Окраина посёлка Сельмаш и 1-й посёлок Орджоникидзе

         В свете опубликованного сегодня (04.03.2021) материала об одной из балок (Сельмаш – 1-й Орджоникидзе) и последовавшего за этим обсуждения территориальных особенностей этих мест, хочу дополнить тему ещё 5-ю снимками, любезно предоставленными мне родственницей одной из наших постоянных участниц. Спасибо Вам, Светы!  ;-)

 

         Выкладываю эти виды для обсуждения желающими из числа тех, кто когда-то здесь жил (или ныне живёт), либо просто знает и любит эти улицы и переулки…

 

Окраина пос. Сельмаш и 1-й пос. Орджоникидзе 01

 

Окраина пос. Сельмаш и 1-й пос. Орджоникидзе 02

 

Окраина пос. Сельмаш и 1-й пос. Орджоникидзе 03

 

Окраина пос. Сельмаш и 1-й пос. Орджоникидзе 04

 

Окраина пос. Сельмаш и 1-й пос. Орджоникидзе 05

 

Бывалый (05.03.21 00:04)

Предлагаю обобщающее название для этого цикла публикаций  «Планета – Сельмаш» )

Роман S. (05.03.21 00:09)

Евгений, здесь не вполне Сельмаш, тут ещё и 1-й Посёлок. В масштабе города, действительно, разницы как бы и нет (как, допустим, в армии: и краснодарцы - земляки, коль ближе никого не оказалось), но здесь, на местах, это не одно и то же.

Хотя само по себе предложенное название - звучит очень гордо!

Бывалый (05.03.21 00:09)

Это мне так представляется с моей отдалённой колокольни)

Heach (08.03.21 09:36)

А нет ли вида на сам Сельмаш, школу и т.д. с вершины этих человейников?

Геннадий (13.03.21 16:12)

Вид на Сельмаш - уверен, что ОЧЕНЬ интересный - будет уже ближайшим летом с верхних этажей 24-этажки на улице Сержантова. Надо будет познакомиться с кем-либо из обитателей этих этажей.

Бывалый (13.03.21 18:07)

Еще лучше пробраться на крышу и снять круговую панораму хорошим фотоаппаратом

Бывалый (05.03.21 00:06)

Почему-то всплыла в памяти картина Марка Шагала «Над городом» (1918 г.)

Petrovitch (05.03.21 01:44)

Не совсем в тему, но так и не нашёл, где про Второй. Здесь кликабельная панорама пруда - https://garnira.net/post333724658/

Попов Михаил (05.03.21 11:29)

Большое спасибо Светланам и Роману. Необычный и интересный вид на места моего детства. Вот на первом снимке внизу крыши домов 15 и 17 на Клубной. Дом 15 сдавался примерно в 1963 году. Именно из него у нас появился новый одноклассник Саша И. Пару раз бывал у него в гостях. Дом тогда поражал новизной и приятным кремовым цветом наружных стен.

Комплекс из пятиэтажных домов в балке, у места пересечения ее Клубной, - это продукт конца 1990-х. Не знаю, как там сделаны фундаменты. - но проблем с устойчивостью конструкций может быть много. Пример есть - выше, за спецшколой смотрите второй снимок, стоят построенные в 1970-х дома. Один из них оказался с вертикальной трещиной шириной в 10-15 см. И его отделённый трещиной блок лет 10 стоял незаселённым.

Эти дома были построены на поляне, где у нас были основные футбольные сражения. Особенно круто было, когда сговаривались с пацанами с Маяковского и играли «посёлок на посёлок». На этой же поляне, напротив спецшколы ( до примерно 1964 года. - детского дома) стоял большой сарай. Это был склад-магазин угля и, как помнится, керосина.

Спуск по Клубной от детского дома до балки зимой был местом катаний на санках. Там ещё была лесенка с каменными ступеньками. И вот по ее ухабам скатиться было особенно лихо. Но в гололёд транспорт не мог взять этот подъем. Поэтому, после того, как дамба в продолжение Зеленодольской устоялась и по ней была обустроена дорога, основной транспортный поток пошёл минуя Клубную по Пановой.

