Фотосклейка. Война на Будённовском (28)


1942. Начало второй оккупации.

Старый базар / Центральный рынок

Фотографии, сделанные со встречного направления, здесь

Stanichnik (24.09.21 17:22)

Опять скажу, что совмещение ракурсов, точное.

Бывалый (24.09.21 18:31)

Место, где стоял фотограф, угадать легко - угол у "дома Никитина"

Stanichnik (24.09.21 19:03)

Сделал бы он снимок ещё чуть влево и мы бы точно знали где стоял КВ.

Бывалый (24.09.21 19:15)

Танк есть на десятках фотографий. Вот кадр из киносъёмки

Stanichnik (24.09.21 23:26)

Скажи, а где танк на этом аэроснимке. Это июль 1942. Танк должен быть на остановке трамвайной линии, где стрелочка. А его нет. Доска почета много правее есть и хорошо видна. А она по габаритам не больше танка. А танка нет.

Бывалый (25.09.21 09:30)

Думаю, что застрявший танк был оставлен экипажем в последний момент, когда немцы были уже совсем близко.

Предположу, что снимок с самолёта был сделан до штурма города 23-25 июля. На снимке есть цифры 42. Интересно было бы определить точную дату

Stanichnik (25.09.21 10:44)

Не могу отделаться от мысли, что с этим танком что-то не так. Зачем он полез на трамвайную остановку, когда точно было известно, что там щель-убежище? И деревья вокруг и ограда. Нельзя придумать более нелогичного места для тяжелого танка. Понятное дело - война, всё может быть. Но...

Бывалый (25.09.21 11:13)

Версию про «щель-убежище» я не считаю доказанной. Думаю, что танк просто зарылся в рыхлый грунт, когда безуспешно пытался проломить ограждение. Об этом я подробнее писал здесь

Stanichnik (25.09.21 16:23)

Откуда там рыхлый грунт посреди брусчатки? Хотя конечно могла быть воронка от бомбы. Вобщем пока не найдутся какие ни будь дополнительные сведения, спорить сейчас безсмысленно.

Ankol1 (25.09.21 23:16)

Рискну высказать еще такую гипотезу: танк стоял где-то в другом месте. Его попытались перетащиь, но не удачно.

Stanichnik (25.09.21 23:39)

Ты скажи почему танка нет на аэросъемке сделанной сразу после захвата города в июле. Там на фото даже дым от горящих домов виден. Значит и трех дней не прошло, а танка нет. Я снимок выставил несколько комментариев ранее.

Бывалый (25.09.21 23:56)

Логично предположить, что снимок был сделан в целях разведки при планировании штурма города. Зачем фотографировать уже захваченный город?

Ankol1 (26.09.21 00:10)

Дым может быть от пожаров в реузультате бомбардировки накануне штурма.

Stanichnik (26.09.21 08:48)

Если бы снимок был сделан накануне штурма, Будёновский был бы забит нашими войсками.

Бывалый (26.09.21 10:35)

Не факт. Переправа уже разрушена. Будённовский утратил транзитную функцию.

Бывалый (26.09.21 00:56)

Здание на аэроснимке, помеченное синей галочкой, (второе от Будённовского) еще сохранное, с крышей. Когда оно попадает в кадр вместе с танком, оно уже полностью разрушено 

Бывалый (26.09.21 10:46)

Еще. Дом Советов на аэрофотоснимке выглядит неразрушенным. На снимках времён оккупации он уже сгоревший, без крыши

Ankol1 (26.09.21 09:34)

Про снимок можно строить сколько угодно предположений, пока не будет известна его дата.  Но еще посмею предположить. Он нечеткий, и возможно, танк не виден из-за клубов дыма. Гаубицу тоже ведь не видно, хотя она стояла, как мы определились, одномоментно с танком - в самом начале оккупации.

Бывалый (26.09.21 10:37)

Танк простоял на своём месте несколько месяцев. Гаубица могла там быть один день

Бывалый (26.09.21 00:07)

(Анколлу) То есть ограда была покорёжена во время перетаскивания танка через ограду? Нет. Столбики были смяты самим танком. За правой гусеницей можно увидеть груду земли, которую танк выгреб из-под себя

Ankol1 (26.09.21 00:19)

Если принять за факт,что аэрофотоснимок сделан после захвата города, то можно предположить и такое, а не пытались ли немцы перегнать захваченный исправный танк своим ходом, но у них что-то пошло не так?

