Идём по Аксаю, по тяжелому, боевому, 42-му.

Среди фотографий найденных Лусегеном у бюргеров, есть одна очень интересная серия посвященная Аксайской переправе.

Аксайская переправа — это явление гораздо более широкое чем просто военно-транспортная система, действовавшая во время Великой Отечественной Войны.

Будоражит умы идея, что здесь около двух миллионов лет назад, предшественники человека перешли из Афро – Азиатского пространства в Европейское.

Много позже, когда люди уже стали людьми настолько, что стали истреблять друг друга тысячами, передовые отряды Чингиз Хана, под предводительством двух лучших его полководцев, переправились здесь и совершили первый разведывательный поход в Приазовье.

Через Аксайскую переправу двинулась Россия на юг, осваивая Кубань, Кавказ и Закавказье.

И уж излишне перечислять всех знаменитых людей, переправлявшихся в Азию и обратно в этом месте. Ниже дам ссылки на некоторые свои заметки, иногда бессвязно и бестолково рассказывающие про эти события.

 

А сейчас наша тема очень узкая – лето 1942 г., когда вермахт в ходе операции «Блау», захватил Ростов-на-Дону, станицу Аксайскую, весь нижний Дон и двинулся на юг и на восток.

В это время у Аксайской действовало три моста:

- Известный с 19-го века, деревянный плашкоутный мост в створе Будённовского спуска.

- Временный железнодорожный мост, спешно построенный нашими инженерными войсками после того, как в первые месяцы войны немецкой авиацией был разрушен южный пролёт ростовского моста с подъемной центральной секцией (Американца)

- Временный, наплавной мост в районе стеклозавода, наведённый нашими инженерными частями в самые критические дни отхода наших частей за Дон.

- И наконец немецкий автомобильный мост, наведенный оккупантами чуть выше по течению от плашкоутного.

 

Но мы начнём путешествие по аксайскому берегу 1942 г., с фотографии сделанной на месте современного завода Мидель, где река Аксай делает крутой поворот в займище. На горизонте виден огромный пологий Мишкинский холм. А в левой части снимка, виден крутой Берданосовский холм.

Все понимали, что предстоит трудное время и старались запастись чем только можно. Женщина в лёгком платье нашла что-то полезное и несёт свою находку в станицу.

Обратите внимание, сколько вокруг неё валяется авиационных бомб! То ли не взорвавшихся, то ли из разбомбленного эшелона. А она идёт, думая куда в следующий раз поставить ногу.

Мужчина идёт с котомкой. Кстати, он идет по тому месту, где сейчас пролегает современная железная дорога. Старый путь, на котором стоят разбитые паровозы располагался значительно ниже и ближе к Дону.

Аксайская станица и Аксайская переправа захваченная немцами летом 1942 г.
 

Второй снимок сделан ниже по течению. Мостов еще не видно. Но видно широкое русло Дона. Значит устье Аксая осталось выше.

Наша разбитая гаубица и разорванная в клочья Полуторка.

Аксайская станица и Аксайская переправа захваченная немцами летом 1942 г.
 

Следующее фото точно расположить трудно. Но вероятно это временный пешеходный мост у Стеклозавода. Очень вероятно, что он сооружен местным населением из остатков плашкоутного для того, чтобы добираться до Ольгинской. Грузовик, конечно, по такому мосту ехать не мог. Вероятно, он остался стоять на одном из плашкоутов.

Или может быть, что в последние дни действия переправы по плашкоутному мосту, когда стало ясно, что она не пропустит все отступающие войска, было решено спешно навести еще один мост у Стеклозавода.

Аксайская станица и Аксайская переправа захваченная немцами летом 1942 г.
 

А место, где было сделано следующее фото, определить наоборот легко. На нём запечатлена разбитая, постоянная, правобережная часть плашкоутного моста.

Аксайская станица и Аксайская переправа захваченная немцами летом 1942 г.
 

Сейчас это место выглядит так.

Аксайская станица и Аксайская переправа захваченная немцами летом 1942 г.
 

На следящем фото неизвестный нам оккупант с удовольствием запечатлил массу нашей разбитой техники, тракторные тягачи, автомобили. Вероятно, вся эта техника не успела переправиться и была брошена на правом берегу.

Место, где было сделано фото определить не просто. Но, вероятно, цепочка тёмных масс, пересекающих русло Дона вдалеке, это остатки разрушенного железнодорожного моста. А в правой части снимка, край Александровского холма.

Аксайская станица и Аксайская переправа захваченная немцами летом 1942 г.
 

Сейчас это место выглядит так.