Очень хорошо видная на первом фото серая линия домов по Российской сформировалась в 1970-е годы. А в 1960-х на месте этих домов были заросли акации и лоха серебристого. Старшие парни там охотились с ружьями на воробьев, облеплявшими кусты вдоль железной дороги стаями штук по 30-40. Второй посёлок, отделённый железной дорогой, был для нас гораздо менее близок и знаком. Ведь вся транспортная связь шла через Сельмаш. Ну и школа №20 была центром, от которого во многом формировались пути наших детских миграций.

Виктор (21.04.22 20:41)

Михаил, я жил вдоме на Клубной 15, кто такой Саша И.?Старый дом не мог поражать новизной и не были стены кремовыми. Это может уже был новый дом построеный на месте снесеного старого? На первом вашем фото уже новый дом по Клубной 15

Новый дом
На дальнем фоне дом №17
Виктор (21.04.22 23:37)

Миша, да жил в нашем старом доме Саша Исенко,как раз младше меня на год.Но кажется он после восьмого класса ушел? А нет ли у тебя фотографий твоего класса с литерой "В" с 1-го по 8 класс?

Попов Михаил (22.04.22 09:47)

Виктор. В те года мы очень часто с 1-го Орджоникидзе шли в школу по Клубной и затем - по мостику через балку заводских стоков ( балка через Кизитеринку-Западную, выходящая на современную Пановой была ужасно грязная, там я пару раз застревал в глине и терял галоши). И, конечно, мы наблюдали появление нового дома, который нам, по сравнению с темно-красными, уже потертыми, соседями, казался красавцем.

Саша Исенко ( да, ты прав, идентифицировав его) появился у нас только в пятом классе. Поэтому я в памяти привязал завершение строительства Вашего дома к 1963 году. Значит, они ( его семья) просто попозже туда заехали. Саша был абсолютно заводным, рано интересовавшимся девочками пацаном. Ушёл из школы после 8-го класса. Потом не виделись.

А школьных фотографий до 9-го класса в моем архиве нет ни одной. Жаль очень, но что поделаешь.

Виктор (22.04.22 10:51)

Да, я тоже удивился,когда увидел 10"Г",там были девчата из твоего 8"В". Алексеева, Вершинина жили в соседнем доме на Клубной 13, а с Наташей Жариковой я дружил и мы встречались.

Попов Михаил (22.04.22 14:53)

Да, Таня и Люда жили в доме №13. Там же жила и Люба Лизогуб. Вот она ушла после восьмого. Ее страничку иногда открываю а Одноклассниках.

А Наташа жила на 1-м Орджоникидзе, на Полторацкого. Насколько знаю, пошла по стопам своей мамы, стала педиатром. Очень правильная девочка была.

Роман S. (05.03.21 11:56)

Михаил, сделаю пару небольших дополнений-уточнений к написанному Вами мини-обзору.

Дом №15 по Клубной, причудливую геометрию крыши которого видно на снимке, это новый дом, построенный в конце 80-х - начале 90-х годов. Прежний дом с этим номером был расселён в 1987 году и затем снесён. Что было причиной этого я не знаю.

Относительно транспортного потока, минующего ул.Клубную, в те годы он шёл по улице Матросской и, далее углубляясь в посёлок, по улице Жданова. Эти две улицы объединили в одну, дав ей единую нумерацию и имя В.Пановой, лишь в 80-х годах (ближе к середине 80-х).

Heach (05.03.21 15:49)

У меня в том доме родственники жили и одноклассник брата. Дом аварийный был, вот и расселили. Тоже трещины как и в общагах, о которых писал Михаил. 

Роман S. (05.03.21 16:02)

Продержался всего 24 года - с 1963-го по 1987-й...

Геннадий (05.03.21 20:31)

Роман, всем, и в первую очередь тебе, спасибо за ценные мыслим и идеи. По-моему, на схемке условные границы первого поселка Орджоникидзе вполне правильные. "Забалка" в понимании тех, кто жил на центральных улицах Сельмаша (то есть улицы Клубная, Студенческая и окрестности их) - это все равно Сельмаш. А вот "туда, подальше", за другими балками (не за той, через которую были мостики) - вот это уже 1-й Орджоникидзе.
Мостик и трубу - понял, вспомнил. А вот тот мостик, который ты не помнишь - он выходил, будем так примерно говорить - к бане. Видимо, его убрали, когда другой мостик ещё действовал. Возможно, тот старый мостик просто саморазрушился, а восстанавливать не стали, так как уже было ясно, что там построят большие дома. Значит, балка текла между двумя новыми домами - парзяновским и параллельным ему, так получается?

