Я другой такой реки не знаю.

Темерник - самая ростовская река. Наша сакральная столица мира не была бы такой без этой маленькой речки, а речка с тюркским названием, в переводе означающим "железо", - кровь от крови нашего города.
В нашем рыбном крае  ни на какой другой реке вы не найдете такой плотности рыбаков на метр берега.

Исток Темерника - самой ростовской реки.


И такой концентрации отравы в нижнем течении  вы тоже не найдете.

Исток Темерника - самой ростовской реки.


А исток реки  в небольшой роще за Большими Салами - одно из самых чистых и приятных мест. С облаками в воде.

Исток Темерника - самой ростовской реки.


И ручьем среди деревьев.

Исток Темерника - самой ростовской реки.


Я помню свой восторг, когда много лет назад открыл для себя это место.

Исток Темерника - самой ростовской реки.


Залез с ногами в молодую реку.

Исток Темерника - самой ростовской реки.


Река постепенно набирает силу.

Исток Темерника - самой ростовской реки.


А по берегам жизнь. Уже ростовская, кстати.

Исток Темерника - самой ростовской реки.


Заканчивается рождение реки  маленьким водопадом.

Исток Темерника - самой ростовской реки.


И озером в камышах.

Исток Темерника - самой ростовской реки.


В среднем течении Темерник может быть прекрасен, особенно нашей полузимой (и если не подходить к нему близко)

Исток Темерника - самой ростовской реки.


Раньше на его живописных берегах 

Исток Темерника - самой ростовской реки.

 

ставили свои особняки знатные горожане. Парамоновы, например. (фото 1957г.)

Исток Темерника - самой ростовской реки.


А простые горожане собирали цветы.

Исток Темерника - самой ростовской реки.


И стояли монастыри. Впрочем, и сейчас стоит. Иверский, женский.

Исток Темерника - самой ростовской реки.


У источника. 

Исток Темерника - самой ростовской реки.


Источников впадает в Темерник множество. Правый, высокий берег - водоносный. А главный приток Темерника - Безымянный ручей впадает слева. В районе зоопарка. Место удивительно красивое с водой качества обычной городской хозфикальной канализации. Ростов.

Исток Темерника - самой ростовской реки.


Не скажу, что с этим не борятся. Но как-то по-особенному. Несколько лет назад (а может быть и сейчас), в нижнем течении реки расположили биомодуль с удивительным растением из бассейна Амазонки - Эйхорнией толстоножковой. 

Исток Темерника - самой ростовской реки.


Это растение обладает свойством забирать из воды всякую грязь. С удивлением обнаружил, что часть растений сбежало из модуля и поселилось вольно. Казачий край.

Исток Темерника - самой ростовской реки.


Ростов плотно прирос к своей реке  старыми и новыми мостами.

Исток Темерника - самой ростовской реки.


Чего нет на Темернике из того, что есть в Ростове? Все есть, брошенные и работающие заводы, зоопарк, вокзалы, святые источники и ботанический сад, санаторий и кладбище. 
Река загадка. Это фото 1917 г. Самое нижнее течение реки. Женщины стирают прямо в темерницкой воде. 

Исток Темерника - самой ростовской реки.


А газета "Приазовский край" от 21 июня 1916 г. сообщала, что "полицмейстер обратился к городской управе с просьбой вылить в р. Темерник несколько бочек карболки, чтобы предотвратить заражение воздуха и прекратить распространяющееся зловоние". Любили горожане свою реку. И любят.

Исток Темерника - самой ростовской реки.
 

Ankol1 (15.06.17 23:50)

"Бьют", значит, любят...

Stefan (20.06.17 20:02)

Три недели не был в Ростове (путешествовал) - а здесь столько нового!

Интересный репортаж. Особенно впечатлили снимки истока речки - никогда там не был.

Непонятки по водоему, протекающему у Иверского монастыря. Везде обозначен как "балка Темерник", но фактически это приток Темерника, и, похоже, безымянный - ведь не могут же у разных речушек быть одинаковые названия? 

Stanichnik (20.06.17 21:34)

Все просто. Темерник протекает мимо Иверского и далее на север к Большим Салам. Водоемы на Северном, у Сурб Хач и далее к Ростовскому морю - это канал Дон-Темерник, построенный в конце 60-х для орошения садов совхоза "Декоративные культуры", садоводческих товариществ и наполнения водоемов на Северном.

Stefan (21.06.17 18:35)

Спасибо, не знал.

