На трудовой вахте.

Промышленность Советского Союза, восставшая из пепла после Великой Отечественной Войны, накормила, одела, обула  все население великой страны, отправила лучших его представителей в космос, вооружила самую сильную армию в мире, распахала целину, возвела плотины на сибирских реках, покорила полюса, и главное, дала работу и кусок хлеба  каждому, кто пришел на заводы и фабрики, стал к станкам и мартеновским печам. Строились детские сады, больницы, рабочие поселки с благоустроенными квартирами для рабочих и служащих предприятий, бесконечной вереницей шли автобусы и поезда, везущие взрослых и детей в бесчисленные санатории и пионерские лагеря.
Советская промышленность дала людям то, что не давала до нее ни одна экономическая система в мире – уверенность в завтрашнем дне.
Промышленность Советского Союза  была верхом неэффективности и расточительности. На заднем дворе каждого завода ржавели станки и комплектующие, купленные по указанию министерств неизвестно зачем. Многие предприятия  благодаря этим запасам  еще долгие годы держались на плаву за счет продажи металлолома. А на этажах административных корпусов сидели за столами бесчисленные «инженеры», которых регулярно отправляли на прополку колхозных полей, или на стройки, или в цеха в конце месяца на прорыв. Системы управления качеством выпускаемой продукции не существовало в принципе. В условиях системного монополизма каждый директор знал, что его продукцию все равно возьмет потребитель, потому, что другой не было. Повальный дефицит всего и вся  был главным ее «успехом»
Советская промышленность убила в людях то, что не убивала до нее ни одна экономическая система в мире – предприимчивость, инициативу, стремление к самосовершенству.
Спорю сам с собою. А когда устаю от бесконечного спора, достаю альбомы и буклеты, изданные в 50-х – 70-х годах и пересматриваю немногие фотографии, на которых запечатлена Советская промышленность Ростова-на-Дону и области. Многие фото уже выставлял, но в последнее время нашел еще несколько интересных фотографий, взял их  и прошлые выкладки и объединил в один обзор.
На первом месте  по количеству фото  трижды орденоносный флагман отечественного сельхозмашиностроения - завод Ростсельмаш.  Фото комбайна на постаменте самое многочисленное. Этот постамент попутешествовал по Сельмашу, от Первомайской площади по ул. Веры Пановой, а от нее к площади Комбайностроителей. И комбайны менялись в соответствии с эпохой. 
На этом фото  комбайн «СК-4» в самом первом месте установки постамента. Сзади виден угол общежития Завода-ВТУЗа.

Промышленность Дона Ростсельмаш.


А на этом уже «Нива» на площади Комбайностроителей. Но не там, где сейчас стоит «Торум», а на том месте, где сейчас здание налоговой инспекции 

Промышленность Дона Ростсельмаш.


Самое раннее фото самого завода, которое появилось в парадных фотоальбомах – конца 50-х. Главный сборочный конвейер. Сборка первого отечественного самоходного комбайна СК-3.  

Промышленность Дона Ростсельмаш.


На этом фото тоже главный конвейер.

Промышленность Дона Ростсельмаш.


И на этом.

Промышленность Дона Ростсельмаш.


Замечательное фото. Зеленые, желтые и красные комбайны СК-4. Эта модель была самым успешным советским комбайном и поставлялась во многие страны мира. На внутренний рынок шли комбайны красного цвета. А желтый и зеленый цвета- это капризы наших братьев по социалистическому лагерю. 

Промышленность Дона Ростсельмаш.


Это уже комбайн «Нива» на главном сборочном конвейере. Выпускался с 1970 г.

Промышленность Дона Ростсельмаш.


Так грузили готовые комбайны на ж/д платформы. В данном случае СК-4.

Промышленность Дона Ростсельмаш.


Удачный кадр. Эшелон, до горизонта груженный Нивами. Фотограф стоит на автомобильном мосту на проспекте Шолохова.

