Ростов 1959

Листая подшивку «Вечернего Ростова» за 1959 год, уже в январе обнаружил, что именно тогда в нашем городе началась «Эпоха Газелей». А именно, на улицах появились первые микроавтобусы.

Правда тогда их называли крытыми грузовиками.

Буханка и другой общественный транспорт на улицах Ростова в 1959 г.
 

Заметка вызывает некоторое недоумение. Автомобиль назван «ЯЗ-450» и написано, что выпускался он Ярославским автозаводом.

Несомненно, что на фото первый вариант нашей прославленной «Буханки». Но её модель УАЗ-450. И выпускал эту машину Ульяновский завод. А Ярославский таких автомобилей не делал, более того, в 1958 был перепрофилирован в специализированный моторный завод.

Так  по крайней мере говорят популярные источники. Или журналисты напутали. Или… это Ростов.

Но Ярославский общественный транспорт на улицах города был. В следующей заметке говорится о троллейбусе-ветеране, ушедшем на пенсию, но продолжающем трудиться в качестве машины технической помощи.

И этот троллейбус марки ЯТБ  выпускался в Ярославле.

Троллейбусы на улицах Ростова в 1959 г.
 

А улицы города в 1959-м году бороздили троллейбусы, сошедшие с конвейера в городе Энгельс, на заводе им. Урицкого.

Троллейбусы на улицах Ростова в 1959 г.
 

Если продолжить тему транспорта в Ростове в 1959 г., то стоит обратить внимание на эту рекламу мотороллера Тула-200. Его начали выпускать в 1957 г. на Тульском машиностроительном заводе.

У меня и других людей, родившихся и выросших в СССР, есть стойкое понимание рекламы, которое не изменит никакой рынок. То, что необходимо, дешево и качественно, и так «с руками оторвут». За такими товарами стояли длинные очереди. А на рекламные плакаты попадали товары, которым, мягко говоря, не хватало этих трех качеств.

Мотороллер Тула в Ростове на Дону
 

Почему на страницах газеты пришлось рекламировать этот мотороллер, не знаю. Но насмотревшись на них, полуразобранных, печально стоящих в гаражах и дворах, подозреваю, что не всё было хорошо с качеством у этих машин. И цена 5000 р., вызывает подозрение, что был он дороговат. В те годы зарплата в 700-800 р. считалась хорошей.

И вообще, не наша эта машина, учитывая расстояния, дороги, климат и многое другое в укладе жизни.

При виде этого дома сладко дрогнуло сердце. Оказывается, он был сдан в 1959-м.

Дом 100 А на пр. Сельмаш в 1959 г.
 

На остановке «Сельмаш» стоит троллейбус. А трамвай, сворачивающий на ул. Сержантова, тогда Конвейерную, помню так смутно, что уже не уверен, что помню.

Еще вспомнил массивные, деревянные двери гастронома на первом этаже. А такие фонарные столбы еще можно отыскать в этом районе.

Знаю один.

Ankol1 (12.12.21 01:52)

ЯЗ-450 - это явно "опечатанный" УАЗ-450!

Stanichnik (12.12.21 10:49)

Мне вот, что подбросили в соцсетях. Там тоже "ЯЗ".

Ankol1 (12.12.21 21:27)

Мне думается, что и здесь все-таки опечатка. Не мог Ульяновский автозавод ЯАЗы выпускать! Разве, что это - Яльяновский автомобильный завод!-) Или просто - Яновский...

Stanichnik (12.12.21 21:39)

Я тоже так думаю.

Serj (14.12.21 14:02)

Да какая там опечатка! Если вы не слыхали о Ярославвском автомобильном заводе, это не значит, что он не существовал!

Stanichnik (14.12.21 15:18)

Уважаемый Serj, мы о Ярославском автомобильном заводе слыхали и читали. Более того, я там был, почти сразу после тысячелетия города. До сих пор вспоминаю эту поездку, завод и город.Но мы нигде не можем найти сведения о том, что этот завод выпускал микроавтобусы. Если у вас есть такая информация, поделитесь пожалуйста.