Бывалый (26.09.21 01:19)

Если бы немцам достался исправный танк, и они по неопытности посадили его «на брюхо», то у них хватило бы ума и времени, чтобы  вытащить танк из ловушки. Если у танка работают гусеницы, то он способен вытащить себя сам при помощи бревна, прикреплённого к гусеницам

Stanichnik (26.09.21 12:50)

Я в очередной раз затевая разговор о танке без дополнительных фактов, не надеялся на какой-то результат. Но неожиданно у меня родилась версия событий, которая может что-то объяснить. Как известно, немцы входили в город "на плечах" наших отступающих частей. И наверное нашим очень нужен был отрыв, что бы переправить последние части. А немцы уже поставили ортиллерию на Комсомольской площади и не давали нашим поставить даже маленький заслон. 

Вот для отпора наступающим немцам и мог быть послан этот танк. Но пройти прямо по Буденовскому он не мог. По нему еще двигались части и он был загроможден брошенной техникой. И вероятно танк КВ попытался подняться по проспекту в обход препятствий через трамвайную остановку.  Не получилось. Вытащить в условиях боя уже не смогли. Использовали его как огневую точку до последнего.

Бывалый (26.09.21 14:35)

На Будённовском «заслоны» были в виде ДОТ-баррикад. На фотографиях видны следы боёв и наши разбитые пушки. Немцы прошли Буденновский с большим трудом.

Конечно, танк должен был участвовать в обороне. Возможно, он был в засаде среди поваленных деревьев. Выбирать другие позиции предполагалось в зависимости от боевой обстановки. Идти в самоубийственную атаку по Будённовскому под огонь немецких пушек не было смысла. Правильной тактикой было огнём уничтожать наступающих немцев, маневрируя и не подставляя себя

Каким был последний бой танка, мы не узнаем. Видимые повреждения могли быть получены в предыдущих боях. Фатальных разрушений нет, возможно, экипаж остался жив

В прошлом обсуждении Валерий на фотографиях показал, что во время штурма Будённовский не был запружен отступающими войсками и брошенной техникой, т.к. переправа уже не работала. У танкистов не было особой необходимости проламывать ограждение, это была их ошибка

Гость (01.10.21 22:34)

Щель выкопали в брусчатке ?

Stanichnik (02.10.21 19:51)

А почему нет? Брусчатка легко разбирается. Её во время стачек и забастовок, пролетариат использовал как оружие. Вспомните картину "Оружие пролетариата".Во время войны такие щели копали повсеместно. Во дворах и людных местах.

 

Почитайте здесь.

Бывалый (02.10.21 20:06)

Я не видел ни одной фотографии, на которой была бы видна брусчатка внутри ограждения

Sergey_A* (30.09.21 22:15)

самое странное, что в каталоге снимков NARA этой серии нет, но тоже соглашусь, что снято до штурма города, возможно даже до 22.07.1942 года. Немцы активно проводили аэросъемку именно в преддверии штурма, во время штурма аэроразведка уже была не нужна.

Stanichnik (01.10.21 09:30)

Эти карты с популярного ресурса "это место". А откуда у них, не знаю.

Бывалый (02.10.21 14:01)

Судя по тени на аэроснимке, колокольня еще стоит в полный рост. Не удалось найти информацию о дате её разрушения. Пишут, летом 1942, перед немецким наступлением, чтобы не служила ориентиром…

vvd (02.10.21 17:38)

На аэрофотоснимке видна кладка яруса колокольни, вместо ее купола. Т.е. колокольня уже разрушена.

Бывалый (02.10.21 20:04)

Согласен. Соотношение теней колокольни и собора на снимках 1942 и 1943 годов похожее. Тень от собора длиннее. Удивительно, что история не сохранила дату разрушения колокольни

Гость (02.10.21 17:33)

Серия из четырех аэрофотоснимков Ростова: 1942, двух 1943 и 1944 годов была вот на этом ресурсе: http://www.wwii-photos-maps.com/ . Там же были три снимка Аксая (станицы Аксайской) и Новочеркасск. Вообще же ссылка, например, на снимок 1942 года была такая: http://www.wwii-photos-maps.com/aerialmiscellaneous/slides/Rostov-on-Don... . В самой ссылке виден только год снимка без конкретной даты. На ссылках остальных фотографий была видна и конкретная дата. Например, снимок 1943 года: http://www.wwii-photos-maps.com/aerialmiscellaneous/slides/Rostov-on-Don... . Сами фотографии на сайте были с такими же календарными данными. Ссылки на снимки сегодня не работают.

Stanichnik (24.09.21 17:25)

Еще скажу, это не совсем "начало второй оккупации". Город прибрали, но листья еще опали не все, и виден человек в длинной одежде. Скорее октябрь.