Аксайская станица и Аксайская переправа захваченная немцами летом 1942 г.
 

Следующий снимок, пожалуй, самый интересный. На противоположном, левом берегу видно устье протоки Межонки. Через Дон перекинут немецкий автомобильный мост на стандартных плашкоутах «Брюкенгарет». Такой-же мост был у оккупантов в Ростове-на-Дону.

А на переднем плане наш разрушенный плашкоутный мост с ледоломами. На середине реки видны сорванные со своих мест плашкоуты. И мне кажется, видны мостки, которые население, пыталось перебросить с руины на руину. Надо было добираться на левый берег, в Ольгинскую и хутора, там был хлеб и овощи, и их можно было выменять на вещи.

Аксайская станица и Аксайская переправа захваченная немцами летом 1942 г.
 

Это устье Межонки сегодня. Страшно представить, что пережили люди.

Аксайская станица и Аксайская переправа захваченная немцами летом 1942 г.
 

На следующем фото уже точно Александровский холм. Остатки железнодорожного моста посреди реки. И цеха Стеклозавода слева.

Такое впечатление, что техника стекалась к спасительной переправе со всех сторон. Много машин гибло под бомбами, но следующие, объезжая погибших, стремились на мост.

Аксайская станица и Аксайская переправа захваченная немцами летом 1942 г.
 

С тех пор берег порос деревьями, железная дорога стала выше и дальше от реки. И трудно поверить, что на современном снимке то же место.

Аксайская станица и Аксайская переправа захваченная немцами летом 1942 г.
 

Последнее фото в серии, сделанное на берегу, трудно определимо по месту. Вероятно, где-то у Стеклозавода. Зато на платформе можно различать фрезерный станок. Вероятно, оборудование одного из заводов ехало в эвакуацию, но не доехало.

Аксайская станица и Аксайская переправа захваченная немцами летом 1942 г.
 

От берега поднимаемся в станицу по Будённовскому спуску. Здесь тоже разбитая техника. Видно, что один из тракторов-тягачей пытался объехать по склону затор, да сам стал.

Аксайская станица и Аксайская переправа захваченная немцами летом 1942 г.
 

Сейчас на пересечении Будённовского спуска с Гулаева расположен мемориальный комплекс «Переправа».

Аксайская станица и Аксайская переправа захваченная немцами летом 1942 г.
 

А так выглядит Будённовский спуск, если двигаться по нему от Дона.

Аксайская станица и Аксайская переправа захваченная немцами летом 1942 г.
 

Это фото сделано с того места, где сейчас расположен мемориальный комплекс. В левом углу снимка впадает в Дон протока Межонка. Прямо перед нами плашкоутный мост и сам Будённовский спуск. Тяжелая картина нашего летнего отступления. Немецкого моста ещё нет.

Аксайская станица и Аксайская переправа захваченная немцами летом 1942 г.
 

Современное фото сделано с той же точки.

Аксайская станица и Аксайская переправа захваченная немцами летом 1942 г.
 

Улица Гулаева у Будёновского спуска. Самого спуска не видно, он скорее угадывается за парапетом церковной ограды. Разбитой техники здесь меньше и хочется верить, что не успело переправиться не так много машин. Но двухэтажный дом полностью выгорел под бомбами.

Аксайская станица и Аксайская переправа захваченная немцами летом 1942 г.
 

Современный вид.

Аксайская станица и Аксайская переправа захваченная немцами летом 1942 г.
 

Последнее фото в серии привязать трудно. Это не берег и не Будённовский спуск. Вероятно, это спуск к Стеклозаводу по ул. Толпинского. Если это так, то объяснимо фото №3. Значит там был мост, просуществовавший совсем недолго, под самым носом врага.

И как символ всей этой беды – крыло Полуторки.

Аксайская станица и Аксайская переправа захваченная немцами летом 1942 г.
 

 

Как я уже писал, в конце этой заметки я дам перечень ссылок на свои прошлые опусы про это место – Аксайскую переправу. В одной из этих заметок есть рассказ Ивана Майсова, которому со своей часть пришлось переправлять здесь в 1942 г. Он настолько яркий и живой, что надо привести его здесь.

 

«Въезд на понтонный мост еще издали ограничен веревочными канатами на частых кольях. Наши три машины осматривают контролеры-автоматчики, особенно ЗИС, бывший когда-то газогенераторным. Они смотрят, не перегружена ли машина: можно повредить наплавной мост. У кого перегружена — отправляют в сторону на километр. И под дулами автоматов не поспоришь. А уж там — разгружайся, как хочешь. И лишь потом снова заезжай в хвост двухкилометровой очереди на переправу...

