Путешествие по неизвестному Ростову с известными людьми

Путешествие придеться начать издалека. В конце 18-го века  французы устроили у себя в стране кровавую революцию, которую позже назовут Великой французской. Взяли штурмом Бастилию, отрубили головы Людовику и Марии Антуанетте, а потом и революционерам во главе с Робеспьером.

Нахичевань и Ростов в акварелях Лансере
 

В числе многих бежавших из страны, спасаясь от революционной гильотины, был некий повар-кондитер Луи Бенуа. Он осел в России в 1794 г.  под крылом нашей великой матушки-императрицы и дал начало русскому роду Бенуа.
В числе самых известных его потомков – Николай Леонтьевич Бенуа,  знаменитый архитектор, академик, профессор Петербургской Академии художеств. Он известен многими замечательными зданиями в Санкт-Петербурге и Петергофе.
Это одна из его самых известных работ - железнодорожный вокзал в Петергофе. (Фото с сайта https://spb.ros-spravka.ru)

Нахичевань и Ростов в акварелях Лансере
 

Как известно, одним из итогов Великой французской революции  был приход к власти Бонапарта. Тот, объявив себя императором, пошел воевать в Россию. Одним из тех, кто в числе его огромной армии перешел Неман, был некто Поль Лансере.

Нахичевань и Ростов в акварелях Лансере
 

Под Смоленском он был ранен, потом не смог или не захотел присоединиться к бежавшей из России наполеоновской армии, и так и остался здесь, дав начало русскому роду Лансере.
В числе самых известных его потомков - Евгений Александрович Лансере, выдающийся скульптор-анималист.
Во многих музеях нашего края есть копии его работ. Одна из самых известных – прощание казака с казачкой. 

Нахичевань и Ростов в акварелях Лансере
 

У упомянутого выше Николая Леонтьевича Бенуа была дочь – Екатерина Николаевна Бенуа. В 1874 г. она и Евгений Александрович Лансере сочетались браком. У пары родилось несколько детей. Самая известная из них – восхитительная художница Серебряного века   Зинаида Евгеньевна Серебрякова.

Нахичевань и Ростов в акварелях Лансере
 

Но нам интересен один из сыновей творческой четы – Николай Евгеньевич Лансере. Благодаря его автопортрету мы можем заглянуть в застенки ДонЧК. В начале 20-х годов Николай Евгеньевич жил с семьей в Нахичевани и был арестован. Этот арест для него закончится благополучно, а вот второй в 1938 г. – трагически.
Автопортрет Н. Лансере в тюрьме ДонЧК в Ростове-на-Дону. 03.10.1920. Тут можно дать волю фантазии, рассматривая немногие черты тюремного быта.

Нахичевань и Ростов в акварелях Лансере
 

Этот автопортрет широко известен, и я его раньше видел. Но по-настоящему он меня впечатлил, когда я выяснил, кто были основателями семейств Лансере и Бенуа в России. Невольно подумаешь о судьбе.
А на сайте http://www.bls-collection.com/ , название  которого так и расшифровывается «Бенуа, Лансере, Серебряковы»,  я нашел две удивительные акварели работы Николая Евгеньевича, на которых изображена старая Нахичевань.
Эта акварель называется «Церковь в Нахичевани-на-Дону» 1920г. На самом деле это Успенская церковь. Первая в Нахичевани.  Ее, деревянную, построили в первый год образования города, в 1780-м. На акварели уже каменное здание,  построенное позже. Оцените, как великолепно переданы черты начинающегося запустения, выбитые стекла и потемневшая штукатурка. Притом, что закроют и снесут церковь лет через десять, в 30-х.

Нахичевань и Ростов в акварелях Лансере
 

До сих пор было известно единственное фото этой церкви с противоположного ракурса. Церковь располагалась на нынешней улице 1-й Пролетарской, между 23-й и 25-й линиями. Для кого как, для меня приятное открытие.

Нахичевань и Ростов в акварелях Лансере
 

Сейчас на месте церкви – учебные заведения.

Нахичевань и Ростов в акварелях Лансере
 

А эта акварель названа просто «Нахичевань» 1920г. Где это?