Бывалый (24.09.21 18:38)

Гостиница "Дон" еще почти цела. История гостиницы здесь

Stanichnik (24.09.21 19:02)

Наверняка её взорвали, но точная дата не указана нигде.

Бывалый (24.09.21 19:03)

Еще похожее фото с сайта pastvu.com. Здесь город не очень прибран

Stanichnik (24.09.21 19:05)

Вот это точно, самое начало оккупации.

vvd (16.10.21 13:19)

Упоминалась здесь в обсуждениях щель-убежище. Вид такой щели в Ростове, но не Московской, а на Энгельса (Б. Садовой). Рядом там дверь, сорванная с петель. Трамвайная остановка была на Ворошиловском, за правым краем снимка.

Stanichnik (16.10.21 19:01)

Вот зачем она в этом месте, если не для людей стоящих на остановке? И на Энгельса ведь тоже должна была быть остановка.

Бывалый (16.10.21 21:55)

До Ворошиловского здесь метров 25-30. Нельзя было ближе построить? Сколько человек помещалось в этом погребе? Когда он был построен? Почему успел сверху зарасти бурьяном? Сооружение на фото могло иметь и другое назначение. В чем сходство с тем, что видно рядом с танком?

Бывалый (16.10.21 22:22)

Место выглядит странно.  Здесь во все времена был широкий тротуар.

Бывалый (19.10.21 23:39)

Тротуар был двухрядным. На переднем плане немецкого снимка видна не проезжая часть улицы, а ближняя часть тротуара.

На довоенной фотографии при желании можно увидеть некий объект прямоугольной формы, который, возможно, попал и на немецкую фотографию.

Stanichnik (20.10.21 07:42)

"Некий объект прямоугольной формы" на снимке 1915 г, скорее всего фотобрак. Очень неестественно он выглядит. Тем более, что на снимках 1921 и 1928 гг, ничего похожего нет.

Бывалый (20.10.21 12:31)

На первом снимке "объект" заметен, т.к. очерчен снежными сугробами. На следующих снимках он может быть скрыт за зеленью

Stanichnik (20.10.21 12:53)

Пусть так. Но первый снимок сделан в 1915-1917 гг., а второй в 1942. Не могу предположить, что бы на главном городском перекрёстке так долго находился какой-то погреб.

Бывалый (20.10.21 16:15)

Точно 1915-17?  Публика выглядит по-советски, и на угловом здании читается вывеска «Госстрах»

Stanichnik (20.10.21 20:07)

Я доверяю сайту pastvu.com

Там обсуждение дат и точек съемки, одна из сильных сторон сообщества.

Перпвое фото, кстати да, советского времени. А второе дореволюционное.

Ankol1 (20.10.21 20:35)

Я, может, что-то не понимаю? Первый снимок и на pastvu датирован 1921-1929. Хотя почему то тут же аналогичный снимок датирован 1915-1917. Но по всем признаком это - послероволюция. Самый верный признак -  советский герб на фронтоне банка. До революции там был орел, как и в нынешние контрреволюционные времена.

Бывалый (20.10.21 20:41)

Я не доверяю никому)  Госстрах - контора из советского времени

Stanichnik (20.10.21 20:45)

Мы в этом споре можем далеко в дебри зайти. Упростим ситуацию. Пусть это будет середина 20-х. Прямоугольник виден только на одном из многих фото. И если это простой хозяйский погреб, то значит он счастливо пережил снос храма и дожил до сороковых. И это на главной площади города. Невозможно. 

Бывалый (20.10.21 21:48)

Нам ли бояться дебрей и смелых гипотез?)

Хозяйского погреба здесь быть не могло.  К примеру, «объект» мог иметь отношение к городским подземным коммуникациям.  Видно, что территория вокруг собора была благоустроена. В жару цветы нужно было поливать. Объект мог быть служебным помещением с вентилем для подключения шланга

Stanichnik (20.10.21 21:58)

Евгений, вы хотите доказать, что "щели" были редкостью или их совсем небыло? Я с вами не согласен. У меня впечатление, что их было очень много.

https://meotyda.ru/node/268

Бывалый (20.10.21 22:09)

Возвращаясь к началу обсуждения, на мой взгляд, нельзя утверждать, что танк застрял в щели-убежище. Это лишь предположение. Щели в Рабочем городке или где-то еще доказательствами не являются

Бывалый (16.10.21 22:41)

Длина гусеницы танка около 6 метров. Для него не было проблемы, чтобы переехать через окоп или подобное сооружение.

Ошибка танкистов была в том, что они пытались завалить вкопанные рельсы. Рельсы устояли, вся мощность двигателя ушла на самозарывание танка

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 8 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.