"Динозавры" в Нахичеванской протоке

Прогуливаясь, как обычно, по крышам заброшенных промышленных зданий, я в очередной раз раздвинул ветви и обомлел. На берегу Нахичеванской протоки на песке грели животы два динозавра. А неподалёку, смотрел на воду третий.

Это действительно динозавры. Никто уже не помнит, как они, встав на подводные ласты, тьфу, крылья, гоняли всякую лодочную мелочь на Донских просторах.

Последние "Ракеты", "Метеоры" и дебаркадеры на нижнем Дону
 

Да, это они. Исчезнувшие даже из памяти «Ракета» и «Метеор». А рядом стоит настоящий дебаркадер. Такие стояли раньше на всех крупных пассажирских пристанях.

Во времена, когда речной транспорт был главным, в них размещались кассы, администрация, буфеты и рестораны, и многое другое, что может понадобиться пассажирам.

Последние "Ракеты", "Метеоры" и дебаркадеры на нижнем Дону
 

Могу ошибиться, но предпоследний дебаркадер на нижнем Дону сгорел где-то в районе ресторана «Казачий курень». Значит, это последний.

А про «Ракеты» и «Метеоры» я могу вспоминать много и долго. Не было более привычных пассажирских судов в нашем крае. А сегодня я петлял по узким и кривым улочкам, примыкающим к порту, и выбирал место, чтобы получше сфотографировать эти два судна. Наверное, последние.

Последние "Ракеты", "Метеоры" и дебаркадеры на нижнем Дону
 

Когда-то собрал все старые фото этих стремительных лодок в одной заметке

«Ракеты» и «Метеоры»

 

В прошлое не вернуться. Дебаркадеры были нужны в качестве плавающих причалов для больших пассажирских судов.  Без них таким судам было бы очень трудно швартоваться при изменении уровня воды. Не стало крупных пассажирских судов, не стало и дебаркадеров.

А «Ракеты» и «Метеоры» не выдержали конкуренции с бурно развившимся автомобильным транспортом. И так понимаю, при несомненных преимуществах в скорости и комфорте, были они очень расточительны по расходу топлива.

Последние "Ракеты", "Метеоры" и дебаркадеры на нижнем Дону
 

Помню, как еще школьником-лоботрясом с компанией друзей совершил дерзкий побег из одного пионерского лагеря в райском уголке Цимлянского района. Так, разрабатывая план побега, мы были очень удивлены, узнав, что билет до Ростова на «Ракете» стоит 25 рублей, а на поезде всего 4.

Так вот, этим кораблям и этим причалам не вернуться в наше время. Но для чего-то они стоят на территории порта и сдавать в металлолом их не торопятся?

А музей речного транспорта у нас в стране есть только в Нижнем Новгороде. Мечтаю.

Еще вспомнил замечательное стихотворение ростовского автора о не таких далеких временах, когда речной транспорт был главным.

 

Помощник капитана. Прогулка в 1960г.

 

 

 

 

Попов Михаил (07.03.22 23:26)

По средней Волге «Ракеты» продолжали курсировать в конце 1990-х годов. Может и позже бегали, но это к знатокам. А вот по цене билетов в конце 1970-х не соглашусь: помню, что в 1982 году на «Ракете» перемещался с супругой и детьми из РнД в Жданов. И это было очень подъёмно для нашего достаточно скромного бюджета. Так что и здесь подождём комментарии знатоков.

Stanichnik (08.03.22 12:09)

Я других цен не помню. Но помню, что для поездок в Багаевскую, других вариантов кроме "Ракеты" небыло. Ходил рейсовый "Пазик" от автостанции, но он так плотно был набит местными с их богажом, что туда лучше было не соваться. Даже при посадке на "Ракету" часто приходилось переступать через мешки с огурцами.

Сергей61 (07.03.22 23:40)

В Жданов - Мариуполь ходил Метеор

Дм. (10.03.22 02:46)

"Комета"

Stanichnik (08.03.22 18:03)

Интересный факт. Мощность двигателя этих судов на подводных крыльях, была 900-1000 л\с в зависимости от комплектации. А танка Т-72, всего 780 л\с. Так танк нес 30 т. брони и боекомплект. А Ракета или Метеор - 60 человек. 