Нахичевань и Ростов в акварелях Лансере
 

Предположу, что это балка Кизитеринка. Именно там располагались нахичеванские кирпичные заводы. Вероятно,  один из них – в центре пейзажа. А склоны балки изъедены глиняными разработками.
Точно определить место совершенно невозможно, но, вероятно, где-то в низовьях балки. Сейчас пейзаж неузнаваем

Нахичевань и Ростов в акварелях Лансере

Нахичевань и Ростов в акварелях Лансере
 

И еще в одном издании я нашел очень интересную акварель "Сенной рынок в Ростове"

Нахичевань и Ростов в акварелях Лансере
 

Вот тут  по-настоящему стало любопытно, где в Ростове стояло это чудесное здание с выбитыми стеклами и двумя патефонами у фасада.
Сенной рынок, как известно, располагался на пересечении современных пр. Ворошиловского и ул. Красноармейской. На северной стороне перекрестка. На карте 1921 г.  я обвел его зеленым прямоугольником.

Нахичевань и Ростов в акварелях Лансере
 

На акварели  в левой части мы видим трубу промышленного предприятия. Просмотрев все объекты, обозначенные на карте вокруг рынка, нашел два, где могли быть трубы. Обвел их красными кругами. 73 - лесопильные заводы, 84 - фабрика пряничных и конфетных изделий. 
Значит очень вероятно, что здание на акварели- это одно из вытянутых параллельно Большому проспекту (Ворошиловскому) зданий,  и художник писал акварель, смотря на фасад одного из них с юго-востока, при этом в поле его зрения вполне могла попасть труба одного из заводов. Направление ракурса обозначил стрелкой. Если не ошибаюсь, то сегодня это место с этого же ракурса, выглядит так.

Нахичевань и Ростов в акварелях Лансере
 

Спасибо всем, кто дошел со мной от площади Бастилии до Ворошиловского.
 

Ankol1 (23.10.18 20:28)

Кизитиринка- с вероятностью 90%!

Stanichnik (23.10.18 20:30)

А какие еще варианты?

Ankol1 (23.10.18 23:30)

Некоторое сомнение вносит отсутствие на рисунке железнодорожного пути, который, если я не ошибаюсь, к 1920 году уже пролегал по Кизитериновской балке ближе к станице Александровской. Кстати, известно еще изображение Н.Лансере подвалов ДонЧК : https://ankol1.livejournal.com/153181.html

Андрей Stanichnik (24.10.18 07:13)

Поэтому я и говорю, что рисунок сделан в низовьях. Там железная дорога появится только когда после войны построят мост через Зеленый.

Ankol1 (24.10.18 21:48)

Почему "после войны"? На планах города, начиная с 20-ых годов там показана железная дорога. А начиная с 30-ых даже остановочная площадка "Красный Аксай" обозначена.

Stanichnik (24.10.18 22:04)

Одна ветка шла по самому берегу, там, где и сейчас идет. Вторая ветка ответвлялась от первой на станции Кизетиринка и уходила по левому борту балки на Сельмаш. Практически в низовьях балки железной дороги не было. После войны эти две ветки связали и построили мост через Зеленый. Получился треугольник. Теперь железная дорога идет по балке везде. 

Игорь (23.10.18 20:56)

Спасибо, Андрей. Орлиный глаз.

Андрей Stanichnik (24.10.18 07:14)

Спасибо Игорь.

Гость (23.10.18 22:50)

Необыкновенно интересно, просто нет слов

Эдуард Вартанов (24.10.18 17:52)

Андрей вы поторопились, когда решительно привязали Успенскую церковь к 1-й Пролетарской ул. В этой части донской Нахичевани уже без малого 150 лет происходит дьявольщина похлеще «бермудов» и я уже отчаялся десятки лет искать разгадку этого феномена. Где то я выкладывал текст о нем на Меотиде.  

Stanichnik (24.10.18 21:10)

Тем не менее, это общепринятая точка зрения. А всякие срмнения и поиски, я всегда приветствую.

Эдуард Вартанов (25.10.18 12:01)

Еще более ОБЩЕПРИНЯТО ошибочное имя церкви "УСПЕНСКАЯ". 

Игорь (28.10.18 15:42)

Сурб Аствацацин - более правильно. Хайазг дает другое местоположение. Но по планам она стоит на 1й Пролетарской. Сейчас действительно высшая школа бизнеса ЮФУ. Здесь трудно спорить. На пятом фото почти тот же ракурс, и та же потемневшая штукатурка))).

