Опалённый город.

Лусеген терпеливо и настойчиво продолжает искать ключи к нескольким тайнам, связанным с трагическими событиями осени 1941 г. Когда наш город был неожиданно для многих сдан наступавшему Вермахту, а через несколько дней так же неожиданно был отбит у врага.

В своих поисках он попутно находит многие документы, рассказывающие о других событиях Великой Отечественной войны. И мне иногда кажется, что он уже добрался до архивов Рейсхканцелярии.

Очередной его находкой стали несколько папок, в которых помимо прочего интересного и уникального изложена история восстановления железнодорожного моста через Дон, который любителям истории известен под названием «Литерный». Этот мост был спешно возведён нашими инженерными частями в первые месяцы войны. Был он однопутным, с не высоким расположением пролётов и не разводным.

История разрушения и восстановления Ростовских мостов во время Великой Отечественной Войны

 

В этой заметке я покажу вам серию фотографий, рассказывающую о восстановлении этого моста. Эту работу инженерные войска оккупантов выполнили примерно за месяц.

Очень коротко всю историю можно изложить в двух панорамных склейках. На верхней панораме запечатлен полностью разрушенный мост, каким он был после боёв в конце июля 1942 г. А на нижней он показан в том виде, когда в начале сентября по нему открыли движение.

История разрушения и восстановления Ростовских мостов во время Великой Отечественной Войны
 

Но прежде, чем перейти к фотографиям, я должен отдать должное обстоятельности, с которой составлен данный альбом.

Он начинается с истории построения этого моста ещё в Российской империи в 1866 г.

 

Ниже приведу фрагмент немецкого машинописного текста и фрагмент перевода. Полностью описание с переводом помещу в конце заметки.

История разрушения и восстановления Ростовских мостов во время Великой Отечественной Войны
 

1)  Наведение моста 1866 г.

В 1866 году русские возвели однопутный железнодорожный мост через реку Дон под Ростовом, состоящий из шести пролетов между опорами длиной 60, 60, 20, 20, 60 и 60 м. Два из них – расположенные по центру течения реки – длиной 20 м каждый служили для обеспечения прохождения водного транспорта, при этом были выполнены в виде поворотного моста. Значения расчетных нагрузок для этого моста неизвестны. Установка промежуточных опор D, F, G, H и K была выполнена на стальных кессонах, опорная площадь которых составила около 4 на 8 м. Приблизительно в 1917 году, когда на 70 м ниже по течению данного моста через Дон был наведен двухпутный вертикально-подъемный мост из стального каркаса, построенный в 1866 году мост стал ненужным и был разобран. При этом были демонтированы и опоры, чтобы освободить профиль потока реки. На дне реки остались лишь кессоны.

 

2)  Наведение моста 1941 г.

Осенью 1941 года вновь построенный вертикально-подъемный мост был поврежден в результате воздушных налетов немецких войск. Поэтому русские возвели новый однопутный вспомогательный мост, который проходил по ходу наведенного в 1866 году, но уже снесенного однопутного моста…

 

В альбоме есть даже схема всех трёх состояний моста с профилем опор и дна реки. Нашего моста 1941 г. Его же разрушенного и его же восстановленного.

История разрушения и восстановления Ростовских мостов во время Великой Отечественной Войны
 

На первых фотографиях отражено состояние моста после оставления Ростова-на-Дону нашими войсками.

Глядя на фотографии, трудно определить, от чего больше пострадал мост, от вражеских бомб или от действий наших подрывников?

Многие пролётные фермы выглядят целыми. А опоры полностью разрушены.

 

Еще, рассматривая фотографии, не упустите многие детали второго плана. Например, наш красавец хлебозавод.

История разрушения и восстановления Ростовских мостов во время Великой Отечественной Войны
 

После боёв осенью 1941 г. и до лета 42-го мост был отремонтирован нашими инженерными частями. Некоторые опоры моста выполнены в виде ряжей.

