все было.

В июле этого года  завод Ростсельмаш празднует свое 90-летие. В такие дни принято вспоминать то, с чего все начиналось. Первый камень, первый цех, первый комбайн.

Во многих изданиях можно встретить это фото, на нем временная сторожка — первый дом на территории завода.

История завода Ростсельмаш
 

Есть панорамный снимок, на котором виден этот дом. Но качество снимка невысокое, и нет никаких привязок к другим объектам.

История завода Ростсельмаш
 

Я не надеялся разгадать эту загадку. История завода достаточно изучена и обнаружить в ней что-то новое очень трудно.

Но повезло. В руки мне попала книга, изданная еще до официального рождения завода - в 1927 г.

История завода Ростсельмаш
 

Под обложкой, как у амбарной книги, нашел много интересного о рождении Ростсельмаша. Прежде всего, уже упомянутую панораму с домиком-сторожкой. Но лучшего качества и с надеждой на привязку.

Фото подписано и датировано: "Новостройсельмаш. Вид территории будущих заводов с юга на запад, север и восток. 15 апреля 1926 г."

История завода Ростсельмаш
 

Прежде всего стало ясно, что в сторожке кроме людей жила большая собака, а тренога для взятия проб грунта использовалась для укрытия обеденного или рабочего стола. Но это шутка. Главное — это здания, которые видны на горизонте левее сторожки.

История завода Ростсельмаш
 

И не менее ценно, что в кадр попал паровоз, идущий по железной дороге, которая и ныне там. Но главное для определения места, с которого сделано это фото — это то, что на снимке видна насыпь.

История завода Ростсельмаш
 

Железнодорожная насыпь в районе завода  есть только в одном  коротком месте — там, где сейчас под железной дорогой проходит автомобильная, соединяя ул. Менжинского и пр. Сельмаш.

Это место хорошо видно на карте 1931 г. Один из отрогов Кизитериновской балки перерезает здесь железнодорожную магистраль. Собственно, она и была проложена, огибая эти отроги.

История завода Ростсельмаш
 

Но мост здесь построят позже. Есть фото этого строительства.

История завода Ростсельмаш
 

Значит, фотограф стоял здесь. Но, чтобы определить место, где стояла сторожка, положившая начало заводу, надо определить, что это за дома на горизонте, и по ним привязать сторожку.

Вернемся к карте 1931 г. На ней видны два расходящиеся железнодорожных тупика   севернее будущего завода.

Теперь возьмем аэрофотосъёмку 1943 г.

Красный круг с цифрой "1" - место, где стоял фотограф. Длинные красные линии — примерные границы снимка. Желтые линии — железнодорожная ветка с тупиками. И у расхождения тупиков видим строения — обвел их желтым кругом с цифрой "2".

Все сложилось. Красная короткая линия — направление на сторожку.

История завода Ростсельмаш
 

Переносим все на современный космоснимок. Получается, что здание на горизонте у схождения двух ж/д тупиков находилось на территории современного завода, у нынешнего учебного центра. И оно было первым зданием, хотя, вероятно, к Сельмашстрою не относилось. А сторожка находилась примерно там, где много лет стояло построенное в стиле конструктивизма и, увы,  не дожившее до наших дней   здание цеха благоустройства. Сейчас на этом месте площадка хранения техники.

История завода Ростсельмаш
 

Такой вид открывается с места, где стоял фотограф 15 апреля 1926 г. Не забывайте, что панорама 26-го года, это склейка нескольких кадров.

История завода Ростсельмаш
 

Далее  без утомительных геометрических упражнений покажу вам еще один уникальный снимок завода. Тоже панорама, в том же направлении, только теперь она сделана 1 марта 1927 г. И точка, с которой она сделана, значительно западнее. Также в левой части панорамы видна железная дорога, но за ней уже стоят первые дома в жилом поселке. По виду временные бараки. В конце 30-х в том районе ничего похожего уже не было.

История завода Ростсельмаш
 

Чтобы определить точку, с которой была сделана эта панорама, надо обратиться к более позднему  предвоенному фото. На нем в правом нижнем углу — тот же дом со скошенными коньками крыши, что и на панораме 1927 г. А за ним уже видна громада заводоуправления.

История завода Ростсельмаш
 

Этот симпатичный домик — здание первой администрации завода. А сделана панорама с точки, где много лет располагалось заводское ГСКБ.

История завода Ростсельмаш
 

Еще один фрагмент панорамы крупным планом. На нем виден паровоз с небольшим составом. Вагоны — как после бомбежки. Трудное время было.

История завода Ростсельмаш
 

Раз зашла речь о железной дороге, помещу здесь схему ростовского железнодорожного узла из той же книги. На ней обозначено место будущего завода и много других интересных деталей.

История завода Ростсельмаш
 

А это первый генеральный план завода. Я собираюсь рассказать о нем отдельно в будущих заметках.

История завода Ростсельмаш
 

Некоторые надписи трудно разобрать, не судите строго, вспомните год издания книги.

Это центральная часть генплана.

История завода Ростсельмаш
 

Для его лучшего понимания  помещу здесь схему управления заводами "Сельмашстрой". И их планируемую численность.

История завода Ростсельмаш
 

История завода Ростсельмаш
 

 

На этом пока все. Для первой юбилейной прогулки в историю завода  хватит.

В следующих заметках я покажу вам удивительную архитектуру первых заводских корпусов, необычную механизацию, применяемую для сборки первых комбайнов, расскажу, как выбирали место под завод и многое другое.

Панорамы, кстати, выставлены в большом разрешении, можно скачать и рассмотреть детали. Если кому нужно, могу выставить 12000 пикселей по длинной стороне.

В заметке использованы материалы еще из одной книги - "Народное хозяйство Ростовской области за 20 лет", вышедшей в 1940-м году.

Ола (29.06.19 12:41)

А что сейчас с Ростсельмашем происходит?

Stanichnik (29.06.19 17:36)

Думаю ничего особенного. Бывало хуже.

Света (29.06.19 14:32)

Благодарю за прогулку, интересную и нужную. Вы хорошая компания, Stanichnik.

Stanichnik (29.06.19 17:37)

Спасибо Света.

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 100 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.
Анти-спам проверка