Serj (16.12.21 00:58)

Да нет у меня информации. Но, судя по нестандартной облицовке радиатора и отсутствию эмблемы Ульяновского автозавода, я вполне склонен верить очевидцу-корреспонденту, что небольшая партия (в дальнейшем УАЗ-450, "буханка") могла быть собрана на Ярославском автозаводе. Пока не было принято окончательное решение о месте производства.

Heach (12.12.21 11:39)

С годом сдачи дома на Сельмаше ошибочка, вероятно :) Про транспорт наш Сельмашевский аксакал может много поведать. Что-то давненько весточек от него не было

Stanichnik (12.12.21 17:55)

Да, это опечатка. Спасибо.

Геннадий (12.12.21 13:36)

Юра, насчет марки ЯАЗ (а не ЯЗ) могу сказать только то, что такие небольшие автомобильчики вполне могли в то время выпускаться на РАЗНЫХ автозаводах. На том же Ярославском и еще, вполне возможно, на Ульяновском. А Ярославский завод действительно вскоре превратился в моторный. Маршруток таких я не помню, это, скорее всего, действительно грузовичок. А маршрутки тогда или чуть позже ходили в Ростове по единственному маршруту - от агентства аэрофлота (Энгельса - Островского) в аэропорт - это была модификация "Волги" на СЕМЬ мест (считая водителя). А следующим типом маршруток уже в 1960-х годах были мини-автобусы Елгавского завода в Латвии (РАФики). РАФ - аббревиатура: Рижская автомобильная фабрика (сначала этот небольшой заводик был в Риге, а потом для него построили более крупное предприятие в Елгаве, но марка РАФ осталась. Но, скажу честно, я тогда еще сильно этим не интересовался, был еще школьником.

Heach (12.12.21 15:05)

Выходит, что ЯАЗ, таки. И так и так ошибка.

Геннадий (12.12.21 13:43)

Что касается углового дома, где был Гастроном, то это - Проспект Сельмаш, 100, а не 100А. Построен действительно в конце 1950-х. А дом 100 А - это пристроенный к дому 100 СЕМИЭТАЖНЫЙ нестандартный дом, в котором были ПЕРВЫЕ НА СЕЛЬМАШЕ ЛИФТЫ, и пацаны уже 1960-х годов туда бегали покататься на лифтах (в том числе я). Никаких кодовых замков на подъездах тогда и близко не было. На фото очень классно смотрятся трамвай № 1 (Светлана будет рада такое увидеть) и классический "синий" троллейбус тех лет.

Stanichnik (12.12.21 18:06)

Жил в этом доме, который 100 А, семиэтажный, с лифтами. У всех жильцов были ключи от лифтов. Судя по конструкции ключей, это была доработка лифтов.  

Геннадий (12.12.21 19:50)

Интересная деталь. Ну, значит, эти ключи сделали не сразу после заселения, чтобы мальчишки перестали приходить кататься. А я успел!

Heach (12.12.21 23:13)

Первый лифтовый на Сельмаше. Значит здесь Сельмаш начал расти вверх:)

Светлана Николаева (12.12.21 23:30)

В " Ниве" долго был лифт с ограждением из сетки, с открытой шахтой. 

Heach (14.12.21 23:39)

"Нива" позже была построена.

Гость (15.12.21 06:49)

Намного позже. Я же только о лифте.))

Гость (12.12.21 21:55)

А мясной во дворе помните?

Stanichnik (12.12.21 22:51)

Конечно помним. Он был мелкооптовым. И павильон приема стеклотары, к которому в дни работы стекался весь поселок, помним. 

Светлана Николаева (12.12.21 23:21)

И я жила в этом дворе до 1967 года. В доме с номером 100, это была коммунальная квартира. Люблю этот двор, иногда захожу. 

Плохо помню такой троллейбус, ну, а трамвай, звенящий, дребезжащий, мой родной. ) Хорошо помню его на Сержантова.

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 100 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.