Stanichnik (28.10.18 17:35)

Ну потрясающе. Я всегда говорил, что каждое место имеет свою судьбу. Если предназначено месту быть вышкой, значит всегда там будет вышка, если потемневшая штукатурка - значит так тому быть веками)))

Эдуард Вартанов (29.10.18 11:43)

Нахичеванский храм Аствацацин (точнее "Аст...ни" - родившая Бога)  изначально посвящался Богородице, причем - персонально, без привязки к отдельным событиям Ее земной жизни: рождества,  благовещания, покрова, введения во храм и т.п. Но случилось так, что к середине 19 в., в нижней части Нахичевани стали селиться и преобладать числом русскоговорящие нахичеванцы, котоые не были и не могли быть прихожанами армянского храма. Иных храмов для них не было и они массово шли "к армянам", где молились и творили не  "Богородичный" ритуал по - армянски, а  свой поминальный чин "Успения Богородицы ". Армяне не возражали, тем более, что чужаки к концу 19 в. оставляли "на кассе" основной массив пожертвований....

Можно предположить, что этот непорядок был замечен «армянской» Богородицей, Она обиделась и стала наводить порчу на пространство, окружающее храм, примерно так, как я рассказал на Меотиде ранее: 

        Храм Никольский на улице Успенской (загадка Нахичевани).

     Нахичевань рождалась по воле властей как образец спланированного и лишь затем освоенного городского пространства. Рациональность ее застройки и правильная геометрия жилых кварталов впечатляет и уже третий век, в отличие от Ростова, остается неизменной. При этом межквартальная сеть города, в первое его столетие, никак не была поименована и дома, выходившие фасадом на улицу, не имели какой либо нумерации. Для адресации почтового послания, достаточно было указать фамилию домовладельца. 

     Нахичеванские улицы получили свои имена лишь в последней четверти 19 века. Те, что вели к Дону, назвались «линиями» и стали узнаваемым брендом Нахичевани, счастливо сохранившимся до наших дней. А те, что шли вдоль донского берега с запада на восток, получили имена храмов, что выходили на них парадной стороной. В стародавние времена так было заведено: улица, ведущая к храму, всегда называлась его именем. А если, вблизи или вдали, стоял на той же улице иной храм, то лицом он обращался на свою улицу, с его именем.

     Лишь две улицы в донской Нахичевани – Никольская и Успенская, решительно выпали из веками освященного порядка. Случилось это в «дооктябрьские» времена и поэтому не будем искать в том антирелигиозную подоплеку. Однако найти иные разумные объяснения тоже пока не удается. Во многом потому, что «никольско – успенская» аномалия слишком глубоко погружена в источники, в массив нахичеванских хроник, планов и карт.

     Так, если мы обратимся к авторитетнейшему академику О.Х. Халпахчьяну, то в его книге «Архитектура Нахичевани – на – Дону» обнаружим план города от 1890 года и такой текст: «5 марта 1875 года городской управой был принят план Нахичевани с обозначением предполагаемых названий улиц, в котором продольные улицы стали называться по расположенным на них храмам, а поперечные … линиями». По странности, академик не объясняет, что своим утверждением он противоречит приведенному им же плану, где к Никольской церкви ведет не Никольская, а Успенская улица, а Успенский храм показан на улице Никольской.

     Адресные книги «ВЕСЪ РОСТОВЪ» за 1896, 1897 и 1898 годы тоже показывает план Нахичевани, где улицы Никольская и Успенская правильно ведут себя к одноименным храмам. Но  уже через десятилетие это справочное издание тоже поддается необъяснимой бесовщине и на публикуемых планах города начинает тасовать местами эти две улицы.

     Та же подмена улиц и их отрыв от храмов виден и на плане Ростова изд. ГГУ ВСНХ СССР в 1931 г.   

     Еще большая туманность закачивается в нахичеванскую картографию в наши дни. И это понятно, ведь со времен советизации, улицы Нахичевани не только переименовывались, но и давно уже не ведут ни к каким храмам. Понятно и то, что современные издания вынуждены черпать информацию из источников столетней давности, тех самых, что породили нахичеванский феномен.