Промышленность Дона Ростсельмаш.


А на втором месте по количеству снимков… Вы не угадали абсолютно. Мало кому известный, спрятавшийся в конце 19-й линии, почти у Дона – РКШВ. Ростовский комбинат шампанских вин. Его фотографии есть в каждом фотоальбоме тех лет. Я даже думаю, что если скрупулезно подсчитать, неизвестно, кто будет на первом месте, РСМ или РКШВ.

Промышленность Дона, Комбинат шампанских вин.

Но увы, сюжеты фотографий не радуют разнообразием. В основном это вереницы бутылок на финальных этапах розлива.
Промышленность Дона Комбинат шампанских вин.


Самое старое фото комбината – конца 50-х. На нем интересная конструкция конвейера с подвесными люльками на две бутылки. Как люди на канатной дороге.

Промышленность Дона Комбинат шампанских вин.


А это фото очень любопытно. Вертикальные емкости не что иное, как акратофоры. Существует два способа производства шипучих вин. Первый- традиционный, при котором сырой виноматериал заливается в бутылку, она закупоривается и в течение определенного времени виноматериал внутри бутылки превращается в шампанское. Вкусное и дорогое. Таким способом не напоишь большую страну. И у нас был изобретен второй, так называемый акратофорный способ производства шампанского. При этом способе виноматериал (сухое вино, коньячный спирт и т.п.) проходит через эти специальные устройства, к которым к тому же подключен углекислый газ под давлением. И на выходе получается шампанское. Быстро и не дорого. Главное- много. О  качестве и вкусе промолчим. Хотя вполне приличное для своего круга. Грешен. Бывал у этих акратофоров, там сбоку у каждого есть маленький краник, обычный, водопроводный. Но если его открыть, в дно подставленного ведра била такая тугая пенная струя…. Стоп! Хватит!

Промышленность Дона Комбинат шампанских вин.


Радость этой женщины вполне искренна. Шампанское, как и все другое, было дефицитом в те годы. Особенно в предновогоднее время. И я грешным делом думаю, что именно с этим связано большое количество фотографий РКШВ. Ну разве могли работники комбината не завернуть бутылочку-другую фотографу, приехавшему из газеты или издательства  снимать репортаж о комбинате?

Промышленность Дона Комбинат шампанских вин.


На третьем, почетном и заслуженном месте по числу фотоупоминаний – шахтеры.  Сюжеты не разнообразны. Это или герои труда персонально, или бригады, вышедшие из шахты с цветами, или пейзажи с терриконами. На этом фото герой социалистического труда Михаил Чих.

Промышленность Дона Михаил Чих


А на этом он со своею бригадою.

Промышленность Дона Шахтеры


Очередной трудовой подвиг.

Промышленность Дона Шахтеры


Шахта Аютинская.

Промышленность Дона Шахта Аютинская


Далее не имеет смысла расставлять по местам предприятия или отрасли. Буду листать фотографии в случайном порядке.
Редко какой фотоальбом обходился без фотографий продукции Ростовского часового завода. Город гордился этим заводом, расположенным в самом центре, и редко в какой ростовской семье не было такого дребезжащего утреннего мучителя. 

Промышленность Дона Ростовский часовой завод


Хотя главная продукция завода никогда на страницы фотоальбомов не попадала.

Промышленность Дона Ростовский часовой завод


В отличие от Ростсельмаша, второй комбайновый завод области – ТКЗ (Таганрогский комбайновый завод) на страницы попадал редко. Тем ценнее эти фото. 

Промышленность Дона Таганрогский комбайновый завод


Мне приходилось слышать хорошие отзывы о комбайнах «Колос» от работников сельского хозяйства. Что было вообще редкостью для отечественного машиностроения. 

