Серебрянный век в Бирючьем куту

В названии статьи нет иронии.

Герои статьи, три новочеркасских художника: Николай Никанорович Дубовской, Иван Иванович Крылов и Митрофан Борисович Греков, всей силой своей души, воспевшие в своих картинах донской край. А названием статьи, я хотел лишний раз напомнить, что русская культура не заканчивается за границами имений Шереметьевых, Голициных, Воронцовых и МКАДом.

Трудно найти трех человек таких не похожих друг на друга по темпераменту, творческим устремлениям, жизненной судьбе.

Один из них родился в семье военного, другой – в разорившейся дворянской, третий – в простой казачьей. Кроме Новочеркасска, общим для всех троих местом, стала Петербургская академия художеств. Один из них учился у Клодта, другой у Репина и Рубо, третий у Куинжи.

Но с другой стороны, читая и перечитывая три биографии, я не мог отделаться от мысли, что читаю одну и ту же душу. Что-то невидимое и волшебное объединяло академика пейзажа, педагога-интеллигента и красноармейца дружившего с Буденным и Ворошиловым.

И своею скромной целью, я видел не пересказ биографий трех художников (кто захочет – прочитает), а попытку понять, что же такое есть в этом воздухе, на вершине бирючекутского холма, что рождает гениев (пусть и полузабытых неблагодарными потомками).

Вот он холм. Плывет среди степного вечного многотравья.

А с его вершины, в просветы тихих деревенских улочек, открываются пьянящие виды на займище, кривой ручей, станицы, плавни, поля. Можно часами идти по круговым улицам, и в каждом новом спуске, видеть новый неожиданный пейзаж, кружащий голову своим простором и далью.

Иногда на спуске покажется уютная, как будто сельская церковь. Приютившаяся среди фруктовых деревьев.

 

Как описать пейзаж открывающийся из мастерской М.Б. Грекова, расположенной в его доме музее? Какими словами? Можно стоять и смотреть. Часами.

Это сам дом музей, с улицы и со двора. Очень характерная казачья архитектура. Добротно и удобно и главное уютно.

А это дом музей И.И. Крылова. Сейчас он зажат пятиэтажками, а во времена своего хозяина из него открывался не менее великолепный вид.

В доме где родился Н.Н. Дубовской, музея нет. Есть только мемориальная табличка. Хотя он, вряд ли меньше (а скорее больше) других заслужил право иметь таковой.

И снова спуски, похожие на дороги в неведомые сказочные края.

В интерьере домов музеев Грекова и Крылова, сохранена обстановка и вещи принадлежавшие их хозяевам. Это живые вещи. Теплые, говорящие.

И опять идем круговыми улицами города. И опять манящие дали тихих спусков.

А по сторонам улиц, старинные фасады над деревенскими травяными тропинками. Пахнет детством, теплом и уютом.

Кисти Крылова принадлежит картина «Степь ковыльная» . Ни кто, ни до ни после художника не смог так передать живое дыхание ковыля. Помещая эту картину, я впервые так остро почувствовал бессилие электронных систем не способных передать всю красоту майской степи.

Другая картина художника «Лодки на берегу Дона». Пейзаж светится покоем великой реки.

Самая известная картина Н.Н. Дубовского «Радуга».

М.Б. Греков, в отличии от своих земляков, больше тяготел к батальным полотнам. Это полотно называется «Кавалерийская атака 1-й Конной Армии.»

Гораздо меньше он известен как анималист. Хотя лично мне это гораздо ближе. Его картина «Конь Русак», выдает большую любовь автора к животным. Рискнуть изобразить коня в фас, когда скрыты его самые выгодные линии, на это может решится только Мастер.

И опять идем по старинным улицам, ожидая какой вольный вид откроет нам очередной спуск.

И что бы пережить все это еще и еще раз, успокоится и снова загореться, надо уйти в степь и еще раз взглянуть Бирючекутский холм плывущий через поющую степь.

Stanichnik (14.01.14 04:51)

Еще о Грекове здесь

http://www.meotyda.ru/articl.php?id=187

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 8 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.