ЯRom (22.06.17 12:00)

Здравствуйте! ..."канал Дон-Темерник" - а не подскажете? - где этот канал с Доном соединяется? (или только планировался соединяться?)

Stanichnik (22.06.17 13:27)

Здравствуйте! Канал Дон-Темерник начинается от плавучей насасной в Берданосовке, от нее вода по трубам подаётся через водораздел. Открытая часть канала начинается на северо-восточной окраине Аксая. Недалеко от кладбища или поворота на Мухина балку.

Stefan (20.06.17 20:14)

Хороша Темерничка у Сурб-Хача...

Stefan (21.06.17 18:58)

Все равно как-то не понятно - что было на месте Ростовского моря (современного) и речки у Северного и района Темерник? Весьма изломанное русло в районе Сурб-Хача (с островом и древним мостиком, которому лет ... не знаю сколько, но много) - не похоже на канал. Я помню с детства, что на месте сегодняшнего водохранилища с дамбой до 1975 - 76 гг. протекала узенькая речушка (довольно живописная), а на месте прибрежной части парка Дружбы находились зеленые садики с домиками.

Sergey_A (21.06.17 19:38)

так и было. Узкие, маленькие речушки перегородили, порекопали, построили дамбы, сделали водохранилища. Первый кусочек карты - это Ростовское море, второй кусочек - это Северное водохранилище, виден характерный изгиб реки возле монастыря Сурб-Хач.

худоба (14.02.24 20:21)

Что за карта? Кто знает?

худоба (15.02.24 22:59)

Что за карта?

Sergey_A (21.06.17 19:51)

а по поводу Сурб-Хач, как-то попалось вот такое фото. Сохранил себе на память.

Stanichnik (21.06.17 20:51)

Очень интересно узнать, где ты встретил это фото. Дело в том, что на фото мой коллектив в который я приду работать через несколько лет, после того как было сделано это фото. Оригинал у меня. Я не помню, что бы я его гдето выставлял. Более того, я берегу это фото для статьи об одном очень интересном человеке с этого фото. Но это фото могло попасть в руки людей с одного странного (мягко говоря) сайта.

Sergey_A (21.06.17 23:19)

вот точно не скажу откуда - то ли Темерник, то ли Ростовский Берег

Stefan (21.06.17 20:41)

По этой карте (1926 год) не слишком то и понятно какой из притоков был главным. И та и та речки - "маленькие речушки". Обратите внимание на первом фрагменте карты, где нанесено название "Б. Темерник". А выкадровка с этого фрагмента карты - по моему мнению - и есть тот водоем, что сейчас стал Ростовским морем.

Stanichnik (21.06.17 21:20)

Я когда-то задался этим вопросом, да бросил. Слишком большая путаница в картах разных лет. Вероятно долго ни кто не задавался вопросом где верховья Темерника. Но совершенно очевидно, что русло которое пролегает мимо Иверского и далее к Большим Салам, круглый год не пересыхает. А русло которое пролегает от Северного до Ростовского моря, до сооружения последнего, было суходолом.

Stefan (22.06.17 18:51)

Сегодня пересмотрел несколько карт разных времен. Действительно, изначально Темерником называлась речка, протекавшая мимо Иверского монастыря. Вот кусок старенькой карты 19 века. Причем, карта эта не слишком подробная, потому что большая (все Азовское море с Нижним Доном).

Stefan (22.06.17 18:55)

На военно-топографической карте все видно лучше. Начинается "Речка Темерник" севернее поселка Сала. А система небольших речушек называется Балка Камышеваха. В нее впадают Малая Камышеваха, Щепкина и Крутенькая и много ручейков.

Stanichnik (22.06.17 20:24)

Все правильно.

Stefan (22.06.17 19:00)

А вот советская карта 1931 года. Здесь непонятки - обе речки называются Балка Темерник. Их истоки не выражены, видимо, заросли или пересохли. А что за объект - треугольная с зубцами хрень, с отметкой 111,0 и названием "Темерник". Конечно, завтра посмотрю оригинал - там были условные обозначения...

Stefan (22.06.17 21:42)

Академик Гиндельштедт о Темернике. Вода и в 18 веке была гнилая. Вопреки сплетням о том, что Петр Первый в Темерник суда вводил... ;))

Stefan (22.06.17 21:44)

А академик Паллас в начале 19 в. посетивший Ростов (тогда еще не город) называл Темерник ручьем. 

Stanichnik (22.06.17 21:54)

Очень интересно, где был этот фонтан.

