Тайна Евсеевской церкви

Я в хутор Евсеевский не собирался, ноги сами принесли. Вообще, если ехать от Тереховского к Мостовому, то поворот на Евсеевский можно и не заметить. Да и хутор в тупике. Но нельзя не заметить подвесной мост. И кажется, что это единственная дорога в затерянный мир. 

Подвесной мост через Кундрючью в хуторе Евсеевском


Я знал, что в хуторе развалины церкви, знал так же, что о ней ни чего не известно.   Так бывает, когда церковь начинали строить перед самой Первой мировой или во время нее (что вообще редкость). И все. Ничем эта церковь, снесенная, как и многие в 30-е года, не успела прославиться.
То, что увидел, удивило бесконечно.
Побеленные ворота на церковный двор несуществующей церкви, как раз не удивили. Говорили наши предки: «Не стоит село без праведника».

Исчезнувшая церковь в хуторе Евсеевском. Первые технологии железобетона.


 Удивил сохранившийся восьмигранник (?)  основания церковной ограды. Обычно ограду растаскивают первой. Мы как в Бога верим? Если из здания церкви камень утащить, то боженька наверняка накажет, а за ограду не должен, где ему за всеми оградами уследить.
Рассмотрев ближе, понял, она железобетонная!

Исчезнувшая церковь в хуторе Евсеевском. Первые технологии железобетона.


Причем не просто железобетонная, а из сборного железобетона. Это разница. Первые конструкции из сборного железобетона появились в России в начале XX века в Москве. А в этой глухомани откуда?

Исчезнувшая церковь в хуторе Евсеевском. Первые технологии железобетона.


Ошибки быть не может. Даже чалочные проушины на месте. И петли для исчезнувшей калитки выполнены в виде закладных в бетонном массиве.

Исчезнувшая церковь в хуторе Евсеевском. Первые технологии железобетона.


Самая старая бетонная конструкция в нашем крае хорошо известна. Это построенный в 1914 году итальянскими мастерами  по указу Николая II монолитный железобетонный мост через речушку Кумшак. Мост сопровождает веселая легенда, но сейчас не об этом.

Исчезнувшая церковь в хуторе Евсеевском. Первые технологии железобетона. Мост через Кумшак.


Мост, конечно, красавец и заслуживает звание памятника архитектуры. 

Исчезнувшая церковь в хуторе Евсеевском. Первые технологии железобетона. Мост через Кумшак.


Но он построен по указу царя иностранными специалистами на Царицинском тракте.  После скандала, известного на всю страну. А здесь неизвестный хутор, в тупике от проселочной дороги. Но построена церковь не позднее моста и по более высокой технологии. Сборный железобетон- это шаг вперед по сравнению с монолитным. 
От самой церкви осталось только основание. Но какое!

Исчезнувшая церковь в хуторе Евсеевском. Первые технологии железобетона.


Я сначала даже не поверил, что это церковь. Убедил пятигранник, который не мог  быть ничем иным, как основанием апсиды.

Исчезнувшая церковь в хуторе Евсеевском. Первые технологии железобетона.


Но красота какая. Эти цветные узоры на камне как получились?  Не пойму. Интересна форма поверхности блоков. Ребристая поверхность со всех сторон  уложенная наружу, служит украшением. Уложенная внутрь служит лучшему сцеплению с кладочным раствором. С первого взгляда принял эти блоки за гранит.

Исчезнувшая церковь в хуторе Евсеевском. Первые технологии железобетона.


Потом посмотрел внимательно на разрушающиеся блоки на входе в один из приделов:  нет, искусственный камень. Отслаивающийся верхний слой говорит о том, что блоки из раствора подвергли «железнению» или, как сейчас говорят, применили технологию топингового покрытия.

Исчезнувшая церковь в хуторе Евсеевском. Первые технологии железобетона.


Церковь имела два придела. К ним сохранились ступени.

Исчезнувшая церковь в хуторе Евсеевском. Первые технологии железобетона.


Остатки перекрытий из бревен.

Исчезнувшая церковь в хуторе Евсеевском. Первые технологии железобетона.


Внутренние подвальные перегородки выложены обычным "дикарем"

Исчезнувшая церковь в хуторе Евсеевском. Первые технологии железобетона.
 


Исчезнувшая церковь в хуторе Евсеевском. Первые технологии железобетона.


