Чушка́

На косу ЧушкА (так ее местные называют, с ударением на "а") я попал  в июле 2015 года, по работе. Поездом. Тогда ходил поезд "Ростов-Симферополь" (или Москва-Симферополь - таблички на вагонах и те и те были).  Народ поездом привозили до Порт-Кавказа, там пересаживали на паром, в Порт-Крыме снова садились на поезд и ехали дальше.  Поезд стоял на станции до вечера, дожидался пассажиров с той стороны и, насколько я помню, в 18.30 отправлялся обратно.

Но у меня Порт-Кавказ был конечной точкой.

Кстати, несмотря на более чем год после Крымской весны - оборудование для упаковки постельного белья у КрымЖД было еще от прежних хозяев.


 

На место прибыли рано утром. Первые впечатления -класс! Тишина, шелест волн, крики чаек и гудки паромов. Ну, иногда и тепловозов)))

(вон там, за зданием станции, стоит поезд, дожидается вечера).

Тут надо сказать, что "объект" был с круглосуточным режимом работы, поэтому я мог приступить к работе немедленно, и часам к 9ти утра все было сделано и документы подписаны. А обратный поезд, как я уже говорил, вечером. Так что, пока на распалило солнце - немного обследовал окресности.

Сходил к порту, глянул, как работают паромы, цены, расписание. На будующее, так сказать.

Вот снимок от границы порта.


 

Еще с той фотосесии:


 


 


 

Перешел на другую сторону косы, глянул на Таманский залив.


 

Потом уже стало реально припекать, и я до вечера купался/загорал.

Пляж тянется на десяток километров, до самого Ильича. Вся береговая полоса засыпана ракушками, которые приятно хрустели под ногами.


 

И сам песок состоит из тех же ракушек, только мелко истолченых.

(некоторые снимки помечены 27м июля - мой косяк))))  Реально все происходило 28го).

Компанию мне составляли водители и пассажиры машин, стоящих в очереди на паром.

На поездку 10го августа я изменил график;)) Пока жара не началась - продолжил обследование окрестностей. Дошел до Ильича (в сам поселок не заходил), обратно до станции и чуток южнее, ближе к маяку.


 


 

За портом находится выселенный поселок, название аналогично косе - Чушка.  Когда решили построить химтерминал в порту - этот поселок попал в "зону безопасности" и его выселили. Стоят заброшенные дома, но в некоторых я заметил признаки жизни. Как мне сказали - в них останавливаются приезжие охотники и рыбаки, и поддерживают их в более-менее пригодном для "жизни" состоянии. Но большинство домов пустые и постепенно разрушаются.


 

На косе полно водоплавающих птиц, в большинстве - бакланы и лебеди.


 


 


 

В воде видел огороженные сетями участтки.


 

Думал, что рыбаки, однако, нет.


 

Когда стало слишком жарко - явился на объект (там кондей), сделал все, что надо, и до поезда - водные процедуры.

Очередная поездка состоялась в октябре. Насколько я помню - именно тогда какие-то пи....... пардон, назовем их "сторонниками европейских ценностей" - обесточили Крым. И реально - крымский берег лежал во мраке. Только в порту горели огоньки - а Керчь была темная. Над ней висела угрожающего вида Луна.


 

А на моей стороне занимался рассвет.


 

В этот раз после работы у меня было запланировано посещение Ени-Кале, где я, как любитель всяческих древностей и руин, весь день и провел. Крепостные снимки выкладывать - выходит за рамки данного "креатива", но снимки косы оттуда я таки сделал.


 

Видите, узенькую полоску перед таманским берегом, с утолщением ближе ко второй башенке? Полоска - это коса, утолщение - порт)))

А вот если залезть на самую высокую точку крепости и "отзумить" на максимум - можно увидеть такую картину. Фото не передает, но у меня дух захватило.


 

Перед глазами - Керченский пролив, коса с портом, затем Таманский залив - и в финале - Горелая. Полчаса сидел и просто любовался.........

.....Вернулся на пароме к поезду, пара вечерних снимков.


 


 

В ноябрьскую поездку, после работы, пошел в Ильич - небольшой поселок у основания косы. Июль и август - тут народ отдыхает, по словам местных - в основном семьи с детьми из Мск. Дома на 1й линии явно под отдыхающих.


