Самый старый мост

Иногда терзают вопросы самые неожиданные. Например, какой мост (или его остатки) в нашем крае самый старый? Конечно, сразу вспоминается «Байковский мост». Но от него не осталось и следа, разве что глубоко под землей, на Буденовском в районе городского сада. Напомню, открыт он был стараниями тогдашнего городского головы Андрея Матвеевича Байкова 30 августа 1864 года.

Ныне отлит в бронзе,

и радует ростовчан своим видом у ног создателя.

Второй по возрасту – железнодорожный. Построен в 1874 году по проекту Э.М. Зубова.Российская железная дорога перешагнула Дон и двинулась в Азию. Обратите внимание на красивые опоры моста, называемые быками.

Мост был одноколейным, а для пропуска судов имел поворотную секцию. Просуществовал он до 20-х годов, металлоконструкции были разобраны и использованы для строительства других мостов. А каменные быки остались. Они счастливо пригодились, когда после освобождения Ростова в Великую Отечественную, началось восстановление разводного железнодорожного моста. Разводной мост был построен в 1917 г., а в 1941-43 годах сильно пострадал. И его восстановили не на своих быках, а на оставшихся от первого железнодорожного.

На этом снимке видны пустые быки, на которых до войны стоял разводной мост. И сам он, стоящий на быках первого железнодорожного.

Эти быки, построенные в 70-х годах позапрошлого века, и будем пока считать самым старым мостовым сооружением края.

Есть еще один интересный мостОк «анженерной конструкции» в цимлянских степях.Перекинут через невеликую речку Кумшак. Построили его в 1914 году итальянские инженеры из невиданного в те годы железобетона.

Рождение этого моста сопровождается красивой легендой в национальном стиле. Ссылка в конце статьи.

Есть между Ростовом и Новочеркасском старинный заброшенный мост. Как древняя пирамида в пустыне.

Когда была проложена дорога между двумя городами, спорить не стоит. Проложили ее сразу в 1806 году при строительстве новой казачьей столицы. На карте 1833 года она уже выглядит главной дорогой на нижнем Дону.

Была эта дорога наипрямейшей. При увеличении можно разобрать название хутора в балке Большой лог, которое потом перешло к почтовой станции - Змиевский

На карте 1868 г. уже появляются хутор Большелогский и Горбиковская почтовая станция. Дорога явно процветала и у нашего моста было людно.

На карте 1880 года эта дорога также указана. На карте можно разобрать название балки, которую пересекала эта дорога - Аглицкая. Эта балка и была главным препятствием, которое преодолевали путники, двигаясь из Новочеркасска в Ростов и обратно. Здесь и стоял мост. А вот когда его построили?

Чтобы закончить разбор с картами, помещу еще одну – 30-х годов 20-го века. На ней обозначил, как трансформировались пути в этом районе.

Красным прочертил ту дорогу, о которой веду рассказ. Ближняя к Ростову ее часть превратится в М-4 и уйдет на север по пути, отмеченному зеленым.

А синим начертил дорогу, которую сейчас принято называть «Старой Ростовской». Она начинается в центре Аксая и, проходя через Александровку и Мишкино, заканчивается в Новочеркасске.

С юга мост прикрыт хорошо сохранившимся противотанковым рвом.

Хотя мост хорошо сохранился, но ездить по нему никто не рискует. Рядом накатали грунтовку.

Еще раз сравню этот мост с пирамидой, сложенной из блоков посреди желтой пустыни.

Разглядывая стены, пытался понять их возраст. «Уголки» - это 20-й век

Но от некоторых архитектурных деталей веет 19-м

Железобетонные пролеты – тоже 20-й. Хотя, вспоминая мост через Кумшак, кто его знает?

Швы кладки добросовестно укреплены цементным раствором, это тоже 20-й век.

А вот раствор, на который клали блоки, на цементный не похож. Выцарапал из стены несколько образцов. Аккуратно в лабораторных условиях измерил их плотность. В перерасчете на кубический метр получилось 1550 кг. Это очень легкий раствор. Кубометр обычного цементного раствора должен весить 1800 кг. Значит, основание моста сложено на известковом растворе. Цемент начал получать широкое распространение в начале 20-го века, и, несомненно, на строительство моста на такой важной дороге его бы не пожалели. Значит, мост построен раньше.

Уходил от моста и любовался зигзагом старой дороги, перечертившей Аглицкую балку.

Когда тебя построили?

И нельзя не вспомнить добротные основания старого моста через Тузлов на фоне меловых гор у поселка Лысогорка.

Про них пока ничего не выяснил.

Почитайте интересную легенду возникновения моста через Кумшак

Fanny-Fairy (11.10.15 15:39)

Действительно, этот мост в пожелтевшей степной траве выглядит, будто египетская пирамида посреди пустыни, у меня тоже сразу возник этот образ перед глазами. А из чего сделаны блоки моста? Чем-то похоже на ракушечник, но я могу заблуждаться. И отдельное спасибо за прекрасные фотографии.

димон78 (15.03.16 22:35)

Копал там недавно, ничего интересного, жменя немецких гильз и 10 копеек 39 года. Но от себя хочу добавить
, земля вокруг моста постоянно продала и ее все время досыпали. Так что для тех ребят у
кого мощные детекторы там пока еще не битое Поле так места там красивые, да и мост завораживает. Кстати
в этом месте народные дружины новочеркасска дали отпор фашистам и не пустили их в новочек.
Сожгли один танк и угробили 6 фрицев. Все это было в ноябре 1941 Года! Вот такая история.

Stanichnik (15.03.16 23:28)

Спасибо за интересное добавление. 

Сергей61 (20.10.20 19:33)

Остатки второго моста этой дороги находятся в Первом районе Большого Лога. Бывший Горбиков\Раковка

Сергей61 (20.10.20 20:30)

фото с Фадеева

Stanichnik (20.10.20 20:38)

Спасибо. Обязательно побываю.

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 8 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.