Церковь - загадка. Известно, что в 1913 г. в соседнем хуторе Мостовом была построена церковь Иоана Богослова, которая счастливо сохранилась до наших дней. Про ее стороителей не известно ничего кроме того, что были они людьми заезжими.  Так может быть, мост через Кумшак и церкви в Мостовом и Евсеевском творения одних рук неизвестных мастеров, обладавших высокими технологиями?

Исчезнувшая церковь в хуторе Евсеевском. Первые технологии железобетона. Храм в хуторе Мостовом


И кто этот неизвестный предприниматель, который освоил на берегах Кундрючьей технологию сборного железобетона в то время, когда она только в столицах появлялась?


 

Ankol1 (16.03.17 14:05)

В  Цимлянском районе Ростовской области в хуторе Карповский еще стоит пока церковь из бетона. Строили ее итальянцы.

 

Stanichnik (16.03.17 20:24)

Спасибо, очень нужное добавление.

Игорь (18.03.17 13:10)

А мостик у Сурб Хача, он тоже, вроде, бетонный? 1900?

Stanichnik (18.03.17 19:27)

Да, кстати.

Л.М.Н. (22.12.17 23:05)

Я думаю, что о сборном железобетоне слишком поспешные выводы. Скорее это монолитный бетон, который лили сразу на месте - поставили опалубку и залили... Чтобы говорить о сборном железобетоне, так это нужно говорить о том, что его где-то отлили, привезли и поставили на нынешнее место в проектное положение. А судя по фотографиям - столбы очень массивные, их вес довольно велик, их сложно даже приподнять, не то, что везти на телегах и устанавливать... Кстати, чтобы поднять сборные элементы из железобетона (для транспортировки и установки в проектное положение) в них делают строповочные петли, были ли они здесь? Не видно. Скорее лили бетон на месте... Да и к тому же, как Вы говорите "...петли для исчезнувшей калитки выполнены в виде закладных в бетонном массиве" - это также косьвенное свидетельство о том, что их выполняли по месту, ведь петли только с одной стороны? Или нет? По фото не очень понятно. Такие вещи проще выполнять по месту. Если их выполнять сборными (скажем, где-то на заводе), то нужно стандартизировать эти изделия, выполнять их все одинаковыми... Здесь своя проблематика...
Если разобраться - чем отличается просто бетон от железобетона? Тем, что бетон - без арматуры, а в железобетоне имеется армирование, не частичное - в виде установки петель для калитки, а армируется все тело конструкции (по всей длине, толщине). На этих фотографиях не видно армировались ли эти столбы по всей длине или нет. Видно только то, что в месте, где должна быть калитка - торчат петли. То ли эти петли внутри крепятся к арматуре, которая проходит через все тело столба, то ли они просто утоплены в тело столба? Вот если бы была фотография "вид сверху" (особенно того столба, который наполовину разрушен), что бы видеть верхнюю грань столба - торчат ли оттуда стержни арматуры или нет? Тогда было бы проще сказать бетон это или железобетон, хотя и тогда могут остаться сомнения.
Но остатки церкви очень интересные! И столбы тоже! Даже если не подтвердится версия о сборном железобетоне, все равно интересная церковь! Нужно больше информации о ней, больше фотографий с разных ракурсов...
Не очень пойму по фото, остатки забора - те, которые стыкуются к столбам, это тоже бетон? Мне кажется что да.
На одном сайте есть форум по теме строительства церквей и часовен из монолитного железобетона до революции:
http://sobory.ru/forum3/viewtopic.php?f=5&t=29248
Возможно стоит спросить там.

Л.М.Н. (23.12.17 00:02)

Еще хочу добавить. Если это окажется не сборный железобетон, а монолитный, выполненный по месту - это ни чуть не уменьшит его уникальности. До революции очень редко применяли монолитный железобетон, так как технология была новой. Так, что сборный это железобетон или нет, все равно это редкость! Находка потрясающая! Нужно ехать смотреть все на месте. Хорошо, что есть такие "искатели" как автор этой статьи!
На сколько я знаю, пока что, первым применением монолитного железобетона в Ростовской обл. считается применение его в перекрытиях и куполах Войскового Вознесенского Кафедрального собора в Новочеркасске. Заливали их примерно в 1898-1900гг.
А каменные (гранитные) блоки с подобным "рисунком" я уже в дореволюционных постройках где-то видел. В одном из крупных городов РО, то ли Ростов, то ли Таганрог, Новочеркасск, Шахты... Где-то в этих городах. Не хочется лишний раз сбивать кого-то с толку, поищу фотографии - выложу.

