К истории завода Красный Аксай нельзя относиться без уважения. Основали его в 1891 г. два предпринимателя Акимов и Григорьев в станице Аксайской. И первоначально это была кузнечная мастерская по ремонту бричек и плугов.
А в 1903 г., то есть через 12 лет, предприятие, которое к тому времени называлось „Завод земледельческих машин и орудий «Аксай»“ и находилось оно уже в Нахичевани-на-Дону, выпустило первые отечественные легковые автомобили.
Мне не удалось точно узнать модель выпускавшегося автомобиля, но скорее всего это были копии американских Oldsmobile Curved Dash. Но производство их было почти полностью локализовано в «Аксае». И локализация была гораздо выше, чем на современных автомобильных заводах. (Википедия говорит, что к этим автомобилям закупались только шины и катушки зажигания)
Если перенести этот темп развития завода на современный мир, то этот успех был бы равен успеху мастерской по ремонту ноутбуков и смартфонов, через пять лет отправившей в космос своего космонавта.
Так или иначе, к 1913 году «Аксай» был крупнейшим в стране производителем сельхозтехники.
Мой любимый справочник «Ростов-Нахичевань на Дону» за 1911-12 гг., который содержит все, даже телефоны всех офицеров расквартированных в городе военных частей,
ставит этот завод с 810-ю рабочими на почетное третье место в списке промышленных предприятий двух городов. Больше было только у Кушнарева - 1130 , и у Асмолова - 1150. У Панченко на обеих его писчебумажных фабриках трудилось 796 чел. На чугунолитейном Нитнера - 380. У третьего табачника Асланиди - 306.
На кажущейся нам теперь гигантской мельнице Парамонова - всего 190 рабочих.
Еще большее почтение чем масштабы завода, а они для того времени были грандиозны, вызывает перечень выпускаемой продукции.
Кроме автомобилей, плугов и жаток, завод освоил выпуск комбайнов для уборки кукурузы и посадки рассады, тракторов, механических мотыг и даже таких нужных на Дону лодочных моторов.
Я объясню, почему у меня вызывает такое уважение именно разнообразие продукции. Мне приходилось участвовать в подготовке выпуска очень разных образцов техники. И я знаю, как важно любому предприятию, решающему такие задачи, иметь хорошую инженерную школу. Школу – в широком смысле слова. Такие звезды и флагманы, как Королев или Курчатов, решают на самом деле многое, но не все. Они способны организовать прорыв или разовый успех. А для успеха постоянного нужна ШКОЛА. Иначе безграмотный чертежник сведет на нет труд десятка гениев.
И интересуясь от случая к случаю историей Красного Аксая, я не видел источников и следов такой школы.
Но неожиданно в руки мне попала эта книга, изданная в конце 30-х годов. В ней рассказывается об образцовой ростовской школе №13.
Процитирую.
В 1897 г. на окраине г. Нахичевани (в настоящее время- Пролетарского района г. Ростова н-Д) жизнь забила ключом. По берегу Дона прокладывалась ветвь железной дороги, подвозились строительные материалы, машины, станки, на пустыре возводились заводские корпуса. Здесь спешно строился завод сельскохозяйственных машин и орудий акционерного общества "Аксай", суливший владельцам огромные прибыли в связи с возросшим спросом на сельскохозяйственные машины.
Премированные на Новочеркасской выставке плуги, сконструированные рабочим Титовым, имели огромный спрос, что дало возможность владельцам расширить и частично механизировать находившийся до этого в станице Аксайской полукустарный завод, перенеся его в город.
Акционеры - капиталисты отчетливо представляли себе различные способы эксплоатации и «приручения» рабочих. Основное ядро квалифицированных рабочих, связанных с городом и заводом, всячески закрепляется предпринимателями. Вокруг завода вырастает постепенно целый рабочий городок.
Безудержная эксплоатация на заводе, продолжительный рабочий день, слабая механизация завода способствуют росту рабочего движения. Мощный напор рабочих, угрожавших хозяину остановить ход завода, вынуждает акционеров пойти на уступки и удовлетворять требования рабочих. В результате такого нажима акционеры открывают столовую, библиотеку-читальню, школу для детей рабочих и служащих завода.
В сентябре 1900 г. близ завода на фасаде здания, отведенного акционерами по соседству с церковью и кладбищем, появилась вывеска: «Смешанное училище Акционерного общества "Аксай".
В качестве зав. школой и преподавателей вновь открытой школы назначаются свои люди: племянник и сестра директора, готовые по первому зову приступить к воспитанию и обучению рабочих ребят — с тем, чтобы дать для капиталистов «услужливых холопов и толковых рабочих», которых можно было выгодно эксплоатировать. (так в оригинале – эксплоатация)
Перевожу на нормальный язык: Акционеры "Аксая" понимали, что без развития персонала, без подготовки собственных кадров, невозможно организовать выпуск высокотехнологичной, конкурентоспособной продукции. И вкладывали в людей, готовили своих специалистов.
И у Советской власти в данном месте хватило разума не сломать вместе со старым миром потенциал технического училища, а превратить его в образцовую политехническую школу. Но как и положено у большевиков, решая все задачи в борьбе.
Судя по фотографиям и описаниям, учебный процесс в школе был тесно связан с производством. А классы назывались группами как в институте.
Вместо парт - столы и стулья. И обстановка больше напоминает высшую школу.
Явно школе досталось хорошее наследство в виде учебной базы.