Подозреваю, что был крупный военный проект по строительству боевых кораблей на подводных крыльях. И под него были созданы избыточные производственые мощности, которые были дозагружены совершенно не рентабельным гражданским проектом.

Бывалый (08.03.22 20:08)

На «Ракеты» ставили не новые танковые двигатели, а отработавшие свой моторесурс, после капремонта. Не от Т-72, а более ранних моделей. В СССР танков и старых двигателей от них было много. Восстановленные двигатели обратно на танки уже не ставили, использовали для гражданских нужд

 

Stanichnik (08.03.22 20:24)

Я посмотрел наскоро несколько статей в интернете по двигателям. Можно сказать, что у танкового двигателя и двигателя, который ставили на "Ракеты" и "Метеоры" был общий предок. Но это были разные двигатели.

Бывалый (08.03.22 21:20)

Прародителем был дизель от Т-34. Первым делом, первым делом танки и военные самолёты, ну, а гражданское судостроение потом..

Serj (09.03.22 01:06)

"Не надо лишних слов! Не надо паники!" Это НЕ последний рейс на Титанике!)))  Уже четвёртый год от Ялты до Севастополя ходит "Комета-120М" последней модификации. Говорят, с пластиковым корпусом. Скорость - 35 узлов. Так что- занимается рассвет новой эры!

Андрей Stanichnik (09.03.22 10:10)

По мне так всё ясно. В СССР образца 60-х, 70-х готов, главными потребителями бензина и солярки были вооруженные силы, сельское хозяйство и горнодобывающая промышленность. Высокая цена на топливо, для этих отраслей была вредна, так как были они бюджетными и дотационными.
В этот среде, возник проект массового производства судов на подводных крыльях. Эффективных только в условиях заниженных цен на топливо.
Как только бурно развился наземный, частный и личный транспорт, цены на топливо стали коммерческими, и даже отягощены дополнительными налогами. В этой ситуации суда на подводных крыльях «волной смыло».
Возрождение флота на подводных крыльях в прежних масштабах, невозможно. Но в отдельных местах, на «не замерзающих» побережьях. Там, где плотный трафик по берегу. Вполне может быть.

Попов Михаил (09.03.22 18:28)

С апреля по ноябрь с трёх причальных дебаркадеров Петербурга конкурирующие компании примерно каждые 10 минут отправляли последние годы Метеоры на Петергоф ( и обратно). Не скажу за весну и осень, но летом вне пандемии загрузка была постоянно 100%. Билет без скидки стоил около 1000 рублей на полноценного взрослого (детям - полцены, пенсионерам - примерно 70%). В пути. - 35 минут. Вот это была рентабельная линия. Полагаю, что в этом году умрет.

Stanichnik (09.03.22 18:42)

Я видел пару лет назад очередь из Метеоров у причала Петергофа. Это было впечатляюще. При том, что на машине я в Перегоф добирался полтора часа. Но таких примеров мало.И почему вы считаете, что этот маршрут умрет? Западные туристы не приедут? Так там в основном китайцы. В Эрмитаже так чуть меня не задавили)))

Ankol1 (09.03.22 20:18)

В Ростове еще есть дебаркадеры: в Гниловской два: https://zen.yandex.ru/media/id/5f441888e88e6048b328e97a/depopuliaciia-de...

 

Колькя (10.03.22 08:17)

Был дебаркадер и в Белой Калитве

Stanichnik (11.03.22 07:15)

Великолепные фото. Особенно то, на котором Караул гора абсолютно чистая. Даже не узнал сразу.

Бывалый (10.03.22 22:29)

"Потомок динозавров". Когда-нибудь доплывёт до нас

Stanichnik (11.03.22 07:29)

Мы тут уже выяснили, такие суда будут вполне рентабельны между Питером и Петергофом и между Севастополем и Ялтой. И там, и там, водные прогулки приятные и главное, короче сухопутных. Не скажу, что интереснее.А где у нас? 

Бывалый (11.03.22 13:49)

Современные проекты в области транспорта заточены прежде всего на рентабельность и окупаемость. Совсем не факт, что в "новых Ракетах" используются прожорливые танковые двигатели.

По Волге ходят, чем Дон хуже?

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 100 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.