 

Название главной улицы поселка нужно приводить, или сами догадаетесь?))


 

Прошел по поселку, снова спустился на вниз....


 

...потом по "колесной" лесенке поднялся на высокий берег...


 

и потопал в сторону Ахиллеона. Путь мне преградила большая стройка - тот самый энергомост в Крым.


 


 

Обойти ее не представлялось возможным. Покрутился, и пошел назад. Ахиллеон посетить не удалось.

Декабрьская поездка была посвящена изучению южной оконечности косы.

Побродил по пустому посёлку.


 


 

В том районе - просто огромное количество бакланов. Приходилось внимательно смотреть на тропинку, дабы на наступить на птиц, так сказать, закончивших свой жизненный путь.


 

Желтое пятно слева - это какая-то химия, которую грузят в порту.


 

Торчащие из воды столбы - это остатки жд-моста военных времен.


 

И вот она - самая южная точка косы Чушка!


 


 

Если выставить зум на максимум - на горизонте видно строительство Крымского моста.


 

Решил, что это самое лучшее место, чтоб употребить бутерброды и кофе из термоса))))

Обратно шел не по шоссе, а по берегу. Рапанов много. Выложил из них имя жены, снял на планшет и отправил ей по почте на работу))))) Ей понравилось.

Видел на берегу мертвого сома, здоровенного, метра два или чуток даже больше. В довольно разложенном состоянии. Я мертвяк не фотографирую, так что верьте на слово)))

Практически ровно посередине косы стоял уткнувшийся в берег плавкран. По словам местных, его штормом пригнало с украинской стороны. Хозяева приезжали, долго думали, потом, видимо, решили, что снять его с мели обойдется дороже, чем он стоит. Так и бросили. Была мысля полазить по нему, но в одиночку это крайне рискованно - черт его знает, насколько там прогнило. Провалишься еще куда -а вытащить некому.


 


 

Дошел до Ильича. Там как раз была ярмарка, и свежая выпечка Старотитаровского хлебозавода пришлась как никогда кстати:  после обеда на южной оконечности косы пошло часа три и километров этак 15.

Путь обратно до станции - шел, дышал воздухом....


 

В Сочах такие плоды на рынках продают, а тут - бери-не хочу. Я не знаю, что это, так что брать не стал.........


 


 

А с января 2016 года - поезд отменили......  Все отдали на откуп автобусникам. Первая поезда на автобусе - более/менее, но все равно некомфортно. Толком не поспишь, колени упираются в спинку переднего пассажира, а если он еще и откинуть ее решит......

В феврале - купил билет на автобус за два дня до поездки, приезжаю к отправлению - а его отменили ((((  Ненадежный это вид транспорта, и некомфортный для меня. Но делать было нечего)). На следующий день перенесли..

Весной я не ездил. Летом "объекты" добавились.  Я перестроил маршрут - садился на вечерний поезд до Анапы, утром оттуда автобусом до Порт-Кавказа. В час дня  - автобусом же выезжал до Туапсе (9 часов пути...))). В Туапсе ночевал, и с утреца "Ласточкой" до Дагомыса/Сочей. Ну, и оттуда уже возвращался домой.

Снимков почти не делал - все было отснято раннее, новенького не попадалось.

С собой в командировки я брал "просюмерку" Canon G5. А вот в июльскую поезду я рвал волосА, где только можно, потому что со мной не было зеркалки)))

Короче: выхожу после работы на пляж. Обратил внимание, что рыбаки ставят сети, от берега и на несколько десятков метров в море, примерно перпендикулярно берегу. Сказали, что косяк рыбы идет с Черного моря в Азовское, прямо вдоль берега.

Но этот косяк привлек не только "двуногих" рыболовов, но и "четырехплавниковых". Они устроили настоящее шоу, порвали кое-где рыбакам сети и ушли в сторону Ильича. Вот тут реально быстрая зеркалка помогла бы, с ее серийной съемкой и длиннофокусной оптикой.....

А так - практически ничего не "поймал". Все-таки дельфин - зверь весьма динамичный!


 


 


 

Вот на этом снимке прямо над дельфином - виден упоминавшийся выше плавкран, слева -Ильич.


 

Дельфины постепенно уходили на север, рыбаки полезли что-то смотреть в своих сетях, а я все еще пытался что-то разглядеть.......