Чисто. Ровный пол. Шкафы, полки, стенды. Первое дело – техника безопасности. Рабочие места разделены или стеклом, или мелкой сеткой. Главное – у учеников тиски, которые называют «параллельными». Они точные и позволяют обрабатывать сложные детали. Хотя еще в 50-х повсеместно, даже на больших заводах, использовали более грубые и дешевые «стуловые» тиски.
Лучковой пилой и рубанком можно сотворить шедевр. Электропилой, электрорубанком и электролобзиком- нельзя.
Кроме учебных классов, школа явно имела хорошую внеклассную базу.
Это фото удивило и развеселило. Горка. Мне кажется, я застал остатки таких строений в ростовских дворах. Не совсем понятен смысл игры. Учитель стоит наверху, мальчики взбираются на горку с одной стороны, девочки с другой. И что? Широкое поле для фантазии. Травмоопасно, кстати, поручней нет.
Вопреки всеобщему тренду, я не сильно жалею об исчезнувших советских заводах и фабриках. Еще в 80-х я побывал на очень многих. И везде видел одно и тоже: грязь, лужи масла и кучи стружки на полу, горы брака возле цехов, ржавеющие станки под открытым небом, толпы слоняющихся или дремлющих бездельников, автобусы у проходной для отправки части этих бездельников на сельхозработы, столовые, в которые зайти было противно, и туалеты, в которые зайти было нельзя.
Но политехническая школа – это горькая потеря. И потеряли ее не в перестройку, а гораздо раньше. Следы этой школы теряются где-то в период войны. Ее номер перешел к школе на площади Свободы. А политехническая школа, как предположил Эдуард Вартанович Вартанов, от которого я получал и продолжаю получать неоценимые сведения и советы, находилась где-то здесь, на 37-й линии.
И традиционный низкий поклон и глубокая благодарность отделу краеведения ДГПБ.
- Категория: Страницы истории | Просмотров: 682 | Автор: Stanichnik | Дата: 21.03.2019 | Комментарии (8)
А что случилось с хозяева завода?
если последнего, то: банкротство, нахождение за рубежом, и статус невыездного из РФ
снято в 2012 г., на территории бывшего завода:
Статья содержит много орфографических ошибок. Эксплоатация - такого слова нет!!! Есть только эксплуатация и производные - эксплуататор или эксплуатировать. Перед тем, как писать статьи, подучите русский язык!
Уважаемый "Русский язык" перед тем, как писать комментарий , внимательно прочитайте статью .
Хочу добавить.
"Вокруг завода вырастает постепенно целый рабочий городок. " - городок (посёлок) носит название Ясная Поляна.
Стройка шла хаотично, нумерация домов была сквозной. Были дома с номерами уходящими за сто тридцать. Можете представить, сколько семей работало на заводе?
С 1961 по 1964 год СКЖД приняло решение о строительстве железной дороги от станции "Аксай" до Батайска через Зелёный остров. Стройка продолжалась около трёх лет и в 1964 году ввелась в эксплуатацию.
Стоительство дороги затронуло пятую улицу посёлка и многих жителей расселили по территории города Ростова.
По рассказам очевидцев и жителей посёлка, все разрешения на выделение земли под постройку, заселение и выселение с проживаемой территории, необходимо было получать у руководства завода "Красный Аксай" в письменном виде.
По рассказам членов моей семьи, в начале 1960-х годов мои прямые родственники по отцовской линии попали под переселение пятой улицы из-за строительства ЖД дороги и моста через реку. Переселились в построенные дома на проспекте Стачки, дом 3. Введён в эксплуатацию в 1962 году, да и все дома с адресами с 3 по 9 ввели в строй с 1962 по 1968 год.
Дальнейшие поиски повели меня в архивы города. Запросы ещё обрабатываются, но, после прочтения вот ой статьи с выделением конкретно этой строчки, всё начинает постепенно проясняться. Если мои родственники проживали в посёлке Ясная Поляна, значит проживали на территории завода, следовательно работали на заводе.
Теперь дело осталось за малым - попробовать найти в архивах кадровый состав того времени. Только остаются ещё вопросы. В какой архив обращаться?
"отведенного акционерами по соседству с церковью и кладбищем" - а вот эта строчка немного озадачила. Похоже как церкви, так и кладбища уже не сохранилось ...
Не знаю какие машины ыпускал завод, но в 1964 году у моего деда по отцовской линии был зарегистрирован москвич серии 403.
Спасибо за статью!
Спасибо maks за тёплые слова, и за то, что напомнили эту статю. Помню с какой радостью обнаружил эту страницу в истории города.
Только вчера вечером получилось пообщаться с жителями посёлка и сразу по памяти решил написать предыдущий очерк.
Дополню.
Архив с документами хранится в ГАРО (https://gosarhro.ru/) в фондах (https://gosarhro.ru/nsa/list_of_funds/Spisok_OFOR.pdf):
Р-2207, Закрытый рабочий кооператив (ЗРК) «Строитель» Государственного завода «Красный Аксай», г. Ростов-на-Дону, 1931-1935 гг., 330 ед. хр.
Р-3823, Открытое акционерное общество «Красный Аксай», 1916-1923, 1933, 1939, 1943-2002 гг., 2778 ед. хр.
Может кому пригодится и сможет ознакомиться с материалами, а меня всё же привлекает период 1960-х годов и если окажусь прав, то и более ранний период.
Оставить комментарий