Stanichnik (24.12.17 19:56)

Там строповочные петли видны на снимках. Ракурс не совсем удачный, но видны.

Л.М.Н. (24.12.17 23:30)

На каком именно снимке? Я не разглядел. Есть снимок - крупный план (4-ое фото сверху), на нем столб справа (на половину разрушенный) имеет петлю для калитки (петля - снизу). Столб слева - имеет выпуски полосовой стали (2шт, одна-вверху, вторая-внизу), но они не в виде петель, а такое впечатление, что они для крепления металлической ограды (но это только предположение). Мне кажется была металлическая ограда. От этих бетонных столбов в обе стороны расходится низенький фундамент для забора, тоже бетонный высотой около 300мм (но это так, на глаз). Так вот, по всей длине фундамента высотой ок.300мм (на сколько хватает видимости фотографии) видны металлические выпуски - возможно там были металлические стойки ограды.
А Вы пробовали делать замеры этих столбов или фундамента для забора? На сколько у них одинаковые размеры, или эти размеры меняются по высоте, длине, ширине, толщине...? И еще, опалубка, особенно деревянная может оставлять следы от досок и даже текстуру дерева. Есть ли там такие следы? Возможно был повторяющийся в нескольких местах один и тот же "рисунок" от одной и той же опалубки? Т.е. бывает, что опалубку для бетона используют в одном месте, затем, когда бетон окреп, ее снимают и перемещают на новое место и заливают бетон заново в ту же опалубку, и одна и та же опалубка может оставить одинаковый "рисунок" в разных местах... Хотя и не всегда... Еще хороший вопрос - могли ли строители церкви заштукатурить неровности от опалубки или "затереть" их после снятия опалубки, тем самым удалив следы от нее? Вопросов масса. И от этого церковь еще интереснее!

Stanichnik (25.12.17 21:38)

На третьем и пятом снимке хорошо видны строповочные петли загнутые в направлении объектива.

Л.М.Н. (25.12.17 22:26)

На втором фото сверху - ворота из трех арок, белого цвета. Столбы этих ворот по-моему такие же (такой же формы) как и столбы на 3 и 4 фото. Форма столбов та же, с небольшим расширением в нижней части. А из чего выполнены арки между этими столбами? Кирпич? Жб?

Stanichnik (26.12.17 19:56)

Вот я не догадался поковырять арки, наверное потому, что они были ухожены. Уважаемый Л.М.Н., ваш интерес к этой теме так подкупает и заражает, что начинаю чувствовать необходимость отвезти вас на экскурсию к этим развалинам.

Л.М.Н. (26.12.17 23:01)

Я уже в мыслях планирую по весне туда поехать :)
Люблю такие "заброшки" и загадки...
Пробовал поискать эту церковь в разных справочниках, чтобы выяснить хотя бы приблизительный год постройки церкви. Вот что вышло:

1. Книга "Земля Донского войска. Список населенных мест по сведениям 1859 года"
На стр. 27 номер в таблице №544 Евсеевский хутор при р. Кундрючьей имеет "Православный молитвенн. дом"
(х. Евсеевский относился к Первому донскому округу)
Книга с сайта http://metrics.tilda.ws/books
Т.е. в 1859г церкви в хуторе еще не было, но был молитвенный дом.

2. Книга "Справочная книжка о церквях Донской епархии и составе при них причтов и приходов" издание 1892г
Раздел Константиновское благочиние. Ссылка на страницу https://vivaldi.dspl.ru/bx0001633/view#page=26
Там есть хут. Голубинский, но о Евсеевском сведений нет, следовательно и церкви в нем не было, т.к. в эту книгу вошли только населенные пункты с церквями.

3. Книга "Донская епархия в ее настоящем положении (По статистическим данным 1896 года)" издание 1896г.
На стр.85-86 (в разделе Константиновское благочиние), под №18 имеется Покровская церковь хутора Голубинского Верхне-Кундрюченской станицы, здесь же сказано, что сюда же относятся хутора Терехов и Евсеевский...
Ссылка на сайт с книгой: https://vivaldi.dspl.ru/bx0000215/view#page=86
Т.е., как я понимаю из этого, своей церкви в Евсеевском и Тереховском на 1896г еще не было и приход этих хуторов (люди) был приписан к Покровской церкви х. Голубинский.