    Так, в книге «ДОНСКАЯ АРМЕНИЯ» (изд. «Старые русские», 2007 г.) на стр. 25 приведен план Нахичевани с досоветскими и современными названиями улиц, где на интересующем нас юго-западном краю города они показаны в такой последовательности:

1-я Соборная ул. (Советская),

1-я Георгиевская ул. (В. Закруткина),

1-я Федоровская ул. (Мясникова),

1-Никольская ул. (Листопадова),

1-я Успенская ул. (1-я Пролетарская).

     Порядок улиц нисходящих к Дону здесь безупречен до тех пор, пока мы смотрим на старые имена - они правильны и идут к некогда стоявшим на них одноименным храмам. Но если мы обратим взгляд на современные, взятые в скобки их имена, и сличим их с тем, что показывают «яндекс карты», то с изумлением увидим, что к уличной интриге столетней давности теперь подключились современные - 1-я Пролетарская и Листопадова. Как и их предшественницы – Никольская и Успенская, они никак не желают определить  подобающее им место на плане города.

     В том же издательстве «Старые русские» недавно увидели свет мемуары И. М. Келле-Шагинова, известного Ростово – Нахичеванского думского деятеля давних лет. В книге есть глава, посвященная нахичеванской «распланировке», где Иван Матвеевич выступает не только как старожил и уроженец Нахичевани, но и как специалист: по думскому поручению он лично обходил и описывал все подворья и строения города на предмет их оценки для взимания налогов.

    Казалось бы, вот тот квалифицированный авторитет, который внесет ясность в нахичеванскую картографию. Но нет, и здесь в авторское изложение вторгается фатальное наваждение, и мы читаем: «… затем, на юг от Собора, по линии Георгиевской церкви,… прошла Георгиевская улица. Вслед за этой улицей по южной линии Успенской церкви – будущая Успенская улица, далее, по линии Никольской церкви – будущая Никольская улица, а еще южнее – улица Федоровская». Здесь, следует порадоваться лишь за Никольскую улицу: она таки идет правильной дорогой к своему храму. Но зато ближние ей - Федоровская (ныне Мясникова) и бывш. Успенская не только поменялись местами, но и окончательно оторвались от привязки к некогда бывшим на них церквям.                                                                                        

                                                                  

    Конечно, следует согласиться с теми, кто скажет, что для наших дней разгадывать истинное расположение улиц старой Нахичевани – бессмысленная и праздная казуистика. Но это соображение никак не подходит для архивистов – исследователей, или для тех коренных нахичеванцев, кто озаботится поиском родового домовладения и его адресации.

    Так, автор этих строк полвека ищет дислокацию фамильного особняка легендарного нахичеванца Вартереса Тер-Крикорова – отца архитектора с мировым именем Марка Григоряна, и к нашим дням вынужден признать, что в «никольско – успенской» путанице утратилась всякая надежда определить его точный и документированный адрес.

    При том, что сам дом визуально существует, к нему можно подойти и даже потрогать его руками.

Игорь (29.10.18 14:18)

Спасибо, Эдуард Вартанович, за ценную информацию аномалии и истоков названия Успенской церкви.

По моей, личной кочке зрения, проблема заключалась изначально в том, что церковь имела две парадных стороны, два входа с северной и южной стороны и стояла практически в середине квартала, что вообщем и повлияло на путаницу улиц. Плюс к тому же за название улицы боролась и Никольская церковь, точно имевшая парадный выход на нее. Надо отметить, что захоронения, в основном, были с южной стороны. Но как и в случае с Сурб Хачем, нет никакой возможности угадать главный вход и парадную сторону.

Сохранившаяся единственная фотография Сурб Аствацацини, показывает южный фасад, картина - тоже южный (в предыдушем посте я ошибся диаметрально). Априори, южный фасад как бы главнее. Но Сурб Хач тоже чаще снимают с южной стороны, хотя уже сотню лет вход с северной.

Игорь (29.10.18 16:53)

А, забыл сказать, что и церкви то же перемещались относительно улиц. Деревянная предтеча каменной Никольской стояла на другой стороне улицы, а ее прдтеча вероятно еще ниже. Деревянная Успенская тоже стояла не известно где в своем квартале. 

Эдуард Вартанов (30.10.18 11:05)

О перемещении храмов вы вычитали у Е. Малаховского.  Однако нахичеванские храмы перемещались лишь в воображении Евгения Ивановича. В натуре – от начала и до кончины, каждый храм оставался неколебимо привязан  к "однажды и навсегда" Богом освященном месте. Как и почему в голове Е. И. родилась догадка о перемещении, - отдельная история многолетних моих с ним поисков и споров.