У нас автоматчики ничего опасного не обнаруживают. Пропускают за границу красных тряпок, привязанных к канатам. А это значит, что на мост мы попадаем. Но сами-то мы знаем, что наш ЗИС перегружен: сзади, в закрытом кузове, перед дверью, — маскировочное барахло из спутанной связистской проволоки. В фургоне много сортового металла, а в его передней части закреплен токарный станок «ДиП» («догоним и перегоним»). Тяжелый станок первых пятилеток, для питания которого электричеством в машине смонтирован еще и вспомогательный двигатель с динамомашиной. Станок «ДиП» — это наша главная гордость и ценность. На нем и поршни протачивать приспособились, и стаканы цилиндров прошлифовывать. А где еще найдешь такие возможности в условиях второго года военного времени? Скаты нашего ЗИСа несколько перекачаны, поэтому перегрузка сразу не заметна. А судить по рессорам автоматчики еще не научились, да и в то время было трудно — сколько раз приходилось брать сходу железнодорожные рельсы, серьезные канавы и выбоины, так что рессоры многих машин выглядели плачевно.

 

Наблюдая, как погружаются вместе с полотном моста идущие впереди ЗИСы, ясно представляем себе, что нам предстоит «хлебать». И совершенно не ясно, чем все это закончится. Тихо совещаемся и решаем, что постараемся идти с интервалом от других машин и всеми силами, всем коллективом будем подталкивать наш ЗИС вдоль моста. Или уж поперек — с моста, если вода зальет мотор так, что он заглохнет окончательно. Приготовили стальной канатик - «снасточку», чтобы в последний момент скрепить наш ЗИС с идущей впереди нашей же полуторкой — пусть подтягивает по мере сил.

И вот мост под колесами. Первые понтоны стоят, опираясь днищем о дно у берега, и мост еще не чувствует веса. Тут-то вот бегом и накидываем нашу соединительную «снасточку», связывающую ЗИС с полуторкой. Пока все идет хорошо, и самолетов над головой нет. Но вот русло Дона набирает глубину, и мы начинаем тонуть... Помимо тянущихся по мосту непрерывной цепочкой машин, по краям настила моста, держась за жиденькие оградительные канаты, бредут с узлами на спинах и в руках гражданские. Среди них много стариков и детей.

Задние колеса нашей трехтонки уже полностью в воде. Гражданские по сторонам, погружаясь на метр в воду вместе с настилом моста, судорожно держатся за канаты. Многие женщины и дети визжат... Сами мы, по пояс мокрые, изо всех сил, как только можем, подталкиваем наш ЗИС и переднюю полуторку... Сквозь визг и крики слышим сзади надсадный бас командира правого берега переправы: «Кто, сволочи, пропустил?! Кто мне переправу порвать хочет?! Расстреляю, сволочи!». Но мотор дорогого «зиска» все журчит и журчит. Вот и середину моста миновали. Визги и крики по сторонам стали менее пронзительными. А вот и последние понтоны — крайний из них тоже опирается о дно у берега, и настил уже не тонет под колесами машины. Однако командир левого берега и его автоматчики злы: несколько часов назад тяжелая машина была сброшена с моста, при этом она зацепилась за канатный поручень, перекосив весь настил моста. Переправа была нарушена. Дула автоматов направлены на нас, заставивших немало поволноваться и их... Получаем отборные словесные внушения... Но мы уже на сухом берегу. Стальная «снасточка» с полуторки сброшена, и передняя машина поддала газу, уходя вправо по дороге. А переволновавшийся водитель ЗИСа, оробев и струхнув под дулами автоматов, также поддал газу, но растерялся и, вместо того чтобы свернуть за полуторкой, помчался прямо по целине. Проехав по дуге метров 120— 150, засел по брюхо в прибрежном песке всеми четырьмя колесами...

 

Автоматчикам до нас уже нет никакого дела — у них свои дела у съезда с моста. А тут еще и «голубчики» немецкие показались в небе. На фарватере Дона одна за другой взрываются цепочки бомб, однако в мост пока ни одна из бомб не попала. То же самое и при повторном заходе. Улетели пустыми, практически не причинив вреда... »

Полностью рассказ можно прочитать здесь  http://www.world-war.ru/article_766.html

 

Ссылки:

 

https://meotyda.ru/node/2499

 

https://meotyda.ru/node/2565

 

https://meotyda.ru/node/1076

 

https://meotyda.ru/node/285

 

https://meotyda.ru/node/286

 

https://meotyda.ru/node/1762

 

 

 

 

 

Важный_гость! (19.05.24 13:43)

Отличная статья! Большое Вам спасибо

Важный_гость! (19.05.24 14:35)

Отличная статья! Большое Вам спасибо

Бывалый (19.05.24 19:26)

Снимки мутные, блёклые, неконтрастные, недопроявленные. Похоже, плёнка была проявлена спустя долгое время после съёмки.