Вот кроп одного из кадров, на котором их двое или трое из воды выскочило. Но это было уже далеко.


 

..... Потом еще была пара поездок, но там - работа да пляжинг/купалинг, до полудня, а потом - автобус....

В конце концов договор закончился, и поездки прекратились. А жаль. Очень...

 

 

 

Stanichnik (09.07.23 14:23)

Во-первых, хочу поприветствовать нового автора на Меотиде – Алексея. Я помог ему немного разобраться в редакторе, поэтому под статьёй стоит мой ник.А во-вторых, поблагодарить его за очень интересный материал. Керченский пролив и оба его берега, место удивительное. Я сам много путешествовал по этим местам, и статья Алексея вернула мене в то счастье.

 

Heach (09.07.23 19:23)

А почему проблема под его ником сделать админу? 

Ankol1 (09.07.23 21:00)

Плоды похожи на лжеапельсин-маклюру.

Stanichnik (09.07.23 21:56)

Меня очень удивили сохранившиеся опоры моста военных лет. Их, сколько я понимаю, было два. Наш автомобильный мост построенный перед самой войной, снесло штормом. А ещё был немецкий, подвесной мост. Интересно, это опоры какого?

Ankol1 (09.07.23 22:34)

Если это опоры железнодорожного моста, то это советский мост послеоккупационный.

Alex67 (10.07.23 09:02)

Это от ЖД-моста. По радиусам видно.

Stanichnik (10.07.23 09:29)

Что вы называете "радиусом"? Я там только пеньки вижу.

Alex67 (10.07.23 16:17)

А эти "пеньки" и стоят с закруглением, т. е. "радиусом". Для автодорожных мостов большие закругления ("радиусы") не нужны, а вот для ЖД - обязательно.

Именно по большим радиусам и можно определить, где какая была дорога/мост - жд или простая. Напр, та же упомянутая на сайте ветка "Лихая-Изварино" (и не упомянутая, но тем не менее сущестовавшая обходная вокруг Лихой)

Stanichnik (10.07.23 19:47)

Теперь понял. Спасибо.

Бывалый (10.07.23 21:50)

А я не понял. О чем речь? Вспоминаю виденные ЖД мосты. Не припомню никаких особых радиусов-загибов, тем более такого малого размера. Для чего они нужны? Объясните неспециалистам.

Какой поезд мог пройти по таким хилым сваям-пенькам? Узкоколейка?

Это больше похоже на остатки какого-то причала или вспомогательного сооружения

Alex67 (10.07.23 23:36)

Уфф... Попробую объяснить.

Мосты всегда старались делать прямыми, но если условия не позволяли сделать "заход"на мост достаточного радиуса на суше - то приходилось делать и кривые мосты.

Вот, например, "Малый Немецкий" в Ставрополе:

Еще заграница:

А по поводу "хилости" - временные "военные" мосты вполне выдерживали легко- и средневесные составы. Паровозы, конечно, не ИС и не ФД (которые под сотню тонн) - а Ов, не тем не менее.

Вот (картина на основе фото)

Вот здесь - https://bangkokbook.ru/foto/most-cherez-ladozhskoe-ozero.html  - разные снимки "военных" мостов, как широкой, так и узкой колеи.

Пока все, спать хочу. Завтра продолжу....

Бывалый (11.07.23 12:50)

Надводная часть моста была прямой.  Подходы-радиусы были на суше.

Бывалый (11.07.23 12:52)

Мост не был временным или военным. Строили надолго

Alex67 (11.07.23 14:47)

Продолжим))) Вот интересные документы - https://kerch.rusarchives.ru/documents-list    (если заходить лисой/хромом/еджем - может ругаться на сертификаты, яндексом - не должен).

И если их посмотреть - то у меня возник следующй вывод: все эти "пеньки" имеют прямое отношние к ЖД-переправе челез пролив, НО! к нашей 1944года, или к недостроенное немецкой - вот тут вот вопрос.

Бывалый (11.07.23 16:18)

Не открывается. Выложите фотографии с того сайта или скриншоты.

Бывалый (11.07.23 16:20)

Место совпадает. Нет сомнений, что «пеньки» имеют отношение к переправам или мостам военного времени. Но не вижу оснований, чтобы называть их изогнутым подходом к мосту-1944.