Невозможно точно понять, какие части Литерного моста на этих фотографиях говорят о спешном его возведении в первые месяцы войны, а какие о не менее спешном ремонте после первой оккупации.

Мосты в то время фотографировать, мягко говоря, не рекомендовалось.

 

Ещё надо заметить, что цел дом Рецкера-Хосудовского. С этого ракурса он почти полностью загораживает кафедральный собор.

История разрушения и восстановления Ростовских мостов во время Великой Отечественной Войны
 

Некоторые пролёты совсем пустые.

 

Но виден временный наплавной мост, наведённый оккупантами в створе Буденновского проспекта.

История разрушения и восстановления Ростовских мостов во время Великой Отечественной Войны
 

Левый берег. От моста почти ничего не осталось.

История разрушения и восстановления Ростовских мостов во время Великой Отечественной Войны
 

Предыдущая серия фотографий была сделана с разводного железнодорожного моста. Для того, чтобы сделать следующие фотографии, немецкий «летописец» переместился на правый берег Дона.

 

Я вам сначала покажу, как выглядят фотографии в альбоме. Не знаю, как для других, но для меня важно видеть, как фотографии закреплены, склеены, подписаны. Как оформлен сам альбом.

История разрушения и восстановления Ростовских мостов во время Великой Отечественной Войны
 

История разрушения и восстановления Ростовских мостов во время Великой Отечественной Войны
 

А теперь эти же фото крупно. Я все фото разместил с максимальным разрешением и без всяких пометок. Скачивайте, рассматривайте, делитесь с другими. Это наша история.

 

Район мостов бомбился жестоко. Если посмотреть аэрофотосъемку центральной части города, то видно, что почти все дома без крыш. А лоцмейстерский пост(?) с ротондой как-то уцелел.

История разрушения и восстановления Ростовских мостов во время Великой Отечественной Войны
 

История разрушения и восстановления Ростовских мостов во время Великой Отечественной Войны
 

А на следующем фото видно, как на временных бревенчатых опорах начинается установка полотна.

История разрушения и восстановления Ростовских мостов во время Великой Отечественной Войны
 

Фотограф переместился на левый берег. Видно, что полотно моста уже установлено на нескольких пролётах. Так же видно, что немцы значительно увеличили высоту моста.

История разрушения и восстановления Ростовских мостов во время Великой Отечественной Войны
 

Общая панорама с левого берега, так, как она выглядит в альбоме.

История разрушения и восстановления Ростовских мостов во время Великой Отечественной Войны
 

И детально.

История разрушения и восстановления Ростовских мостов во время Великой Отечественной Войны
 

Город ещё не остыл от боёв, но рыбаки на своём месте.

История разрушения и восстановления Ростовских мостов во время Великой Отечественной Войны
 

Это, пожалуй, самая интересная фотография в альбоме.

История разрушения и восстановления Ростовских мостов во время Великой Отечественной Войны
 

Она же крупно.

Элеватор. Недостроенный путепровод по проспекту Стачки. Устье Темерника. Два моста рядом, Литерный и Мост с вертикально-поднимающейся средней фермой. На Литерном еще ведутся работы. Можно рассмотреть группу военнопленных. И даже автономный сварочный аппарат.

Литерный мост войну не переживет. А Мост с вертикально-поднимающейся средней фермой будет воссоздан заново на месте Литерного. Старые быки этого моста и сейчас можно видеть, выезжая или въезжая в Ростов по железной дороге.

История разрушения и восстановления Ростовских мостов во время Великой Отечественной Войны
 

Вот уже по восстановленному мосту двигается паровоз.

История разрушения и восстановления Ростовских мостов во время Великой Отечественной Войны
 

Следующие две фотографии сделаны из-под Моста с вертикально-поднимающейся средней фермой с претензией на художественность. Но я всегда на таких фотографиях в первую очередь вижу наших военнопленных.

