Шлемы - купола

Несколько лет подряд я наблюдал, как над огромной, камышовой долиной Кагальника в хуторе Васильево-Петровском растут стены церкви Александра Невского.

Храмы в честь Александра Невского, монгольское иго и роль князя в сохранении Православия
 

Когда купол церкви в виде шлема лежал еще на земле, его можно было принять за одного героя сказки Пушкина «Руслан и Людмила».

Храмы в честь Александра Невского, монгольское иго и роль князя в сохранении Православия
 

Сейчас храм в основном построен.

Храмы в честь Александра Невского, монгольское иго и роль князя в сохранении Православия
 

Мне не удалось точно узнать, когда в русской православной архитектуре возникла традиция возводить купола храмов в честь Святого благоверного Александра Невского в виде островерхого шлема - шишака.   

Но точно этой традиции несколько веков. Многие источники сообщают, что на недавно возведённом главном храме вооруженных сил РФ, освященном в честь Александра Невского, купола тоже имеют форму шлема знаменитого князя.
Хотя, по моему мнению, в данном случае речь может идти о некой стилизации.

Храмы в честь Александра Невского, монгольское иго и роль князя в сохранении Православия
 

Фото из этого источника.

 

Но в нашем городе был храм Александра Невского, купола которого почти точно воспроизводят форму древнерусского шлема.

Этот храм стоял в Нахичевани, на углу нынешних площади Толстого и ул. Ереванской.

Храмы в честь Александра Невского, монгольское иго и роль князя в сохранении Православия
 

Какой шлем носил Александр Невский, доподлинно неизвестно. Но в сети есть фото шлема, который, как утверждается, принадлежал его отцу, Ярославу Всеволодовичу.

Храмы в честь Александра Невского, монгольское иго и роль князя в сохранении Православия
 

Так мне кажется, что архитектор, строивший храм, придал аркам на колокольне вид надбровных пластин на шлеме.

Храмы в честь Александра Невского, монгольское иго и роль князя в сохранении Православия
 

Построен этот храм был в 1896 г. в честь 650-тилетия Невской битвы. Снесён в 1937.

И, конечно, надо вспомнить главный ростовский храм. Его строительство было закончено в 1908 г., строился он по проекту известного архитектора Загоскина. И был разрушен в 1930-м.

Храмы в честь Александра Невского, монгольское иго и роль князя в сохранении Православия
 

Трудно сказать, насколько форма его куполов повторяет форму боевого шлема. Но думаю, что от архитекторов и не требовали точного копирования.

Я не специалист по средневековым шлемам, но насколько могу судить, форма их менялась на протяжении веков. И если в 12-13 веках она была, скорее, «обратно выгнутой»,

Храмы в честь Александра Невского, монгольское иго и роль князя в сохранении Православия
 

То в 14-15 веках она стала «купольной».

Храмы в честь Александра Невского, монгольское иго и роль князя в сохранении Православия
 

Фото из этого источника.

 

Хотя всё это достаточно условно.

Но очевидно, что изначально такая форма была заимствована с Востока. На старинных рисунках, иллюстрирующих Куликовскую битву, оба войска в одинаковых шлемах. Что меня всегда удивляло.

Храмы в честь Александра Невского, монгольское иго и роль князя в сохранении Православия
 

И эта же форма перешла в шлем, пошитый для бойцов Рабоче-крестьянской Красной армии.

Храмы в честь Александра Невского, монгольское иго и роль князя в сохранении Православия
 

Фото из этого источника.

 

Надо упомянуть третий большой храм в нашем крае, освящённый в честь Благоверного князя. В Новочеркасске. Он начал строиться в 1891 г., и Божией милостью стоит по сей день.

Храмы в честь Александра Невского, монгольское иго и роль князя в сохранении Православия
 

Так почему в крае так много храмов, посвященных Александру Невскому?