Снимал неумелый солдат-фотолюбитель. Военкоры снимали лучше.

Stanichnik (19.05.24 20:07)

Хоть такие есть.

Лусеген (22.05.24 19:14)

 Верно! Фотографии из фонда частных альбомов. Кроме качества, фотографии иные и по сюжету. Меньше пропаганды

Гость (22.05.24 20:57)

Не знал, что и такой фонд существует. Т.е. любой человек может внести свою лепту по, своему разумению или есть какие то условные правила,пожелания на этот счёт?

Лусеген (22.05.24 21:31)

Не могу сказать как это у них устроено. Конечно,  это очень хорошо когда частные коллекции не с аукцинов уходят, а попадают в архивы и становятся доступны всем интересующимся. Вот только такое, наверняка, бывает не часто)

Лусеген (19.05.24 20:42)

Очередной бриллиант! Прочитал с большим удовольствием!

Ankol1 (19.05.24 20:49)

Мы после праздников тоже побывали там. Почтили и Владимира Этуша, который был комендантом переправы в июле 1942. Отрывок из его воспоминаний: 

"Осталось три машины, одна передними колесами стоит уже на мосту, две других за ней в очереди.

Как назло, на середине моста, который в одном месте почти на полметра ушел под воду, застряла машина.

Откуда-то сбоку появляется капитан - с широко раскрытыми глазами, с пистолетом в руках, он идет, прихрамывая на правую ногу, оставляя кровавый след. В один голос спрашиваем - в чем дело.

Оказывается, немцы уже в Аксае, установили на церкви миномет и шпарят по селу. Дело принимает дурной оборот.

Мобилизуем своих людей разгружать застрявшую машину.

Из села доносится автоматная трескотня, некоторые пули долетают и до нас.

Вдруг какое-то столпотворение - все летит в воду, по мосту хлынула лавина людей, она увлекает и нас. Вырваться из этих людских клещей мне удается только на том берегу. Оказывается, какой-то группе автомат­чиков удалось просочиться к ж. д. полотну и на ул,ицу, выходящую непосредственно на переправу. Паника - это страшная вещь на войне. Толпу быстро организовывают. Ко мне подбегает какой-то комбриг, дает мне «Максим», трех красноармейцев и приказывает занять оборону.

Сажусь в окопы, оставленные накануне зенитчиками, и начинаю постреливать по Аксаю. Стемнело... Над Аксаем появилась группа «мессеров». Они спустились так, что их можно было сшибать гранатой. Навстречу им взвились серии ракет. Но переправа еще наша, и пере­права идет...

Через час меня сменили части 12-й Армии, которая уже выступила за Дон, а сейчас возвратилась и заняла оборону"

Уж не та ли это самая машина, застрявшая на переправе, запечетлена на 3-м снимке?

 

ОльгаЗага (19.05.24 22:26)

Фото, без сомнения, супер! В 1942 году остров Межонка был практически без деревьев - их скосила бомбежка. От снимков мурашки по коже - ужас войны. Спасибо автору!

Сергей61 (20.05.24 07:53)

Может в районе консервного завода ж/д путь был ниже по уровню, но не ближе к реке? Там линия пляжа узкая....

------

Мужчина идёт с котомкой. Кстати, он идет по тому месту, где сейчас пролегает современная железная дорога. Старый путь, на котором стоят разбитые паровозы располагался значительно ниже и ближе к Дону.

Сергей61 (20.05.24 08:29)

Товарищ подсказывает. Справа Одигитрия ? Это Гулаева с пятачка зенитки сделано фото или чуть дальше

Stanichnik (20.05.24 18:45)

Не сходится. На том снимке, на котором точно Одигитрия, четверик имеет остряй выдающийся карниз по верху. А на втором снимке его нет. И если на втором снимке Одигитрия, то тогда её высокий парапет с ограждением, должна была заслонять кабина грузовика. Но эта кабина тогда должна быть видна на первом снимке. А ееё там нет.

Сергей61 (20.05.24 18:51)

а если сфоткано в разные даты?

Stanichnik (20.05.24 19:12)

На Гулаева, точно напротив Одигитриевской, стоят три старинных особняка, дома зажиточных казаков. 73,75,77. Если их рассмотреть на военном снимке, то он сделан от зенитки. Точнее от Полуторки.