4. Книга "Алфавитный список населенных мест Области Войска Донского" издание - Новочеркасск, 1915г.
На стр. 173-174, в таблице № по порядку - 1309. В нем: "Евсеевский хут., В.-Кундрюческой ст., при р. Кундрючке", в хуторе имелись: "хуторское правление, церковь, приходское училище" (там это написано сокращенно, что означают сокращения - в начале книги)
Книга с сайта http://metrics.tilda.ws/books
Т.о., судя по этой книге, в 1915г в хуторе Евсеевском уже была своя церковь.

Исходя из перечисленного выше: церковь в Евсеевском появилась между 1896г и 1915г. Конечно это большой разброс дат, да и непонятно из этих источников была ли это кирпичная церковь или деревянная на каменном фундаменте...
Думаю Вы правы, что церковь там появилась перед самой войной или вначале войны.

Stanichnik (27.12.17 19:14)

Я в результате поисков пришел к тем же выводам. Весной съездим. 

Л.М.Н. (27.12.17 23:20)

С радостью! Место очень интересное.
Если я вдруг найду какую-нибудь информацию об этой церкви - сразу выложу здесь.

Л.М.Н. (03.04.18 21:30)

Похоже арочки между столбами тоже монолитные, случайно наткнулся на фото этих столбов с арками - не побеленными. Фото вот по этой ссылке:
https://urban3p.ru/blogs/32969
(почти в самом конце страницы)

Л.М.Н. (06.06.19 20:33)

На сайте "Духовенство области войска Донского" по ссылке http://duhovenstvovd.ru/cerkvi.html в разделе "Церкви" появилась запись "Евсеевского хутора Верхне-Кундрюченской станицы Рождество-Богородицкая церковь" перейдя по этой ссылке попадаем на страницу церкви. Ссылка на страницу http://duhovenstvovd.ru/rogdestecseev.html Видимо это она! На этой странице фамилии священников с 1912 по 1916гг. Но странно, что в справочниках за 1915г. в Евсеевском церковь не значится. Интересно откуда такие сведения на сайте? Сайт серьезный, информацию черпают из архивов. У сайта есть форум. Возможно на нем можно будет узнать ответ на вопрос: откуда у них информация об этой церкви?

Stanichnik (06.06.19 20:39)

Меня наоборот, удивляет почему про эту церковь так мало известно.

Л.М.Н. (06.06.19 21:02)

Хутор-то небольшой. Про церкви в таких хуторах мало что известно. По крайней мере теперь известно ее название (посвящение).

Л.М.Н. (06.06.19 20:38)

Ой, нет! Прошу прощения, ошибочка вышла! В справочнике за 1915г сказано. что церковь в х.Евсеевском есть!

Л.М.Н. (22.10.19 21:02)

Вот какая информация есть об этой церкви в книге А.В. Шадриной «Храмы Донской и Новочеркасской епархии к. XVII века – 1920 г.» (стр. 124):
Евсеевский хутор Верхне-Кундрюческой станицы, 1 Донской округ, Раздорское благочиние. Церковь Рождества Богородицы.
Построена в 1910 г. на средства прихожан. Деревянная на каменном фундаменте, с такой же колокольней в одной связи. В августе 1914 г. вокруг храма была построена железная ограда на бетонном фундаменте. Однопрестольная.
В 1916 г. церкви принадлежали: ¾ десят. усадебной земли; два деревянных причтовых дома, построенных в 1910 г. на средства прихожан; деревянный дом для церковного караула.
Ссылки на книгу:
https://popovfoundation.org/2014/06/05/%D0%B0-%D0%B2-%D1%88%D0%B0%D0%B4%...
https://popovfoundation.org/wp-content/uploads/2015/08/5-d188d0b0d0b4d18...

Stanichnik (23.10.19 19:31)

Вот! 1914-й год - бетонный фундамент. В этот же год, итальянскими мастерами, по указу императора, был построен бетонный мост, о котором говорится в этой заметке. Так то итальянцы по указу императора. А от куда бетон в Евсеевском? Не иначе итальяцы подрабатывали беря частные заказы.