Stefan (23.06.17 13:51)

Это дельце у меня на рабочем компьютере. На следующей неделе выложу полный лист.

Stanichnik (23.06.17 19:29)

Жду с интересом.

Stanichnik (23.06.17 19:29)

Жду с интересом.

Stanichnik (22.06.17 21:58)

Я подозревал, что вода в Темернике всегда была плохая. Болотистая, извилистая пойма способствует этому. Во многиз малых реках сейчас вода плохая, хотя не их берегах мало селений и нет промышленных предприятий. Я подозревал, что легенда о чистом, широком Темернике, это всего лишь легенда в укор нынешнему времени. 

Лусеген (23.06.17 09:45)

На моей памяти воды в малых реках стало меньше. Сейчас трудно поверить, но в ныне сухом круглый год Донском чулеке, в детстве мы ловили рыбу. Ручей наверное пересыхал, точно уж непомню, но до середины лета вода точно была. Сейчас все абсолютно сухо. Тоже самое в Калмыцкой балке. Я там не так много времени проводил в детстве, но ходил как то вдоль ручья, искал где наша речка начинается) Воды точно меньше - снега нет, паводков нет, лето жарче.

На счет болотистости. На многих ручьях построили пруды. Безусловно воду нужно собирать, но выше пруда поднимается уровень грунтовых вод и начинает интенсивно расти камыш. Ниже пруда - течения нет, а значит тоже камыш и заболачивание. Многие балки, которые на снимках времен войны, с чистыми берегами и ручьем на дне, ныне абсолютно заросли и заилились.

 

Stanichnik (23.06.17 19:28)

Я вижу одну причину - большое количество запруд. Затруднен сток, Заиливаются родники. Высокая испаряемость. Наверное когда планировалось такое количество дамб, рассчитывали, что они будут задерживать весеннюю воду для орошения, а они действуют круглый год.

Stefan (23.06.17 17:58)

Одно из узких и быстрых мест у Иверского монастыря. Снято лет 12 назад.

Stanichnik (23.06.17 19:29)

Не верю. Это Кавказ).

Stefan (26.06.17 18:46)

По Темернику и не только. Отрывок из записок Гидьденштедта. Здесь затрагивается и "мой конек" - тема донских прамов. Про то, что они стояли в Темерницком порту - в устье Темерника - интересная информация. Рассказ об их конструкции - на половину ошибочен....

Stanichnik (26.06.17 21:48)

Сегодня прочитать не успею.

Stefan (26.06.17 18:48)

И небного из записок Палласа.

Stanichnik (26.06.17 21:48)

Интересно как можно было ошибиться с той рекой в которую впадает Темерник. По такому описанию найти мельницу будет трудно. Где это самое узкое место?

Stefan (26.06.17 21:51)

Да кто ж его знает? Искать надо. А ошибка, видимо, при переписке (или переводе) с оригинала. Или просто описка.

Stefan (26.06.17 18:48)

Устье Темерника на рубеже 19 - 20 вв.

Дм (04.09.17 07:43)

Году в 89-90 в ДКС проходил какой-то рок-фестиваль, то ли посвященный экологии, то ли просто какие-то экологи там присоседились. Вопросы экологии в то время волновали меня гораздо меньше, чем, например, вопрос "С какого завода пиво - с нового или со старого?". Однако, благодаря распространявшимся там агитационным материалам, запомнился факт, что согласно официальной статистики, в 1937 году в Темернике был выловлен последний осетр.

Stanichnik (04.09.17 19:06)

Кто жил тогда, поймет, что вопрос о том, с какого завода пиво, был очень важным. А по поводу осетра в 37-м, думаю фейк. В статье есть отрывок из газеты 1916 г. там говорится, что уже тогда речка была сточной канавой.

Stefan (18.09.17 17:54)

"Водоемы на Северном, у Сурб Хач и далее к Ростовскому морю - это канал Дон-Темерник, построенный в конце 60-х для орошения садов совхоза "Декоративные культуры", садоводческих товариществ и наполнения водоемов на Северном."

Нашел план этих работ.

Семён (23.08.23 14:03)

И также для подписки и промыва реки темерник

Эдуард Вартанов (14.09.18 13:53)

Азовско - понтийские греки когда-то приходили на Темерник мыть золото, здесь вода из под  ракушечного слоя выносила золотоносный песок. А начали делать помойку из Темерника армяне - переселенцы из Крыма. До них тысячи лет склоны к реке оставались  девственно – непахаными и в те давние времена чистой и прозрачной была вся «темерничка», а не только теперешний ее исток за Б. Салами. А имя для реки пошло не от слова железо – демир, а от темир - чистый, прзрачный (кипч. – половецк.).