Геннадий (05.03.21 20:34)

Роман, а детский садик левее парзяновского долма - какого примерно времени постройки? 1970-х годов?

Petrivitch (05.03.21 23:03)

Это мой пост про садик "Земляничка" - https://garnira.net/post141018325/ Который перешёл из помещения на Ильича во вновь отстроенный на Матросскую. Внизу поста есть фотка нынешней вывески садика. По номеру, думаю, сможешь отыскать и год постройки.

Petrovitch (05.03.21 23:12)

Вот, на сайте садика. Введён в эксплуатацию 15 мая 1971 года

Роман S. (05.03.21 20:46)

Да, центр балки (наиболее глубокая её часть) проходил приблизительно по теперешнему двору девятиэтажки по ул.В.Пановой, 32.

Долгое время, практически до начала строительства рядом расположенного дома №32/1, часть двора девятиэтажки, начиная от гаражей, была огорожена забором, за которым валялся всякий хлам. 

Дом под номером 32/1 построили ближе к концу 80-х годов на месте находившихся там до этого гаражей. Причём часть гаражей находилась внизу, то есть, в сохранившейся части балки (этот её отрезок сохранялся от засыпания дольше всего именно за счёт наличия там капитальных и металлических гаражей).

Дети с прилегающих домов улицы Клубной в зимнее время (когда был снег) имели под боком весьма нехилую горку для катания.

О времени постройки садика - не знаю. Помню его с очень давних времён.

Виктор (21.04.22 21:01)

Нет с 1961, а вот 1987 или 1988 уточню

Виктор (21.04.22 19:45)

Добрый вечер, Юрий. Внесу некоторые дополнения о доме по адресу Клубная №15. Этот дом был построен "хозспособом" в 1961 г. Мой отец участвовал в его строительстве, по окончании которого, распредеение квартир :) происходило в доме по жеребьевке в чьей-то фуражке и доверено участвовать нам мальчишкам. Я вытянул свою фамилию, а другой кто-то квартиру №5, где я прожил до 1968 г., когда уехал поступать в ТРТИ. Я должен был знать ваших родственников и одноклассника брата?Родители мои жили там до аварийной ситуации(дом дал трещину повсей стене) и потом их переселили на Чкаловский(1987 или даже 1988гг)

Heach (21.04.22 20:16)

Да уж, Земля круглая. Фамилия одноклассника брата Павлов. А родственники Кочерга. Сельмаш - он такой, ничего удивительного :)

Виктор (21.04.22 21:29)

Да уж, круглая.Павловых не припомню, если напомнишь как звали, в какой квартире жили, не в 3-й?А на Кочергу никогда б не подумал. Два брата,младший Виктор, старшего не помню.

Heach (21.04.22 22:29)

Номеров квартир не помню. Старший Владимир, насколько помню. Это линия моего деда, брат его там жил. А Павлов Игорь - выпуск 1983 (нажимайте)

Виктор (21.04.22 23:01)

Нет,Игоря я не помню, слишком большая разница в возрасте, тем более, что я уехал с Ростова в 1968 г. и не все фамилии жильцов помню.

Попов Михаил (05.03.21 13:01)

Спасибо большое Роман, за уточнения - дополнения. Редко я бываю в родном городе. Вот и многие детали нечеткими становятся.

Роман S. (05.03.21 13:47)

Михаил, Вам спасибо за углублённый - во временнóм смысле - экскурс в историю родных мест!

Гость (05.03.21 21:58)

Скорее не совсем за окраину спрошу. Кто помнит обособленный дворик с беседкой, до безумия уютный, весь утопающий в розах, дома, что на углу мира и селиванова?

Гость (26.12.23 12:48)

Я помню. Это когда ещё не было девятиэтажек. Это двор угловой четырёхэтажки. А что хотели узнать?

ОЛЬГА Г. (05.02.23 00:29)

На  ул. Клубной в 1950-1960-х годах  находился  детский сад "Красная шапочка", я в него ходила в 1957 году всего один месяц. На его месте  уже в 70-х  сделали ЛТП для алкашей

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 8 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.