Кроме трёх перечисленных, я еще нашел сведения о том, что помимо Ростова и Новочеркасска, Александро-Невские церкви стояли в пригороде Красного Сулина, В Александро-Грушеском (Шахтах), В Каменске, в Селивановке, в Ильинке и Глубокой.

А еще в Усть-Медведецком и Верхне-Каргальском районах Волгоградской области.

И это далеко не все.

Храмы в честь Александра Невского, монгольское иго и роль князя в сохранении Православия
 

Первое объяснение, которое приходит в голову, и которое, наверное, назовут многие. Это то, что из ста лет 19-го века 64 года на престоле сидели Александры. Первый, второй и третий. На них покушались, они попадали в железнодорожные катастрофы, и в ознаменование счастливых избавлений подданные строили храмы в честь своих любимых государей.

Но это объяснение слишком поверхностное. Были Александро-Невские храмы ещё до воцарения Александра I. Хотя, казалось бы, времени прошло много. И были с времён побед Александра Невского много других, не менее славных. А вот помнят.

И тут я набрёл на исторические сведения о «Сарайской православной епархии». Она была учреждена в столице Золотой Орды в 1261 г., стараниями митрополита Кирилла II и Александра Ярославича Невского. Последний не раз бывал в Орде у трона ханов Батыя и Берке.

Вспомним 1236 г. Первое нашествие хана Батыя на русские земли.

 

«Ой, лихо, лихо! Ой, беда!

Стоит орда, грозит орда!

Дымит кострами в чистом поле

И требует десятой доли

Всего от каждого двора —

Мехов, казны и серебра…»

Н. Кончаловская

О том, что монголы обложили данью русские княжества, общеизвестно. Кстати, 10% не так смертельно. Чувствую, что гораздо тяжелее для народа в то время были подати своим властителям.

О том, что, захватывая очередной город, монголы выводили из него и отправляли в орду ремесленников, написано в школьных учебниках.

Храмы в честь Александра Невского, монгольское иго и роль князя в сохранении Православия
 

Гораздо менее известно, что завоеватели в эти 10% дани включали не только материальные ценности, но и живых людей, которые были им необходимы для существования их государства.

На этой картине художника Иванова все обычно обращают внимание на колоритную фигуру всадника и груду добра. Но надо обратить внимание на связанные руки женщин. Хотя думаю, это преувеличение. Бежать назначенным «в дань» в те годы было некуда.

Храмы в честь Александра Невского, монгольское иго и роль князя в сохранении Православия
 

А еще менее известно, что дружины русских князей на регулярной основе несли службу в войсках Золотой Орды. Многие историки считают, что Дмитрий Донской повёл свое войско против Мамая не ради отражения очередного нашествия на Русь, а по приказу хана, который направил послушного вассала справиться с вассалом взбунтовавшимся.

И уж почти совсем неизвестно, что многие русские люди пошли в Орду добровольно. Только в нескольких источниках я нашел упоминание о таких фактах, даже не упоминания, а предположения.

Но в добровольный уход в Орду многих русских людей легко поверить, если учесть тяжёлый быт того времени и непреодолимую социальную расслоённость общества. Сын князя становился князем, сын купца - купцом, сын дружинника - дружинником, сын священника – священником, а у сына смерда не было иного пути, как тяжелый труд. Исключений не было. Если не считать счастливых сказок о князьях, женившихся на простолюдинках.

А тут завоеватели. Стрелы свищут, город горит. Князь убит, дружина побита и разбежалась, все попрятались, а тебя, молодого, здорового, сильного, выводят за городскую стену, дают коня, копьё и говорят, что ты теперь воин. И в следующем сражении ты добудешь себе доспехи, мешок золота и три жены. Кто бы сопротивлялся?

Храмы в честь Александра Невского, монгольское иго и роль князя в сохранении Православия
 

Такая карта была в моём школьном учебнике. Посмотрите, где русские княжества, а где Сарай.

