Прогулка по улице Дмитриевской

Приглашаем прогуляться по одной из самых старинных улиц Ростова – улице Дмитриевской. Свое начало улица берет в XIX веке. Тогда в Темерницком порту была возведена часовня во имя св. Николая Чудотворца. В 1762 году к ней был пристроен придел с иконой св. Димитрия Ростовского. Но уже в 1786 году часовню закрыли ввиду ее ветхости, а от Димитриевского придела появился подъем по береговому склону Темерника. На его продолжении стали появляться жилые строения, задавшие направление будущей улице, получившей название Димитриевской. Жизнь улицы была похожей на жизнь других улиц, менялись строения и обитатели. К концу XIXвека название улицы упростилось до Дмитриевской, а сама улица, сохраняя статус жилой, отчасти становится административной, объединяясь по углам кварталов большими домами с главной улицей Ростова – Большой Садовой.

Благоустраивалась Дмитриевская улица одновременно с Большой Садовой. Она была замощена и частично освещена. В начале XX века, во время «строительного бума» на ней, как и на других улицах, протянувшихся через центр города, развернулось строительство доходных домов. Вид улицы менялся стремительно. Купцы сносили первоначальные одноэтажные строения и на их месте возводили двух-, трех-, четырех- и даже пятиэтажные дома, преследуя наибольшую выгоду.

Теперь улица Дмитриевская начинается с пер. Доломановского и с 1933 года называется в честь революционера-большевика С. Г. Шаумяна. Но мы будем называть ее исконным названием.

Дом №2, с которого начинается улица, сначала был одноэтажной постройкой. Сменив несколько владельцев, в 1914 году был куплен Е. Г. Лисицыным, который сразу начал возводить трехэтажный доходный дом и закончил его к 1916 году. О самом владельце известно, только то, что строил он еще доходный дом на другой улице, надеясь, что в итоге затраты окупятся. Неизвестный зодчий, словно понимая, что возводит дом, с которого начинается улица, и, желая придать ему торжественный облик, обратился к стилизации классических форм. Занимая угловое положение в квартале, дом имеет малый двор-колодец с въездом с улицы и двумя входами с парадных фасадов.

Поднимаясь по Дмитриевской до первого перекрестка, по обе стороны мы видели безымянные дома, построенные в XIXи начале ХХ веков. О многих, как и их хозяевах, ничего неизвестно, тем более, что менялись не только владельцы, а и номера домов и сами строения. Уходили в небытие.

На противоположной стороне, почти напротив дома №2, стоит только что отреставрированное и покрашенное в модный, на данный момент в Ростове, колер, строение, явно из дореволюционных времен.

Далее располагались дома, отреставрированные до неузнаваемости. Возле них даже не хотелось останавливаться. Этот участок улицы был заасфальтирован лишь десять лет назад, но асфальт кое-где отбился, и, мощеная камнем улица Дмитриевская, подмигнула нам из прошлого.

Внимание привлек к себе дом №8. Некогда славный добротный дом, выполненный в кирпичном стиле неизвестным архитектором лет сто назад, ныне нуждается в серьезном ремонте. Через многие годы, сохранив свой облик, он достойно несет свою старость.

На перекрестке ул. Шаумяна и пер. Братского расположен двухэтажный старинный дом, протянувшийся вдоль Братского переулка и выходящий боковыми крыльями на улицы Дмитриевскую и Никольскую (ныне Социалистическую). Его история схожа с историями других домов: одноэтажное строение, приобретенное новым владельцем – германским подданным А. О. Базинером, торгующим пивом, в начале 1910-х годов, перестраивается в двухэтажное. В подвале размещается склад пива, а на верхних этажах – квартиры А. О. Базинера и главы торгующей фирмы Г. Г. Манна. Проект дома, предположительно, выполнял немецкий архитектор К. Ю. Мель, проживавший на этой же улице. П-образная конфигурация дома образовывала небольшой дворик со сквозным проездом через ворота с улиц Дмитриевской и Никольской, что было весьма удобно для подвоза товара к складам. В оформлении фасадов, архитектор оказался под влиянием архитектурной отделки здания редакции и типографии газеты «Приазовский край», расположенного напротив и построенного на десять лет раньше. Однако используя сходные архитектурные мотивы, архитектор создал собственный, неповторимый облик здания. В 1915 году в этом доме сдавались квартиры «лицам свободных профессий», к которым в то время причислялись врачи, инженеры, архитекторы, нотариусы». После революции 1917 года и муниципализации здания в 1920 году дом превратился в большую коммуналку, но многие из представителей «свободных профессий» так и остались в нем жить. Сегодня дом, хоть и сохраняет благородство архитектурных форм, но требует капитального ремонта.