Промышленность Дона Таганрогский комбайновый завод


Завод «Красный Аксай» старейший из ростовских машиностроительных заводов, выпускал почвообрабатывающую технику. Завод исчез полностью. Исчезла неповторимая промышленная архитектура рубежа прошлого и позапрошлого веков. Фотографий почти нет.
Это погрузочная рампа завода на берегу Нахичеванской протоки. Вдали элеватор на 29-й линии.

Промышленность Дона Завод Красный Аксай


Завод «Пролетарский молот», что у Ботанического сада, выпускал холодильники. Мечту и горе каждой семьи в 60-х. На снимке представлена новая продукция завода – холодильник «Кавказ», а серийные «Ростов-Дон» скромно стоят бочком у стенки.

Промышленность Дона Завод Пролетарский молот


Для подавляющего большинства советских людей, купивших этот холодильник, это был первый холодильник в их жизни. А до его появления в доме кастрюлю со свежесваренным борщом ставили в тазик с холодной водой, которую постоянно меняли. Только так можно было в условиях ростовской жары поесть борща на следующий день после его варки. Так же поступали с молоком и другими продуктами. Бутылку с ситро «Буратино» можно было поставить непосредственно под струю воды из-под крана. И охладив ее до возможного предела и приклеив обратно отклеившуюся этикетку, насладиться прохладным напитком.
Но эта убогая жизнь мгновенно менялась после появления в доме этого чуда техники. Объем его был скромен по нынешним меркам. Пятилитровая кастрюля в него не помещалась. Морозилки как таковой не было, была маленькая ниша в морозильном агрегате. Но пользоваться ею можно было только первые несколько дней после разморозки холодильника. А затем весь морозильный агрегат превращался в большой ледяной сугроб, занимавший треть объема камеры.
Как правило он рос до того момента, когда переставала закрываться дверь. Затем хочешь не хочешь, холодильник приходилось размораживать. И делать это приходилось довольно часто. С детства помню сердитые окрики старших « Не держи открытым холодильник! Он намерзает!!!» Пользоваться этим агрегатом надо было с ловкостью мартышки, таскающей орехи из огня. Когда же время разморозки неизбежно наступало, холодильник торжественно отключали, пол вокруг него обкладывали всеми имеющимися в доме тряпками, чтобы сдержать потоки талой воды. А внутрь камеры ставили кастрюлю с кипятком, чтобы ускорить процесс таяния. А огромную ледяную глыбу вокруг морозильного агрегата, замирая от страха, начинали ковырять кухонным ножом, чтобы таяние ускорить. Страх был вызван опасностью пробить ножом трубку с хладагентом, тогда холодильник ждал долгий и дорогой ремонт, а владелец холодильника опять возвращался в первобытное существование с тазиками с холодной водой.
Надо сказать, что не было в те времена более уважительной причины отпроситься с работы, чем визит мастера по холодильникам. Разве что визит мастера по телевизорам. Такой человек вызывал безмерное сочувствие окружающих, и начальство отпускало его без лишних упреков.
Под камерой у этого холодильника была закрытая крышкой ниша для хранения кастрюль, сковородок и прочего кухонного скарба. А наверху обычно лежала вышитая салфетка, на которой стояла вазочка или графин.
И еще одна особенность этого холодильника, о которой надо сказать. В отличие от современных – компрессорных агрегатов, этот был абсорбционным, то есть практически бесшумным. Такой тип холодильников проиграл соревнование нынешним урчащим компрессорам, а жаль. Тишину мы начинаем ценить все больше и больше.
 Это еще более современная модель ростовского холодильника. 

Промышленность Дона Завод Пролетарский молот


Памятник ростовской стачке 1902 г. известен всем и запечатлен на многих видах города. А РЭРЗ – Ростовский электровозоремонтный завод – наследник Ремонтных мастерских Владикавказской железной дороги, где началось упомянутая стачка, на фотографиях почти не известен.