История разрушения и восстановления Ростовских мостов во время Великой Отечественной Войны
 

История разрушения и восстановления Ростовских мостов во время Великой Отечественной Войны
 

Еще одно фото с паровозом

История разрушения и восстановления Ростовских мостов во время Великой Отечественной Войны
 

А это точно претензия на художественность.

История разрушения и восстановления Ростовских мостов во время Великой Отечественной Войны
 

Следующий альбом содержит фотографии железнодорожного Моста с вертикально-поднимающейся средней фермой, к которому в нашем городе привязалась кличка «Американец».

История разрушения и восстановления Ростовских мостов во время Великой Отечественной Войны
 

Он был разрушен еще осенью 1941 г, его не успели восстановить до второй оккупации, и у оккупантов до его восстановления руки не дошли. Но на фотографиях видны некие подготовительные работы.

История разрушения и восстановления Ростовских мостов во время Великой Отечественной Войны
 

Стоит рассмотреть металлоконструкции моста. Слово «изящный» не всегда подходит для инженерных конструкций. Но в этом случае- да.

История разрушения и восстановления Ростовских мостов во время Великой Отечественной Войны
 

Надо понимать, что при воссоздании этого моста после войны на месте старого Литерного был разработан новый проект. Подозреваю, что не один.

Среди преподавателей, которые учили меня инженерным наукам, были ученики профессора Владимира Афанасьевича Кислика. Заведующего кафедрой «Технологии металлов» РИИЖТа.

Помню, что на наши жалобы о том, как трудно сдать экзамен по сопромату, например, ученики Владимира Афанасьевича с улыбкой нас спрашивали:

-А вы кому сдаёте экзамен? Этому или этому? А мы сдавали экзамены Кислику, а Кислик это «один из вариантов расчета восстановления «американского» моста».

 

Я это воспоминание привел здесь для того, чтобы хоть как-то выразить благодарность тем людям, который восстановили этот мост.

Имена русских инженеров, спроектировавших Мост с вертикально-поднимающейся средней фермой в начале 20-го века, хорошо известны.

Имён тех, кто воссоздал этот мост из обломком, широко не известны. А это была гораздо более трудная задача.

 

Тронуло это фото. Несколько военнопленных работают на мосту. А один человек, по виду тоже военнопленный, что-то эскизирует на планшете.

В августе 1942 г., немцы были уверены, что пришли навсегда.

История разрушения и восстановления Ростовских мостов во время Великой Отечественной Войны
 

А это место сфотографировано несколько раз с разных ракурсов. Вероятно, сюда попала авиабомба. И фотограф с явным удовольствием фотографировал разрушения. Я вам покажу только одно фото.

История разрушения и восстановления Ростовских мостов во время Великой Отечественной Войны
 

 

Теперь обещанное описание. Перевод и оригинал.

 

А.  Общие сведения

 

1)   Наведение моста 1866 г.

В 1866 году русские возвели однопутный железнодорожный мост через реку Дон под Ростовом, состоящий из шести пролетов между опорами длиной 60, 60, 20, 20, 60 и 60 м. Два из них – расположенные по центру течения реки – длиной 20 м каждый служили для обеспечения прохождения водного транспорта, при этом были выполнены в виде поворотного моста. Значения расчетных нагрузок для этого моста неизвестны. Установка промежуточных опор D, F, G, H и K была выполнена на стальных кессонах, опорная площадь которых составила около 4 на 8 м. Приблизительно в 1917 году, когда на 70 м ниже по течению данного моста через Дон был наведен двухпутный вертикально-подъемный мост из стального каркаса, построенный в 1866 году мост стал ненужным и был разобран. При этом были демонтированы и опоры, чтобы освободить профиль потока реки. На дне реки остались лишь кессоны.

 

2)   Наведение моста 1941 г.