На противоположном углу улицы сохранилось здание, в котором издавалась и печаталась газета «Приазовский край», выходившая в Ростове в 1890-1910 --е годы. Издателем газеты С. Х. Арутюновым был куплен одноэтажный дом, расположенный на углу пер. Братского и ул. Б. Садовой. Для увеличения тиража необходимо было увеличить площади помещений. В 1893 году издатель получает разрешение на надстройку существующего строения вторым этажом и достройку здания по ул. Дмитриевской. Надзор за строительством поручается известному городскому архитектору Н. А. Дорошенко. В стилистике фасадов он использует мотивы классицизма и барокко.

После революции в 1920-х годах здание было национализировано, но сохранило свое назначение, в нем разместилась – 1-я Гостипография предприятия Донполиграфтрест. Рядом в этом же здании несколько лет размещался рабочий клуб «Красный Октябрь». Заглянув в щель ворот, удалось рассмотреть кусочек внутреннего двора.

После войны в здании находилась фабрика цветной печати. В конце 1990-х предприятие прекратило свое существование, и с тех пор здание стоит закрытым и заброшенным. Говорят, его выкупил частный предприниматель и строению предстоит пережить реконструкцию.

По пути от пер. Братского до пер. Никольского (ныне пер. Халтуринский) попадались строения разных лет, симпатичные и не очень.

Это строение, на вид напоминающее какое-нибудь предприятие, оказалось тыльной стороной автодорожного колледжа, фасадом расположенного по Большой Садовой. По снимку 1930-х годов, известно, что колледж (тогда просто техникум) в постройке имел оригинальное и популярное в те годы решение в конструктивистском стиле, но был кардинально перестроен в период послевоенного восстановления. В начале 2000-х годов эта сторона здания имела запущенный вид, и возле него долго стоял старый разбитый грузовик. Вкупе с мощеной камнем дорогой выходила подходящая натура для съемок фильма о послевоенной ростовской банде «черная кошка».

Поднимаясь выше по кварталу, все заметнее становилось вмешательство нового времени в историческую застройку улицы. Старинные здания были снесены, и на их месте возведены неуместные многоэтажки. Что поделать, ростовские купцы остаются купцами, живут они сейчас или сто лет назад: выгода превыше всего.

Однако следует заметить, что за новыми фасадами, отгороженные решетками и заборами, живут тихо и незаметно маленькие старинные домики, словно прячась в тени больших, тем самым сохраняя свою жизнь.

На северо-западном углу ул. Дмитриевской и пер. Никольского (ныне Халтуринского) возвышается красивый стройный пятиэтажный дом из светлого кирпича под №13.

Взгляд, прежде всего, привлекает великолепная, изысканная дверь, чудом сохранившаяся, и рядом с ней мемориальная доска, которая сообщает: «Здесь в 1924-26 гг. работал в редакции газеты «Советский юг» писатель Фадеев Александр Александрович (1901-1958 гг.). Проживая в этом доме, он написал известный роман «Разгром».

Но это было, когда дом стал уже советским. С середины 1920-х годов на пятом этаже дома разместились редакции и конторы краевых газет: «Советский юг», «Комсомолец», журнала «Весь Северный Кавказ». Но кто же построил этот дом? Внимательный прохожий обнаружит над дверью рельефную дату постройки дома – 1911 и инициалы его владельца «А. Л.»

Строителем и владельцем здания был А. А. Леванидов, племянник городского головы и владельца кирпичного завода И. С. Леванидова. В 1906 г. после смерти дяди, не имевшего собственных детей, молодой племянник унаследовал завод и прочее имущество и в конце 1990-х начал строительство пятиэтажного доходного дома, кстати, из своего кирпича. К сожалению, неизвестен архитектор, спроектировавший этот монументальный доходный дом в популярном в Ростове начала ХХ века стиле модерн. Близость с улицей Большой Садовой и выразительный архитектурный облик с оригинальной рельефной пластикой фасадов сделали его, по-настоящему, доходным. Уцелев во время войны, пережив смену времен и поколений, здание и поныне доминирует на перекрестке, хорошо просматриваясь с ул. Большой Садовой.