Игорь (30.10.18 14:49)

Нет, нет, я не говорю о глобальном перемещении вне освященной земли (хотя и такое было, и даже с нашим собором). Всегда, при постройке каменного храма, оставалась деревянная старая церковь. Только после окончания строительства и начала служения в  новом храме, старая деревянная разбиралась. Расстояние между строящимся храмом и деревянной церковью обычно было не большое, от 20-50 метров в пределах церковной земли. Через это прошли все храмы, даже современные (вспомните жд вагоны с куполами в Авиагородке, на Северном, на Темернике, которые сначала обросли кирпичом, а позже стали строить капитальные здания рядом), ну за ислючением, наверное, Суб Хача, его предтеча сгорела, но и здесь я не уверен, вероятно при строительстве каменного Сурб Хача, с большой долей вероятности, было временное здание для отправления служб. 

И 20-50 метров в пределах малого квартала, легко могло переместить храм с одной улицы на другую.

И да, я уже выкладывал местоположение деревянной и каменной Сурб Геворк.

Эдуард Вартанов (30.10.18 20:08)

Богородицкая церковь в донской Нахичевани не передвигалась и строилась в такой последовательности:в начале апреля 1781 года заложили и к началу мая построили деревянную церковь, Затем по ее внешнему расширенному периметру начали строить каменную, причем алтарная часть деревянной осталась алтарной частью каменной.  Никольская, Федоровская, Вознесенская, Георгиевская (на два года позже) и Собор изначально закладывались и строились в камне и тоже никогда и никуда не передвигались. К месту замечу: традиции храмостроительства в ААЦ и РПЦ не во всем совпадают.   

Игорь (30.10.18 20:38)

О как! 

Stanichnik (30.10.18 21:21)

Элуард Вартанович, но все исследователи, которых я читал, в том числе и Смирнов, утверждают, что первоначально нахичевенский кафедральный собор начали строить в районе площади Свободы. И не Соборная, а Георгиевская, ведущая к воротам Димитриевской крепости, должна была стать главной улицей между двумя городами. Потом планы изменились и собор построили там где построили, на месте нынешнего дома культуры. А на части фундамента несостоявшегося собора какое-то время стояла часовня. Говорят есть ее остатки. Врут?

Эдуард Вартанов (30.10.18 21:55)

Нет, это добросовестное заблуждение.

Ankol1 (25.05.24 13:23)

Долго я не мог найти снимок, где бы одновременно фигурировали  и церковь Сурб Геворк, и здание Управления дороги. Оказывается такой снимок был в музее ростовского спорта, которого уже нет. Источник.

 

 

Stanichnik (25.05.24 19:26)

Этот снимок есть на Меотиде. Взят в ДГПБ.

https://meotyda.ru/node/1739

Ankol1 (25.05.24 21:05)

Да, точно! Только на том снимке церковь почти не видна, а на этом даже часть колокольни  просматривается. Еще снимок есть с Софийской церковью и управлением дороги. Такой был?

 

Stanichnik (25.05.24 21:47)

Не вспомню.

Игорь (28.10.18 18:49)

По поводу картины Кизетеринки осторожно предположу, что это взгляд с востока на запад на улицу Ручейная, с высокого левого берега Кизетериновского оврага. С того места где сходятся мосты Черевичкина и Сарьяна.

Stanichnik (28.10.18 20:02)

Согласен. Я когда посмотрел на акварель, сразу подумал про трубу на горе: а не завод ли это известный как "Красный кроватчик"? Но не стал эту мысль развивать.

Серый (05.12.18 18:11)

..В "бурсе № 12 в году 1986 проходил обучение, и с лево "на фото" проводили коммуникации.. по этим траншеям лазил! Кладбище ТАМ, и не сильно истлевшее,в рясах - там... Я ВАНДАЛ и БЕЗ Божник! Каюсь! черепами и костями... девчЁнок пугали((

Stanichnik (06.12.18 05:15)

Надо посмотреть, что там сейчас.

Серый (05.12.18 18:51)

Горсоветская ул., 47, микрорайон Берберовка
Кирпичный завод № 1 на Курской № 2 на "нансена № 3..и далее по списку...

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 8 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.