Осень 1941 года вновь построенный вертикально-подъемный мост был поврежден в результате воздушных налетов немецких войск. Поэтому русские возвели новый однопутный вспомогательный мост, который проходил по ходу наведенного в 1866 году, но уже снесенного однопутного моста. Опоры D, F, G, H и K в этом случае были установлены на старых, уже занесенных песком кессонах. До установки на них была выполнена каменная отсыпка толщиной 50 см, после чего сверху ступенчато в несколько слоев были уложены наполненные камнями ряжи. Эти ряжи состояли из каркаса из сваренных друг с другом железнодорожных рельсов, их стенки были выполнены из толстых досок. Опорная поверхность расположенных в самом низу ряжей составляла приблизительно 8 на 10 м с предусмотренными выше и ниже по течению сужениями длиной около 3 м. Установленные на них ряжи располагались ступенчато во всех направлениях, при этом опорная поверхность самых верхних ряжей составляла приблизительно 4 на 8 м. Для возведения вспомогательного моста между расположенными на расстоянии 60 м друг от друга кессонами предыдущего моста были установлены две новые промежуточные опоры (E и I). За период с 1917 по 1941 гг. как раз в пределах этих двух расположенных по направлению к центру потока пролетов длиной 60 м за счет течения относительно сильно углубилось русло реки. Для возведения промежуточных опор, которые были теперь установлены в самых глубоких точках реки, на речное дно был уложен слой камней толщиной почти 50 см, а на него, как и в случае с предыдущими опорами, были помещены деревянные ряжи, располагавшиеся как и ранее сверху ступенчато и имевшие почти аналогичные габаритные размеры. Общая высота этих опор составила почти 14 м. Из опор вспомогательного моста, расположенных дальше к берегу, опора А состояла из шпальной клетки, опора В – из ряжа, установленного на свайном быке, а опоры С, L и М – из свайных быков, каждый из которых состоял из 16 несущих и 16 откосных свай. Контропора N представляла собой массивную конструкцию. В качестве надстроек в пролетах 4, 5, 8 и 9 длиной около 30 м русские использовали относительно легкие решетчатые балки, в каждом из остальных пролетов были использованы балки длиной около 19-20 м и высотой 1,10 м, причем каждая из этих балок состояла из двух склепанных друг с другом русских двутавровых балок с профилем 50а. Для защиты от повышения уровня воды в весенний период и ледохода вокруг каждой опоры была выполнена отсыпка из камней конической формы объемом около 50 куб. м. с естественным углом откоса, при этом профиль реки снизился примерно на 30%. По информации русской стороны надстройки моста из прокатных балок способны выдержать однократные нагрузки 17,5 тонн на расстоянии 1,6 м при допустимом воздействии нагрузки 1600 кг/см2 , причем решетчатые балки были рассчитаны на осевое давление 16 тонн.

 