Промышленность Дона Лензавод


Ремонтные предприятия не фотогеничны. Этот сноп искр организовали для красоты, он может означать только то, что у электровоза газовым резаком отрезают автосцепку.

Промышленность Дона Лензавод


Атоммаш  фотографы любили. Огромные станки и огромные просторы давали поле для творческой фантазии.
Этот портально-карусельный станок снят, вероятно, с мостового крана. Ракурс удачный. Удачно смотрятся два рабочих, лежащие на планшайбе в напряженных позах. Вот только лежать там не было никакой необходимости.

Промышленность Дона Атоммаш


Вероятно, это корпус будущего реактора.

Промышленность Дона Атоммаш


Казалось бы, Роствертол должен встречаться в фотоописаниях не реже, чем Ростсельмаш. Но нашел только одно фото. Секретность в те годы была уважаемым явлением.

Промышленность Дона Роствертол


Табачную фабрику в Ростове знали все. Даже те, кто не курил. Ее продукцию возили в другие города в качестве подарков, и туда можно было наняться в качестве грузчика, поденно, за наличные, что особенно нравилось студентам. Удивительно, что нашел только одно фото.

Промышленность Дона Табачная фабрика


Таганрогский «Красный котельщик» - редкий гость в фотоальбомах.

Промышленность Дона Красный котельщик


Ростовский стекольный завод располагался на 9-й линии у самого Дона. Канул вместе с модой на хрустальные изделия. 

Промышленность Дона Стеклозавод


Хотя выпуском декоративного стекла в качестве ширпотреба  занимались и другие ростовские заводы. «Гранит», например. Словечко «ширпотреб» означало, что серьезному заводу, выпускавшему самолеты, например, спускался план по производству мыльниц или расчесок. Делалось это не от хорошей жизни, а для того, чтобы наполнить полупустые прилавки магазинов. Такую продукцию выпускали все крупные ростовские заводы. Самым известным ширпотребом в Ростове был  популярный бобинный магнитофон Ростов-Дон. Скрытое презрение в этом слове чувствуется. Все подобные товары были, мягко говоря, среднего качества.

Промышленность Дона Хрусталь


Еще одно редкое фото – ГПЗ-10. Завод был очень знаменит в Ростове. Но это единственная фотография, которая мне попалась. Справа в ряд стоят очень интересные станки – токарные шестишпиндельные автоматы. Производили их в основном в ГДР и на двух заводах в СССР (На западе наверняка тоже производили) Отличались чудовищной производительностью, как шестиствольный пулемет скорострельностью. Сейчас таких не делают нигде. Просто не нужны такие, другая промышленная политика. 

Промышленность Дона ГПЗ-10


Пианино “Дон”, как и баяны того же наименования, выпускала фабрика клавишных инструментов.
Нахичевань. Перекресток улиц Рябышева, Горсоветской и Школьной. Покупались такие инструменты  для детей, получающих начальное музыкальное образование, встречал я их в сельских клубах и заводских красных уголках. 

Промышленность Дона Фабрика клавишных инструментов


АксайКарданДеталь выпускал комплектующие к сельскохозяйственной технике.

Промышленность Дона Аксайкардандеталь


Ковровая фабрика в Цимлянске.

Промышленность Дона  Цимлянская ковровая фабрика


Вы можете поверить, что за таким ковром с ядовитым узором машинной вязки  люди месяцами стояли в очереди или переплачивали большие деньги.

Промышленность Дона  Цимлянская ковровая фабрика


Каменский комбинат химволокна.

Промышленность Дона Каменский комбинат химволокна.

Промышленность Дона Каменский комбинат химволокна.

Промышленность Дона Каменский комбинат химволокна.


И закончу двумя очень душевными фотографиями. Это фабрика «Смычка». Как представил себе баллон с яркими крупными помидорами с лопнувшей кожицей, купающимися в светло-янтарном маринаде, а между красными шарами плавающий чеснок, черный перец, лавр и зелень, так слюной подавился. На месте фабрики теперь жилой комплекс.

