Старые альманахи

Я в очередной раз испытал благодарность к работникам отдела краеведения ДГПБ за выставки, которые они устраивают по случаю различных событий культурной жизни нашей области.

Очередная выставка посвящена писателю Виталию Закруткину. Я к творчеству этого писателя отношусь с большим интересом. Несмотря на довлеющие штампы той эпохи, в которой работал писатель, он оставил нам много интересных описаний жизни донского края.

Отдел краеведения ДГПБ
 

В этот раз я нашел в одном из его очерков, короткое описание первых дней существования цимлянского водохранилища. Эти первые дни превращения лесной и виноградной донской поймы в море, мне очень интересны.

Но об этом позже.

 

Эти выставки интересны еще тем, что выводят на свет Божий  старые издания, кажется, что навсегда похороненные во тьме хранилищ. Издания, о существовании которых современный читатель и не подозревает.

Такими изданиями для меня в этот раз стали литературно художественные альманахи «Дон», и «Литературный Ростов», довоенных годов.

Отдел краеведения ДГПБ
 

 

Листая эти альманахи, сделал несколько интересных, пусть и не очень значительных находок, частью из которых с вами делюсь.

 

Вот картина художника А. Глуховцева «Молодой Горький в Ростовском порту». Будущий великий пролетарский писатель, сидит босой, но с мечтательным видом. Рядом с ним, маленький узелок с вещами и огромный, пустой котелок с ещё более огромной ложкой. В спину молодому грузчику, смотрит улыбающийся городовой.

Что-то художник хотел этим сказать?

Горький в Ростове
 

 

Следующая находка, скульптура Сергея Королькова «Донские казаки-ополченцы 1812г.»  Её, как и картину с Горьким вижу впервые.

В скульптуре интересен персонаж на первом плане. У него, в отличии от следующих за ним, совершенно не казачья внешность, особенно головной убор. И не казачья посадка в седле.

А Корольков, насколько я могу судить по его работам, был художником очень рациональным. Вспомните его барельефы на театре Горького.

Зачем этот персонаж?

Скульптор Корольков, казаки 1812 г
 

 

Попались два довоенных фото главного театра и главной площади города.

Театральная площадь, Ростов, 30-е

Театральная площадь, Ростов, 30-е
 

 

И просто с упоением я прочитал, два очерка П. Кофанова и Павла Максимова о пребывании Маяковского в Ростове. Я не большой поклонник этого поэта, но очерки насыщены интересными подробностями литературной жизни столицы и нашего города в 30-х годах.

 

Я сканы очерков поместил ниже, не оцифровывая их, но в большом разрешении. Читать будет легко. Но один маленький отрывок, помещу в качестве анонса.

 

«— С Терека? Но это же чернозем!

Это может заинтересовать Москву!

Человек в бурке отрекомендовался: Честь имею представиться: Кусиков! Черкес с Кубани, Александр Кусиков. А за столом сидит, пиво-мед пьет, ваш любимый Сергей, соловей рязанский.

 

— Эй, приезжий! Иди поцелую. Спирт привез? — позвал меня кудрявый Есенин. — За ведро спирта издадим любую твою книгу.

 

Он был пьян, сидел на диванчике с ногами и, покачиваясь, как на молитве, скороговоркой выбрасывал круто посоленную матерщину. После каждой фразы давал рефреном: так говорит по библии Есенин Сергей!

 

— Не слушайте его... И приходите к нам в кафе «Стойло Пегаса», — пригласил Кусиков.»   

 

Маяковский в Ростове
Маяковский в Ростове
Маяковский в Ростове
Маяковский в Ростове
Маяковский в Ростове
Маяковский в Ростове
Маяковский в Ростове
Маяковский в Ростове
Маяковский в Ростове
 

 

 

 

 

 

Гость (04.04.23 09:57)

В скульптуре Королькова , человек с не казачьей внешностью, скорее всего проводник.

Stanichnik (04.04.23 10:06)

Я сначала тоже так подумал. Но где во время войны с Наполеоном казакам мог понадобится проводник? Странно.

Гость (04.04.23 10:27)

Казаки могли воевать не в России.

Попов Михаил (04.04.23 11:17)

Полагаю, что так скульптор представил жителя Средней Азии. Головной убор. - вариант завязывания чалмы. Обнаженный торс символизирует жаркую территорию. Посадка на лошадь. - явно не европейская.

А вот почему скульптор назвал казаков в такой ситуации «ополченцами» - будем ждать ответов от продвинутых пользователей Меотиды.

Бывалый (04.04.23 11:32)

Похожие шапочки были у горцев. Донские казаки тоже могли их носить. Источник

Ankol1 (04.04.23 19:39)

В книге "Мир Сергея Королькова" проф. Смирнова В.В. написано, что в 1939  году был изготовлен макет скульптуры "Казкаки-ополченцы 1812 года" из пластилина. Работа экспонировалась на выставке в Ростове в 1940 году. Корольков забрал эту скульптуру с собой в Америку. Так вот там написано, что казак в странного вида шапочке - это молодой воин типа Алеши Поповича, казак с пикой - это типа Добрыни Никитича, а старый казак с перначом - это типа Ильи Муромца. Мне видится в этой шапочке что-то то ли башкирское, то ли татарское, то ли черкесское. 

Stanichnik (04.04.23 20:53)

Ценное пояснение.

Stanichnik (04.04.23 20:55)

Но я надеялся, что ты про поэтов, что-то расскажешь))

Ankol1 (20.07.23 18:48)

А вчера, между прочим,был юбилей Маяковского:

 

Бывалый (20.07.23 19:06)

Он называл себя не орланом-главарём, горланом-главарём! Двоечники!

Ankol1 (20.07.23 19:21)

"Орлан" - это ближе нашему,донскому))

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 2 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.