Сергей61 (20.05.24 20:02)

Гляну на аэроснимках люфтваффе

Сергей61 (20.05.24 19:06)

А столбы в общем похожи

Сергей61 (20.05.24 20:03)

Другого похожего места в Аксае нет

Stanichnik (20.05.24 21:27)

Да, спуск по Толпинского уже.

vvd (23.05.24 20:07)

Версия коллеги Сергей61 — верная. Ниже два варианта обсуждаемого снимка в большем контрасте, где лучше видны архитектурные элементы церкви. На втором варианте чуть “дорисовал” это место для лучшего восприятия. По ссылке: https://pastvu.com/p/1533116  можно посмотреть и сравнить с западным фасадом Смоленской церкви.

Когда писал о снимках Аксая, не уточнил сразу, что по улице Гулаева присутствуют два снимка

vvd (23.05.24 20:08)

На втором снимке в статье Андрея — гаубица МЛ 20 стояла на самом переезде в створе Буденновского спуска.

vvd (23.05.24 20:08)

По третьему снимку в статье — ниже фото с большим захватом изображения в кадре. У фотографии полное наименование, которое было на аукционе. В переводе: “фото реки Дон с разрушенным мостом возле Ростова во время второй мировой войны”.

В общем случае на немецком аэрофотоснимке 1.10.41, по ссылке: https://www.meotyda.ru/sites/default/files/nachi_o.jpg  есть мост отмеченный в обозначениях как: “C) Behelfsbrücke über den Aksay”.  В переводе: временный мост; мост из подручных средств через Аксай.

Stanichnik (23.05.24 21:19)

Валерий, спасибо за уточнения.

Ankol1 (23.05.24 21:50)

С учетом показанных фотоснимков и расположения мостов можно не удивляться, почему мы при верховке столько гаечных ключей и деталей на дне находили.

Лусеген (23.05.24 22:24)

Исторические предметы

Stanichnik (23.05.24 23:00)

Вот эти ключи. Верхний - советский. Скоре всего его рыбаки потеряли с моторки. Нижний, точно иностранец. Средний - советский, довоенный. Все они найдены на отмели несколько выше по течению от переправ. Не исключено, что переправы собирали кусками выше по течению, на этой отмели, затем их спускали вниз по течению и монтировали в единое целое.

Бывалый (24.05.24 00:56)

Советская промышленность тоже выпускала кривые ключи. Велосипедов не изобретали, просто копировали удачные иностранные образцы.

Например, на фото автомобильный ключ ЗИС

vvd (24.05.24 21:05)

Полагаю, что мост на обсуждаемом снимке собирали без гаечных ключей, поскольку это простой наплавной мост. В отличие от наплавного плашкоутного и наплавного понтонного, этот мост состоял из толстых бревен, соединенных встык железными скобами и возможно не в один накат для пропуска тяжелой техники. А ограждения и настилы были из досок на гвоздях. У этого моста проезжая – проходная часть находилась в самой воде, а у плашкоутного и понтонного над водой.

Сергей61 (24.05.24 10:29)

На фото какая переправа?

Stanichnik (24.05.24 12:28)

Через Аксай. Там где сейчас судоремонтный завод.

vvd (24.05.24 21:06)

Вообще-то отписал, как версию, поскольку нет однозначной точки привязки (хотя мосты даже разбитые старались восстанавливать или строить на существующих местах из-за подъездных путей).

Суда на снимке по левому берегу удивили. Но если там был судоремонтный завод. Был ли такой в военное время? Или что-то подобное. Не знаю Аксай.

Интересно, что оба снимка сняты в одном ракурсе. Это чтобы взять в кадр разбитую технику?

Попов Михаил (24.05.24 20:18)

Behelfs - означает «вспомогательный»

vvd (24.05.24 21:09)

Конечно. Но это в общеупотребительном варианте. А перевод дал в переводе военных терминов.

Stanichnik (24.05.24 21:26)

В том месте, которое обсуждаем, исстари была переправа через Аксай в Черкасскую - Старочеркасскую. Мост или паром. Значит если пересчитывать все аксайские переправы, то выйдет так;

1. Через Аксай в Старочеркасскую названный немцами "временный"2. Через Дон, на стальных, открытых плашкоутах, несколько выше от старого плашкоутного, возведннный немцами в августе.

3. Сам исторический плашкоутный.

4. Временный у стеклозавода. Его видно на этом снимке https://meotyda.ru/node/2499

5. Временный железнодорожный возведённый нашими в 1941 м.

Гость (24.05.24 08:23)

Подобные ключи имеют ценность?

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 8 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.