Мы дошли до пер. Никольского (ныне пер. Халтуринского).

На северо-восточном углу заброшенный, с заколоченными окнами, доживает свой длинный век милый и симпатичный дом. Говорят, у него есть хозяин, но что-то не видно его хозяйской руки. Невыгодно. Ждет, наверное, лучших для себя времен, когда позволят снести.

На другом углу живет и здравствует трехэтажное строение неопределенно-зеленого цвета. Тоже бывший доходный дом. Он живой и не умрет, пока в нем живут люди.

На этом историческая застройка этого квартала почти заканчивается. Старинные дома утрачены. Вряд ли может вызвать интерес эта барачного типа застройка из советского довоенного прошлого. Впечатление, что здание пребывает в прошлом и настоящем одновременно: наряду со сплит-системами, продукты по старинке хранят, подвешивая за окошком.

Или этот дом на противоположной стороне, отреставрированный до неузнаваемости, с той же модной ростовской колеровкой. Когда построен? Кем? Был ли надстроен или перестроен? Остается только гадать

Подойдя к перекрестку с пер. Почтовым (ныне Островского), оставим позади себя многоэтажки с коммерческими банками и длинный двор дома расположенного вдоль улицы Большая Садовая.

Впереди квартал до пересечения ул. Дмитриевской с одной из главных магистралей во все времена Ростова – Таганрогским проспектом (ныне пр. Буденновским).

Слева большой доходный дом купца А. С. Кистова, завещавшего все свое имущество городу. До 1917года в нем размещались различные конторы и магазины чая и сыра. Дом сложной конфигурации: частью выходящий на ул. Большую Садовую, образуя внутренний двор, другой частью располагается по ул. Дмитриевской. После войны был надстроен четвертым этажом и поделен на коммуналки.

Возле строящейся многоэтажки и останавливаться не стоило бы, если бы ее возведение на маленьком пятачке, не оказало губительного влияния на соседний одноэтажный бывший купеческий дом.

Построенный в 1889 году, дом был куплен в 1890-х годах известным в Ростове владельцем музыкальных магазинов купцом Л. Г. Адлером. Торговля у купца шла настолько успешно, что в 1894 году он основал собственную фабрику по изготовлению пианино и переделал фасад дома по собственному вкусу. После ремонта дом стал заметно наряднее, в характерной манере классической архитектурной эклектики тех лет.

Но уже в 1900-х годах Л. Г. Адлер продал дом купцу И. П. Волкову, имевшему суконную торговлю на Старом базаре. Славно дожив до 1923 года, дом был муниципализирован. На первом этаже разместились молочная кухня и амбулатория горздравотдела, второй – оставался жилым. После войны дом частично перестроили, соединив с другим строением со двора, чтобы максимально приспособить его под жилье. На первом этаже размещались конторы, иногда сменяя друг друга. И дом, построенный в XIX веке, в XXI наконец дождался капитального ремонта. Обновленный и принарядившийся, он мог простоять бы еще сто лет, но начатое строительство высотки причинило дому непоправимый ущерб.

В маленьком припаркованным возле дома автомобиле находится сторож новостройки, представившийся Петровичем. Он показал, из чего был построен купеческий дом. Из таких камней, привезенных с реки, клались стены, скреплялись известняком или глиной и только в один наружный слой клали облицовочный кирпич, удешевляя затраты на строительство.

Петрович сообщил, что знает, по крайней мере, три способа, как спасти двухэтажный дом, но самым лучшим считает: аккуратно снять лепнину и перебрать поврежденный угол здания, укрепив фундамент. Первый этаж сейчас пустует, а на втором, по-прежнему, живут люди.

На противоположной стороне - пустующее место. Вернее, двор с пристройками к дому, выходящему фасадом на Большую Садовую.

Но следует обратить внимание на стены примыкающих домов. Стена дома купца А. С. Кистова хранит очертания двух домов, ранее стоявших на этом месте. Теперь уже и не узнать, какие это были дома.