Stanichnik (23.09.18 06:26)

Первый раз слышу такое происхождение названия реки. Спасибо.

Эдуард Вартанов (23.09.18 19:55)

Тузлов - тузлу - соленый, солонцовый; Кизитиринка - кизи дере - девичий овраг (балка,ущелье)

Семён (31.07.23 17:37)

Река темерник же рукав тузлова?

Речник (31.07.23 18:11)

Темерник - приток Дона. Тузлов - впадает в протоку Аксай. Совсем разные реки.

Семён (22.08.23 16:25)

А где раньше был исток реки? Довольно большое количество людей продвигают историю про тузлов и на картах видно что исток в б. Салах мог быть соединён с тузловом

Stanichnik (22.08.23 20:26)

Исток Тузлова, в районе Миллерово. Исток Темерника, севернее Больших Салов. Между ними водораздел. Если эти реки и были соеденены, то очень давно. 

Семён (23.08.23 14:12)

А где исток был раньше так же в б. Салах? Вопрос я задаю такой потому что если бы это и был её настоящий исток то воды бы хватало , но сейчас её исток не соединён с рекой воды не хватает.

Stanichnik (23.08.23 20:48)

Вот фрагмент атласа Стеблицкого 1871 г. Ясно виден исток Темерника у Больших Салов (Салов). Если у вас есть другая информация о том, что Темерник и Тузлов когда-то соединялись, поделитесь ею пожалуйста.

Семён (08.09.23 19:36)

На фото видим балку которая очень давно скорее всего и была тем самым рукавом или же протоком между рекой темерник и тузловом. Сейчас балки нет даже как рельефа из полей. Балку засыпали

Stanichnik (08.09.23 20:48)

Семён, теперь я вас понял. Подкупает ваша в хорошем смысле одержимость этой идеей, но там водораздел. Балки Темерника и Тузлова действительно в этом месте сходятся близко. На карте видно, что некоторые балки Тузлова даже южнее балок Темерника, Но если бы притоки этих двух рек когда-то соединялись, то с этого места, текла бы одна река.

Семён (09.09.23 01:22)

Спасибо что пояснили. Ладно тогда я не знаю почему воды не хватает? Что так повлияло на реку что уже почти 80 лет это сухое русло, а пару лет назад и небыло самого русла.Как это вообще могло быть судохдным? Река на самом деле дигрдировала так что её можно называть балкой.

Stanichnik (09.09.23 07:41)

Действительно, в Темернике, в верхнем и среднем течении воды нет. Я считаю, что это произошло из-за чрезвычайной зарегулированности реки. В районе Больших Салов, Щепкино, Ростовского моря и Северного жилого массива, сооружены многие десятки водохранилищ. Они закрыли родники, но увеличили испарение. В Темерник должна была закачиваться вода из Дона по каналу Дон-Темерник, но этого не происходит. 

Семён (09.09.23 15:59)

Вы правы. Но этим уж точно не кто не будет заниматься) А только чистить дно от ила. Простая дикарация и отмывание денег. Надо ристоврировать берега что бы река могла самостоятельно питаться собирая дождевую и талую воду. Чтобы подписывать грунтовых воды.

Семён (10.09.23 00:39)

К слову северное водохранилище почти не влияет на реку , смотрел айрсъёмки 1944 года , там река такая же.

Stanichnik (10.09.23 09:06)

По аэрофотосъемке судить нельзя. Тем более старой. 

Stanichnik (10.09.23 09:07)

Постараюсь на днях проведать канал, и определить, подаётся ли по нему вода. Хотя бы раз в году.

Семён (10.09.23 21:50)

В мае был маленький ручеёк ,щас всё сухо

Stanichnik (10.09.23 22:00)

Вы о каком участке говорите?

Семён (12.09.23 17:42)

После выхода из ростовского моря

Stanichnik (12.09.23 18:14)

Семён, посмотрите на эту карту 1931 г., которая ранее приводилась в комментариях. Не ней видно, что голубая ниточка начинается где-то в районе нынешнего микрорайона Темерник. А выше, до будущего Ростовского моря, это был стойкий суходол. Там вода если и была, то только весной. 