Бывалый (11.07.23 16:22)

Восточная часть моста выглядела так. Мало сходства с пеньками, которые видны на вашей фотографии.

Nгорь (16.07.23 17:38)

Эти пеньки - закладные жд дамбы, вероятно щебеночной. Ниже в обсуждениях карта с сохранившимся жд подводом к мосту.

Alex67 (11.07.23 22:22)

Если говорит "404" - то можно вот так - https://kerch.rusarchives.ru/, и там "коллекция документов". Нам интересны:

 

 

Alex67 (11.07.23 22:41)

Сайт не дает возможности скачать картинку, сделал скрин самого интересного:

 

Stanichnik (12.07.23 20:58)

Интересная схема. Написано "Схема строительства 27 8 43. Но в это время на одном берегу были наши, на другом немцы.

Бывалый (12.07.23 21:37)

Чушка и Тузла были очищены от немцев 9 октября 1943 года

Stanichnik (12.07.23 21:41)

Я поленился почитать, и думал, что раньше. Тогда эта схема тем более не понятна.

Alex67 (12.07.23 23:36)

Так там же ясно сказано - "дешифрование аэрофотоснимков Керченского пролива от 26 и 27 августа с/г" ))) Фрицы там были. А наши снимали.

По аэрофотоснимкам (нашим) и составлена. Взглянуть бы на эти снимки.  К сожалению, в отличии от немецких - наши аэрофото в инете практически отсутствуют(((

Alex67 (11.07.23 22:51)

Сайт не дает возможности скачать картинку, сделал скрин самого интересного:

 

это п.6
Alex67 (11.07.23 23:01)

В донесении начштаба 44й ждб (не скринено, это №5 в списке документов) - делается вывод о строительстве ширококолейного моста, а в донесении п/п Яцыно - о узколейном+авто.

Но в любом случае - кривой заход есть. Более того - если поверить это место по "исторически снимкам" в Гуглоземле - там под водои иногда и остатки насыпи проглядывают.

Так что "пеньки" явно железнодорожные, но, скорее всего - не наши 1944 года, а фрицевские 1943го.

Бывалый (12.07.23 14:05)

Вполне вероятно, что «пеньки» это остатки одной из двух дугообразных свайных пристаней

Alex67 (12.07.23 23:11)

Вряд ли. Нет никакого смысла строить пристани дугообразными. Иначе как к ним суда причаливать будут?

Кроме того, на люфтфото видно кривая насыпь, которая также упоминается в донесении Яцыно и указана на приложении к данному донесению.

Бывалый (13.07.23 00:10)

Пристани «дугообразные», т.е. с радиусами, чтобы завести на них жд полотно.

Обсуждаемые пеньки это сваи, не насыпь. Пристани описаны как свайные, а не насыпные

Бывалый (12.07.23 22:00)

Немецкая аэрофотосъёмка 24 января 1944 года. Что удивительно, не видно следов канатной дороги и переправ

Попов Михаил (13.07.23 10:55)

Направление «выпуклости» свайных дуг на фотоснимке и причала на аэрофотосъемке одно и то же. - на юг. Значит в ходе качественной дискуссии точно определили, что Андрей зафиксировал остатки германского причала.

Но меня на аэрофотоснимок сильно заинтересовали установки туманообразования ( отмечены цифрой 3). Получается, что одна была плавучей? Не знал, что такие в годы второй мировой активно использовались.

Stanichnik (13.07.23 21:04)

Меня эти установки тоже заинтересовали. Быстрый поиск ничего интересного не дал. Интересно, что они прикрывали? Суда идущие через пролив?

Бывалый (13.07.23 23:00)

возможно, об этом

Alex67 (14.07.23 22:23)

Скорее всего - катера. На малых кораблях ВМФ установки дымзавес имелись штатно. Да и сейчас имеются. (В телегах есть съемки с украинской стороны во время мариупольской операции - с берега "немцы" ПТУРят наш катер, некритично. После чего он ставит дымзавесу и уходит).