Храмы в честь Александра Невского, монгольское иго и роль князя в сохранении Православия
 

Но волею судьбы там, в низовьях Дона и Волги, оказались многие тысячи русских людей. И великая роль Александра Невского в том, что он помог им остаться русскими. Дав им ниточку Православия, связавшую их с Родиной.

Потом многие из этих людей, обжившись в степях, назовут себя казаками.

 

 

 

 

selivan (19.02.24 04:07)

О какой Селивановке речь? У нас была одна церковь, с 1872 по начало 30-х, и та – "Ноября 9 дня в посёлке Селивановском освящена церковь во имя Покрова Пресвятыя Богородицы"

Stanichnik (19.02.24 20:10)

На самом деле информация выглядит так: 

"Поселок Степаново-Свечников, Маньково-Березовой волости, с 1877 г. имеет деревянную Александро-Невскую однопрестольную церковь."

Я указал ближайший, известный населённый пункт.

Fedor (19.02.24 06:53)

Сумбур и невежество

Stanichnik (19.02.24 06:54)

Fedor, зато как ваш ум, логика и эрудированность блещут на фоне моего сумбура и невежества!

Ankol1 (19.02.24 23:00)

Сходство шлемов и церковных куполов верно подмечено. Только тут наоборот - не купола походили на шлемы, а шлемы - на купола.

Stanichnik (20.02.24 08:27)

Такое невозможно. Что бы шлемы копировали купола, невозможно. Шлем, очень функциональное и высоко технологичное изделие для того времени. Мастеров способных изготовить шлем, в каждом княжестве было немного. Это в фильмах всё войско одето в шлемы, а реально шлемы имели только профессионалы-дружинники. А ополчение натягивало на головы побольше шапок.

Уверен, что секреты изготовления шлемов передавались от отца к сыну. И каждый разрубленный или пробитый стрелой шлем, который попадал в руки мастеров, тщательно изучался и из этих случаев делались выводы.

При рассмотрении фотографий русских шлемов, у меня складывается впечатление, что шла постоянная борьба двух тенденций. С одной стороны шлем надо было делать высоким, для того, что бы он отводил вертикальный удар. А с другой, шлем надо было делать низким, что бы при боковом ударе он не слетал с головы. Следов крепления подбородочных ремней, я на фотографиях не встречал.

Ankol1 (20.02.24 20:40)

Вообще в русской храмовой архитектуре выделяют два типа куполов - луковичные ( сферические) и шлемовидные. Шлемовидные  - более древнего типа и пришли из Византии. Какие типы шлемов были в Византии можно посмотреть в этой статье: https://topwar.ru/164597-vizantijskij-soldat-v-polnyj-rost.html?ysclid=l...

Stanichnik (20.02.24 22:30)

У меня впечатление, что русские и азиатские островерхие шлемы, были предназначены более для отражения вертикального удара. А европейсие, сферовидные, такого удара не очень боялись.Вероятно бой у нас и на востоке был тесен и более близок к рукопашному. А западный бой был более дистанционный, с применением технки - луков и арбалетов. Кроме этого, ясно, что металл у западных шлемов был лучше. 

Попов Михаил (20.02.24 19:09)

На иллюстрации к Куликовской битве у основных ( поединщиков) бойцов шлемы разные по форме: у степнячка - устаревшей конструкции, у православного - то, что сформировалось с XIII века. Но простые воины с двух сторон обряжены в одинаковые шлемы.

Stanichnik (20.02.24 20:03)

Это изображена битва Пересвета с Челубеем. В традициях средневековой живописи, на одной картине изображены разные по времени этапы поединка.

Гость (20.02.24 22:43)

О чём вообще речь ?
В храм не позволяется входить с оружием никому .
Я говорю о православном храме .
А здесь говорится , что купола храма - это шлемы ( то есть то же оружие) .
Такого не может быть по определению .
А вот шлемы от куполов - вполне .

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 8 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.