В.  Состояние разрушенных мостов

Русский вспомогательный мост в 1942 году был поврежден в результате налета пикирующих бомбардировщиков, после чего при отступлении русской армии был взорван и сожжен. В частности, опоры после таких разрушений имели следующее состояние: Опоры A и B: полностью разрушены Опоры C, L и M: деревянные быки этих опор сгорели вплоть до уровня воды в реке. Нижнюю часть свай можно восстановить за счет установки новой насадки. Опоры D, E, F и H: были разрушены в результате взрыва и пожара до 1,5 м над уровнем воды, Опоры I и K: были разрушены в результате взрыва и пожара 0,5 м над уровнем воды, стенки ряжей были разорваны, а наполнитель из камней частично высыпался и опустился на дно реки. Опора E также демонстрирует значительные повреждения. В нижний ряж этого каменного быка, как раз в расположенную над поверхностью воды головную часть попала бомба, в результате взрыва которой произошел разрыв нижнего и среднего ряжа, что привело к наклону верхнего ряжа на 20 градусов относительно поверхности. Опора G демонстрирует не вызывающее опасений повреждение стены ряжа лишь в ее подводной части, что можно рассматривать как хорошо сохранившийся вариант. Северная контропора N была разрушена с отделением фундамента. Надстройки в Пролете 1 обвалились, но могут быть использованы для пролетов меньшей длины. Пролете 2 обвалились, были деформированы, могут быть использованы лишь частично. Пролете 3 на одной конце обвалились в воду, использовать их повторно невозможно. Пролете 4 и Пролете 5 обвалились, почти полностью погрузились под воду, использовать их повторно невозможно. Пролете 6 и Пролете 7 частично обвалились, имеют значительную деформацию, могут быть использованы лишь частично. Пролете 8 и Пролете 9 по-прежнему располагаются на опорах свай, были деформированы, прокалились, повреждены разлетевшимися осколками, могут быть использованы лишь частично. Пролете 10 располагаются на опорах свай, прокалились, имеют значительную деформацию. Пролете 11 и Пролете 12 обвалились, прокалились, повреждены взрывом и полностью непригодные к использованию.

 

C.   Восстановление моста

Чтобы справиться с нагрузкой, создаваемой железнодорожным транспортом, и при этом обеспечить необходимую безопасность для вспомогательного моста, все опоры русского вспомогательного моста должны были приведены в пригодное для использования состояние. В частности, для этого потребовалось выполнение следующих работ: Опора A была забита для использования в качестве береговой опоры. Сваи служат не только для выдерживания вертикального давления крайнего пролета моста, но и для выдерживания тормозной силы пролетом с 1 по 4. Опора B была доработана в двойную рамную опору, которая располагается на бетонной плите, армированной размещенными крестообразно рельсами и выступает в качестве маятниковой опоры. Опора C была также возведена в качестве рамной опоры с размещением на бетонной плите. Опора D: На месте опоры D стоял свайный бык русского вспомогательного моста, который уже нельзя было восстановить. Имевшаяся там каменная подушка уже не обладала достаточной несущей способностью для размещения сверху бетонной плиты. Поэтому данная подушка была убрана настолько, чтобы оголить срезанные, пригодные к использованию нижние части сваи примерно на 30 см и выполнить соединение с установленным сверху бетонным фундаментом. Внешние сваи были дополнительно укреплены слоем круглой арматурной стали. Шпальная решетка с рельсами, уложенными крестообразно в бетонный фундамент, была размещена таким образом, чтобы обеспечить передачу усилий нагрузки на сваи. На бетонном фундаменте была установлена рамная опора из четырех рядов стоек, служащая в качестве маятниковой опоры. Опоры E, N и O были возведены в виде четырехстенных рамных опор, насаженных на срезанные и вновь надстроенные сваи сгоревших свайных быков. Они также служат в качестве маятниковых опор. У каждой из опор F, H, K и L ряжи были удалены настолько, что на нижние несущие части можно было уложить бетонные плиты толщиной 0,6 м, в самой нижней зоне армированные шпальной решеткой с размещенными крестообразно рельсами. Соединение плит с ряжами было выполнено таким образом, чтобы можно было на большей глубине очистить наполнение из камней вокруг стальных поперечных перемычек стен ряжей. В результате появилась возможность углубить эти поперечные перемычки в бетон. Кроме того, рельсы были уложены на бетон с боковыми выступами и сварены с рельсами внешних стен ряжей. После чего на бетонные плиты были установлены деревянные опоры, на которые опирались надстройки. Опора G была восстановлена аналогичным образом, как опоры F, H, K и L. Потребовалось ли дополнительное укрепление поврежденного под водой ряжа. Опора I – единственная неповрежденная опора русского вспомогательного моста. Здесь потребовалась лишь установка ряжа сверху на бетонной плите, на которую уже можно было поместить опорную балку. У опоры M нужно было удалить ряж до 0,5 м. Выступающая над поверхностью воды головная часть ряжа была закрыта железобетонной рубашкой толщиной 50 см. В остальном на заполнение из камней аналогичным образом, как и в случае других опор, была уложена бетонная плита, армированная размещенными крестообразно рельсами. Сверху была установлена деревянная опора для надстроек. Опора P была доработана до двустенного свайного быка из 12 свай с глубиной проникновения в центре 12 м. Опора Q была возведена в качестве концевой опоры в бетоне на старом фундаменте для выдерживания тормозных усилий пролетов с 13 по 15. Надстройки использовались в пролетах между опорами с 1 по 3 русского вспомогательного моста. Над пролетами 6, 7, 10 и 11 были установлены коробчатые мосты длиной 30 м, а пролеты 4, 5, 6, 8, 9, 12-14 были перекрыты прокатными балками обычным способом при строительстве вспомогательных мостов. Поскольку опоры B-E и N-P неспособны выдерживать тормозные усилия, пролеты 1-4, а также 12-15 снизу были соединены с концевой опорой для передачи тормозных усилий.