Промышленность Дона Смычка


А эта фотография названо просто «На ростовском холодильнике». Без комментариев.

Промышленность Дона Ростовский холодильник


Но это еще не все. 
Ниже помещу ряд фотографий из 60-х 70-х годов, под которыми не указаны заводы и фабрики на которых они сделаны. Известно только, что это Ростовская область. Можно понять фотографа или редактора, которые не хотели земным названием принизить высокий дух своего труда. Понять можно, уважать нельзя. 

Промышленность Дона

Промышленность Дона

Промышленность Дона

Промышленность Дона

Промышленность Дона

Промышленность Дона

Промышленность Дона

Промышленность Дона

Промышленность Дона

Промышленность Дона



И в заключение огромная благодарность Валерию Долбнину за помощь в подготовке материала.

AlexSh (21.04.17 19:42)

Вот еще одна фотография с Роствертола. Годы советские, точнее не нашел.
www.aviastar.org/foto/gallery/mil/mi-6_15.jpg

Stanichnik (21.04.17 22:21)

Спасибо. Трудно сказать, тот цех или нет.

AlexSh (22.04.17 21:47)

Вертолет там - Ми-6. Подавляющее их большинство было произведено в Ростове.

Роман S. (03.06.17 23:31)

А вот другой ракурс СК-4 на первоначальном постаменте. Здесь интрига в том, что на заднем плане, в тени деревьев, угадывается ныне несуществующее 2-этажное здание 1-го роддома. Помню его именно таким, голубого цвета...

Stanichnik (04.06.17 08:21)

Тут надо подумать. Голубой роддом я помню, это здорово если это он. Другие фото его незвестны. Он мне дорог))) Но схему снимка пока не пойму.

Роман S. (04.06.17 11:32)

А вот ещё два снимка, которые сделаны с другой стороны, но тоже с пятачка, где находился комбайн. По разной окраске цифр на постаменте (1000000) можно предполагать разные годы съёмки. На цветном снимке в правом нижнем углу пивнушечка угадывается, была там в 70-х... ;-)

Роман S. (04.06.17 10:00)

Голубой роддом - место моего рождения, мне он тоже дорог. А фото сделано с условной линии, связывающей роддом и фотоателье на проспекте Сельмаш за спиной у фотографа. Ну, это я так, для удобства привёл (хотя, думаю, фотоателье после "Пассажа" внизу проспекта Сельмаш - место, старожилам известное). По факту же фотограф, скорее всего, стоит на лужайке с комбайном; на пятачке, вокруг которого объезжал 1-й трамвай на своей конечной (когда приезжал на конечную и уезжал с неё уже по ул.Матросской).

А вот справа на снимке виден кусок забора - насколько я помню, за забором был детский сад. С одной стороны он был ограничен ул.Матросской, с другой - ул.1-й Конной Армии, с третьей - несуществующей ныне улицей Цумовской (если спроецировать эту улицу на территорию современной 2-й ОКБ, то пройдёт она аккурат перед зданием областного Минздрава, которое в то время было зданием Поликлиники МСЧ "Ростсельмаша"). А с четвёртой стороны детский сад выходил как раз на Площадь Комбайностроителей...

Stanichnik (04.06.17 15:44)

По точке съемки, я согласен. От бывшего фото ателье - самый выгодный ракурс. Но сколько я помню, роддом стоял на месте нынешнего рынка и в кадр в этом случае не попадал. Надо смотреть другие фото и аэросъемку.