Л.М.Н. (23.10.19 22:58)

Вполне возможно, но меня смущает тот факт, что Евсеевский находится далековато от монолитного жб моста и жб церкви. Шабашить так далеко от основной постройки сложно. Но в принципе, можно предположить, что материала для строительства моста и церкви привезли немного больше чем нужно. Монолитные работы это такое дело, что расход материалов нужно брать с некоторым запасом. Могло быть так, что часть арматуры и цемента осталось и его могли продать "насторону". Кто знает, может в том районе, где строили мост и церковь всплывет еще что-нибудь небольшое железобетонное: например забор или жб перекрытия в каком-нибудь здании. А может этот забор - это и был неизрасходованный материал от строительства моста.
Кстати, неподалеку от хутора Евсеевский проходил когда-то Царицынский тракт - основная дорога, связывающая Новочеркасск с Царицыным. Возможно это как-то повлияло на доставку материала. Но я вообще слышал, что материал для моста и церкви привозили по Дону баржами, а не по дороге. Но можно ПРЕДПОЛОЖИТЬ (лишь предположить), что часть материала (часть цемента и арматуры) доставляли на стройку по Царицынскому тракту и часть его "завернула" на хутор Евсеевский. Можно также ПРЕДПОЛОЖИТЬ, что после окончания строительства неизрасходованный материал по тракту везли в Новочеркасск и часть его "завернула" в Евсеевский (может и по договоренности там ограду отшабашили).
Я думаю, что строительная экспертиза вполне может ответить на вопрос: идентичен ли состав бетона в ограде храма и в мосте? Идентична ли там и там арматура? Но состав бетона, это дело такое, что его могли по-разному замешивать (в разных пропорциях), но идентичность цемента я думаю определить можно...

Stanichnik (24.10.19 19:23)

Внешне это разный бетон. Но это может быть из-за того, что наполнитель брали поблизости от каждой стройки. А про Царицынский тракт - это интересно. Дайте ссылку на карту пожалуйста. Очень вероятно, что по этому тракту отыщаться подобные строения.

Л.М.Н. (26.10.19 21:31)

Да есть! Думаю, что как минимум одна постойка из монолитного железобетона есть. Но туда нужно ехать и на месте все проверять. Я раньше об этом не говорил, т.к. информация еще не проверена и нужно туда съездить, но я на 99% уверен, что там монолитный жб. Меня потому ограда в Евсеевском и заинтересовала - я искал нечто железобетонное в том районе, и нашел на вашем сайте ограду храма!
Теперь по порядку.
Боюсь, что прямую ссылку на карту дать не смогу. Я эту карту видел в фильме Георгия Сорокина "На перекрёстке веков". Фильм по ссылке:
https://www.youtube.com/watch?v=aPNZJQxKOhM&t=22s
Вероятно оригинал карты может храниться в музее "Почтовая станция" в Аксае.
В фильме также говориться про книгу "Почтовый дорожник Российской империи" и показана страничка с названиями станций Царицынского тракта: Шахтная, Грушевская, Нижне-Мокрологская, Крымская, Михайловская, Константиновская, и т.д.
Про монолитную постройку - чуть позднее, т.к. нужно найти пару файлов...

Андрей Лазуренко (30.04.21 23:13)

Постройка из монолитного жб (по крайней мере, как мне кажется, что это жб) я предполагал, что это может быть часовня в х.Каныгин, недалеко от церкви, вот на этом фото https://sobory.ru/photo/378804 она попала, справа. Каныгин недалеко от Царицинского тракта. Но жб это или нет, нужно проверять. Никак туда не получается съездить. Прошу прощения, что еще в прошлый раз не сказал, так получилось, поискал файлы называется... отложил в долгий ящик... а потом куча проблем навалилась, потом карантин... А потом просто позабыл...Еще раз прошу прощения...

Stanichnik (01.05.21 18:31)

Я в Каныгине бывал неоднократно. И эту конструкцию видел и снимал тоже. Например здесь

https://meotyda.ru/node/318

Андрей Лазуренко (02.05.21 16:39)

Христос Воскресе! Ну и как вблизи? Жб? При этом монолит? Это ведь точно не кирпич? Арматура внури видна. Не пробовали размеры снять? Ширина, высота, толщина стен, диаметр арматуры? Хорошее у Вас фото! По фото с Соборов видно, что она уже частично утрачена... Поэтому фото + обмерные чертежи были бы на вес золота!

Stanichnik (02.05.21 17:51)

Воистину Воскресе! Это точно не кирпич. А подробными исследованиями я не задавлся, потому, что не видел назначения этой конструкции. Вы говорите часовня. Странно почему в этом мете. При том, что сама церковь совсем обычная. Но вы меня заинтересовали и я обязательно побываю там в ближайшее время.

Андрей Лазуренко (02.05.21 21:07)

Я не знаю, часовня это или нет. Это я так предполагаю, просто по ее виду и по тому, что она недалеко от церкви. Рядом с церквями часто строили часовни, это редкостью не было.

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 100 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.