С другой стороны стоят два дома, скорее всего, когда-то давно бывшие тоже доходными, но надстроенные и перестроенные. Теперь сложно установить, кому они принадлежали и как выглядели до реконструкции.

Справа, в разрушенном проеме, тоже стоял доходный дом, от которого остались только следы на стене и краешек арочного обрамления окна. Пустое место огорожено кирпичным забором и ожидает своей участи.

Мы уже почти подошли к пр. Таганрогскому (пр. Буденновскому), и здесь, на четной стороне под № 48 стоит красивейший дом, выполненный в «кирпичном» стиле.

В конце XIXвека стояло на этом месте двухэтажное строение с трактирным заведением сомнительной репутации. В 1903 году его владелицей была М. Ф. Кофус. С этого времени началась реконструкция дома, и длилась она девять лет. К 1912 году здесь стояло это роскошное здание, авторство которого приписывается архитектору Л.Ф. Эбергу, приехавшему в Ростов в 1911 году (дом схож по стилю и виду с домом на углу ул. Садовой и пер. Крепостного). К этому времени дом принадлежал уже супругам Павловским. Об этой семье известно лишь то, что ее глава И. А. Павловский занимался торговлей музыкальными инструментами на Большой Садовой.

В 1915 году, когда в Ростов был эвакуирован Варшавский университет, в этом доме все квартиры были сданы преподавателям и профессорам. Стоимость квартир в таком доме составляла по тем временам 3-4 тысячи в год, и зачастую, по стесненным обстоятельствам, две семьи снимали одну пяти- или шестикомнатную квартиру. Дом был оснащен водопроводом, канализацией, освещением и водяным отоплением, что было редкостью в те времена. Однако после революции и экспроприации здания, дом был уплотнен и перенаселен жильцами. Супругам Павловским позволили остаться в своей квартире на третьем этаже, но подселили жильцов. Из-за перенаселения коммуникации дома стали быстро изнашиваться. Когда началась война, Павловские эвакуировались в октябре 1941года. Прощаясь с домом, мадам Павловская сказала остававшимся жильцам: «Дом не сгорит! Он стоит на месте кабака, а такие дома никогда не горят!» И несмотря на жестокие бомбежки, пожары, здание уцелело. Права была мадам Павловская.

На углу пр. Таганрогского, т.е. Буденновского есть еще одно здание, уцелевшее в лихолетьях ХХ века – это дом купчихи Е. А. Балиевой. На дореволюционных снимках он выглядит так.Построенное в необычном, несколько экзотическом стиле, с оригинальными окнами, здание служило украшением сразу двух улиц – ул. Дмитриевской и пр. Таганрогского (ныне пр. буденовского).

По пр. Таганрогскому вплотную к доходному дому Е. А. Балиевой примыкал трехэтажный дом, принадлежавший владельцу кондитерской фабрики И. В. Чирикову. После войны 1941-45гг. дом Е. А. Балиевой перестроили, объединив в один с домом И. В. Чирикова. Оба здания напрочь лишились былой индивидуальности. Ныне это строение выглядит очень лаконично в декоре, в нем едва угадываются черты былой красоты доходного дома.

А на противоположной стороне улицы Дмитриевской завершало квартал нарядное двухэтажное здание наследников М. Ф. Мерошниченко.

Обычно, возникает желание исправить в фамилии букву «е» на букву «и» в первом слоге. Скорее всего, ошибку сделал писарь, составляющий документ. И теперь его ошибка переходит из века в век, смущая знатоков русского языка.

Это здание построено в 1880-е годы XIXвека. По утверждениям историков, автором проекта был известный академик архитектуры А. Н. Померанцев, приезжавший в Ростов в конце 1870-х годов в связи со строительством доходного дома торговой фирмы «С. Генч-Оглуев и И. Шапошников). Подтвердить или опровергнуть это невозможно, но прекрасный художественный вкус и профессионализм зодчего наглядно предстают в облике здания на исторических снимках.