Роман S. (04.06.17 21:51)

Спорить не буду, но свои детские воспоминания приведу. Помню себя лет, пожалуй, с пяти и могу сказать, что "на Круг" (то есть на базарчик в том виде, в каком он существовал в 1974-77 годах) я регулярно ходил со своими родными (я жил тогда на Студенческом, 7 - это был ещё переулок) и, насколько себя помню, базар этот был там всегда; то есть, территория с прилавками (собственно, и образовывавшая "Круг" в то время) никак не конкурировала с территорией 10-й больницы. "Круг" так или иначе перестраивался со временем, но он не переносился с места на место (именно на моей памяти!). Его площадь всегда была ограничена сельмашевской железнодорожной насыпью с одной стороны; территорией больницы - с противоположной; ещё одна сторона выходила на остановку троллейбусов, 1-го и 5-го (на площади Комбайностроителей, то есть, не туда, где остановка транспорта сейчас находится); а тыл этого базара упирался в гаражи, проходившие позади территории больницы вдоль железнодорожной насыпи до самой улицы Руставели...

На месте старого здания 1-го роддома при расширении больничного городка потом был построен хирургический корпус. Не знаю, что там расположено сейчас, но, когда я был ещё студентом, в этом корпусе у нас проходила курация по урологии (было это в январе 1993 года; мы были последней группой, кто на кафедре проф. Красулина занимались ещё в "10-ке", кафедра после этого перебралась в больницу Водников). Мне кажется, что даже ива, росшая перед старым роддомом, в начале 1993 года ещё была жива - ведь тогда ещё можно было срезать угол, идя с троллейбусной остановки, проходя через больничный двор...

Игорь (04.06.17 22:33)

И я так помню, и я там рожался))) И в этом фотоателье меня на кубик ставили наряженного. Помню там огромный фотоаппарат, еще со стеклянными фотопластинами а не пленкой, и фотографа обещавшего птичку под черной накидкой.

Stanichnik (04.06.17 22:36)

Пора организовать клуб "выходцев" из этого роддома.

Роман S. (04.06.17 22:57)

Я пытался раскопать архивности ОКБ-2, то бишь бывшей "10-ки", но пока ничего не нашёл. Допускаю, что искал не там и не у тех. Всё же ещё не утратил надежду надыбать фотоништяки былых времён...

Stanichnik (04.06.17 23:07)

Обратите внимание на фото "Кран вправо, кран влево..." оно еще висит на главной странице Меотиды. В мои руки попало фотодокументирование ул. Веры Пановой в те годы. Тогда начал строится дом в котором сейчас военкомат, вероятно улицу отфотографировали в связи с этим событием. Пивная, это первое фото из этой серии. Видна и строящаяся спортивная школа и баня и внутренние дворы обих школ но на втором плане. У меня было в планах выставить эту подборку, но не было идеи, просто выставлять фото не хотелось. 

Роман S. (04.06.17 23:19)

Информацию принял, спасибо. Сейчас буду изучать...

Роман S. (04.06.17 23:24)

Статью про "Разговор неторопливый" я вчера читал, но упомянутых фотографий не увидел сейчас. Может, не там смотрю... Где смотреть-то?

Stanichnik (04.06.17 22:40)

 "насколько себя помню, базар этот был там всегда"

Базар там был не всегда, а после строительства подземного перехода. До этого момента, люди к главной проходной ходили под мостом.

 

Роман S. (04.06.17 22:58)

"Был всегда" - в рамках моей памяти, разумеется, то есть года с 1974-го. Раньше, понятное дело, мал был. Сейчас приведу слова Геннадия Беленького; обращался к нему сегодня "В Контакте". Там, правда, больше касаемо расположения роддома, а не "Круга"... Итак:

"Настолько подробно я не могу об этом сказать, не знаю, но одно скажу точно: роддом ( в нем работала мама моей одноклассницы медсестрой) находился на несуществующей сейчас коротенькой улице Цумовской, которая была примерно параллельна нынешней улице Веры Пановой (ранее Матросской) и выходила тоже к кольцу. При расширении больницы и строительстве новых корпусов (вероятно, в начале 1970-х) старый роддом разобрали, улица вошла в территорию больницы, а между бывшей улицей Цумовской и улицей Матросской построили терапевтический корпус. Цумовская - от ЦУМ - цех уборочных машин (так ранее назывался цех комбайнов). Насчет базарчика - он сдвигался на местности, но как и когда - не помню."