Когда в Ростовское море постоянно закачивалась вода из Аксая, то по этой балке протекал ручей. Помню какие-то умельцы, там поставили водяное колесо с насосом для полива дачь. Только появившихся на склонах балки. Но это всё в прошлом.

Семён (12.09.23 21:17)

А откуда там сейчас вода?

Timofey (11.09.23 09:37)

На участке возле Меги признаков подачи воды не видел ни разу, бываю там как минимум раз в год. Единственная вода, которая там подается - это слив как раз с Меги.

Stanichnik (11.09.23 10:51)

В районе Меги, Темерник всегда летом пересыхал. Сколько могу судить, и до строительства водохранилищ в районе Больших Салов. Просто после строительства этих водохранилищ, он стал пересыхать раньше и наполнятся осенью позже.А относительно полноводным, Темерник делали ручьи по Балке Камышеваха, Безымянный ручей, и такие родники как у Иверского монастыря.

Камышеваху перегородили Ростовским морем. По ней теперь стока нет.

Stanichnik (11.09.23 10:52)

А подаваться вода должна была из реки Аксай, через водораздел, насосами, в канал Дон-Темерник и в Ростовское море. Теперь, по моим наблюдениям, не подаётся.

Timofey (11.09.23 11:44)

Я немного запутался. Темерника возле Меги нет вовсе, я говорил как раз про канал Дон-Темерник, который проходит севернее Меги и впадает в верховья балки Малая Камышеваха и далее соответственно в Ростовское море. Или я ошибаюсь, и это не тот канал?

Stanichnik (11.09.23 14:58)

Нет, вы не ошибаетесь, это канал. И воды в нём давно нет. Но река Темерник, исторически, имеет русло от Ростова на север, к Большим Салам. Река Темерник и канал Дон-Темерник, сливаются немного ниже последней дамбы Северного водохранилища. Я хотел туда попасть, но там всё плотно застроено. 

Семён (12.09.23 18:49)

Там в ростовском море 2 естественных ручья , но их перекрыли и даже водлсброса нету. Куда воды деывается?

Stanichnik (12.09.23 20:36)

Ростовское море, это полтора десятка запруд в двух балках. Эти запруды "закрыли" несколько родников. Но сильных среди них не было. Если сейчас в это "море" и есть естественный приток, то он не большой.

Семён (12.09.23 21:15)

Вопрос зачем так много было делать запруд?

Stanichnik (12.09.23 22:10)

В водохранилище надо было набрать определённый объем воды, необходимый для стабильного полива колхозных и частных садов. Можно было набрать такой объем одной плотиной, но она должна была быть очень большой, дорогой и опасной. Лучше, много маленьких, сообщающихся плотин.

Семён (19.09.23 23:06)

Кстати о Ростовском море. Вода может не доходит из за того что она уходит через ракушечник , потому что срок глиннянной изоляции давно истёк

Stanichnik (20.09.23 09:43)

Она туда не закачивается. Я прошел недавно почти по всей длине водохранилищ. Расскажу.

Семён (17.09.23 14:02)

Не из Аксая , а из заточичника на балке Большой Лог

Stanichnik (17.09.23 16:18)

У этого места есть ещё название "река Ерик".

Семён (19.09.23 23:03)

Ошибочное название. В гугл картах это вообще дон. Рекой это быть не может. По всем признакам это балка.

Timofey (11.09.23 09:35)

Оно и не было никогда судоходным.

Семён (08.09.23 19:37)

Балка остаток притока. Ныне сухая.

Семён (12.09.23 17:45)

Суда заходили в заводь в устье темерника. Заводь была шире дона

Дм (20.09.23 14:08)

Интересный факт про реку (а может и никакой не факт, а фейк, говоря современным языком) : в 1937 в темернике был в последний раз выловлен осетр. Информация сия каким-то дурацким образом засела мне в мозги и сидит там уже на протяжении 33 лет, с момента посещения в 1990 году ростовского рок-фестиваля "Эко-90". Имело ли это меропрятие какое-то непосредственное отношение к проблемам экологии, я точно сказать не могу, но из раздаваемых там буклетов я и почерпнул эту информацию. Видимо, эта информация оказалась весьма важной для меня, ибо до сих пор болтается где-то в закоулках моей памяти :)

Stefan (21.09.23 21:17)

Не верю. Ещё академик Паллас (или Гильденштедт, точно не вспомню) писал, что в Темернике "вода гнилая". А это было в конце 18 века. Может быть, в устье какой-то из Дона заплыл с дуру...