Stanichnik (14.07.23 23:10)

Дымовая завеса, известное и старинное дело. Еще в древности бросали в костры мокрую траву, что бы скрыть построение войск. Паровые корабли изменяя режим горения в котле, дымили и скрывали порядки боевых кораблей. Примеров множество. Но здесь, именно искуственный туман. Мне представляется, что во время Крымской операции, через пролив было очень интенсивное движение грузовых судов. Немецкая авиация мешала. И несколько паровых катеров, приспособили для испарения воды. Собственно и приспосабливать ничего не надо. Просто воду нагреваемую в котле пускали не в машину, а в воздух.А известно об этих событиях мало, потому, что эффективность этих действий, в продуваемом ветром заливе, была низкой.  

Stanichnik (12.07.23 22:50)

Боспор Киммерийский

Игорь (16.07.23 13:55)

Остатки подвесной канатной совецкой дороги на базе немецой 1943 и остатки советского жд моста из немпецких материалов 1944. Разрушенные сваи и опоры показаны Т-образными обозначениями.http://www.etomesto.ru/map-krym_kerchenskiy-proliv/

Игорь (16.07.23 14:23)

Более того, на стороне Чушки, хорошо видны остатки складов, жилых помещений, закладных и жд насыпей. Оставшиеся видимо еще от канатной подвесной дороги.

Stanichnik (16.07.23 16:26)

Игорь, что по-вашему, есть эти сваи, на снимке Алексея?

Nгорь (16.07.23 17:19)

Начало жд моста. На месте дуги жд путей образовалась лагуна. Севернее в море видны две бетонных опоры вместе с опалубками, один из них недостроенный. На карте показаны как о. Искуственный

Бывалый (16.07.23 17:58)

Бетонные опоры моста сохранились. Мост был прямой, без загибов. Изогнутая линия пеньков по соседству это что-то другое. На этом месте несколько раз что-то строили

Nгорь (16.07.23 18:21)

Вот лишь бы поспорить))) Видно продолжение железки?

Бывалый (16.07.23 18:51)

Не видно. Нарисуйте мост и железку

Nгорь (16.07.23 19:25)

)))

Бывалый (16.07.23 19:30)

Я уже выкладывал карту-схему моста 1944 года. Подходы-радиусы были на суше

Nгорь (16.07.23 19:39)

А я карту мареманскую))) Не схему

Бывалый (16.07.23 19:44)

Вилами на воде можно начертить эстакаду любой кривизны)

Nгорь (16.07.23 20:50)

Приходится признать, вы абсолютно правы. Постоянный ЖД мост был на 12 километре чушки. Сейчас это причал ООО Верп.

Бывалый (16.07.23 19:37)

Изогнутый подход к мосту на Чушке (на суше)

Nгорь (16.07.23 18:27)

И да, Чушка узкая для дуги рельсового поворота на 90гр, поэтому пришлось делать вынос в море

Nгорь (16.07.23 20:51)

Я был не совсем прав. Бывалый правее)

Nгорь (16.07.23 20:46)

Гы, гы. Постоянный мост был на 12 километре Чушки. http://kerch-most.ru/v-1944-godu-most-cherez-kerchenskij-proliv-byl-vrem...

Alex67 (16.07.23 20:55)

Так. думаю, надо будет отдельную тему - напр, "В поисках остатков моста" :)))))

Бывалый (16.07.23 21:07)
Nгорь (16.07.23 21:29)

Однако в статье очевидца упоминается ВРЕМЕННЫЙ мост и ПОНТОННЫЙ мост . И не надо вспоминать, что еще турки из Ени-Кале пытались, достаточно успешно, перегородить пролив каменными бонами от Чушки до Крепости

Бывалый (16.07.23 22:06)

Турок из рассмотрения я бы исключил). Сваи-пеньки явно времён войны. 

Очевидец лукавый и рассказывает ерунду: «Моста теперь нет. Утратив свое стратегическое значение, он был разобран и заменен паромной переправой». 1989 год. Он стесняется сказать, что мост был снесён ледоходом (!). Как такой мост мог утратить стратегическое значение? (!)

Некоторые элементы моста были временными, предполагалось позднее заменить их капитальными, но не успели(.  Понтоны использовались для технологических целей, для строительства опор и т.п.

Nгорь (17.07.23 10:47)

"Все врут" (с) др.Хаус. Свидетели особенно.)))

Nгорь (17.07.23 10:57)

Вот такая фигня, малята.

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 8 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.