И было моё уточнение:

"Однако, маленькую поправку внесу касаемо датировки изменений в судьбе роддома N1. Моя сестра родилась летом 1977 года и забирали мы их с мамой ещё из старого здания роддома. То есть расширение территории 10-й больницы началось в самом конце 70-х годов. Как раз в 1977 году, летом, расчищали место под строительство нынешнего здания роддома N1, это я помню (я очень любил смотреть на работу строительной техники, а тут как раз идём с отцом к маме с сестрой в роддом, а на обратном пути там смотрим).Более того, я сохранил в памяти интересную подробность: на строительстве терапевтического корпуса (который поглотил улицу Цумовскую и территорию детского садика между улицами Цумовской и Матросской) работал тот же самый башенный кран, который за несколько лет до того строил новое здание детско-юношеской спортивной школы N6..."

Serj (04.06.17 10:19)

О красивом фото поезда с комбайнами "Нива". Находясь на трудовой вахте батайские машинисты электровозов очень не любили такие поезда. И называли их с издёвкой - "Алые паруса" ! Дело в том, что норма электроэнергии на ведение того или иного поезда определся его весом брутто. Комбайны- лёгкий груз. По весу такой поезд был как наполовину порожняк. Но вот по парусности, то есть возможности ловить ветер- раз в 10 превосходит обычный состав из крытых вагонов. И достаточно было ветра с встречного направления даже не самого сильного, чтобы такой поезд "упирался" как длинный тяжеловес. В результате из такой поездки возвращались с гарантированным перерасходом электроэнергии. А в паровозные времена бывали случаи, когда сильный ветер даже приводил к остановке такого поезда.

Stanichnik (04.06.17 15:41)

Потрясающая подробность)) 

Serj (05.06.17 14:59)

Предприятие, дореволюционный предшественник РЭРЗа, на самом деле называлось Главные мастерские Владикавказской железной дороги в Ростове-на-Дону.

Гость (05.06.17 21:28)

Коллектив одного из подразделений этих мастерских, в нижнем ряду справа мой прадедушка. По костюмам, брюкам и лицам можно догадаться какой это век

Stanichnik (05.06.17 22:21)

Яркие личности. А как называлось подразделение?

Гость (05.06.17 23:19)

Обойный цех. Дмитрий Васильевич работал обойщиком.

Stanichnik (06.06.17 05:52)

А взглянуть на лица на предидущем фото - управление железнодорожной конторы). Россия которую мы потеряли.

 

Stanichnik (05.06.17 22:19)

Раз вы так говорите, значит так и есть. Я специально историю этого завода не изучал. Просто считал, что сначало были мастерские, потом Лензавод, а уж потом РЭРЗ.

Serj (06.06.17 01:29)

Вот адрес, загляните, это официальный сайт завода .http://zdrm-rerz.ru/. Там всё написано официально. Остаётся добавить, что имя В.И.Ленина  мастерские получили в 1922 году. Затем они стали РПРЗ (паровозоремонтным заводом) и наконец РЭРЗом. Лензавод, так же как и Лендворец- это неофициальные, народные названия, употребляемые до сих пор. Последнее официальное название при Советской власти- РЭРЗ имени В.И.Ленина.

Stanichnik (06.06.17 05:53)

Спасибо.

Роман S. (06.06.17 14:08)

Вот ещё фото из Музея истории "Ростсельмаша".

Завод-ВТУЗ на площади Страны Советов и на ул.Студенческой. К сожалению, сканы мне не удалось сделать при первом визите в Музей, а во второй раз оригиналов этих снимков не нашли. 

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 100 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.
Анти-спам проверка