 

 

История разрушения и восстановления Ростовских мостов во время Великой Отечественной Войны
 

История разрушения и восстановления Ростовских мостов во время Великой Отечественной Войны
 

История разрушения и восстановления Ростовских мостов во время Великой Отечественной Войны
 

История разрушения и восстановления Ростовских мостов во время Великой Отечественной Войны

 

 

 

 

 


 

Лусеген (07.05.24 21:40)

Браво! Андрей, ты превратил алмаз в бесценный бриллиант! Очень интересно и хорошо написано! Узнал много нового!

Stanichnik (07.05.24 22:03)

Спасибо, Лусеген!

Бывалый (08.05.24 00:34)

Думаю, что строитель с планшетом и его коллеги – это немцы. Можно судить по головным уборам, одежде, обуви. Военнопленным не выдавали чертежи и расчеты.

Есть много других фотографий, сделанных немцами на восстановлении мостов. Видно, что работают не военнопленные. Немецким ЖД войскам было чем заняться

Ankol1 (08.05.24 15:07)

Судя по нарукавному шеврону у офицера - это RAD (Reichs Arbeitsdienst - Имперский трудовой фронт). 

vvd (08.05.24 15:19)

Ну, наших военнопленных немцы тоже задействовали на восстановлении литерного моста в Ростове в 1942 году, с 8:35 минуты: https://ok.ru/video/1315727479049 . Причем, полагаю, очень задействовали.  

Бывалый (08.05.24 16:46)

Не требуются доказательства тому, что немцы по полной использовали рабский неквалифицированный труд наших военнопленных. Мой комментарий относился к фотографии «человека с планшетом». Чтобы за месяц восстановить такой мост, нужны были специальные знания и умения

Stanichnik (08.05.24 22:12)

У него петлицы. Я поэтому в спор не ввязывался. Думал это очевидно.

Бывалый (08.05.24 22:54)

Петлиц нет, просто солнечный свет так лёг на складки воротника. Обрати внимание на его пилотку и сапоги с широкими голенищами. Ничего советского в нем нет. Похоже, что он в очках. Для пленного красноармейца он староват. Очки и неюный возраст выдают в нём спеца, который следит за правильностью выполнения работ в соответствии с проектной документацией

Stanichnik (12.05.24 12:15)

Мне кажется, что у него  на пилотке какарда РОА.

Бывалый (12.05.24 12:37)

РОА появилась в 1943 году

Stefan (12.05.24 12:18)

Может, это просто хиви? (Добровольные помощники).

Бывалый (12.05.24 12:39)

На чем основано ваше предположение?

Ankol1 (08.05.24 15:11)

"А лоцмейстерский пост(?) с ротондой как-то уцелел". Это - не лоцмейстерсий пост. Это здание, где размещалась ВОХР. Оно, к счастью, и сейчас на месте.

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 8 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.