Stanichnik (21.09.23 21:36)

Я всегда привожу вырезку из одной ростовской газеты, начала прошлого века. Там говорится, что в Темерник пришлось вылить несколько бочек карболки. Потому, что город задыхался в зловонии.Но легенда о чистом и полноводном Темернике бродит в умах горожан.А в Википедии висит статья о Ростовском море, в которой говорится, что его построили ради чистки Темерника залповыми сбросами. Казалось, не придумаешь идеи глупее, а верят. Очень горожанам хочется иметь чистый Темерник. Но очень не хочется, что то для этого делать.

vvd (21.09.23 23:17)

Вообще, раньше, когда разлившийся Дон доходил до железнодорожного полотна на дамбе в Батайск: https://pastvu.com/p/246579 , Темерник тоже имел большой разлив: https://ic.pics.livejournal.com/vita_life777/48889071/156116/156116_original.jpg (из этого места: https://vita-life777.livejournal.com/5772.html ), https://pastvu.com/p/189811 , https://pastvu.com/p/1345822 , https://pastvu.com/p/464298 . А Дон разливался даже в пятидесятые годы прошлого века: https://pastvu.com/p/720203 , https://pastvu.com/p/1460436 , https://pastvu.com/p/1853279 , пока не построили канал “Волго – Дон” и не заполнилось Цимлянское водохранилище. Потом разливы уменьшились (и количество рыбы в Дону тож). Всё это к тому, что во время разливов рыба могла “забрести” и в Темерник из Дона. Тут главное, когда в Дону был последний осётр?

Ну а без разлива, Темерник, конечно, был сточной канавой.

Stanichnik (22.09.23 11:19)

«В 1916 году, как сообщала в номере от 21 июня газета «Приазовский край», «полицмейстер… обратился к городской управе с просьбой вылить в р. Темерник несколько бочек карболки, чтобы предотвратить заражение воздуха и прекратить распространяющееся зловоние».

Stanichnik (22.09.23 11:21)

А рыбаки, в период нереста, и сейчас стоят по берегам Темерника вплоть до Пригородного ЖД вокзала. 

Семён (24.09.23 20:40)

Ребят кто знает что в верховьях Темерника делает рыба Таранка изначально водится в азовско-чёрноморском бассейне

Stanichnik (24.09.23 21:18)

Темерник, это азово-черноморский бассейн.

Семён (24.09.23 22:18)

Так там дамб 6 . Это расветские пруды. Они же на нерест заходят.

худоба (04.02.24 02:08)

я думаю что бы Темерник стал чистым нужно:
1 Перестать сливать в Темерник и в притоки что попало
Реконструировать очистные Суворовского
Реконструировать коллектор Безымянный (под РИО)
Сделать ливнёвую канализацию и её очистку
Проверить Балку Безымянную на наличие не законных сбросов
Провести проверку сливов с частных секторов
2 Повысить пропускаемую способность русла
Очистка донных отложений и вследствие искоренения вторичного загрязнения
очистка верхнего течения и нижнего течения от заболачивания
Реконструкция гидрологических сооружений таких как:
Мосты
Дамбы
3 Сделать Темерник полноводней
Регулярная подпитка реки каналом Дон-Темерник
Восстановление потока с Больших Салов и балки Щепкина
Для того что бы это сделать нужно убрать пруды, если люди нуждаются в водоёмах то нужно построить один большой пруд с качественной
гидроизоляцией и водосбросом. Берега можно засадить деревьями для уменьшения испаряемости.
Восстановление притоков ,таким же способом
Уборка притоков , а также их очистка
Многие притоки такие как балка Безымянная и балка Семерничка требуются в уборке от мусора и ила. Мусор создаёт запруды в следствие
начинается заиливание и зарастание притока. Увеличивается испаряемость и токсичность воды. И эти притоки лишь примеры , на самом деле
таких ручьёв больше...
4 Простые люди
Нужно изменить отношение к реке и природе
Нужно сделать группы по очистке бассейна Темерника от быт. мусора.
Нужно сделать группу мониторинга состояния качества воды в реке , уровня воды и грунтовых вод , уровня ила.

Stanichnik (04.02.24 09:18)

Абсолютно с вами согласен. Кстати в ВК есть группа, Темерник-су. Она создана для обсуждения опросов спасения реки.

https://vk.com/temernik_su

 

худоба (04.02.24 12:09)

Группа хорошая , часто там сижу

худоба (14.02.24 20:27)

Темерник в низовьях в 20, не глубокий , но широкий

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 8 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.