Долгое время это, одно из красивейших строений на центральном перекрестке, арендовал зимний коммерческий клуб, но, когда к 1916 году, обзавелся собственным зданием, здесь обосновалось Общество Взаимного Кредита, которое выкупило строение и собиралось на его месте возвести шестиэтажное. Но вмешалась первая мировая война, затем революция, и планам не дано было осуществиться. Во вторую мировую войну здание сильно пострадало от бомбежек и не было восстановлено. На его месте теперь сквер перед зданием консерватории.

Вот мы и завершили первую часть прогулки по улице Дмитриевской.

Лариса (19.11.14 19:10)

Какая ты молодец! Очень интересно!

Stanichnik (19.11.14 20:31)

Рассказ Helen о Дмитровской улице
вдохновил меня на фотопрогулку по ней. Некоторые мои впечатления.

Эта улица по количеству памятников архитектуры не уступает
любой другой улице старого Ростова, а фото ее конца 19-го, начала 20-го века практически
нет. Она осталась в тени своих блистательных соседок, Садовой, Таганрогского,
Большого.

Удалось найти два. На одном даже не улица а вид с нее на
собор Александра Невского. Фасадов почти не видно.

Зато второе роскошно. И хотя на нем так же не видно фасадов,
зато можно почувствовать, чем был Ростов в то время.

Перекресток с Халтуринским. Рассматривая этот симпатичный
зеленый домик (№32), немного покосившийся, вспомнил известный фильм Стивена
Спилберга. В котором малыши пришельцы помогли хозяевам отстоять свой старый дом
перед натиском новостроек. Записаться что ли в уфологи?

Стоя с задранной головой перед домом № 13/43, с восторгом
понимал, что полузабытые с детства герои «Разгрома» жили в этом доме.

Вспомнил командира партизанского отряда железного большевика
Левинсона, его ординарца харАктерного раздолбая Морозку, героя Метелицу,
лубочного предателя Мечика,… столо теплее у стен этого дома. Неужели герои
партизанского отряда в дальневосточной тайге рождались на многоцветных улицах и
перекрестках Ростова 20-х? Не может быть. Или может?

На разрушающемся доме, возле которого Лена познакомилась со
сторожем, заметил печальный барельеф.

Скажите после этого, что у домов нет души.

А еще улица напомнила мне старую мудрую пословицу – «От сумы
да от тюрьмы не зарекайся», напомнила этим люком в одной из подворотен.

Мы прошли только первую часть улицы, от Доломановского до
Буденовского. Вторая часть, от Буденовского до ворошиловского будет еще
интереснее.

Stanichnik (19.11.14 20:46)

Еще несколько моих фото как иллюстрация к статье.

имя (23.11.14 13:31)

Отличная статья, прочитал с удовольствием. Благодарю!

Stanichnik (23.11.14 17:18)

Подождите немного, будет вторая часть, от Ворошиловского до Буденовского.

KLuchkin (18.02.17 21:42)

Люди, просто офигительный материал! Кто автор? Как с этим человеком познакомиться?

 

Stanichnik (18.02.17 22:06)

В этих трех статьях есть немного моих фото и описаний. Но главный автор и вдохновитель материала - Елена Игнатова. Раньше она часто была на сайте, сейчас не знаю. Если в течении суток она вам не ответит, я сообщу ей о вашем желании с ней познакомится. 

KLuchkin (20.03.17 13:00)

Stanichnik, добрый день! Елен аответила, что Вы можете мне дать её e-mail. Дадите? Мой e-mail есть в регистрационнной форме сайта.

Sergey_A (18.02.17 22:06)

Люки с надписью "Трудколония Новочеркасск" встречаются в Москве, в Киеве, в Краснодаре и многих других городах. Есть упоминания, что такой люк есть и в Вешенской.
Новочеркасская трудовая колония для беспризорников и малолетних преступников существовала с 1921 по 1941 года. С 1-го января 1941 г. на материально-технической базе расформированной трудовой колонии создали Станкостроительный завод, который стал выпускать токарные станки.

Елена (20.02.17 14:28)

Спасибо за добрый отзыв, KLuchkin! Станичник может дать Вам мой электронный адрес.

ЯRom (22.02.17 12:18)

при взгляде на дом №13, со стороны Садовой, впечатление, что дом заваливается на Халтуринский, стена явно не вертикальная.

Леа (22.02.17 12:25)

Это наша местная Пизанская башня.

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 100 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.
Анти-спам проверка